Сценарий проекта, посвященный творческому пути Марка Бернеса, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Любови Орловой во время Великой Отечественной Войны.
ФРОНТОВЫЕ КУМИРЫ
На экране над сценой в зрительном зале заставка «Артисты фронтового театра выступают на передовой перед бойцами»
В проекте принимают участие учащиеся и учителя. Они же являются ведущими проекта.
Организатор:
Весенние майские дни всегда ассоциируются у нас с цветением земли и радостью пробуждения жизни.
А еще с победными салютами.
А еще с концертами и любимыми фильмами. В эти дни для нас всегда на экранах, на сценах и открытых городских площадках - желанные артисты.
Их творчество кажется нам легкой и приятной работой. Так ли это? Всегда ли актер, певец, танцор-баловень судьбы?
Сегодня мы познакомим вас с биографиями и творчеством тех артистов, имена которых знала вся страна. Эти люди были кумирами всей страны.
До наступления Войны, во время Войны и многие годы после нее.
Эти артисты боролись с врагом силой своего творчества не хуже, чем солдаты со смертоносным оружием в руках.
А сколько радости, счастья, удовольствия, эмоций дарили они бойцам на фронтах, равно, как и солдаты, рискуя своими жизнями.
И сколькие из них хранят, как дорогие реликвии, ордена и медали за участие в Великой Отечественной Войне…
На экране заставка – Марк Бернес в фильме «Два бойца»
Первый :
В 1935 году режиссер Евгений Червяков готовился к съемкам фильма «Заключенные», на крохотный эпизод которого был приглашен актер массовки Марк Бернес, без образования, приезжий с Украины и от отсутствия жилья в Москве, ночующий в театральной гримерке. Фильм прошел не замеченным зрителями.
Второй:
Зато через год Марк Бернес-начинающий актер, знакомится с драматургом Николаем Погодиным, и тот рекомендует Марка режиссеру Сергею Юткевичу, который в 1936 году приступил к съемкам фильма «Шахтеры». В этом фильме Бернес сыграл шпиона Красовского.
Третий:
Через год С. Юткевич опять пригласил Бернеса в новый фильм «Человек с ружьем», где Марк Бернес сыграл молодого красноармейца.
Четвертый:
И в этом фильме Бернес уже начинает становиться тем Бернесом, которого все знают и любят.
Пятый:
Копаясь в актерском реквизите, Бернес наткнулся на старую гармошку. Второй режиссер фильма сочинил для фильма простенькую песенку «Тучи над городом встали», ее-то герой Бернеса и спел с экрана под гармошку.
Шестой:
Никто во время съемок и не предполагал, что
песню в исполнении Бернеса потом станет распевать вся страна. Так 26-летний
Марк Бернес сразу же после выхода фильма на экраны проснулся знаменитым.
Седьмой:
Шаланды, полные кефали… - известная советская песня. Написана композитором Никитой Богословским для кинофильма «Два бойца» , где её и исполнил Марк Бернес, игравший бойца-одессита Аркадия Дзюбина.
Учитель:
После выхода фильма на экран песня приобрела огромную популярность. Но слушать ее и исполнять не рекомендовалось, она считалась блатной. А она , всего лишь, была пропитана истинно одесским колоритом, который ни с чем не сравнимо нес зрителям персонаж фильма в исполнении одаренного от природы Марка Наумовича Бернеса..
Песня в исполнении участников проекта про Костю-моряка
На экране фрагмент видео песни в исполнении Марка Бернеса «Я люблю тебя, жизнь»
Первый:
«Ради жизни на земле»-под таким лозунгом бойцы доблестной красной армии бились за свободу Отечества. Под этим же лозунгом работали на фронтах и в тылу актеры, музыканты, сценаристы.
На экране заставка - фото К. И. Шульженко
Второй:
Когда речь идет о народной артистке СССР Клавдии
Шульженко, самые взыскательные критики не могут удержаться от восторженных
оценок, нескрываемого восхищения ее мастерством, от преклонения перед вечной
молодостью ее таланта.
Третий:
Так было всегда. Композитор Исаак Дунаевский
- свидетель первых ее шагов на эстраде, долгие годы внимательно следивший за
выступлениями Клавдии Шульженко, в одном из интервью назвал певицу «выдающимся
эстрадным мастером с ярко выраженным исполнительским дарованием. Сила таких
талантов, как Шульженко, - в особом, только им присущем обаянии, в блеске
индивидуальности».
Четвертый:
Известно, что в годы войны производство пластинок было временно прекращено. Когда в начале 1943 года на Апрелевском заводе вновь был налажен выпуск граммофонных дисков, в числе первых записей оказались песни, исполненные Клавдией Шульженко. Рассказывавшие о верности солдата тем, кто остался дома, о фронтовых буднях, о часе желанной встречи с любимыми; песни эти были необходимы фронту.
Пятый:
«Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою», - писали участники сражений.
На экране фрагмент видео песни в исполнении К. Шульженко «Вальс о вальсе»
Одновременно с видео участники проекта танцуют вальс в зале перед сценой с членами Совета ветеранов и фронтовиками.
Шестой:
Великая Отечественная война вызвала к жизни новые песни, которые нужны были
солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и
добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни,
походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами,
публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио,
звучали с экрана в боевых киносборниках: песни- лозунги, песни-призывы,
выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору
врагу.
Седьмой:
Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью.
Восьмой:
Когда Клавдия Ивановна, много раз выходившая на передовой с песней «Синий платочек», пела ее уже после войны спустя и два, и три десятка лет в до отказа наполненном Колонном зале, солдаты с иконостасом боевых орденов на груди, не могли сдержать слез.
Учитель:
Особенно потрясал слушателей и зрителей жест певицы, когда она, зажав синюю косынку, складывала перед собой руки, демонстрируя, как пулеметчик строчит из пулемета за «синий платочек, что был на плечах дорогих…»
На экране фрагмент видео в исполнении К. Шульженко «Синий платочек»
Песня в исполнении участников проекта «Синий платочек» .
На экране фото Любови Орловой на спортивном параде со знаменем в руках (финал фильма «Цирк»)
Первый:
Невероятно кипучим фонтаном радости и бодрого заряда для довоенных, военных и послевоенных зрителей была и остается актриса-легенда Любовь Петровна Орлова.
Второй:
Сыгравшая главные роли в фильмах, которые так любили бабушки и дедушки- «Веселые ребята», «Цирк», «Весна», «Волга-Волга», « Светлый путь», она десятки лет была душой целого поколения. Все песни в фильмах, хореографические и цирковые номера, акробатические трюки актриса делала без дублеров. Такое разнообразие блестящих творческих навыков невозможно было повторить.
На экране фрагмент фильма «Веселые ребята», где Утесов и Орлова исполняют шуточную песню про утюг.
Третий:
Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Любови Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам.
Четвертый:
Типаж Орловой - человек нового времени, энергичный, полный оптимизма, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
На экране фото Любови Орловой на фронте в окружении солдат.
Пятый:
Во время Великой Отечественной войны Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.
В исполнении участников проекта звучит песня из репертуара Л. Орловой «Здравствуй, страна героев!»
Первый:
Неизменным партнером по фильмам Любови Орловой был любимец зрителей Леонид Осипович Утесов.
На экране фото Леонида Утесова в роли Кости Потехина в фильме «Веселые ребята»
Второй:
Такой же яркий талант, спортсмен, гимнаст,
акробат, исполнитель джазовых композиций, он был многолик и мог один исполнить
множество ролей, в том числе, женских.
Третий:
8 марта 1929 года в Ленинграде дебютировал театрализованный джаз Леонида Утёсова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утёсов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов.
Четвертый:
Музыканты разыгрывали разнообразные сценки
между собой и дирижёром. В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил новую
программу «Песни моей Родины». Программа шла несколько лет, вплоть до 1941
года.
Пятый:
В 1939 году вышла его первая книга «Записки актёра». В этом же году он играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте «Пароход», который по праву считается прообразом современных видеоклипов.
На экране видео джаза Утесова «Пароход»
Шестой:
В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки.
Седьмой:
5-му гвардейскому истребительному авиаполку
были подарены два самолёта Ла-5Ф от оркестра Леонида Утёсова. Самолеты носили
название "Весёлые ребята".
Учитель:
Перед концом - 9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утёсов выступал с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.
Песня Леонида Утесова в исполнении участников проекта
«На Берлин!»
Первый:
Певица Лидия Русланова обладала голосом редкого звучания и огромного диапазона: низкое контральто с глубоким, красивым грудным звучанием, неожиданно переходившим в среднее и даже высокое чарующее меццо-сопрано. Обладая даром музыкальной импровизации, певица превращала каждую песню в настоящий маленький спектакль.
На экране фото певицы, выступающей перед бойцами на борту грузовика.
Второй:
Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Андреевны Руслановой стали годы войны, сначала финской, а затем Великой Отечественной. Во время финской войны Лидия Андреевна Русланова в составе концертной бригады выехала на фронт. Это было зимой 1940 года.
Третий:
В Заполярье стояли жесточайшие тридцатиградусные морозы. Работать приходилось в тяжелейших условиях, «путешествовать» приходилось, как попало: то на дрезине, то на автобусе, то на самолете, то на санях, а иногда идти и на лыжах.
Четвертый:
Не только выступать, но и отдыхать приходилось в ватниках: фанерные домики не прогревались походными печурками. Неудивительно, что многие артисты понемногу приходили в уныние, начинали нервничать.
Пятый:
Многие, но не Русланова. Постоянно принимая стрептоцид, чтобы от простуды не потерять голос, Лидия Андреевна не пропустила ни одного концерта. А за месяц концертная бригада дала более ста концертов!
Шестой:
Однажды, узнав о маршруте фронтовой бригады с Руслановой, ее вместе с другими артистами «похитили» воздушные асы, доставив сразу после боевого вылета на нескольких бомбардировщиках в свое подразделение.
Седьмой:
Здесь благодарные поклонники Руслановой не только отогрели артистов в железнодорожных вагонах, но и устроили для нее и всей концертной бригады настоящую русскую баню.
Восьмой:
Слава «гвардии певицы» Руслановой прошла вместе с ней по всем фронтам Великой Отечественной войны и долетела до Бранденбургских ворот.
Первый:
Уже в первые недели 1941 года Лидия Андреевна удивила всех знакомых, вернувшись на несколько дней в Москву, как и некоторые мужчины-артисты, в военной форме. Она участвовала в самой первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала до конца войны.
Второй:
Многочисленные репортажи, фотографии и кадры военной кинохроники сохранили для нас облик Руслановой и фрагменты ее концертов в трудной и опасной боевой обстановке.
Третий:
Под артиллерийским обстрелом Лидия Андреевна стоит на лесной поляне или кузове грузовика в ярком национальном костюме. Вокруг сотни солдат с оживленными восхищенными лицами. И не удивительно. Любимая народная певица поет им о России, о Волге, о чудесной русской земле, напоминая, кому - родную мать, кому - родную сестру, кому - жену, что ждут не дождутся своих защитников.
Четвертый:
Красивый, сильный, глубокий голос Руслановой, как и прежде, завораживал и зажигал слушателей, но звучал, пожалуй, чуть мягче, чуть сердечнее.
В глазах, светящихся неподдельной добротой, улавливались тревога и печаль. Ведь часто сразу после концерта солдаты шли в атаку.
Пятый:
На одном таком концерте между боями в полусожженном лесу подошел к певице молодой боец и сказал: «Видишь, какие мы чумазые после боя.
Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще».
Шестой:
И Русланова запела раздольную
русскую песню «Вот мчится тройка удалая». Скоро по команде бойцы ушли в бой.
Лес содрогался от взрывов и выстрелов.
Фото Лидии Руслановой на
фронтовом концерте
Седьмой:
Однажды командование попросило Лидию Андреевну Русланову петь как можно дольше. Звук с помощью походной радиостанции усилили, так что он стал слышен по другую сторону фронта, и там тоже заслушались пением русской артистки. Концерт увлек врага настолько, что он прекратил обстрел наших позиций.
Восьмой:
В это время была проведена передислокация наших войск, необходимая для следующего наступления. За этот концерт Лидия Андреевна Русланова была награждена орденом Красной Звезды.
Первый:
В первые дни победного мая Русланова вместе с концертной бригадой дает концерты на руинах Рейхстага.
Второй:
Первый концерт в захваченном Берлине продолжался до глубокой ночи. Весть о нем разнеслась мгновенно, и в течение нескольких часов к Рейхстагу прибывали все новые и новые бойцы и командиры. Прославленный маршал подошел к актрисе, снял с груди боевой орден и отдал его певице в знак большого признания.
Учитель:
Появление знаменитой русской
певицы в национальном костюме у здания поверженного гитлеровского Рейхстага
произвело такое сильное впечатление, что и после окончания концерта бойцы долго
не расходились. Они протянули ей уголь и попросили расписаться на колонне Рейхстага
рядом с именами первых солдат, ворвавшихся в логово фашизма. И Русланова вывела
углем свое имя, имя первой русской актрисы, воспевшей Победу, в столице
разгромленного врага.
День 2 мая 1945 года, когда состоялся этот неповторимый концерт, Лидия
Андреевна запомнила навсегда, а снимок, запечатлевший ее поющей на ступенях Рейхстага
в окружении воинов-победителей, хранила всю жизнь.
На экране сменяются фотографии актеров и режиссеров советского кино, воевавших на фронтах Великой Отечественной- Леонида Гайдая, Владимира Этуша, Петра Глебова, Юрия Никулина, Анатолия Папанова, Алексея Смирнова, Иноккентия Смоктуновского, Михаила Пуговкина.
Организатор:
Многие народные любимцы прошли через горнила войны, закалены сражениями и несгибаемым мужеством. Их лица, как и их славные кинообразы, знакомы всем присутствующим в зале зрителям.
Актеры - такие же солдаты. Только оружие у них другое. Юмор, задор, неповторимое обаяние.
В честь 800- летия Москвы на Красной площади впервые прозвучала песня в исполнении Леонида Утесова «Дорогие мои москвичи».
Это было посвящение всем жителям славного города - тем, кто отстаивал его свободу с оружием в руках и тем, чьим оружием была музыка, кино и эстрада во время Великой отечественной и в мирной жизни.
Великим людям Великой страны посвятил свою чудесную песню Леонид Осипович Утесов.
На экране фрагмент видео, где отец и дочь Утесовы исполняют песню «Дорогие мои москвичи». В какой-то миг кинопленка остановлена.
В финале эта песня звучит в исполнении всех участников проекта.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.