Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»
Сценарий
проведения эколого-биологической игры «Азбука поведения человека в природе»
Категории и группы участников: учащиеся любой формы обучения в возрасте от 10 до13 лет.
Составители: Еремина Галина Владимировна, Кадочникова Елена Николаевна.
Нижний Тагил
Пояснительная записка
Эколого-биологической игры «Азбука поведения человека в природе»
пробуждает интерес к миру природы, формирует представления о единстве природы, объясняет простейшие взаимосвязи процессов и явлений природы. Воспитывает у учащихся чувство ответственности за своё поведение в природе, формирует знания о нормах и правилах поведения в природе; вырабатывает потребность в общении с природой.
Игра «Азбука поведения человека в природе» является групповой формой организации внеклассной работы, рассчитана на учащихся основного общего звена различного типа образовательных учреждений в возрасте от10 до 13 лет.
Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за своё поведение в природе, сформировать знания о нормах и правилах поведения в природе; выработать потребность в общении с природой.
Задачи:
-Помочь учащимся осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
-Помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
-Закрепить знания о правилах безопасности в природе.
-Закрепить умение оказывать элементарную медицинскую помощь,
-Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.
-Развивать логическое мышление, память, внимание.
-Воспитывать сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение выслушивать ответ товарища, не перебивая.
Оборудование: мультимедиа с презентацией; туристско-спортивное оборудование; плакаты с правилами поведения в природе; йод, вата, зеленка, градусник, таблетки, бинт.
Условия игры
В игре могут принять участие несколько команд, Команды должны иметь название, эмблемы, девиз. За правильные ответы ставятся баллы. За правильное объяснение ответа добавляется бонусный балл. С целью усложнения условий игры между турами можно использовать несложные элементы полосы препятствий, используемые в туризме, например, «бревно», «паутину», «завал», «кочки», «маятник» и другие - это сделает игру ещё более увлекательной.
Ведущий: Сегодня мы поговорим о природе и правилах поведения в ней, знакомит игроков с правилами игры.
Ведущий: Как вы понимаете, что такое природа? Что входит в это понятие?
(Ответы учащихся)
Посмотрите!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
-это все вокруг-…
Мир природы чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу... (любить и беречь). А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила поведения в природе. А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и проверим. Наша игра будет проходить в три тура.
I Тур «Экологично - не экологично»
Задание «Фото факт»
Ведущий:
Внимательность, друзья, и прилежанье,
Понадобятся вам. Теперь вниманье:
Из фото этих выбрать вы должны
Лишь те, что в экологии важны.
Командам предлагается ряд фотографий, картинок с изображением экологически правильных и неправильных действий людей.
II Тур «Красная книга»
Задание 1
Ведущий:
Посмотрите на страницы:
Здесь растения и птицы,
Насекомые и звери –
Кто знаком с ними, проверим:
Постарайтесь отобрать
Тех, что нужно охранять.
Командам предлагаются фото представителей живой природы, из них нужно выбрать тех, которые являются охраняемыми.
Задание 2
Ведущий:
Подумайте, почему исчезают многие растения и животные?
|
|
III Тур «Знай и соблюдай»
Задание 1 «Магия, доступная каждому»
Ведущий: обращает внимание команд на изображение на слайде и говорит о том, что каждый при желании может стать волшебником, стоит только захотеть и постараться.
Если ты природе друг,
Береги всё, что вокруг,
Оцени её сполна,
Ведь Земля у нас одна!
Ведущий: Все мы с вами любим, отдыхать на природе. Сколько удивительного можно увидеть в природе, сколько жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать, как вести себя в гостях у Природы, чтобы не нарушать её красоту и не беспокоить жителей.
Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать более 2-х лет, консервные банки - более 30 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, стекло- 1000 лет. Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, защите. Я напомню вам некоторые правила поведения в природе, послушайте их внимательно.
Есть правила на свете,
Должны их знать все дети.
Сейчас отправимся мы в путь,
В страну, где правила живут.
НЕ порть кору деревьев
Автографом своим,
Что ты тут был, поверим,
Но лучше б ты не был!
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка,
Для дерева - деточка.
НЕ бери собаку в лес:
Видишь, пёс в гнездо полез.
Он не понимает,
Что птенцов пугает!
Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Очень прошу вас, дети!
Запомните заповеди эти!
И в лесу, пожалуйста, не забывайте
Их обязательно выполняй
А теперь более подробно познакомимся с этими и другими правилами поведения на природе, внимание на экран.
Ведущий просит прокомментировать изображения правил поведения в природе.
Задание 2 «Правила безопасности в природе».
Ведущий: Сейчас я предлагаю Вам поговорить о правилах Вашей безопасности в природе. Я начну стихотворную строчку, а вы попытайтесь ее закончить.
Ведущий: Ребята, помните, под высокими и одиноко стоящими предметами стоять во время грозы нельзя!
Если дерево одно
В поле возвышается,
То стоять под ним в грозу
…………………………
Если молния в него.
Невзначай ударит,
То живого никого
……………………..
Ведущий: Давайте вспомним, ребята, как себя вести, если вы вдруг потерялись?
Физкультминутка «Я однажды потерялся»
Я однажды потерялся – (изобразить испуг),
Только быстро догадался – (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться), Посмотрел туда-сюда – (повороты),
Нету мамы – вот беда – (развести руки в стороны внизу),
Побежал направо я – (бег на месте),
Мама не нашлась моя – (руку «козырьком»),
Побежал налево я – (бег на месте),
Мама не нашлась моя – (руку «козырьком»),
Повернулся я вокруг – (поворот вокруг себя),
Может быть увижу вдруг – (руку «козырьком»),
Нету. Я решил стоять – (руки скрестить на груди),
И на месте маму ждать.
Ведущий: Правильно сделал мальчик? Если вы потерялись, то не нужно ни куда бегать. Стойте и ждите. Вас обязательно найдут.
Ведущий: Что делать, если ты заблудился в лесу. Перечислите ваши действия.
Ведущий комментирует ответы игроков команд.
Ведущий: А сейчас представьте, что вы на прогулке упали. И у вас на коленке ссадина. Нужно из предложенных вам предметов: йод, вата, зеленка, градусник, таблетки, бинт, выбрать те, которые нужны, для обработки раны.
Жюри подводит итоги. Время совещания жюри можно заполнить проведением физкультминутки «Если я приду в лесок».
Ведущий: Я буду вам говорить свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо – «нет»:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Ведущий:
Вот и закончилась игра,
И подвести итог пора,
В кулак терпенье собери:
Ведь слово мы дадим жюри!
Объявление результатов, награждение победителей.
Ведущий обращается к игрокам:
Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
И неприятность не пришла.
И где-то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
Ответы:
I Тур «Экологично - не экологично»
Задание «Фото факт»
II Тур «Красная книга»
Задание 1
Задание 2
III Тур «Знай и соблюдай»
Задание 1 «Магия, доступная каждому»
Задание 2 «Правила безопасности в природе».
-Людям запрещается!
-Рядом не оставит…
Литература
1. Обухова Л.А. Школа докторов Природы. – М,: ВАКО, 2004
2. Тишурина О.Н.Растения леса. – М,: Дрофа, 2003
3. Интернет источник : http://fb.ru/article/164319/orientirovanie-po-mestnyim-priznakam-sposobyi-i-primeryi
4. Интернет источник : https://ulpressa.ru/2016/03/14/obrashhenie-ekologicheskoy-palatyi-ulyanovskoy-oblasti/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.