Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)
Оценка 4.7

Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—6 кл
31.03.2017
Сценарий  и презентация к уроку русского языка  на тему "Фразеологизмы" (5 класс)
Презентация к уроку "Фразеологизмы"
Орлова Е.В..doc
Орлова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ        « Лицей №8» г. Перми Предмет: русский язык  Класс: 6 Тема урока: « Фразеологизмы» Тип урока: изучение нового материала   воспитание   формировать   представление   о   фразеологизмах, Цели:  Образовательные:   их синтаксической роли,  умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи. Воспитательные:  развитие   эмоциональной   сферы   личности   учащихся,   уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову. Формировать УУД: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.   Регулятивные   УУД:   анализ   собственной   работы,   планирование   деятельности   в соответствии с поставленной задачей, определение цели   этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.    Коммуникативные УУД:  умение   слушать  собеседника,   формулирование   собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.    Познавательные   УУД:  систематизация   материала,   полученного   на   уроке,   умение находить   нужную   информацию   в   учебнике,   словарях,   справочниках;   работа   с   разными видами заданий. Планируемый результат:  Предметные:  Знать: значение и роль фразеологизмов в речи. Уметь: находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.  Личностные:  умение  анализировать  собственную работу,  умение  слушать  собеседника, сотрудничать   с   учителем   и   сверстниками,   умение   точно   и   с   достаточной   полнотой выражать свое мнение.    Метапредметные:    Уметь   оценивать   результаты   деятельности   (своей   –   чужой), анализировать   успешность   достижения   целей   учебной   деятельности,   планировать   свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь   слушать   собеседника,   формулировать   собственное   мнение   и   позицию.   Уметь   с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на   уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД) Межпредметные связи: Русский язык, литература Ресурсы: Основные:  Учебник «Русский язык» 6 класс  учебник под редакцией М.М. Разумовской М., Дрофа, 2013 год Дополнительные: распечатанные таблицы и тексты, ИКТ презентация Организация   пространства:   Фронтальная   работа,   индивидуальная   работа,   работа   в группах. Организационный   момент:   Учитель   организует   внимание   обучающихся, доброжелательный   настрой   и   приглашает   к   сотрудничеству.   Обучающиеся   внутренне организуются, мобилизуются на работу.   Ориентировочно­мотивационный этап (определяем проблему урока) :  Учитель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь? Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! (Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы) Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.  ­ Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти? Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких­то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка. ­ Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик? Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения. Учитель: А вы знаете ,что значит «собаку  съел(а)»? Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель: Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.),   значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком ­  либо деле. А вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И.   Далем:   «Собаку   съел,   а   хвостом   подавился».   Эта   поговорка   употребляется   по отношению к человеку, который сделал что­то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение «Мастер  своего дела».      Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов? Расшифруйте слово и вы узнаете как они называются. Запишите к себе в тетрадь это слово. Это и будет тема нашего урока. А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего урока:  Запись на экране: Уточнить, что такое ………., выяснить их особенности и синтаксическую функцию Узнать, как называется наука  о языке, в котором изучаются.......... Выяснить, где узнать лексическое значение........ Выяснить роль .......... в речи. Изучение   теоретического   материала   (Решение   проблемы,   открытие новых знаний) Работа в группах. Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно посмотреть их значения?   Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах.    (Приём «Следствие ведут знатоки»)  Учитель:  Ребята, на карточках вам предлагается задание,  сначала  оно обсуждается в группе,   затем   озвучивается   для   всех   присутствующих   в   каждой   группой   по   очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения ­    5 минут.     Группа №1 Цель: выяснить,  можно ли узнать значение фразеологизмов  в словаре, в учебнике, в   толковом   словаре,   во   фразеологических   словарях,   а   также   в   интерактивном словаре фразеологизмов в интернете. Приведите 3 примера. Группа №2 Цель:   выяснить,   чем   отличаются   фразеологизмы   от   свободных   словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм») На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава. За   то,   что   я   не   выучил   уроки,   мне   намылили   голову.     Ребёнку   намылили   голову ароматным шампунем. Группа №3  Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма. Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы. (Заяц, кот, козёл) наплакал;  (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);  Группа №4 Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким? 1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал. 2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши. Учитель: Ребята, результаты своего исследования заносите в лист ответов. Результаты заносятся в таблицу о фразеологизмах.  Учитель: Подберите к каждому слову фразеологизм. ­ Ребята, какой вывод о структуре фразеологизма можно сделать? Уч­ся делают вывод:  фразеологизмы   целому предложению    равны по значению либо одному слову, либо Этап развития  умений Учитель: А сейчас задание по рядам!  Укажите фразеологизмы со значением: Укажите фразеологизмы со значением:  1 ряд ­ «бездельничать»;  1 ряд ­ «бездельничать»;  2 ряд ­ «обманывать»;  2 ряд ­ «обманывать»;  3 ряд ­ «быстро».   3 ряд ­ «быстро».  Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног. Проверьте! Бездельничать обманывать быстро сложа   Сидеть руки Лодыря гонять Бить баклуши Собак гонять Втирать очки Водить за нос Вводить   заблуждение Сломя голову Во все лопатки в Во весь дух Высунув язык Со всех ног    Этап обобщения исследований Учитель: ­ Ребята, посмотрите внимательно на записанные вами  фразеологизмы. Что вы можете о них сказать? Уч­ся отвечают: Фразеологизмы в каждой группе обозначают одно и то же, хотя звучат и пишутся по­разному. Значит, они  синонимичны. Учитель: ­ Ребята, а могут ли у фразеологизмов быть антонимы? Учитель: По определениям отгадайте фразеологизмы. (Работа в группах. Каждой группе по одному фразеологизму.) • Уч­ся делают вывод:   Фразеологизм может быть синонимом слова • У фразеологизма могут быть   фразеологизмы­синонимы и фразеологизмы­ антонимы.    Этап закрепления изученного материала Учитель:  ­ Ребята, как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы? Продолжим исследование. (Работа в группах.  Каждой группе по одному предложению.) Задание 1: Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. Задание 2: Приём «Конструирование». Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.    Я проснулся ни свет ни заря. На душе    кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго      бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся     ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.     Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне   хоть кол на голове теши.     Слова для справок:        неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле­ еле,   хоть бы что,   усталый,  кое­как,   сильно сердился). Учитель: Какую роль играют фразеологизмы в речи? Уч­ся отвечают: Фразеологизмы придают речи образность, выразительность. Учитель: Ребята, а вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания.  Задание: Напишите сочинения­миниатюры(5­6предложений), используя фразеологизмы.  Учащиеся от каждой группы достают киндер сюрприз с темой мини­сочинения.  Темы для сочинений­миниатюр Приложение 2 1. Летом.        2. Где знание, там и умение. 3. Мой друг. (Моя подруга). 4. Книги в моей жизни. Звучит тихая музыка. Затем, учащиеся зачитывают свои работы (5 минут) Учитель:  Домашнее задание.  Выписать   5   фразеологизмов   из   произведений   художественной   литературы,   подобрать  к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы. Этап подведения итогов урока.  Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! Что же это? Конечно же, фразеологизмы Учитель: Молодцы, ребята!  А теперь оцените свою работу на уроке в листе успешности  Ф.И.уч­ся Работа в группе Сочинение­ миниатюра Самооценка Общий балл Этап  проведения  рефлексии «Закончите предложение»:        Сегодня я узнал(а)….              Было интересно…              Я выполнял(а)…              Я понял(а), что…              Теперь я могу…              Я могу…        Меня удивило…        Урок дал мне для жизни…        Мне захотелось…   Учитель: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу. Сегодня на уроке  не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!         Молодцы, ребята!     Спасибо за работу!

Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий  и презентация к уроку русского языка  на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий  и презентация к уроку русского языка  на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий  и презентация к уроку русского языка  на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий  и презентация к уроку русского языка  на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий  и презентация к уроку русского языка  на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий  и презентация к уроку русского языка  на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий и презентация к уроку русского языка на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Сценарий  и презентация к уроку русского языка  на тему "Фразеологизмы" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017
Посмотрите также: