1. Тема занятия: «Мир профессий»
1.1. Цель занятия: организация деятельности обучающихся по расширению и систематизации знаний о мире профессий.
1.2. Задачи:
● сформировать у обучающихся представление о многообразии профессий;
● мотивировать обучающихся к просмотру выпусков проекта «Шоу профессий»;
● развить воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас;
● воспитать уважительное отношение к труду;
● создать условия для формирования интереса к профессиям;
● воспитать самостоятельность, инициативу, умение работать в коллективе, желание помочь другому.
1.3. Методическое обеспечение занятия:
Форма организации деятельности на занятии:
● индивидуально-групповая.
Приемы и методы организации занятия:
● словесный (дискуссия, беседа, разъяснение материала);
● наглядный (демонстрация видеоматериала, демонстрация иллюстраций).
Оборудование и оснащение занятия:
● проектор или экран для трансляции презентации к занятию и видеоролика; ● ноутбук или компьютер для педагога.
Дидактический материал:
● презентация и видеоролики о профессиях от проекта «Шоу профессий», раздаточный материал.
Примечание для педагога:
Перед началом занятия необходимо распечатать раздаточный материал – рабочие бланки, находящиеся в папке «5-8 классы» (при возможности).
Все видеоматериалы, необходимые для проведения игры «Угадай профессию», также находятся в папке «5-8 классы».
Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о выборе. Какие выборы нам приходится совершать в жизни? Назовите 3 выбора, которые вы делаете каждый день. Трудно это или легко? А какой самый трудный выбор вы делали в жизни? Как думаете, с какими ситуациями трудного выбора вам предстоит столкнуться в будущем? Верно, вам всем предстоит столкнуться с выбором профессии! А вы уже думали, кем вы хотели бы стать? Кем?
Педагог: А много профессий вы знаете? Давайте проверим! Сейчас я поделю вас на команды.
Задание «Вспомни и скажи»
Примечание для педагога:
Для разминки педагогу необходимо поделить обучающихся на команды. Рекомендуемое количество команд – 2-4. Обучающимся предлагается вспомнить как можно больше профессий на определенные буквы за 2 минуты. Буквы для профессий: Б, П, К, Д, А, В, С, Р
Педагог: Для разминки командам необходимо взять лист бумаги и ручку. Постарайтесь вспомнить как можно больше профессий, начинающихся на определенные буквы алфавита и записать их. Команда 1, вам достается буквы Б и П. Команда 2, ваша буквы – К и Д. Команда 3, вы придумываете профессии на буквы А и В. Команда 4, у вас сегодня буквы С и Р. У вас есть 2 минуты на работу.
Педагог: Отлично! Сколько профессий получилось у вашей команды? А у вашей?
Педагог: А почему может быть сложно выбрать профессию? Верно, это выбор непростой, один из самых серьезных в жизни. Предлагаю узнать одну из наиболее распространенных причин сложностей при выборе профессии. Давайте разберем на примере. Для этого вам необходимо выполнить небольшую самостоятельную работу. Все просто: сейчас наугад выберите любую фигуру – круг, квадрат или треугольник. А фигура будет обозначать задание, которое вам достанется в самостоятельной работе.
Педагог: Поднимите руки те, кто выбрал символ «круг». Теперь поднимите руки те, кто выбрал символ «треугольник». А теперь те, кто выбрал символ «квадрат». Отлично! Можем переходить к самостоятельной работе.
Обучающиеся, выбравшие символ «круг», получают следующее задание: «Расскажите наизусть 10 стихотворений А.С. Пушкина».
Обучающиеся, выбравшие символ «треугольник», получают следующее задание: «Решите пример: (35+25)-(35-25)»
Обучающиеся, выбравшие символ «квадрат», получают следующее задание: «Поднимите левую руку».
Примечание для педагога: в данном примере намеренно используются задания
не |
одинакового |
по |
сложности |
уровня; |
это |
необходимо, |
чтобы |
продемонстрировать последствия проблем, которые может повлечь неосведомленный выбор (выбирать наугад рискованно: выбранный таким образом вариант может оказаться для вас слишком сложным).
Педагог: Ну что, кто скорее справился? Хорошо у нас получилось?
Педагог: Кто на этом примере понял, что больше всего усложняет выбор профессии? Почему? Верно, сделать правильный выбор очень сложно, если мы понятия не имеем, из чего выбираем. Именно это и произошло сейчас. Конечно, если бы мы знали, где самый удачный вариант, мы бы выбрали его. А не зная, что кроется за символами, вы выбирали наугад и могли получить задание, слишком легкое и совершенно не интересное для вас, или, наоборот, чересчур тяжелое, вам не по плечу. Кому-то повезло, а кому-то – нет.
Педагог: Нередко бывает, что когда приходит пора делать один из самых трудных выборов в жизни – выбор профессии – мы стоим ровно перед такой же проблемой. Казалось бы, да, профессий огромное количество. Разобраться в том, что они из себя представляют, какие профессии особенно востребованы, тоже как будто не составляет труда – можно найти материалы, статьи, которые описывают обязанности разных профессионалов, необходимые им навыки.
Но, несмотря на это, часто мы все равно не можем по-настоящему понять, чем же на самом деле занимаются специалисты той или иной профессии, куда они могут пойти на работу, из чего состоит их день, как выглядит их рабочее место, какие задачи они решают, какие задания выполняют. И из-за этого мы совершаем при выборе профессии ошибки: выбираем наугад абсолютно неподходящие нам профессии, а потом оказываемся в ситуации, когда работа наводит на нас смертельную скуку или настоящий ужас!
Педагог: Согласны, что такая ситуация может произойти с каждым из нас? Не совсем? Давайте проверим! Я задам вам несколько вопросов, связанных с разными актуальными, нужными и важными профессиями. Вопросы кажутся нетрудными, но ответить на них может быть непросто!
Преподаватель проводит с обучающимися мини-тест, который содержит вопросы о мире различных актуальных профессий. Тест проводится в устной форме, после каждого вопроса обучающимся дается приблизительно 5-10 секунд на обдумывание ответа. После того, как были озвучены ответы обучающихся, педагогом дается верный ответ.
Тест:
● Какому профессионалу пригодится этот инструмент?
(изображения: резак для плитки, печь для обжига керамических изделий,
НЕ дает обучающимся расшифровку аббревиатуры БПЛА, беспилотного летательного аппарата)
● Что такое аддитивные технологии?
● С каким материалом работает слесарь?
● Сколько видов дизайнеров вы сможете назвать? Чем занимается графический дизайнер?
● Что разрабатывает веб-разработчик?
Ответы на тест:
● Резак для плитки – облицовщик-плиточник, печь для обжига – керамист, графический планшет – дизайнер/художник/художник-аниматор.
● Оператор БПЛА занимается управлением беспилотными летательными аппаратами, их программированием, техническим обслуживанием.
● Аддитивные технологии – это технологии 3D-печати, печати на 3D-принтерах.
● Чаще всего такие специалисты работают с металлом: занимаются изготовлением, ремонтом различных деталей, приборов, механизмов.
● Например, ландшафтный дизайнер, графический дизайнер, дизайнер интерьера, дизайнер одежды, веб-дизайнер и т.д.
Графический дизайнер занимается разработкой дизайна различной упаковки, полиграфической продукции (плакаты, листовки), сувенирной продукции, вывесок, фирменного стиля различных брендов.
● Веб-разработчик создает новые и поддерживает уже существующие сайты. Он помогает заказчику решить задачу оптимальным способом, пишет код, тестирует его и оценивает результаты.
Педагог: Оказывается, все не так просто. Даже не все названия профессий оказались такими уж простыми и понятными. Как же понять, что за деятельность скрывается за названиями профессий на самом деле? Неужели выбирать наугад и ждать первой работы, чтобы понять, подойдет тебе профессия или нет?
Не стоит. Сейчас существует целый ряд различных программ, курсов, проектов, которые нацелены на то, чтобы не просто рассказать молодежи о профессиях, но и показать их «внутреннюю кухню» наиболее наглядно. Итак, какие проекты помогают решить эту проблему, разобраться в том, на что профессии похожи изнутри?
1. «Билет в будущее» – проект, проводящий самые настоящие живые профпробы, где ты сможешь «потрогать» разные профессии! Обязательно посетите их платформу и зарегистрируйтесь на ней: это даст возможность проходить профориентационные тестирования, примерять профессии онлайн, посещать профориентационные мероприятия.
Сайт: bvbinfo.ru
2. «Лифт в будущее» – всероссийская бесплатная программа обучения, профориентации и карьерного сопровождения. На сайте «Лифта в будущее» можно найти объявления о стажировках и вакансиях, посмотреть тесты, которые позволят оценить себя и свои личные качества, а также бесплатно пройти курсы по личной эффективности, построению карьеры, деловой коммуникации и многим другим полезным вещам.
Сайт: lift-bf.ru
3. «Шоу профессий» – профориентационный проект, в рамках которого создаются видеоролики о востребованных и актуальных профессиях и профессиональных сферах. Видеоролики «Шоу профессий» демонстрируют работу специалистов различных направлений на практике: зрители смогут увидеть, какие задачи предстоит каждый день решать сварщику или оператору беспилотников, агроному или графическому дизайнеру. Помимо этого, проект знакомит аудиторию с талантливыми профи, уже добившимися успеха: они приходят в студию «Шоу профессий» и рассказывают, как сделать первые шаги в профессии, где получать образование, как собрать свое первое портфолио и как найти то дело, которое станет настоящим призванием!
Сайт: шоупрофессий.рф
Педагог: На этом занятии я хочу вас поближе познакомить с одним из этих проектов – «Шоу профессий». Мы уже сказали, что в рамках проекта разрабатываются ролики о профессиях. А где их можно посмотреть?
Педагог: Все материалы проекта выложены на его сайте и в группе ВКонтакте. На обеих платформах вы сможете найти настоящую медиатеку роликов о профессиях: осталось только выбрать, какую профессию вы хотите узнать поближе. А некоторые ролики предлагаю посмотреть прямо сейчас – возможно, они помогут нам разобраться с теми вопросами теста, с которыми мы не справились сразу.
Игра «Угадай профессию»:
На экране возникает стоп-кадр из ролика «Шоу профессий». Обучающимся дается 10 секунд; предлагается догадаться, какая профессия представлена на стоп-кадре. По истечении 10 секунд проигрывается ролик о компетенции, по которому обучающиеся могут понять, о специалисте какой профессии идет речь. Все видеоматериалы к игре находятся в папке «5-8 классы».
Предлагается просмотр роликов по компетенциям: «Аддитивные технологии» (специалист аддитивных технологий), «Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов» (оператор беспилотных летательных аппаратов), «Агрономия» (агроном), «Веб-технологии» (веб-разработчик), «Графический дизайн» (графический дизайнер), «Обработка листового металла» (слесарь).
Рекомендуется демонстрировать ролики по одному, сопровождая просмотр каждого ролика выполнением заданий по соответствующей профессии с рабочего бланка.
Примечание для педагога: на слайдах презентации, а также на рабочих бланках приводится наименование программ в колледжах, на которые обучающиеся могут обратить внимание при желании получить данную профессию/специальность (также приводятся коды профессий и специальностей, что поможет упростить процесс поиска программы в колледже).
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами просмотрим несколько роликов о профессиях – как хорошо нам известных, так и инновационных. А после просмотра я предлагаю нам всем вместе подробнее разобраться с тем, что это за профессии, вспомнить то, с чем мы познакомились в видео, а заодно узнать кое-что новое!
Каждому обучающемуся раздаются специальные рабочие бланки.
В случае невозможности распечатать специальные рабочие бланки реализуется второй вариант работы: демонстрация слайдов педагогом (вопросы на бланках и слайдах дублируются) с возможностью для обучающихся делать заметки в своих тетрадях или блокнотах/на чистых листах А4.
Рис.1-2 «Вид бланка»
На бланках представлено 6 колонок по числу профессий, рассмотренных в роликах.
Просмотр стоп-кадра, после которого обучающимся предлагается угадать профессию данных специалистов. Далее просмотр видеоролика по компетенции «Аддитивные технологии» (ролик 4_Видеоматериал_Специалист аддитивных технологий.mp4)
Выполнение заданий «Специалисты аддитивных технологий (компетенция «Аддитивные технологии»)»
Задание 1.
Продолжите фразу: Аддитивные технологии – это…
Ответ: технологии 3D-печати, печати на 3D-принтерах (создание трехмерных объектов из цифровых 3D-моделей).
Задание 2.
Придумайте 5 примеров того, что можно напечатать на 3D-принтере.
Возможные ответы: Части сломанных деталей для различных машин – это ускоряет их починку; фигурки, статуэтки, украшения; игрушки и конструкторы; посуду и декор для дома; часть дома или целый дом, искусственные органы, например, сердце.
Задание 3.
Как ребята проводили процесс 3D-печати? Поставьте фото в правильном порядке. Ответ:
1. Оцифровали детали.
2. На основании оцифровки построили модель детали, внесли изменения в конструкцию.
3. Распечатали на 3D-принтере (в видео данный этап проговаривается,
4. Продемонстрировали, как функционируют сделанные детали.
Название программы в колледже и код: «Аддитивные технологии», 15.02.09
Просмотр стоп-кадра, после которого обучающимся предлагается угадать профессию данных специалистов. Далее просмотр видеоролика по компетенции «Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов» (ролик
5_Видеоматериал_Оператор беспилотных летательных аппаратов.mp4)
Выполнение заданий «Операторы беспилотных летательных аппаратов (компетенция «Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов»)»
Задание 1.
Аббревиатура (сокращение) БПЛА расшифровывается как…
Ответ: Беспилотные летательные аппараты. То есть БПЛА – это те же дроны, беспилотники.
Задание 2.
Как дроны могут помочь, упростить нам жизнь…
1. в сельском хозяйстве? (поливать поля и разбрызгивать над ними удобрения, следить за состоянием урожая – нет ли признаков засухи, болезней)
2. во время лесных пожаров? (тушить)
3. на стройке? (планировать этапы стройки, контролировать рабочий процесс на стройке)
4. во время поисково-спасательных работ? (искать с воздуха потерявшихся людей)
5. при составлении карт? (вместо пилотов вести съемку разных территорий с воздуха, чтобы потом составить карты, цифровые модели местности и рельефа)
Педагог: Может быть, кто-то сможет вспомнить еще какие-нибудь сферы, где используются дроны?
Возможные ответы: дроны могут использоваться в телетрансляциях, для киносъемки, съемки рекламы, для метеорологических наблюдений, мониторинга безопасности, для наблюдения за протяженными объектами, например, железными дорогами или линиями электропередач.
Задание 3.
Что должен уметь делать с дроном его оператор? Только летать?
Ответ: Чинить, настраивать, писать программы полета дрона, управлять дроном в режиме реального времени.
Педагог: Кстати, ребята, оператор БПЛА – это профессия молодая во всех смыслах. Сейчас часто говорится, что лучшие операторы дронов – молодое поколение. Управление беспилотниками для них привычно, они делают это лучше людей более взрослого возраста. Возможно, компьютерные игры помогли?
Название программы в колледже и код: «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», 25.02.08
Просмотр стоп-кадра, после которого обучающимся предлагается угадать профессию данных специалистов. Далее просмотр видеоролика по компетенции «Агрономия» (ролик 6_Видеоматериал_Агроном.mp4)
Выполнение заданий «Агрономы (компетенция «Агрономия»)»
Задание 1.
Что умеет агроном? Как минимум 5 вещей! Кое-что вы могли видеть в видео, а коечто придется вспомнить. Ну или догадаться.
Возможные ответы: разбирается во всем, что касается растений: когда и в какую почву сажать, чем и когда удобрять, как и когда поливать, когда собрать урожай, как лечить от болезней и избавляться от вредителей (например, насекомых). Может рассчитать это и дать команду, а может сделать и сам, своими руками. Умеет скрещивать и прививать растения, выводить новые сорта – приносящие больший урожай, более устойчивые к климату, вредителям.
Задание 2.
Современный агроном работает только в поле?
Ответ: Нет, он может работать удаленно с помощью множества технологических приспособлений и приложений. Он может дистанционно управлять дронами, которые будут поливать и удобрять поля, датчиками, которые регулируют влажность, освещенность, атмосферу в теплице.
Задание 3.
Как называется профессия, представитель которой создает и поддерживает минифермы прямо внутри домов?
Ответ: Сити-фермерство.
Название программы в колледже и код: «Агрономия», 35.02.05
Просмотр стоп-кадра, после которого обучающимся предлагается угадать профессию данных специалистов. Далее просмотр видеоролика по компетенции «Веб-технологии» (ролик 7_Видеоматериал_Веб-разработчик.mp4)
Выполнение заданий «Веб-разработчики (компетенция «Веб-технологии»)»
Задание 1.
Так что же разрабатывают веб-разработчики?
Ответ: Веб-разработчик создает новые и поддерживает уже существующие сайты. Он помогает заказчику решить задачу оптимальным способом, пишет код, тестирует его и оценивает результаты.
Задание 2.
Чем фронтэнд-разработчик отличается от бекэнд-разработчика?
Ответ: Фронтэнд-разработчики отвечают за визуальную часть проекта. Программы, которые пишут такие разработчики, описывают все, что мы видим на странице любого сайта или приложения – цвета, шрифты, графические элементы, расположение на странице текстовых блоков.
Бекэнд-разработчики занимаются наполнением сайта данными, а также поддержкой связи между этими данными – их программы регулируют именно эту часть работы сайта.
Задание 3.
Подумайте, какое приложение вы бы хотели разработать?
Название программы в колледже и код: «Информационные системы и программирование», 09.02.07
Просмотр стоп-кадра, после которого обучающимся предлагается угадать профессию данных специалистов. Далее просмотр видеоролика по компетенции «Графический дизайн» (ролик 8_Видеоматериал_Графический дизайнер.mp4)
Выполнение заданий «Графические дизайнеры (компетенция «Графический дизайн»)»
Задание 1.
Напишите/нарисуйте 5 примеров того, что может разрабатывать графический дизайнер!
Возможные ответы: Графический дизайнер создает «лицо», визуальный образ бренда. Он может оформлять бумажную продукцию (плакаты, листовки, афиши, стенды для выставок, каталоги), упаковку и сувениры (вывески, упаковки, этикетки, мерч-продукцию: пакеты, папки, футболки, ручки), диджитал-продукты (веб-сайты, презентации)
Задание 2.
Назовите 3 плюса и 3 минуса профессии графического дизайнера.
Возможные ответы: Среди преимуществ может называться: возможность творческой работы, отсутствие рутины; огромное разнообразие проектов, вариативность задач – можно разрабатывать самые различные элементы стиля для самых разных брендов, организаций, мероприятий; возможность работы по гибкому графику/удаленно. Среди минусов – частое отсутствие стабильной занятости; необходимость самому искать проекты; необходимость представлять и рекламировать себя работодателю, что требует обязательного развития мягких навыков; необходимость постоянно быть в курсе новых трендов и технических возможностей дизайна.
Задание 3.
Здесь 2 правды и 1 ложь про профессию графического дизайнера. Догадайтесь, что правда, а что нет!
1. Графический дизайнер только с помощью правильно подобранных цветов может показать, что один продукт – развлекательный и предназначен для тинейджеров, а другой – понадобится деловым людям.
2. Графический дизайнер должен отлично знать специальные программыграфические редакторы. Именно в них он будет работать большую часть времени.
3. Графический дизайнер всегда предпочтет цвет черно-белой картинке. Ответ: №3. Именно графические дизайнеры часто любят монохромные варианты дизайна: помимо эстетичности, это также дает возможность использовать элемент дизайна по-разному для разных предметов, легко приспосабливать его к разным ситуациям.
Название программы в колледже и код: «Дизайн (по отраслям)», 54.02.01
Просмотр стоп-кадра, после которого обучающимся предлагается угадать профессию данных специалистов. Далее просмотр видеоролика по компетенции «Обработка листового металла» (ролик 9_Видеоматериал_Слесарь.mp4)
Выполнение заданий «Слесари (компетенция «Обработка листового металла»)»
Задание 1.
С каким материалом работает слесарь?
Ответ: слесарь – специалист по обработке металлов и изделий из них (в т.ч. сборка, разборка, ремонт металлических изделий).
Задание 2.
А чем конкретно занимаются слесари, обрабатывающие металл (слесариинструментальщики, слесари механосборочных работ)?
Возможные ответы: изготавливают и обрабатывают детали механизмов, например, автомобильных двигателей, собирают механизмы из отдельных деталей, осматривают детали на предмет дефектов, в случае необходимости – настраивают и доводят их.
Собирают и ремонтируют различные приспособления, режущий, измерительный и прочий инструмент.
Некоторые из деталей и инструментов, которые изготавливают и ремонтируют слесари, представлены на слайде.
Задание 3.
Попробуй предположить, где может работать слесарь-металлообработчик! Возможные ответы: в автомобиле-, судо- и авиастроении, строительстве, производстве техники.
Название программы в колледже и код: «Мастер слесарных работ» (квалификации «Слесарь-инструментальщик», «Слесарь механосборочных работ», «Слесарьремонтник»), код профессии – 15.01.35, «Слесарь», код профессии – 15.01.30.
Педагог: Ребята, давайте вспомним вопросы мини-теста, на которые мы отвечали в начале урока. На все ли вопросы вы теперь можете ответить?
● Чем занимается оператор БПЛА?
● Что такое аддитивные технологии и где они нужны?
● С каким материалом работает слесарь?
● Сколько видов дизайнеров вы сможете назвать? Чем занимается графический дизайнер?
● Что разрабатывает веб-разработчик?
Да, с этими вопросами мы разобрались. Но ведь я могу задать вам еще множество новых – не менее интересных! Например, на чем рисует мультфильмы современный художник-аниматор? Где и кем производятся в России чипы, которые находятся в наших банковских и проездных картах? Как заработать на тарелках и чашках ручной работы? Как правильно стричь когти коту? Было бы здорово разобраться всем вместе, но наше время уже подходит к концу, так что на эти вопросы я предложу вам найти ответы самим! Как это сделать? Заходите на сайт шоупрофессий.рф и смотрите ролики по профессиям, которые покажутся вам интересными!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.