Сценарий праздника "Широкая Масленица" для учащихся 3 класса.
Оценка 4.7

Сценарий праздника "Широкая Масленица" для учащихся 3 класса.

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
Междисциплинарный 3
3 кл—5 кл
09.05.2021
Сценарий праздника "Широкая Масленица" для учащихся 3 класса.
Сценарий праздника "Широкая Масленица" для учащихся 3 класса разработан учителями музыки и изобразительной деятельности совместно с творческой группой учащихся. Участники творческой группы на праздничном мероприятии принимают активное участие в проведении праздника: обыгрывают сценки, исполняют песни, частушки, проводят мастер-класс по изготовлению чучела-Масленицы.
Сценарий праздника Широкая Масленица для учащихся 3 класса.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская средняя школа №7 им. О.Н. Мамченкова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий праздника

«Широкая Масленица»

для учащихся 3 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

              Сценарий разработали:

учитель музыки Шаповалова Т.В.,

учитель ИЗО Власова О.Н.,

 творческая группа учащихся 3а класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Елизово 2020 г.

     Цель праздника: познакомить учащихся с историей празднования Масленицы, привить интерес к традициям празднования Масленицы посредством участия в праздничном мероприятии.

     Задачи:

1) знакомство  с истоками культурных традиций русского народа, расширение кругозора и эрудиции;

2) пополнение знаний в области русского фольклора, традиций старины (на примере праздника Масленицы);

3) развитие творческих способностей школьников;

4) воспитание коллективизма, способности воспринимать прекрасное, уважения к русской культуре;

5) воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа.

 

     Участники: учащиеся 3 класса, учитель музыки, учитель ИЗО, классный руководитель.

     Предварительная подготовка: 

- подготовка музыкального выступления участниками творческой проектной группы согласно репертуару праздника:

ü русская народная песня «Блины»,

ü масленичные частушки,

ü «Блинный трезвон»

ü ярмарочную сценку «Пожалуйте на Масленицу».

- Подготовка мастер-класса по изготовлению чучела Масленицы, подготовка материалов и заготовок для его проведения.

- Выпуск буклета «Рецепты приготовления блинов» для раздачи в завершении праздника.

- Оформление класса к празднику. Учитель музыки готовит блины для всех участников праздника.

 

Ход праздника

 

I.                   Организационный момент.

 

Под русскую народную музыку «Светит месяц» учащиеся входят в класс и занимают свои места.

 

Участники творческой группы в роли зазывал разыгрывают

ярмарочную сценку «Пожалуйте на Масленицу».

 

Звучит настороженная музыка.

 

В кабинет заглядывает 1 зазывала, оглядывает всё вокруг, оглядывается назад и громко зовёт остальных участников сценки:

 

- Эй, ребятня, пожалуйте сюда!

 

Под музыкальное сопровождение русской народной мелодии «Эх, масленица»  все участники сценки входят в кабинет, пританцовывая, и выстраиваются в одну линию у доски лицом к классу.

 

 2 зазывала:

- Здравствуйте, люди добрые, жители провинциальные, ближние и дальние!

 

3 зазывала:

- Поглядите, посмотрите, свои уши навострите, да глаза свои протрите.

 

4 зазывала:

- Всех вас уважем,

 

Все вместе:

- Да про Масленицу расскажем!

 

Все вышесказанные фразы зазывал сопровождаются жестикуляцией и образными движениями.

 

(Слайд 2)

Учитель: Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства.

Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. 

 

(Слайд 3)

Учитель: Этот праздник переходящий, т.е. у него нет постоянного числа, как, например, у Нового года или 8 марта. Вот в прошлом году Масленицу справляли с 12 по 18 февраля, а в этом году Масленица с ее народными гуляниями и блинными пирогами будет праздноваться с 4 по 10 марта.

 

(Слайд 4)

Учитель. Масленица ‑ самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и называл по-разному. Может быть кто-то из вас знает, как ещё называли этот праздник?  (Ответы детей).  У Масленицы было много разных названий: «боярыня-масленица», (участники творческой группы называют и показывают образные движения)

Лиза: «сырная»,

Кира: «разгульная»,

Вика: «широкая»,

Владик: «честная»,

 Кристина: «объедуха»,

Алина: «блиноеда» и другие.

(Слайд 5)

По одной из версий название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, можно в изобилии кушать  яйца, молоко, сыр, творог, масло, сметану.

(Слайд 6)

- Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. 

 

(Слайд 7)

- Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу было распространено

 катание с ледяных гор, прыжки через костер и взятие снежного городка.

 

(Слайд 8, 9)

- Вот так выглядели эти игры.

(Слайд 10)

Владик: Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица… 

 

Вика: и Широкая Масленица.

 

Владик: Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда.

 

Вика: Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье.

 

Владик: В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами.

 

Вика: А с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.

 

(Слайд 11)

Алина: В понедельник – «Встреча» праздника. В этот день начинали печь блины. Первый блин отдавали малоимущим на поминание усопших.

В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы,  затем все вместе катали его на санках по всей деревне, а потом и устанавливали на самой высокой снежной горке, с которой начинались катания на санях и веселые гулянья с песнями и танцами. Устраивались качели и столы со сладостями.

 

Учитель: Как вы думаете, какое угощение на столе было самым главным?

(Ответы детей: Блины.)

 

Учитель: Правильно. Что символизируют блины?

(Ответы детей: Солнце.)

 

Учитель: Конечно, они такие же круглые, румяные, горячие, как солнце. И сейчас я предлагаю вам переключить своё внимание на символ праздника – блины.

 

(Слайд 12)

Учитель: На уроках мы с вами знакомились с видами колокольных звонов. Напомните их названия? (Благовест, трезвон и набат).

- У какого из этих колокольных звонов звучат несколько колоколов? (У трезвона используется несколько колоколов.)

- Ребята, скажите, по какому случаю звучит трезвон? (Трезвон – это праздничный колокольный звон, по случаю праздника).

- Я не случайно завела речь о колокольных звонах. Сейчас я хочу предложить вам подобно праздничному трезвону исполнить блинную попевку.  Исполнять мы ее будем многоголосно. У каждой группы будет своя партия с определённым словом, ритмом и звуком. Мы разделимся с вами на три группы, то есть на три голоса.

- Первая группа будет исполнять слово «блин», низким голосом и уверенным, подобно большому колоколу. Обратите внимание, что у вас окончание слова, должно быть звенящим, как у большого колокола. Ритм, вашей партии самый простой, совпадающий с сильной долей.

- Во второй группе звучание будет подобно среднему колоколу со словами «пол блина». Начинать исполнять свою партию вы будете по моему показу и до конца, пока я не остановлю всех.

- Третья группа будет исполнять партию со словами «нет блинов - одна сметана». Вы уже, наверное, догадались подобно звучанию, каких колоколов будет ваша партия?  (Подобно звучанию малых колоколов). Правильно. И ритм ваш будет следующим (показать). Если сравнить ваш ритм и ритм первой группы то, на их одну долю приходится ваших восемь долей.

- Итак, давайте попробуем изобразить праздничный трезвон по случаю наступления Масленицы. По моему показу, по очереди каждая группа вступает и исполняет свою партию до конца, внимательно следя за жестом.

- Получилось очень необычно и красиво и очень напомнило звучание праздничного трезвона.

(Слайд 13)

Кира: Вторник – «Заигрыш». В этот день продолжались игры, начатые в понедельник. А ещё во вторник происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины и пели масляничные песенки и частушки.

 

Учитель: Ребята, скажите, почему на праздниках и гуляньях почти всегда поют частушки? (Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)

 

- Правильно, частушка - это веселая, шуточного содержания песенка, в которой много куплетов. Появилась частушка более 200 лет назад, произошла она от шуточных прибауток, плясовых и игровых припевок. Наш праздник продолжают масленичные частушки в исполнении творческой группы. А чтобы это выступление стало ярче и задорнее, предлагаю взять в руки музыкальные инструменты, которые находятся у вас на партах, и поддержать наших частушечников. Важно, чтобы музыкальное сопровождение звучало только во время вступления и проигрыша.

Под музыкальное сопровождение одноклассников

участники творческой группы исполняют масленичные частушки

 

Владик

- Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

 


Все: Мы на маслену-неделю

Вам частушки пропоём,

И расскажем всем ребятам

Как мы этот праздник ждём.

 

Кристина

Мы всем классом влюблены
В супервкусные блины,
Их на полный рот жуем
И частушки вам поем!

 

Вика

Нам на этой на неделе
Все завидуют модели,
Ведь блины нам всем, друзья,
Можно есть, а им – нельзя!

 

Владик

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

 

 

 

 

 

Лиза

За фигурой я слежу,
Внешним видом дорожу,
«Блин полезен для фигуры»,

Я вам в точности скажу!

 

Кира                                  

С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

 

 Алина

 На прощанье весь народ
 Масленицу подожжет.
 Разгорайся поскорей,
 Чтоб жилось нам веселей!


 

(Слайд 14)

Владик:  Продолжаем знакомиться с днями недели Масленицы.  Среда  называется «Лакомка».  В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

 

Кристина: Владик, а кто такой зять?

Владик: Зять – это муж дочери.

Вика: А кто такая тёща?

Владик: Тёща – это мама жены.

(Слайд 15)

Учитель: С четверга наступала Широкая Масленица.

 

(Слайд 16)

Кристина: Четверг – называется «Разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивали катание на лошадях "по солнышку" ‑  по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг ‑ оборона или взятие снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

 

(Слайд 17)

Лиза: Пятница – «Тёщины вечёрки». В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь. Тёща приходила

в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

 

(Слайд 18)

Вика: В субботу проходили «Золовкины посиделки». Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Золовка получала от невестки какой-нибудь подарок.

 

 (Слайд 19)

Учитель: Воскресенье – «Прощеный день». Заключительный день Масленицы, когда просят прощения у родных и знакомых за обиды. Наши предки просили друг у друга прощение и в ответ слышали: «Бог простит». Эта традиция дошла и до нашего времени.

- После этого весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Когда же чучело сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. 

 

Кристина: Чучело Масленицы символизирует ушедшую зиму — период, когда природа увядает и земля не плодоносит. Для наших предков зима ассоциировалась со смертью, которую олицетворяет чучело.

 

Кира: Сжигая чучело, люди как бы освобождались от негатива, который накопился за год: болезни, обиды, несчастья и др.

 

Кристина: Сейчас мы с Кирой проведём мастер-класс и научим быстрому и простому способу изготовления чучела Масленицы.

 

Мастер-класс по изготовлению чучела Масленицы

(весь материал мастер-класса находится в отдельной папке Приложение 5)

Учитель: Как известно на Масленицу устраивали различные соревнования, чтобы помериться силой, да ловкостью. Это и кулачные бои, и перетягивание каната, и взятие снежного городка. И сейчас я хочу вам предложить тоже помериться, но только не силой, а внимательностью. Сейчас я буду по очереди каждой команде задавать вопросы, связанные с празднованием Масленицы. Свой ответ вы должны будете обсудить и назначить одного отвечающего. Желательно, чтобы ответ давали разные ребята.

- За каждый правильный ответ вы получите 1 смайлик. Какая команда наберёт большее количество смайликов, та и победит в интеллектуальном состязании.

Викторина

1.     Как на Руси называли Масленицу? Дайте 5 других названий Масленицы.

(«Боярыня-масленица», «сырная», «разгульная», «широкая», «честная», «веселая», «разгульная», «объедуха», «блиноеда»).

2.     Кому было принято отдавать первый блин? (Нищим на поминание усопших).

3.     Дайте правильное название пятнице масленичной недели (Тёщины вечорки).

4.     Сколько дней длилась масленица? (7 дней).

5.     В какой день масленичной недели тёща ждала зятя на блины? (В среду).

6.     Назовите, на какие два периода делится масленичная неделя? (Масленичная неделя делится на узкую и широкую Масленицу).

7.     В какой день недели проходили «золовкины посиделки»? (В субботу).

8.     С какого дня на масленичной неделе нельзя было заниматься хозяйственными работами? (С четверга).

9.      В какой день недели проходили смотрины невест? (Во вторник).

10.  Зачем сжигали чучело? (Чтобы проводить зиму).

11.  В какой день недели дети делали соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам? (В понедельник).

12.  В какой день было принято просить прощение у родных и знакомых прощение? Как назывался этот день? (Прощёное воскресенье).

- Молодцы! Вот и подошел к завершению праздник. Я хочу предложить вам исполнить русскую народную песню «Блины». Во время вступления, проигрыша и заключения, я попрошу вас подыграть на музыкальных инструментах.

Исполнение русской народной песни «Блины»


1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.

Ой, блины мои блины

Вы блиночки мои. (2 раза)

 

2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.

Ой, блины мои блины

Вы блиночки мои. (2 раза)

 

3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины мои блины

Вы блиночки мои. (2 раза)

 

4. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины мои блины

Вы блиночки мои. (2 раза)

 

5. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Ой, блины мои блины

Вы блиночки мои. (2 раза)

 

6. «Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы».

Ой, блины мои блины

Вы блиночки мои. (2 раза)

 


На последних словах песни Вика выносит поднос с блинами.

Угощение блинами всех участников праздника.

Кристина: А сейчас мы подарим всем буклеты с рецептами приготовления блинов, которые мы изготовили для вас. В них вы найдёте разные способы приготовления блинов.

Раздача буклета «Рецепты приготовления блинов», изготовленных участниками творческой группы.

Учитель: Как хорошо напечь блинов, собрать друзей, родных, вкусно поесть и простить тех, кто нас обидел, и покаяться перед теми, кого обидели мы, как в старое доброе время. Давайте будем помнить истоки и соблюдать традиции наших предков, в них много доброго и мудрого. А сейчас предлагаю всем сделать памятное фото.

В завершении праздника все его участники делают памятное фото.

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елизовская средняя школа №7 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елизовская средняя школа №7 им

Цель праздника : познакомить учащихся с историей празднования

Цель праздника : познакомить учащихся с историей празднования

Ход праздника I.

Ход праздника I.

Учитель: Этот праздник переходящий, т

Учитель: Этот праздник переходящий, т

Вика: и Широкая Масленица.

Вика: и Широкая Масленица.

Мы разделимся с вами на три группы, то есть на три голоса

Мы разделимся с вами на три группы, то есть на три голоса

Важно, чтобы музыкальное сопровождение звучало только во время вступления и проигрыша

Важно, чтобы музыкальное сопровождение звучало только во время вступления и проигрыша

Учитель: С четверга наступала

Учитель: С четверга наступала

И сейчас я хочу вам предложить тоже помериться, но только не силой, а внимательностью

И сейчас я хочу вам предложить тоже помериться, но только не силой, а внимательностью

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.