Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Сценарий весеннего праздника
«Карга туй – Грачиная каша»
(для детей среднего, старшего дошкольного возраста)
Подготовили: Тазеева Л.И.
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Корнилова С.Л.
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Согласовано: старший воспитатель
_________Дударева И.А
Дата проведения:
«23» апреля 2025 г.
2024 – 2025 учебный год
Цель: приобщение детей к башкирским народным праздникам, обычаям и традициям встречи весны.
Задачи
Обучающие:
- познакомить детей с национальным праздником башкирского народа «Грачиная каша», с его историей и значением в жизни народа;
- систематизировать знания дошкольников о национальной культуре башкирского народа;
- обогащать словарный запас, активизировать связную речь;
- углублять и расширять знаний об этнической истории и культуре народов Башкортостана, их традициях и обрядах, календарных праздниках, местном фольклоре.
Развивающие:
- развивать интерес к быту и культуре башкирского народа;
- развивать кругозор к башкирскому фольклору;
- развивать интерес к народу, истории возникновения праздника, к языку;
- развивать фантазию, выразительность движений; любознательность, мышление;
- развивать творческий потенциал детей через исполнение башкирских народных песен и танцев.
Воспитательные:
- воспитывать в детях любовь и уважение к народным традициям, обычаям башкирского народа;
- закрепить правила этикета;
- воспитывать чувство уважения к взрослым, к старшему поколению.
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Действующие лица: Ведущий, Весна, бабушка – Халима, Грач.
Атрибуты и оборудование: Ноутбук, музыкальная колонка, костюмы для героев, атрибуты к играм.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать Вас на празднике Весны «Грачиная каша», башкиры называли его «Каргатуй». Это праздник встречи весны, когда просыпалась природа от зимней спячки и прилетали грачи. Радуясь, дети бегали по всей деревне, звали гостей, собирали продукты. Затем собирались на берегу реки и начинался праздник: водили хороводы, играли, соревновались, пели, танцевали. Ну и конечно, варили вкусную кашу.
Звучит музыка на фоне пения птиц, входит Весна.
Ведущая: Здравствуй милая Весна
Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг!
И зовет тепло лучей,
На прогулку всех детей.
Весна: Здравствуйте ребята.
Очень рада встрече я.
Ведущий: Весна, мы сегодня отмечаем башкирский праздник «Карга туй». Идем праздновать с нами.
Весна: С удовольствием! Ребята, а вы знаете, как проводился в былые времена — это праздник? (ответы детей)
Звучит башкирская мелодия. Из дома (из – за занавески), выходит бабушка Халима.
Ведущий: Здравствуй бабушка Халима, ребята давайте поздороваемся.
Дети здороваются.
Бабушка: Здравствуйте ребята и гости дорогие! Хаумыхыгыз балалар hэм кадерле кунактар!
Ведущий: Мы вас очень рады видеть, а вы с нами пойдете на праздник?
Бабушка: Обязательно пойдем все вместе на праздник «Каргатуй». Как не пойти. Ведь на праздник с пустыми руками не пойдешь. Что же запасли мои внучата, давайте угадаем.
Бабушка загадывает загадки.
1.Золотистое зерно
Называется … (пшено)
2. Белое, да не снег,
Жидкое, да не вода (молоко)
3. Горька, солона, в пищу годна,
Как пыль на вид она, в еде не видна (соль)
4. Бел да не снег,
Сладок да не мед (сахар)
5. Желтый комочек
Меня насытить хочет (масло)
Бабушка: Молодцы, все загадки отгадали!
Будем кашу варить, кашей гостей угощать. (идет к «костру», «готовит» в казане кашу)
Бабушка: А чтобы каша была вкусная, нужно петь и веселиться.
Ведущий: А мы это умеем. Ребята, вставайте в хоровод.
(Бабушка отходит к домику и садится варить кашу).
Попурри – хоровод
Ведущий: А мы с удовольствием еще поиграем.
Игра «Перенеси яйцо в ложке» (все группы)
Игра «Бег на конях» (все группы)
Под веселую башкирскую музыку в зал влетают дети и взрослый - грач, изображая грачей, кричат «кар – кар – кар».
Грач: Мы летели издалека,
Ох дорога нелегка!
В край родной мы поспешали
Весну – красну в гости зазывали.
С нами летели наши друзья перелетные птицы. А вот как их зовут. Вы назовете сами, отгадав загадку и добавив слово в рифму.
1.Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам …. (грачи).
2. Для тебя мы дом построим,
Не скворечню, а дворец.
Прилетай, же, наконец,
Наш пернатый друг … (скворец)
3. Белокрылые хозяйки,
Над волной летают…. (чайки)
4. До чего цветы в садах буйно расцвели.
Распевают песни в них звонко… (соловьи)
5. Высоко над облаками,
Над полями и лугами.
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит…. (жаворонок)
Грач: Ой, какие молодцы ребята, справились со всеми загадками. После прилета птицы начинают вить гнезда, чтобы вывести птенцов. Давайте мы с вами тоже будем строить гнезда.
Ведущий: Поиграем в игру «Займи домик» (младшие и средняя группы)
Дети делятся на птиц. Птиц больше чем гнезд. Под музыку птицы летают, с окончанием музыки должны занять места в гнездах.
Игра «Построй гнездо» (старшая и подготовительные группы играют)
В игре участвуют 2 команды по 6 – 8 человек. Каждый участник держит в руках кубик. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и ставят свой кубик так, чтобы получился домик. Побеждает команда, чей дом будет построен быстрее.
Грач: Молодцы, хорошие гнезда вы свили. Птицы поселятся в них и начнут петь веселые песни.
Ведущий: На празднике принято играть в национальные народные игры, мы с вами поиграем в игру «Юрта».
Башкирская народная игра «Юрта»
Звучит башкирская музыка, входит Бабушка с готовой пшенной кашей.
Бабушка: А вот и каша поспела! Мы угости ею всех птиц, которые прилетают к нам.
Ведущая: По традиции некоторые башкиры обвешивали еще голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение, с пожеланиями, чтобы на земле был мир, никогда не было войн, вовремя пошли дожди, были хорошие урожаи, чтобы всегда светило солнышко.
Дети вешают ленточки
Ведущая: Вот наш праздник подошел к концу.
Шумный праздник отыгрался,
Всем раздав тепло и свет.
В сердце каждого остался.
Чистый, долгий, светлый след.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.