Сценарий выступления на заседании ШМО по теме: "Организация внеурочных занятий по социализации детей 1 класса с помощью куклотерапии"
Оценка 4.9

Сценарий выступления на заседании ШМО по теме: "Организация внеурочных занятий по социализации детей 1 класса с помощью куклотерапии"

Оценка 4.9
docx
09.06.2023
Сценарий выступления на заседании ШМО по теме: "Организация внеурочных занятий по социализации детей 1 класса с помощью куклотерапии"
сценарий на ШМО.docx

Сценарий выступления на заседании школьного методического объединения учителей начальной школы

Тема: «Организация внеурочных занятий по социализации детей 1 класса с помощью куклотерапии»

Ход выступления:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я студентка 4 курса педагогического колледжа. Прохожу в данной школе преддипломную практику. Одно из заданий на этой практике – выступление на заседании ШМО по теме ВКР. Поэтому сегодня я бы хотела вам кратко рассказать об организации внеурочных занятий по социализации детей 1 класса с помощью куклотерапии.

         В соответствии с современными требованиями ФГОС НОО в начальной школе дети с первого класса должен усваивать  ценности общества, где ему предстоит жить. Процесс социализации происходит в течение всех жизни, но успешность этого процесса зависит, в том числе и от нас учителей, так как школа является важным институтом социализации. При поступлении ребёнка в школу, решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков, складывающиеся в школе межличностные отношения. Благодаря этому развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие

         В первом классе можно выявить следующие признаки успешной социализации по А.В. Макарчуку, В.Г. Закировой, Л.А. Камаловой, О.Н. Матвеевой:

·        Начальные формы личностной и познавательной рефлексии;

·        Соблюдение элементарных правил нравственного поведения в социуме, в том числе на уроке (приветствие, прощание, извинение, благодарность и т.д);

·        Действие согласно установленным учителем правилам;

·        Знание о необходимости договоренностей и правил в совместной деятельности;

·        Умение выполнять задания  в группе;

·        Проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая поддержку;

·        Понимает, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, знает, как попросить о помощи, готовность поделиться с одноклассниками;

·        Не создает проблемные ситуации;

·        Навык самоконтроля;

·        Проявление позиции школьника.

 Все эти признаки, т.е. умения у первоклассников можно развивать в том числе и на ВЗ, так как, согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность призвана обеспечить благоприятную адаптацию и социализацию ребенка в школе, улучшить условия для развития ребенка. Одним из инструментов успешной социализации младшего школьника может стать куклотерапия, так как это позволяет развивать психические процессы, формировать эмоциональный контакт в коллективе, снимать эмоциональное напряжение у детей и многое другое.

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией. В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей театральных кукол (куклы–марионетки, штоковые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие).

Куклотерапия может использоваться в психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». Выделяют следующие функции куклотерапии:

1.     Коммуникативная – формирование эмоционального контакта в коллективе;

2.     Релаксационная – снятие эмоционального перенапряжения;

3.     Воспитательная – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4.     Развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики; обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

А.Ю.Татаринцева, декан психолого-педагогического факультета ВГПУ, кандидат психологических наук, описала этапы куклотерапии.

Первый этап – этап подстройки. Психолог и учитель начальных классов должны определиться, что они могут предложить, какую помощь оказать.

Второй этап – ритуал входа. Психолог и учитель начальных классов предлагают ребенку создать куклу своими руками.

Третий этап – расширение опыта. Ребенок самостоятельно, используя образец или заготовки, создает куклу в течение 15-20 минут.

Четвертый этап — этап интеграции. Это разговор о кукле с ребенком.  Психолог и учитель начальных классов расспрашивают о том, кто это, что он умеет и так далее. Если мы говорим о создании куклы-страха, ребенок может рассказать о том, что страх умеет делать, как пугает.          

 Пятый этап -  этап резюме или подведение итогов. Происходит беседа о том, чему научил персонаж, что нового узнал ребенок. Детям эти вопросы адресуют на детском уровне, чтобы они способны были ответить.

Итогом должен быть мостик к тому, что можно сделать в реальной жизни. В том числе — с созданным персонажем.

После такой терапии ребенок может забрать куклу, а может оставить в кабинете психолога.

По мнению ученых, куклотерапия позволяет раскрыть свое внутреннее «Я», преодолеть страхи, посмотреть на себя со стороны. Помимо этого формируется усидчивость, развивается мелкая моторика и образное мышление. Преодолеваются трудности социализации, замкнутость и застенчивость, комплексы, тревожность и многое другое.

На своих занятиях я сократила этапы. Сначала мы изготавливали куклу, а затем проигрывали сюжет для отработки значимых эмоциональных переживаний. Таким образом, я смогла организовать деятельность для 30 детей сразу. Если предполагается театрализация, то необходимо предварительно распределить роли по желанию детей или с помощью жеребьевки. Важно сделать акцент на том, что обучающимся необходимо придумать кукле имя, характер (в зависимости от того, какая проблема стоит на занятии). Важно спросить у ребенка, почему дали такое имя, характер.

Именно на ВЗ учитель может предложить самую разнообразную деятельность с использованием кукол и в разных формах (индивидуальную, парную или в группах). Например, можно отправиться в куклами из сказки в путешествие и научить счету жителей сказочной страны. Либо создав кукол, проиграть разные ситуации и усвоить правила этикета. В зависимости от цели и задач занятия учитель простаивает деятельность с куклами и наблюдает за проявлениями детей. А в качестве материала для изготовления куклы можно использовать крупу, ткань, пластилин, солому, нитки для вязания.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на внеурочных занятиях с использованием куклотерапии у обучающих успешно протекает процесс социализации. Куклотерапия помогает ребенку адаптироваться, развивать эмпатию, коммуникацию, помогает в усвоении социальных норм общества. Это инструмент педагогической и психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния. Он призван помочь в устранении переживаний у детей, улучшать социальную адаптацию, снижать уровень тревожности и агрессивности. При грамотном педагогическом подходе куклотерапия станет эффективным инструментом для коррекции эмоционально-личностных проблем, для формирования социальной уверенности и адаптации детей, для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в коллективе, а также успешно развивать внимание, творческий потенциал, мелкую моторику, усидчивость. На этом я закончу. Спасибо за внимание. Если у вас есть вопросы по данному методу, с удовольствие отвечу.


 

Сценарий выступления на заседании школьного методического объединения учителей начальной школы

Сценарий выступления на заседании школьного методического объединения учителей начальной школы

Понимает, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, знает, как попросить о помощи, готовность поделиться с одноклассниками; ·

Понимает, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, знает, как попросить о помощи, готовность поделиться с одноклассниками; ·

Коммуникативная – формирование эмоционального контакта в коллективе; 2

Коммуникативная – формирование эмоционального контакта в коллективе; 2

Преодолеваются трудности социализации, замкнутость и застенчивость, комплексы, тревожность и многое другое

Преодолеваются трудности социализации, замкнутость и застенчивость, комплексы, тревожность и многое другое

Это инструмент педагогической и психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния

Это инструмент педагогической и психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2023