Конспект урока «Переместительный и сочетательный законы сложения»
Класс: 5
Учитель: Щербакова Надежда Вадимовна
Тип урока |
Урок - деловая игра. (обобщения и систематизации знаний) В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. |
Формы работы учащихся |
Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная |
Необходимое техническое оборудование |
Персональный компьютер, проектор, экран |
Базовый учебник |
|
Современные образовательные технологии, применяемые на уроке |
Проблемно-диалогическая технология, элементы здоровьесберегающей технологии, игровые технологии.
|
Время проведения |
Урок рассчитан на 40 минут. |
Место проведения |
|
Цели игры:
1. Пробудить у обучающихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор.
2. Объединить элементы двух наук – математики и экономики.
3. Добиться усвоения учащимися понятий капитал, стоимость.
4. Научить их мыслить логически, распределять “капитал” в соответствии со своими знаниями по курсу экономики, а также научить элементарным практическим умениям.
Задачи:
создать условия, способствующие:
1. повышению мотивации учебной деятельности, созданию позитивного эмоционального фона урока,
2. проживанию реальных жизненных ситуаций, требующих применения математических знаний,
3. формированию универсальных учебных действий.
План урока:
1. Этап – Включение в деятельность (5 мин)
2. Этап – Формулирование темы урока, постановка учебных задач (7 мин)
3. Этап – Физкультминутка. (1 мин)
4. Этап – Закрепление знаний и умений(14 мин)
5. Этап – Рефлексия. Взаимооценка (3 мин)
Ход урока
Этап 1. Включение в деятельность.
Учитель приветствует класс и гостей. Здравствуйте, дорогие обучающиеся и уважаемые гости. Итак, прозвенел звонок, пора начинать урок.
Начать урок хочу со слов французского философа Жан-Жака Руссо. «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Тем более, что для вас припасены небольшие корзинки, в которых находятся вишни, цветы и только начинающие созревать почки. (Обучающиеся за ранее распределились на 4 или 3 группы в зависимости от количества, на партах заготовлены корзинки с цветными карточками на которых изображены вишни, цветы и созревающие почки).
Ребята предлагаю вам взять несколько вишен (3 шт) из корзинки и выложить на парту, а затем несколько цветов (5 шт). Сколько получилось вместе (8 шт)? А если переставить местами вишни и цветы, сумма измениться? (нет).
Напишите это равенство с помощью букв (а+в=в+а).
-Ребята, вы смогли вспомнить один из законов арифметических действий.
-Попробуйте, сформулировать этот закон словами. (страница __). (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
-Как называется этот закон? ( Переместительный закон сложения)
А если вы ещё будете сочетать с вишнями или цветами созревающие почки, вновь полученная сумма будет меняться? (нет)
Напишите это равенство с помощью букв. (а + в )+ с = а +(в + с ) = а + в + с
-Ребята, вы смогли написать еще один из законов арифметических действий.
-Попробуйте сформулировать этот закон словами (страница __). (Чтобы к сумме двух слагаемых прибавить третье слагаемое, можно к первому слагаемому прибавить сумму второго и третьего слагаемых.)
-Как называется этот закон? (Сочетательный)
Этап 2. Формулирование темы урока, постановка учебных задач
Итак, ребята попробуйте сформулировать тему урока. (Дети формулируют тему урока).
На доске появляется тема урока «Переместительный и сочетательный законы сложения» Итак, ребята записываем число ___________ и тему урока «Переместительный и сочетательный законы сложения».
Ребята, вишни, цветы и созревающие почки, содержат на обратной стороне для вас задание, которое позволит определить на сколько хорошо вы умеете применять законы сложения, и какие проблемы предстоит преодолеть..
Скажите пожалуйста, а для обыкновенных дробей эти законы верны? (Да)
Разумеется, переместительный и сочетательный законы сложения верны для обыкновенных (десятичных) дробей.
Совершенно нет разницы, в каком порядке, например, истратить деньги в магазине: сначала на молоко, а потом на конфеты, или наоборот. Порядок не важен. Кошелек в любом случае похудеет одинаково.
Устный счет
Итак, созревающие почки содержат задания: (устный счет прием «сумма цифр единиц составляет 10»). (Дети решают устно примеры, и проговаривают ответ. Учитель заслушивает ответ из каждой группы, затем оглашается верный).
115+ 411+185=(115+185)+411=711; 69+63+ 37=69+(63+37)=169.
Если вы легко справились, для вас не было трудным, переходите к заданиям на цветах.
Если было трудно, и нуждаетесь в помощи, то приклеивайте на дерево трудности, лежащее на парте в каждой группе.
А цветы содержат вот таких два примера:
;
Актуализация знаний
С какими дробями столкнулись?(Обыкновенные и смешанные дроби).
Что показывает числитель? (Сколько долей взяли)
Что показывает знаменатель? (На сколько долей делили целую часть)
Как складывают обыкновенные дроби? (Страница__) (Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним. Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, сначала привести к наименьшему общему знаменателю, затем сложить числители, а знаменатель оставить прежним)
Как сложить смешанные дроби? (Страница__) (Привести дробные части к общему знаменателю. Сложить по отдельности целые и дробные части данных чисел).
Если вы легко справились, для вас не было трудным, переходите к заданиям на вишнях.
Вишни, это уже созревший и сочный плод, и в ней задания содержащие сумму натурального числа и обыкновенной дроби:.
Актуализация знаний.
С какими дробями столкнулись?(Обыкновенные дроби и смешанные дроби).
Если было трудно, нуждались в помощи, то приклеивайте на дерево трудности.
Итак, ребята, в каждой группе получилось свое дерево трудности на сегодняшний урок. Ребята приподнимите ваше дерево трудности. Данное дерево, содержит ваши трудности при выполнении заданий с применением законов сложения. Самым трудным оказалось задание на вишнях. Итак, с этими трудностями вам предстоит сегодня справиться.
Зададимся вопросом, почему для вас это важно, зачем мы это делаем? (А делается это только для того, чтобы научиться применять эти свои знания и навыки на практике, в реальной жизни).
Где в реальной жизни вы можете столкнуться с применением законов сложения? (В магазине, в строительстве и т.д.)
Но, для быстрого счета люди используют вычислительные машины, где работают правила, устанавливающие порядок действий. (А человек, умеющий думать, применяя законы сложения выполнит эту работу тоже быстро и правильно. Тем более, что калькулятора может и не оказаться под рукой).
Соответственно делаем вывод, что вам нужно закрепить умение применять переместительный и сочетательный законы сложения с различными видами чисел? (Да)
Следовательно, попробуйте сформулировать цель нашего урока?
Дети рассуждают о цели урока.
Цель урока – закрепить умение применять переместительный и сочетательный законы сложения с различными видами чисел.
Значит, в реальной жизни вы можете столкнуться с применением законов сложения, например в магазине. Ну что же, побываем в магазине с целью покупки мобильного телефона.
Вы мечтаете о новом телефоне и уговорили родителей подарить его вам на день рождения. Но родители поставили условие: Покупка должна быть не дороже 15 000 рублей.
Придя в магазин вы узнали, что на выбранную вами модель цена снизилась на (1500 руб).
Благодаря скидочной карте, перед днем рождения вам дается скидка на товары в магазине, следовательно телефон станет дешевле еще на (500 руб).
Стоимость аксессуаров: защитной пленки на экран – 500 рублей, чехла, стоимость которого в 3 раза дороже стоимости защитной пленки, (1500 рублей), тоже надо учесть.
Ваша задача состоит в том, что бы выяснить: «Хватит ли вам выделенных денег на покупку».
3 Этап. Физкультминутка.
Прежде чем приступить к делу, сели поудобнее.
Закрыть глаза, глубоко вздохнуть и выдохнуть, досчитать до 10.
А теперь поморгали три раза. Молодцы. И снова за работу.
4 Этап. Закрепление знаний и умений
Деловая игра «Покупка телефона»
Итак, мы все хорошо подготовились и готовы рассчитать стоимость покупки |
Решение задачи проводится всеми учащимися в группах. У доски записывает ответ представители от группы. Обучающийся сдает решение учителю. |
Старая цена телефона 15 000 рублей. Новая на ниже. Благодаря скидочной карте, перед днем рождения вам дается скидка на товары в магазине, следовательно телефон станет дешевле еще на Сколько стоит телефон на момент покупки? |
1) 15000:30*3=1500 (руб) 2) 15000:30*1=500=500(руб) 3)15000-2000=13000(руб) Или 1) – общая скидка на стоимость телефона. 2) 15000:30*4=2000 (руб) 3) 15000-2000=13000(руб) |
Что такое скидка? |
– Уменьшение цены на некоторую величину. |
Защитная пленка на экран стоит 500 рублей |
Добавляют к стоимости телефона |
Стоимость чехла в 3 раза дороже стоимости защитной пленки |
500*3=1500 (руб) стоимость чехла |
Хватит ли вам выделенных денег на покупку? |
Вписывают в чек. Считают окончательную стоимость покупки. 13000+500+1500=15 000 (руб) |
Итак, поздравляю вас с покупкой. Я рада, что вам удалось пройти весь путь, справиться со всеми задачами. Как вы думаете, пригодятся ли вам новые умения в жизни? |
Пригодятся. |
Приложение 1
ЧЕК
|
Цена телефона без скидки____________ Скидка______________________________ Цена со скидкой на телефон______________________ Цена аксессуаров с телефоном____________________ Покупатель__________________________ |
|
Деловая игра «Расходуй с умом» (Резерв)
Деловая игра «Расходуй с умом» рассчитана на формирование у обучающихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления. Формирование основ экономических знаний о домашнем хозяйстве, о потребностях человека и общества, путях их удовлетворения. Также деловая игра знакомит обучающихся с принципами ведения семейного бюджета. Доказывает, что от организации трудовой деятельности в семье, зависит ее благосостояние. Учит оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, так как эти знания помогут обучающимся войти во взрослую жизнь, кем бы они не стали, какую бы профессию не получили.
Учитель: Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание?
Молодые люди любят ходить в кино, концерты, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т. д.
Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.
Учитель: Что же такое семейный бюджет? (Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие всех видов расходов)
Какие основные источники дохода вы знаете? (Основной источник дохода это заработная плата членов семьи, пенсия, детские пособия, стипендия. Доход также могут приносить фрукты и овощи, выращенные на садовом или приусадебном участке для продажи; сдача во временное пользование комнат или других помещений; проценты от вкладов, положенные в сберегательные банки и др.)
Учитель: Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Каждая семья решает эту проблему по-своему. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. Вы как думаете? (Конечно, в первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь. Есть и еще очень важная часть семейных расходов: плата за квартиру, за пользование электричеством, телефоном, транспортные расходы.)
Возьмем одно направление – сколько нужно выделить деньги на покупку продуктов питания (состав семьи 3 человека). Но родители поставили условие: Покупка должна быть не дороже 3 000 рублей.
Итак, мы все хорошо подготовились и готовы рассчитать стоимость покупки
|
Решение задачи проводится всеми учащимися в группах. У доски записывает ответ представители от группы. Обучающийся сдает решение учителю. |
3 000 руб |
Виды продуктов для продовольственной корзины семьи на неделю: |
1) хлеб 30 руб
|
1) хлеб / 2 |
Хватит ли вам выделенных денег на покупку? |
Считают окончательную стоимость покупки. 30+30+40+150+600+100+100+50+150+300+400=1950 Хватит выделенных денег на покупку продовольственных товаров. |
Итого |
1950 |
Сбережения |
1050 |
Итак, поздравляю вас с покупкой. Я рада, что вам удалось пройти весь путь, справиться со всеми задачами. Как вы думаете, пригодятся ли вам новые умения в жизни? |
Пригодятся. |
5 этап. Рефлексия. Взаимооценка
Итак, ребята, в начале урока в каждой группе получилось свое дерево трудности на сегодняшний урок. Данное дерево, содержало ваши трудности при выполнении заданий с применением законов сложения на начало урока. Самым трудным оказалось задание на вишнях. Итак, с этими трудностями вам удалось сегодня справиться? (Поднимают руки кто справился, уровень знаний повысился)
Общий итог:
Итак, ребята какова была тема урока?(Переместительный и сочетательный законы сложения)
Назовите цель урока. (Закрепить умение применять переместительный и сочетательный законы сложения с различными видами чисел)
Достигли ли мы цели урока? (да, достигли)
Самооценка и взаимооценка учащихся (обсуждение и выставление оценок).
Дифференцируемое домашнее задание.
Домашнее задание предлагается обучающимся следующее: выбрать самостоятельно, исходя из своего уровня знаний по теме, предложенные задания.
1. Творческое задание для всех:
Составить и решить задание для устной работы с натуральными и дробными числами применяя законы сложения (4-6 примеров).
2. Творческое задание для желающих:
Составить «деловую задачу» опираясь на жизненную ситуацию.
Оценить свое настроение и эмоциональное состояние.
Учитель: Ребята, я прощаюсь с вами, и на последок хотела бы узнать, понравилось ли вам на уроке или нет. С помощью известной игры «Пантомима».
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы.
Например:
· руки вверх – довольны;
· голова вниз – не довольны;
· закрыть лицо руками – безразлично.
Итак, покажите результаты своей работы на уроке.
Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной математики. Всё, что нам даёт знание математики - полезно для жизни.
Спасибо за урок!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.