Пермский край, город Чайковский
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
Проект
Экологическая сказка «В гостях у лесной феи»
3 а класс
Классный руководитель:
Чепкасова Елена Михайловна
г. Чайковский, 2017 г.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………3-4
2. План мероприятий по реализации проекта на разных этапах……5-6
3. Сценарий сказки ……………………………………………………..7-13
4. Выводы ………………………………………………………………….14
5. Интернет-источники……………………………………………………15
Приложение
Введение
Как любим мы говорить о том, что человек – хозяин природы, называем себя «Человек разумный». И как часто забываем, что, прежде всего, человек – дитя природы. Все, что окружает нас: леса, реки, озера – это не только среда обитания птиц, рыб, зверей, но и среда обитания человека. А птицы, рыбы, звери, растения – наши собратья, дети единой нашей матери – природы. Неразумное, а порой и варварское отношение к миру природы приводит к тому, что с лица Земли исчезают многие виды животных, рыб, птиц, насекомых. Эта потеря невозвратима. Знакомясь на уроках окружающего мира с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Пермского края, у нас появилось много вопросов. Как побудить людей к бережному отношению к природе? Что можем сделать мы, школьники, чтобы сохранить окружающий нас мир, наполненный щебетом птиц, красотой распускающихся деревьев, благоухающий ароматами трав? Очень часто причиной небрежного отношения к природе становится незнание, неосведомленность людей.
Мы решили, что должны в интересной и доступной форме донести до учащихся 1 класса информацию о том, какие виды животных и растений находятся на грани исчезновения, как правильно вести себя в местах обитания исчезающих видов растений и животных, какие меры предпринять, чтобы не навредить им.
Предметом изучения в данной работе является Красная книга Пермской области.
Цель проекта: ознакомление учащихся 1-2 классов с некоторыми исчезающими видами растений и животных Пермского края посредством инсценировки экологической сказки.
3
Задачи:
Ø изучить Красную книгу Пермского края по разделам «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Растения»;
Ø найти информацию о 3-4 представителях каждого раздела;
Ø написать сценарий сказки;
Ø распределить роли;
Ø изготовить костюмы;
Ø отрепетировать сказку;
Ø создать презентацию;
Ø показать сказку учащимся 1-х и 2хх классов.
Участники проекта: учащиеся 3 а класса и их родители.
Ожидаемые результаты:
Ø вовлечь всех учащихся в разнообразную деятельность по реализации проекта;
Ø расширить кругозор учащихся;
Ø поработать с различными информационными источниками для поиска необходимой информации;
Ø показать инсценировку сказки учащимся 1-х и 2-х класов.
4
План мероприятий по реализации проекта на разных этапах
Сроки реализации |
Название этапа и мероприятия по его реализации |
Ответственный |
Сентябрь - октябрь 2016 г. |
Подготовительный
- стадия запуска проекта (классные часы с целью выбора темы)
- выбор каждым учеником класса задания по теме, интересу и возможностям |
Кл. руководитель
|
Ноябрь 2016 г.- февраль 2017 г. |
Деятельностный
- работа с различными источниками для поиска информации, на основании которой выполняется выбранное задание.
- Написание сценария сказки.
- Распределение ролей, репетиция сказки.
- Изготовление костюмов.
-Создание презентации.
|
Инициативная группа учащихся и родителей, кл. руководитель
Инициативная группа учащихся и родителей, кл. руководитель
Учащиеся класса, кл. руководитель
Учащиеся, родители.
Учащиеся, кл. руководитель.
|
5
|
- Показ сказки учащимся 1-х и 2-х классов. |
Учащиеся, родители, кл. руководитель |
Март 2017 г. |
Рефлексивный
- обобщение и анализ результатов деятельности по проекту
- прогнозирование дальнейшей работы: показ сказки в следующем учебном году дошкольникам.
|
Классный руководитель, учащиеся.
|
6
Сценарий экологической сказки «В гостях у лесной феи»
Вся сказка сопровождается мультимедийной презентацией.
Сцена украшена елочками, грибами, шишками. Под одной елочкой сидит ежик, под другой лягушка.
Маша и Петя гуляют по лесу, собирают грибы и шишки.
Маша: - Смотри, смотри, кто это там прячется? Лови, хватай, скорее!
Петя: - Это ёжик. Поймал! Давай корзинку. Завтра ежа в класс отнесем, ребятам покажем. Вот будет весело!!!
Петя: - Маша, а вон лягушка! Давай мы и ее поймаем, на урок окружающего мира принесем. Учитель нас похвалит…
Дети бегут за лягушкой.
Петя: - Эх, не догнали. Вот я ее сейчас шишкой….
Петя размахивается и кидает шишкой в лягушку.
Маша (не может отдышаться): - Фу, устала! Давай, Петя, под деревом посидим, отдохнем.
Садятся под дерево и засыпают.
Ведущий:
Им приснился дивный сон:
Прилетела фея в нем
И ребятам рассказала про чудесный Пермский край:
Про прекрасные поля, реки, дивные леса,
Про красивую природу, про растенья и животных.
Есть и редкие средь них, записали в книгу их,
Чтобы лучше охранять, их и детям нужно знать.
7
Выходит лесная фея
- Я – лесная фея -
Природу охраняю,
Всех зверей в лесу люблю,
Их оберегаю.
Вот мои владения, смотрите:
Лес и речка,
Чистый воздух вы вдохните.
Здесь так дышится легко,
Здесь животным хорошо.
Выходят звери
Русская выхухоль
- Здравствуйте, ребята, я – Русская выхухоль. Врагов у меня почти нет, потому, что обороняюсь я резким неприятным запахом. Но все же немало невзгод меня подстерегает. Случается, вода норку мою зальет, или водоем пересохнет. А без воды я жить не могу. Но чаще всего мы, выхухоли, гибнем, когда попадаем в сети рыболовов.
Летучая мышь
- А я, летучая мышь! Мы очень любим зимовать в пещерах Пермского края, но люди нарушают наш покой и прерывают зимнюю спячку. От этого многие из нас погибают. А ведь летучие мыши так полезны! Изучая нас, ученые нашли способы лечения некоторых болезней человека. Есть от нас польза и в сельском хозяйстве – мы уничтожаем лесных и садовых вредителей.
8
Белка-летяга
- Я белка-летяга! С каждым годом в лесу я встречаюсь все меньше и меньше.
Нас преследуют охотники! Природа подает сигнал бедствия: белке-летяге грозит вымирание! Необходимо запретить отстрел и отлов этого зверька! Пусть в руках у человека будет не охотничье ружье, а фотоаппарат или кинокамера!
Еж
- Здравствуйте, я – ежик! Люди забирают нас из леса в квартиру ради забавы. Они умиляются, какие мы милые, а чем кормить не знают, и мы погибаем с голоду. Вы даже не подозреваете насколько еж бывает опасен: на некоторых зверьках ученые находили до несколько сот клещей. Не забирай меня, Маша, из леса – и себе навредишь, и мне!
Звери убегают. Появляется лесная фея.
- Дети, лес вы не губите,
Птиц домой не уносите.
Ведь погибнут они дома,
Вам же это так знакомо:
Посадили в клетку птичку –
Заболеет невеличка,
Перестанет есть и пить…
Ей на воле надо жить.
Петя, убери рогатку
И послушай птичье пенье.
Этот звонкий щебет
Поднимает настроенье.
9
Вылетают птицы
Бородатая неясыть
- Караул, помогите! Меня, бородатую неясыть, одолели охотники! Наше исчезновение – результат многолетнего уничтожения взрослых особей и их гнезд. Для сохранения нашего вида птиц необходимо соблюдать запрет на отстрел и создавать искусственные гнезда, мы занимаем их очень охотно!
Коростель
- Я - коростель! Причины моего исчезновения – раннее кошение травы в местах, где мы любим вить гнезда, в результате чего гибнет большое количество птенцов. Еще человек использует ядохимикаты в сельском хозяйстве, от которых мы гибнем. И, конечно же, охота! Люди нас уничтожают!
Князек, или белая лазоревка
- Здравствуйте, ребята! Я птичка лазоревка. Мои гнезда тоже разрушает человек в связи с освоением сельского хозяйства, а охотники отлавливают нас для продажи.
Серый или большой сорокопут
- Да, да! Человек завладел территориями гнездования птиц и мы, серые сорокопуты, на грани исчезновения!
Птицы улетают. Выходит лесная фея.
- Садик есть у меня,
Познакомьтесь, друзья, -
Здесь растут цветы
Дивной красоты.
10
Под музыку выходят и кружатся цветы
Любка двулистная
- Ребята, чувствуете, как вкусно пахнет? Один единственный цветок любки двулистной может наполнить ароматом целую лесную поляну. Я очень
декоративный цветок и занесен в список видов растений, нуждающихся в охране. Сбор корней любки двулистной запрещен, но несмотря на это люди активно используют их в медицине.
Тимьян ползучий
- Я, тимьян ползучий, один из лучших медоносов! Пчелы получают от меня много нектара, из которого получается необыкновенно душистый мед! Но ядохимикаты, которые применяет человек в сельском хозяйстве, являются угрозой для меня! Я исчезаю!
Ятрышник мужской
- Ятрышник мужской тоже очень полезное растение. Отвары из моих клубней используют как антибактериальное и общеукрепляющее средство. Чрезмерный сбор растений, использование химических удобрений уничтожает нас.
Герань кроваво-красная
- Да, мы растения полезные, а вот защитить себя не можем. Засуха, наводнение, химическое загрязнение – все это губит нас. И я, герань кроваво - красная, прошу вас, люди, помогите нам! Сохраните природу!
К цветам выходит лесная фея.
- А в саду вокруг цветов
Бабочки порхают.
Не ловите их сачком –
Они вам не мешают.
Не садите в банку,
Лишая кислорода.
11
Без них померкнут краски
У лесной природы.
Под музыку вылетают бабочки и порхают вокруг цветов
Апполон обыкновенный
- Посмотрите, какие мы красивые! Мы так любим порхать с цветка на цветок. Я - апполон обыкновенный, очень огорчен, что сокращается численность цветочных полей, которые бы люди не обрабатывали ядом.
Черный апполон
-Да, окружающая среда загрязнена отходами и ядохимикатами, это приводит к гибели не только вредных насекомых, но и всех остальных. Я - черный апполон, хотел бы вдыхать цветочную пыльцу, а не отраву!
Обыкновенный махон
- Я, обыкновенный махон! Очень красивая бабочка! Ученые считают, что каждый час вымирает по одному виду насекомых, и это очень печально.
Появляется лесная фея. К ней присоединяются все персонажи сказки.
Лесная фея:
- Вот вы и познакомились
С моими обитателями.
Будете с ними
Вы теперь приятелями.
Все животные и растения хором:
- Берегите нас, мы ваши братья меньшие.
С каждым годом нас все меньше и меньше.
Поместите в заповедники нас жить,
Научитесь, люди, нами дорожить!
12
Маша и Петя просыпаются
Маша: - Петя, мне такой странный сон приснился про лесную фею и лесных обитателей.
Петя: - Маша, и мне такой же сон приснился. Давай больше не будем обижать животных и рвать растения, а будем их охранять и беречь.
Маша: - Да, давай.
Петя (обращается к зрителям-первоклассникам):
- А вам ребята мы хотим подарить медали, чтобы вы тоже охраняли природу.
Маша и Петя дарят зрителям медали.
13
Выводы
Вся запланированная работа была выполнена – первоклассникам была показана экологическая сказка, через которую они узнали о том, что существуют исчезающие виды растений и животных, которые нуждаются в особой охране со стороны человека. Сами участники проекта (учащиеся класса и их родители) получили в процессе подготовки и реализации данного проекта большой положительный опыт совместной работы. И дети, и родители с удовольствием работали на всех этапах реализации проекта, переживали, если что-то срывалось, кто-то заболевал, помогали друг другу в изготовлении костюмов, что было очень ценно для формирования классного коллектива и выстраивания детско-родительских отношений.
Но мы решили не останавливаться на этом этапе и показать данную сказку в следующем учебном году дошкольникам.
14
Интернет-источники
1. http://info.permecology.ru
2. https://uraloved.ru
3. http://сезоны-года.рф
15
Приложение
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.