Сценарий мероприятия «Круглый стол «Математика – основа культуры»
За столом сидят три великих математика Архимед, Евклид, Платон.
_Архимед : Ну что господа, сегодня нам предстоит выбрать лучших из лучших и принять в наш «Совет мудрецов».
_ Евклид: Да, в списке фамилии каких-то неизвестных доселе молодых людей, неужели они смыслят что-то в математике?
_ Платон: Господа! Минуточку! Мы уже старые, нам нужна смена. И вообще, молодость – не значит глупость.
Слова автора: Эта тройка – великие математики:
Архимед - древнегреческий математик и механик. Развил методы нахождения площадей, поверхностей, объемов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили свое время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчисления.
Нет, не всегда
смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.
Над
математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.
Ах, если б смерть — лихую гостью —
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели — число!
ОН был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не помнит, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Евклид – древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Его главная работа «Начала» содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел. Кроме математики он писал музыку, занимался астрономией, оптикой.
Платон – древнегреческий математик. В Афинах основал собственную школу – академию. Считая, что знание математики необходимо каждому образованному человеку, ввел математику в число предметов преподавания. Является одним из основателей логического метода рассуждения от противного. Ввел термины «Анализ» и «Синтез». Уделял большое внимание задачам на посторенние с помощью циркуля и линейки.
(В зал вприпрыжку вбегает ученик.)
-Гаусс: господа, извольте мне сказать, у меня есть открытие, важное для математики.
- Архимед: молодой человек, вы, что смеетесь над нами, великими умами математики. Вам еще в игрушки играть как раз в пору, а не математикой заниматься.
Слова автора: Карл Фридрих Гаусс – немецкий математик, родился в семье водопроводчика, обычный ученик. Это позже он станет иностранным почетным членом Петербургской Академии Наук. В Геттингенском университете он получит доцентуру. До конца жизни он был директором Геттингенской астрономической обсерватории. Отличительными чертами творчества являются глубокая органическая связь в его исследованиях между теоретической и прикладной математикой. До сих пор мы используем метод Гаусса при решении систем уравнений с двумя и более переменными. Решив уравнение хр – 1 =0, он нашел все значения р для которых правильный р-угольник можно построить с помощью циркуля и линейки. Он вписал правильный 17-угольник в круг. Этому открытию он придавал большое значение и завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг на своем надгробном памятнике.
-Гаусс: Пусть мне сейчас всего 9 лет, но я стану великим математиком, а пока я хочу показать, как я перехитрил своего учителя и нашел способ, как можно быстро найти сумму чисел от 1 до 40.
1, 2, 3, …,20
40,39,38,…,21
41,41,41,…,41.
Так как количество таких пар равно 20, то искомая сумма равна 41*20=820.
Я могу так сосчитать сумму любых чисел. Например, от 5 до 100. (5+100)*48=5040.
_Евклид: Господа, этот юноша применил закономерности арифметической прогрессии: Sn=.
Я хочу сказать, что из него может получиться хороший математик. Кто за то, чтобы Карл Гаусс стал приближенным к совету великих математиков, прошу голосовать.
_ Платон: Я согласен с вами господа, но для того чтобы стать великим математиком нужны и великие открытия.
_Гаусс: Я могу еще решить систему уравнений с 2,3, и т.д. переменными, приводя ее к треугольному виду. Да, дорогие ученики (говорит смотря в зал) вы называете такой метод методом подстановки.
Х – 2у = 3 , х=3+2у , х=3+2у, х= 1,
2х + у =1 , 2(3+2у) +у =1, 5у= -5, у= -1.
_ Архимед: Принимаем. Присаживайся. Следующий, входите пожалуйста.
(Появился в зале Лобачевский. Говорит высокомерно).
_Лобачевский: Я создал новую геометрическую систему. Это неевклидова геометрия. Потому что аксиома о параллельных прямых ( или 5 постулат) – неверная. Через точку, не лежащую на прямой можно провести несколько прямых параллельных данной прямой.
_Евклид: он сумасшедший, что он говорит? Вы посмотрите на чертеж. Моими трудами пользовались все люди много лет, и все было верно.
_ Платон: Господа, не шумите, давайте послушаем этого молодого хвастуна, что он еще скажет, где в математике еще ошибки? Это становится очень интересно.
_ Лобачевский: Да, я, сумасшедший, но я не слепой. Посмотрите немного дальше своего носа. Геометрия Евклида, которой больше двух тысяч лет – это геометрия куска плоскости, если за прямые взять геодезические линии. А мир ведь необъятен. Поверить в мою правоту могут лишь опыты, каковы например астрономические наблюдения. Я назову свою геометрическую систему «воображаемой геометрией». Пройдет время и люди увидят, что моя система необходима при изучении алгебры в области анализа.
_ Евклид: Нет! Я - против! Математика – точная наука. И нельзя чтобы каждый выдумывал, домысливал, воображал что-то свое. Вам молодой человек не место в нашем обществе!
_ Платон: Да он – сумасшедший.
Слова автора: Николай Иванович Лобачевский, родился в семье бедного чиновника. Окончил Казанский университет, работал на кафедре, ректором, везде, где возникала ответственная работа. Бессмертную славу обрел созданием новой геометрической системы. Ни мемуар «О началах геометрии», ни последовавшие за ним другие сочинения почти никем в то время поняты не были и подвергались резкой критике. Полное призвание и широкое распространение геометрия Лобачевского получила только через 12 лет после его смерти. К столетию ученного была учреждена международная премия, присуждается с 1947 года, в Казани установлен памятник.
Высокий лоб,
Нахмуренные брови,
В холодной бронзе – отраженный луч…
Но даже неподвижный и суровый,
Он, как живой, Спокоен и могуч.
Когда-то здесь, на площади широкой,
На этой вот Казанской мостовой,
Задумчивый,
Неторопливый,
Строгий
Он шел на лекции – великий и живой.
Пусть новых линий – не начертят руки –
Он здесь стоит, взнесенный высоко,
Как утверждение бессмертья своего
Как вечный символ торжества науки.
_Ковалевская: Можно?
_Архимед: Женщина? Женщина и наука – это две несовместимые вещи!
_ Ковалевская: Послушайте! У меня есть математические открытия. Я, кроме математики, еще и пишу. Мои произведения читают люди во всем мире – это «Воспоминание детства», «Нигилистка», драма « Борьба за счастье» - была поставлена в России. Я русская, родилась в Москве и мечтаю жить и работать в России. Но женщине закрыты все двери. Уроки математики приходилось брать на дому, так как в Петербургский университет женщин не принимали. Желание заниматься наукой не покидало меня ни на минуту. И чтобы заниматься математикой я заключила фиктивный брак и уехала в Германию. Там я брала уроки на дому под руководством Веерштрассе, так как в Берлинский университет женщин тоже не принимали. Но не подумайте, что я неудачница. У меня есть результаты. Я доказала теорему о существовании решений нормальной системы уравнений с частными производными. Есть работа «о преломлении света в кристаллах», «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки»
Слова автора: Софья Васильевна Ковалевская. Сколько ей пришлось пережить унижений, обид, непонимания и все только потому, что она женщина. Она металась от науки к литературе, но мысль о том, что она станет известной не покидала ее. На 6 и 7 съездах русских естествоиспытателей ей разрешили прочитать доклады. Летом 1884 года она была назначена профессором Стокгольмского университета. В 1889 году была избрана членом корреспондентом в Петербургскую академию наук.
_Евклид: Что скажете господа?
_ Платон: У этой женщины сильный характер, есть способности к математике. Я думаю ее нужно взять в совет мудрецов. Она многого сможет достичь.
_Пифагор: Господа, вы не подскажите, я сюда попал или нет?
_Платон: А вы кто?
_Пифагор: У меня есть открытие, я хочу его показать математикам.
_Платон: тогда вы не ошиблись.
_Пифагор: вот мой треугольник. Я доказал теорему, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. А еще прямоугольный треугольник, у которого стороны пропорциональны числам 3:4:5 называется египетским. Этим треугольником пользовались в Древнем Египте, когда строили пирамиды.
_Евклид: и зачем треугольник для строительства пирамиды?
_Пифагор: чтобы отмерить точно прямой угол. Я вам сейчас помогу. Мне нужно два помощника. ( показывают опыт с веревкой).
_Слова автора: Пифагор Самосский – древнегреческий мыслитель, основатель пифагореизма. Из приданий: он поселился в городе Кротон, где основал строгое закрытое сообщество своих последователей. С именем Пифагора связывают построение планиметрии прямолинейных фигур, доказательство теоремы о сторонах прямоугольного треугольника, создания учения о подобии, учение о простых, составных, фигурных и совершенных числах.
_Архимед: Да этот человек на практике показал значимость своих открытий. Принимаем его в совет мудрецов. Наше заседание на этом объявляю закрытым. А вы дорогие гости можете приходить к нам со своими открытиями в области математики.
Конец представления.
Ах, эта математика: Стих
Ах, эта математика-
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берёшь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы-
Всё так легко забыть.
Но всё ж без математики
Нам невозможно жить
Любите математику
И вы поймёте вдруг,
Что правда «Математика-царица всех наук!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.