Сценарий внеклассного интегрированного мероприятия по русской литературе и астрономии для учащихся 9 классов
Оценка 5

Сценарий внеклассного интегрированного мероприятия по русской литературе и астрономии для учащихся 9 классов

Оценка 5
Мероприятия
doc
русская литература
9 кл—11 кл
12.12.2020
Сценарий  внеклассного интегрированного мероприятия по русской литературе и астрономии для учащихся 9 классов
Научить видеть родство поэзии и науки с разных сторон познания единого мира и показать, что деление творческих людей на «физиков» и «лириков» не является абсолютным.
Интегрированное мероприятие по литературе и астрономии.doc

Сценарий  внеклассного интегрированного мероприятия по русской литературе и астрономии для учащихся 9 классов

                                                                                                         Слайд 1

Тема. «Есть много мелких, безымянных                                    Слайд 2

            Созвездий в горной вышине,

            Для наших слабых глаз, туманных,

            Недосягаемы оне …»  (Ф.И. Тютчев)

Цель внеклассного мероприятия.

1)  Научить видеть родство поэзии и науки с разных сторон познания единого мира и показать, что деление творческих людей на «физиков» и «лириков» не является абсолютным.                                                                   Слайд 3

                                                          «В любой области человеческого знания        

                                                          заключается бездна поэзии.»

                                                                                            К. Паустовский

                                                           «…поэзия в пустой войне с наукой;

                                                           по сути же у них – единый корень;

                                                           Познанье же, друзья, вмещает всё в себе:

                                                           Материю и дух – в единстве и                                           

                                                                                                       А. Л. Чижевский

 

                                         Ход мероприятия

Учитель литературы.

Добрый день. Сегодняшнее мероприятие не совсем обычное, его можно назвать «физико-поэтическим».  И озаглавим мы его следующим четверостишием 

«Есть много мелких, безымянных

Созвездий в горной вышине,

Для наших слабых глаз, туманных,

Недосягаемы оне …»

   Эпиграфами к сегодняшнему мероприятию мы выбрали следующие слова.                                                                                                                  

                                                                                                                      Слайд 4

«В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.»

                                                                                            К. Паустовский

«…поэзия в пустой войне с наукой;

 по сути же у них – единый корень;

 Познанье же, друзья, вмещает всё в себе:

 Материю и дух – в единстве и борьбе.»

                                                   А. Л. Чижевский

Первые строчки написаны писателем, произведения которого о родной природе наполнены поэтическими образами – человеком, казалось бы, далёким от науки – Константином Георгиевичем Паустовским.

А вторые – принадлежат Александру Леонидовичу Чижевскому – учёному, который открыл, пользуясь языком цифр и формул, взаимосвязи между активностью Солнца и жизнью на Земле, исследовавшим влияние положительных и отрицательных ионов атмосферы на человека. Говоря языком 60-х годов 20-го века, первого можно было бы назвать «лириком», а второго – «физиком». Как трудно отделить порой друг от друга поэзию и науку! Часто для учёного математическая формула обладает не меньшей красотой, чем для поэта выразительное художественное описание раннего утра или бурь человеческих страстей.                                             

                                                                                                  Слайд 5

 Учитель литературы.  

                                                  Слайды 6-9 + музыкальное сопровождение

Быстро пролетел короткий зимний день. Стемнело. Одевшись потеплее и выйдя на свежий воздух, можно любоваться зимним звездным небом. Какая завораживающая красота! Какое удивительное чудо! Всё небо усыпано звёздами. Они горят и искрятся, как самоцветные камни.

Картина звёздного неба неизменно поражает нас своим величием и красотой. Один из древних мудрецов сказал: «Если бы на Земле было только одно место, откуда видно звёздное небо, то к нему со всех концов стекались бы толпы людей, жаждущих увидеть это чудо.»

Звёзды, Солнце, Луна – вечный источник вдохновения для поэтов.

Перед Вами отрывки из стихотворений, в которых показана завораживающая таинственность и «глубина» звезд.

                                                                                                           Слайд 10

“Звездочки ясные, звезды высокие,

 Что вы храните в себе, что скрываете?

 Звезды, таящие мысли глубокие,

 Силой, какою вы душу пленяете?”

                                              С. Есенин

                                                                                                           Слайд 11

«Небесный свод, горящий славой звёздной,

 Таинственно глядит из глубины –                                                                         И мы летим, пылающею бездной                                                                          со всех сторон окружены.»                                                                                                           

                                              Ф. Тютчев

Учитель физики.

Давайте откроем первую звезду и сделаем задание, которое она скрывает.

  На фотографии, сделанной в 2000г. (слайд 12), попытайтесь найти «Сириус дерзкий сапфир», «Альдебарана рубин», «алмазную цепь Ориона». Т.е. показать созвездия: Большой Пёс, Орион (пояс Ориона), Телец и главные их звёзды.  Сириус – самая яркая звезда неба – у левого края фотографии. Справа – комета Хейла-Боппа. Для подсказки – слайд 13, 14)

Наверное, нет такого поэта, который не посвятил звёздному небу хотя бы несколько строчек.

                                                                                                   Слайд 15

Ученик.

Николай Гумилёв. «В небесах»

Ярче золота вспыхнули дни,

 И бежала Медведица-ночь.

 Догони её, князь, догони,

 Зааркань и к седлу приторочь!

Зааркань и к седлу приторочь,

 А потом в голубом терему

 Укажи на Медведицу-ночь

 Богатырскому Псу своему.

Мёртвой хваткой вцепляется Пёс,

 Он отважен, силён и хитёр,

 Он звериную злобу донёс

 К медведям с незапамятных пор.

Никуда ей тогда не спастись,

 И издохнет она наконец,

 Чтобы в небе спокойно паслись

 Козерог, и Овен, и Телец.

                                     (1910)

Учитель физики.

Что за Овна, Козерога и Пса увидел Н. Гумилёв на небе? Конечно же, это созвездия. Человеческая фантазия поселила на небе зверей и птиц, людей и неодушевлённые предметы. С каждым из них связана какая-то история.

Откроем следующую звезду и ответим на вопрос.

-Сколько всего на небе созвездий? (88)

-Какие созвездия называются зодиакальными? Перечислите их.

      Созвездия, по которым движется Солнце в течение года: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей. Созвездие Змееносец к зодиакальным по традиции не относят.

                                                                                                        Слайд 16-17

Ученик рассказывает о Гумилёве.

Имя Николая Степановича Гумилёва – символ мужества в русской поэзии начала 20 века. Поэт-воин, мореплаватель, путешественник, событиями личной жизни утвердил своё право на мужественные, романтические, а порой и экзотические стихи, составляющие его сборники. Ему было не так уж трудно предсказать и конец своей жизни -

…И умру я не на постели,

При нотариусе и враче…

В августе 1921 г. Гумилёв – первым из российских поэтов – принял расстрельную пулю от Советской власти. Он был обвинён в контрреволюционном заговоре. Впоследствии оказалось, что ни в каком заговоре он на самом деле не участвовал. Лишь при Горбачеве состоялся пересмотр «дела Гумилева» и с него было полностью снято обвинение в контрреволюционном заговоре, что воскресило его поэзию теперь уже для широкого читателя, но не могло воскресить автора.

 Космические стихи Гумилёва – прямое продолжение его земных поэтических дорог, высокое и суровое, жестокое и прекрасное небо моряка и землепроходца, тоска о ярких, нездешних мирах открывается нам в напряжённых стихотворных строках.

Ученик.

Н. Гумилев. «На далёкой звезде Венере…»

На далекой звезде Венере

 Солнце пламенней и золотистей,

 На Венере, ах, на Венере

 У деревьев синие листья.

Всюду вольные звонкие воды,

                                         Реки, гейзеры, водопады

           Распевают в полдень песнь свободы,

    Ночью пламенеют, как лампады.

На Венере, ах, на Венере

 Нету слов обидных иль властных,

 Говорят ангелы на Венере

 Языком из одних только гласных.

                                           Если скажут еа иль аи,

                                           Это радостное обещанье,

                                            Уо, ао – о древнем рае

                                            Золотое воспоминанье.

На Венере, ах, на Венере

Нету смерти терпкой и душной,

Если умирают на Венере,

Превращаются в пар воздушный.

И блуждают золотые дымы

       В синих-синих вечерних кущах

        Иль, как радостные пилигримы,

                                            Навещают еще живущих.

                                                                                          (1921)

 Учитель литературы.

Какие прекрасные слова! Сколько в них чувства и надежды – несбыточной, фантастической – на то, что, может быть, там, «на далёкой звезде Венере» жизнь идёт без войн, ненужных потрясений и конфликтов!

Учитель физики.

И действительно, возможность обитаемости Венеры долгое время разделялась почти всеми учёными: на Венере есть атмосфера, по массе и размерам она близка к Земле, лишь чуть ближе находится к Солнцу. Не случайно Венеру называли «сестрой Земли».

И вот в 1967 г. на эту загадочную планету опустился космический аппарат «Венера-4″.

                                                                                                       Слайд 12

Первые результаты потрясли учёных. (слайд 13-15) Научным приборам открылся враждебный, негостеприимный мир: атмосфера в основном состоит из углекислого газа, давление атмосферы в 90 раз больше земного, температура 475 градусов по Цельсию. На Венере есть облака, но состоят они из капелек концентрированной серной кислоты. Приборы, установленные на космическом аппарате, не выдержали таких условий и через несколько минут вышли из строя. Надежды и мифы встретить жизнь рухнули.

 По современным данным в Солнечной системе, кроме Земли, нигде нет жизни. Но мы обращаем свои взоры к далёким звёздам и продолжаем надеяться.

Следующая звезда.

-Кем была открыта атмосфера Венеры?

                                              М. В. Ломоносовым  

-Когда можно видеть на небе Венеру? 

                         Утром перед восходом Солнца или вечером после захода.

                                                                                                              Слайд 16

Учитель литературы.

Много строк о звёздах, планетах, Солнце, Луне мы найдём у другого поэта – Валерия Брюсова. В своих послереволюционных поэтических сборниках много образцов его научной поэзии. Любому учёному-физику, например, известно стихотворение «Мир электрона», в котором поэт сравнивает атом с планетной системой.

                                                                                                                Слайд 17

Ученик.

В. Брюсов. «Месяца свет электрический»

 Месяца свет электрический

 В море дрожит, извивается;

 Силе подвластно магической,

 Море кипит и вздымается.

Волны взбегают упорные,

Мечутся, дикие, пленные,

       Гибнут в борьбе, непокорные,

   Гаснут разбитые, пенные…

Месяца свет электрический

В море дрожит, извивается;

Силе подвластно магической,

Море кипит и вздымается.

Вопросы залу.

-О каком явлении говорится в этом стихотворении?

                                                                     О приливах

-Какая сила заставляет вздыматься воды океанов и морей?

                                                    Сила гравитационного притяжения к Луне

                                                                                                                Слайд 18

Учитель литературы.

Обратимся к творчеству Марины Цветаевой. Она не принадлежит к числу поэтов, астрономическая эрудиция которых явно выражается в их произведениях. Из поэтических строк

Август! – Месяц

Ливней звёздных!

 ещё не следует, что она знала о метеорном потоке Персеид, а частое употребление слова «созвездия» вовсе не говорит о знакомстве со звёздной картой. Но основная тема Цветаевой – устремлённость души ввысь, находящая своё выражение в поэтическом слове. Поэт – и Небо. Небо поэта. Возносить взор к небу – одно из состояний сущности поэта. На небе же находится и образ не вписанного в рамки повседневности пути поэта:

…Ибо путь комет - поэтов путь…  – говорится в поэтических строчках Цветаевой.

Ученик

 М. Цветаева. «Август – астры»

Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным

                                        Яблоком своим имперским,

                                        Как дитя, играешь, август.

                                        Как ладонью, гладишь сердце

                                        Именем своим имперским:

Август! - Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных –

Август! - Месяц

Ливней звездных!

Учитель физики.

В августе, как никогда, много «падающих звёзд». С «падением звёзд» связано много легенд. И, конечно, такое удивительное и прекрасное зрелище приковывает сердца поэтов.

                                                       Слайд 19-20+Музыкальное сопровождение

-Что представляет собой «падающая звезда»?

              Правильное название этого явления – метеор. Из космического пространства в атмосферу Земли влетают твёрдые частицы – остатки распавшихся комет. Влетая в земную атмосферу с огромной скоростью, они встречают очень сильное сопротивление воздуха. Частички мгновенно нагреваются до такой высокой температуры, что начинают дробиться и испаряться — сгорать, вызывая эффектное явление стремительно падающей звезды. Учёные определили, что в основном метеоры пролетают в слое атмосферы на высоте от 55 до 120 км над поверхностью Земли и, как правило, не достигают её поверхности, испаряясь в воздухе.

-Как называется твёрдое космическое тело, не сгоревшее полностью в атмосфере Земли, и упавшее на её поверхность?

                                                                              Метеорит.

Затронула Марина Цветаева и такое зрелищное явление, как комета.

                                                                                                            Слайд 21

Ученик.

М. Цветаева. «Комета»

Косматая звезда,

Спешащая в никуда

Из страшного ниоткуда.

Между прочих овец приблуда,

В златорунные те стада

Налетающая, как Ревность -

Волосатая звезда древних!

                                            (1921)

Вопросы залу.

-Что в переводе на русский язык означает слово «комета»?

                                     «косматая звезда», что верно подметила М. Цветаева

- По какой траектории летит комета?

         По вытянутому эллипсу, в одном из фокусов которого находится              

         Солнце

-Назовите самую известную комету.

          Комета Галлея. Прилетает каждые 76 лет – …, 1910, 1986, 2061 гг.

                                                                                         Слайд 22, 23

Учитель литературы.

В прочитанных сегодня стихотворениях посвящённый в мир физики и астрономии, человек может многое увидеть, что закрыто для понимания человеку далёкому от науки.

Непосвящённому в секреты физики, астрономии человеку даже трудно представить, какое неистощимое творчество Природы скрыто за замысловатыми узорами из звёзд. Знание законов физики многократно усиливает восхищение картиной мироздания и рождает в душе учёного стремление раскрыть тайны космоса. И пусть видимым результатом творчества учёного являются формулы и законы, а творчества поэта – стихи, – корни поэзии и науки одни – Природа, окружающий мир, мир человека; и деление на «физиков» и «лириков» не такое уж и строгое. И хочу закончить наше сегодняшнее мероприятие следующими словами.

 А. Л. Чижевский писал:

«В науке я прослыл поэтом,

 Среди поэтов – я учёный,

 Увы, не верю я при этом

 Моей фортуне золочёной».

Спасибо !!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сценарий внеклассного интегрированного мероприятия по русской литературе и астрономии для учащихся 9 классов

Сценарий внеклассного интегрированного мероприятия по русской литературе и астрономии для учащихся 9 классов

А вторые – принадлежат Александру

А вторые – принадлежат Александру

Слайд 15 Ученик. Николай

Слайд 15 Ученик. Николай

В августе 1921 г. Гумилёв – первым из российских поэтов – принял расстрельную пулю от

В августе 1921 г. Гумилёв – первым из российских поэтов – принял расстрельную пулю от

Какие прекрасные слова! Сколько в них чувства и надежды – несбыточной, фантастической – на то, что, может быть, там, «на далёкой звезде

Какие прекрасные слова! Сколько в них чувства и надежды – несбыточной, фантастической – на то, что, может быть, там, «на далёкой звезде

Силе подвластно магической,

Силе подвластно магической,

Как дитя, играешь, август.

Как дитя, играешь, август.

Вопросы залу. -Что в переводе на русский язык означает слово «комета»? «косматая звезда», что верно подметила

Вопросы залу. -Что в переводе на русский язык означает слово «комета»? «косматая звезда», что верно подметила
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2020