Сценарий игрового ток-шоу на тему "Молодёжная культура: мода, вкус и нравственность" является личной авторской разработкой, подготовленной для обучающихся летних территориальных досуговых площадок ( возраст от 8-15 лет). В содержание включены словесные игры, игры малой подвижности, творческие задания для ребят досуговых площадок. Интерактивное общение строится как в опоре на сигнальные тестовые карточки, так и желание высказаться индивидуально.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом
пионеров и школьников им. Н. И. Филоненко г. Сальска
СЦЕНАРИЙ
Ток –шоу «МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА: МОДА, ВКУС
И НРАВСТВЕННОСТЬ»
(для обучающихся территориальных досуговых площадок)
Подготовил: Артюшина Н.Н.,
методист МБУ ДО ДПШ
12018 г.
Дата проведения: 3 августа 2018 г.
Участники: обучающиеся 17ти детских территориальных досуговых
площадок.
Форма одежды: свободная (летняя).
Место проведения: актовый зал МБУ ДО ДПШ.
Время: 17.00 18.30 час.
Цель – организация летнего досуга обучающихся.
Задачи: Содействовать
1 получению новых знаний по вопросу формирования молодежной культуры
в подростковой среде;
2 развитию творческих инициатив, направленных
на организацию
свободного времени школьников,
способствующих организации
содержательного досуга подростков; развитию механизмов нравственного,
гражданского и эстетического воспитания.
3 воспитанию культуры общения подростков.
Форма проведения: опробирование интерактивных форм и методов
познания, творческого развития: диспут, тематическое «токшоу», через
использование активных технологий в обучении (игровой, диалоговой,
интеграции воспитания и обучения, КТД, ИКТ).
Суть токшоу — это дискуссия с возможно большим числом участников.
Смысл проведения токшоу не сводится к выработке единой точки зрения на
обсуждаемую проблему. Его назначение — ввести подростков в ситуацию
нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим собой, когда
необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями товарищей, с
общепринятыми нравственными требованиями.
Материал:
o Мультемедийное оборудование (проектор, экран, компьютер, колонки,
микрофоны);
o Музыкальные фонограммы: фоновая музыка, детские песни.
o Слайдовая презентация с игровыми заданиями;
o сигнальные карточки 3х цветов: «согласен» – зеленая, «не согласен»
красная и «свое мнение» желтая (85 комплектов);
Методы:
Игровой
2 Моделирования
Тестирование
Словесный
Практический
ХОД
Звучит детская песня «Из чего же сделаны наши мальчишки…» в
сопровождении тематических слайдов № 13 по содержанию песни.
Слайд № 4. На экране – тема «МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА: МОДА, ВКУС
И НРАВСТВЕННОСТЬ»
Ведущий (методист): Добрый день, дорогие ребята, уважаемые
педагоги! По сложившейся доброй традиции мы встречаемся с вами в
период летних каникул, чтобы с хорошим настроением провести свое
свободное время. Только что прозвучала песня моего детства, одна из
самых веселых и добрых песен 7080х годов уже прошлого 20го века. И
мне интересно, а что изменилось за это время, кроме того, что девчонки и
мальчишки уже выросли? Изменились ли мода, вкусы и интересы
современных ребят, вас, сидящих в этом зале?... А поэтому я предлагаю
вам поучаствовать в токшоу разговорном шоу на тему «Современная
молодежная культура». А чтобы каждый смог ответить на любой
поставленный мною вопрос, я предлагаю воспользоваться тремя
сигнальными карточками, значение которых: «согласен» – зеленая, «не
согласен» красная и «свое мнение» желтая. Слайд №5. – Вашему
вниманию «открытый микрофон», поэтому каждый из вас может свободно
высказываться. Однако есть и определенные правила, которые надо
соблюдать: Слайд № 6 (правила на экране)
Правила участия в ТОК ШОУ:
С уважением относимся к друг другу.
Чтобы высказаться поднимаем карточку или руку.
3 Порядок выступлений определяет ведущий.
Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из
жизни, литературы, фильмов и т. д.
Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё собственное
мнение.
Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Итак, вы готовы к токшоу? (ответ участников)
Слайд № 7
Ведущий (методист): Тему в форме главного вопроса дискуссии вы
видите на экране «СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА: МОДА, ВКУС И
НРАВСТВЕННОСТЬ». Среди старшего поколения бытует мнение, что
молодежной культуры вообще не существует – одна только безвкусица. Вы с
этим мнением согласны? Так ли это на самом деле? ( да – зеленая, нет –
красная карточка) Я предлагаю посмотрим на культуру со всех сторон,
особенно, на молодежную.
Ваше мнение, что такое культура? ( ответы)
Ведущий: Толковые словари склонны давать такую формулировку
«Культура» от
лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Вы
согласны, что культуру в человеке надо воспитывать? ( ответы сигнальными
карточками, если согласны)
Культурный человек это какой человек? Какие качества присущи
культурному человеку? ( ответы) В чем проявляется культура человека?
Слайд № 8
Ведущий: Культура человека – это то, что одним взглядом не окинешь.
Чтобы было легче понимать проблемы культуры, используют два понятия –
культура внутренняя (духовная) и культура внешняя.
Под духовной культурой понимается
Содержание к общению:
внутреннее содержание человека, состояние его души, наполненность
его такими ценностями, которые переходят к человеку через хорошее
образование. И их присутствие сказывается на поступках человека в
4общении с ним. Очень важной частью внутренней культуры личности
является ее отношение к другим людям, к чужим идеям: культурный
человек внимательно слушает собеседника и терпеливо ждет своей
очереди.
Если человек научился воспринимать живопись, музыку,
скульптуру и т.д., то он будет обладать художественной культурой.
Внутренняя культура человека включает в себя разные виды культур:
культура общения, нравственная культура, правовая культура, а на
самом деле, культура у каждой личности одна.
Внешняя культура проявляется в умении говорить, умении одеваться,
умении вести себя в обществе.
Подлинно культурного человека
отличают скромность, тактичность. По настоящему культурный
человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним
оскорбляют и унижают других людей. Такие черты как скромность,
доброта, сострадание к людям во все времена были характерны для
лучших деятелей культуры. Эти черты необходимы любому
культурному человеку.
Чем же тогда отличается культура взрослого человека от молодежной
культуры? (ответы)
Ведущий: Молодежная культура выделяется общими чертами:
Слайд № 9 Ведущий: В рамках молодежной культуры выделяются
социальные отношения, которые организованы не вокруг семьи или
отдельных друзей, а вокруг группы сверстников;
Поднимите зеленую карточку, у кого есть 1 настоящий друг? Что значит,
«настоящий», за что вы его цените? (ответы детей)
Поднимите желтую карточку, кто дружит с 23 ребятами?
А у кого в друзьях целая команда единомышленников? (красная карточка)
Слайд № 10
Что вас тянет друг к другу? (ответы ребят …увлечение одним делом,
единство увлечений)
Молодежная культура это скорее культура досуга, а не работы;
А какой досуг предпочитает сальская молодежь? (ответы)
Играпантомима «Где мы были, мы не скажем, а что делали –
покажем» (56 чел. показывают увлечения, интересы, все участники
5токшоу должны отгадать) Показ детей детской досуговой
территориальной площадки
За что вы цените своих друзей? За какие качества?
Какие правила вы соблюдаете, когда общаетесь друг с другом?
Что значит, общаться правильно? (23 ответа)
Ведущий: Какое ты выберешь общение, зависит только от тебя. И ты должен
помнить, общение – это сложное искусство. Порой, общение приносит нам не
только радости, но и сложности.
Ведущий: Ребята, что для вас сегодня важнее: построить хорошие
отношения с друзьями или с родителями? Сделайте свой выбор (зеленая и
красная карточки)
Слайдпортрет № 11
Ведущий: Чей портрет вы видите на экране? (ответы) Правильно –
Антона Павловича Чехова русского писателя, прозаика, драматурга. Это он
сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли». Лично я услышала и запомнила эту фразу гораздо раньше,
чем узнала имя писателя, и гораздо раньше, чем познакомилась с его
творчеством. Странное чувство испытываешь, когда узнаешь в незнакомом
чтото знакомое. Антон Павлович жил и творил 150 лет назад, а мысли,
которые высказал вслух, оказались актуальными а в наше время.
А чтобы убедиться в этом, предлагаю посмотреть мини – спектакль «Злой
мальчик» (по рассказу А.П.Чехова в исполнении театрального д/о «Веселая
маска» Дома пионеров и школьников) – видеозапись.
Слайд № 12. Просмотр фрагмента спектакля «Злой мальчик» (по
рассказу А.П.Чехова, режиссёрпостановщик Н.Н.Артюшина)
Ведущий: Как вы считаете, у этого мальчика есть душа?
Душа. Можно сказать, что это наш внутренний мир. Наши чувства, наши
стремления, наши желания. Можно даже сказать, что душа – это наше
внутреннее «я». О многом из нашего «я» не знает никто, кроме нас самих.
Оцените поступки и поведение мальчика: Слайд № 13.
6А/ Кто считает, что он «нормальный пацан» и поведение его соответствует
его возрасту? (зеленая карточка)
Б/ Такое поведение мальчика не стоит копировать, как правильное. Он
просто не воспитанный и эгоистичный поднимите желтую карточку.
В/ Я бы не хотел иметь такого товарища, я бы так не поступил – красная
карточка.
Ведущий: Но как сделать прекрасным наш внутренний мир? Прежде всего,
надо быть честным с самим собой. Это так во всех отношениях. Если мы
честны с самим собой, то мы и честно оцениваем себя. Правилен ли наш
поступок? Корректны ли мы по отношению к другим? Справедливо ли то, что
мы делаем? Если будем давать себе честную самооценку, то наша душа будет
прекрасна.
Что бы вы исправили в поведении мальчика? Дайте ценный совет. (можно
использовать прием «волшебная палочка»)
Слайд № 14. (золотое правило общения)
Ведущий: Если вы хотите, чтобы у вас были настоящие, понимающие
друзья, применяйте в своей жизни как можно чаще «золотые правила
нравственности» (внимание на экран), читаем все вместе: «Относись к людям
так, как хочешь, чтобы относились к тебе» (афоризм)
Словесная игра «Две половинки одной волшебной фразы»
Ведущий: А чтобы это правило реально работало, я начну читать первую
часть волшебных фраз, а вы их закончите (т.е.продолжите).
Помните: Слайды на экране № 1520
Попробуйте не наступать, …а уступать. Народная мудрость гласит
«Умнее тот, кто уступает»
Не захватить,… а отдать;
Не кулак показать, …а протянуть ладонь;
Не спрятать, ….а поделиться;
Не кричать, …а выслушать;
Не разорвать, ….а склеить.
Слайд № 21 (фото Д.Карнеги)
7Ведущий: Мастером общения был американский педагог и психолог Дейл
Карнеги, каждому человеку он рекомендовал чаще:
«Улыбайтесь!»
«Учитесь слушать!»
«Уступайте!»
Ведущий: Это значит – учись общаться так, чтобы не только не вызывать у
окружающих неприязни, но и быть приятным и нужным в данный момент. Но
в общении есть свои правила. Ты – человек, живешь среди людей, в обществе,
а значит, соблюдаешь определенный этикет. Но у молодых людей часто
складываются свои отношения и свой этикет, которые им диктует улица,
друзья, просто – сверстники. Послушайте диалог двух друзей – подростков.
Слайд № 22. Словесная игра «Открытый текст» диалог двух друзей по
телефону с жаргонизмами – дворовый слэнг (разыгрывают дети детской
территориальной площадки .
Эй, братан, здарова! – кричал Петя
Здарова, Петь! сказал Дима
Как жизнь, братан?
Все класс, твои как?
Ну такое, знаешь, 50 на 50 – улыбнувшись…
Слушай, ты как, гулять сегодня выйдешь?
Думаю, да, если родаки не скажут уроки делать, а то эта училка опять
задала диалог писать.
Ну, давай к нам – не пропадай!
О кей, брат.
Ведущий: Ваше мнение по поводу услышанного диалога. А вы знаете, как
этот диалог называется на молодежном сленге, т.е. молодёжном языке?
(жаргон)
А как вы чаще всего общаетесь друг с другом? Как может происходить
общение? (сделайте свой выбор)
8А/ Общение через Интернет;
Б/ Общение «в живую», встречаетесь, чтобы провести свободное время;
В/ Общение по телефону.
Ведущий: А есть еще
Деловое общение (решаете какието вопросы, дела, чаще – у взрослых);
Общение через письма, что в последние 10 лет стало крайне редким
видом общения людей.
Весь молодежный жаргон можно условно разделить на 2 большие группы:
Общешкольный жаргон, понятный любому человеку в данном классе
(группе), а часто и общий для всего учебного заведения.
Жаргон "групп". Подчеркивает принадлежность к какойлибо молодежной
группе или течению.
Словесная игра «Переводчик» (что означают слова) Проводят дети
детской территориальной площадки
Общешкольный жаргон:
"Домашка" домашнее задание
"Контроша" контрольная работа
"Препод" преподаватель, чаще всего в вузе.
"Твикс" двойка
"Черепа" родители (варианты: "предки", "родоки")
"Тошняк" школьная или студенческая столовая
"шпора» шпоргалка
Молодежный сленг:
люди в общении
Данными словами пользуются современные молодые
Красава – молодец
Братэлла, братуха – брат, ровесник
Туса, тусовка – вечеринка, драка, компания
Стучать ябедничать
Родаки, предки – родители
Комп – персональный компьютер
Тема – отлично, мне нравится
Тормоз, тупак – тупой
Тяпляп – не качественно, на скорую руку
Чертовщина – непонятная ситуация
9Баксы, бабло, бабки – деньги
Чухнул – понял, а иногда в значении «смылся» уехал, сбежал
Елыпалы – досада, злость
Чувак, чувачок – парень, парнишка.
(Источник: http://vsefrazi.ru/frazyraznye/molodezhnyjslengprimeryfraz.html
Блог о Фразах и Цитатах © VseFrazi.ru)
Ведущий:
Ответьте пожалуйста, кто из вас слышал эти слова раньше? ( поднимите
зеленую карточку)
А кто употребляет эти слова в своей речи – поднимите красную карточку?
Ведущий: Однако, то, что сейчас прозвучало, не является нормой
человеческой речи и общения. Скорее, это исключения из речи, но такие
навязчивые, что время от времени, многие их употребляют, абсолютно не
является владение
культурной речи
задумываясь. Поэтому нормой
устной
и письменной
нормами
в его
форме. То, чему вас
учат в школе, поверьте, в жизни обязательно пригодится.
Ведущий: Антон Павлович Чехов писатель с мировым именем, и его
слова давно стали классикой. Но что они могут значить для современной
молодёжи?
литературного
языка
Слайд № 23.
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа,
и мысли…». С душой и мыслями мы немного разобрались. А вот взять, к
примеру, прическа, одежда, лицо. Мы сами себе лицо выбрать не можем. Но
можем ли мы сделать его прекрасным? В каком смысле лицо должно быть
прекрасно? Вам приходилось слышать такие слова: «твоя тетрадь – это твоё
лицо», или «твоя одежда – это твоё лицо» (ответы). В этом смысле наше
лицо – это то, по чему можно составить о нас какоето представление.
Слайд № 24. Звучит позывной песни «Сюрприз»
Ведущий: Скоро 1 сентября. Вот уж где будут настоящие сюрпризы. Многие
ребята за лето изменились до неузнаваемости: подросли, загорели,
повзрослели, а прически у многих, ну просто – «отпад», если говори ть на
молодежном слэнге. Поскольку современная молодежная мода не стоит на
месте, предлагаю посмотреть, что сейчас в тренде. Мои помощники выберут
самые разнообразные прически и стрижки среди ребят, сидящих в зале. Но
пока они это делают, внимание на экран… (демонстрация слайдов)
10Слайды № 25 32 (8 слайдов).
Слайды «Современные молодежные стрижки». Звучит песня
«Сюрприз»
( помощники выводят мальчиков и девочек и разнообразными
оригинальными прическами и стрижками). Участие ребят детских
территориальных площадок (несколько моделей подготовлено заранее)
Ведущий: Предлагаю ребятам принять участие в «Парадедефиле
причесок» (под музыку участники делают круг по залу), а всем участникам
токшоу им аплодировать и дать свою оценку.
А/ это стильно, современно, модно – зеленая карточка;
Б/ пожалуй, я себе сделаю чтото подобное желтая карточка;
В/ меня вполне устраивает моя прическа – красная карточка.
(за каждый вариант проводится отдельное, не связанное с др.
вариантами, голосование; важно увидеть мнение ребят и своевременно их
поддержать)
Ведущий: Скажите, девочки, есть ли в зале желающие преобразить себя
прямо сейчас? (если среди девочек с длинными волосами откликнутся
желающие – помощники заплетают им оригинальные косы прямо на
программе, отсев в сторону, далее демонстрируют результат всему
залу.)
Ведущий: Наше лицо. Мы его не выбирали, оно нам дается от рождения,
напоминая черты самых близких нам родственников – мамы, папы, дедушки
или бабушки. Хотя мы его и не выбирали, но заботитьсято о нём должны.
Согласны? Я предлагаю посмотреть на девочек, которым наши «визажисты»
за время ток – шоу успели наложить на лицо небольшой макияж.
( творческая работа ребят детской территориальной площадки)
А теперь я обращаюсь к участникам в зале. Как вы думаете, где будет
уместен этот макияж? Сделайте свой выбор (поднимите зеленую
карточку):
А/ на занятиях в школе
11Б/ на молодежной дискотеке
В/ на школьном или празднике, дне рождения подруги
Слайды № 3335
Ведущий: А теперь внимание на экран –вы можете сами убедиться, в какой
ситуации какой макияж будет более уместен.
Слайды № 36 «Что носит современная молодежь во всем мире?»
(экстравагантные стили в одежде)
Ведущий: Предлагаю, обратить внимание на одежду, которая может
подойти к такой й прическе и макияжу. Посмотрите как одеваются молодые
люди в разных странах.
демонстрация Слайдов № 3742. (6 слайдов)
Но это не их национальная одежда, а только веяния в моде, а поэтому
прошу вас не впадайте из крайности в крайность. Излишества могут
навредить вашему внешнему имиджу. Одежда должна быть опрятной, чистой,
не смешной, но вместе с тем – современной и оригинальной по возрасту.
Одежда должна вам идти, у вас должно быть желание – одеть её. Никогда не
старайся одеться первым в новомодные вещи и не снимай то, что вышло из
моды самым последним. То есть не следует быть экстравагантными, но и не
старомодными тоже стремится быть не стоит. Следи за модой, «не подражай
другим, будь самим собой» вот что главное в вашем выборе.
А теперь хочу услышать ваше мнение по поводу увиденного на экране
(высказывания ребят из зала).
Слайдов № 43.
Ведущий: отличный выбор. И в завершении нашего токшоу предлагаю всем
идти на дискотеку. Кстати, что сейчас танцует современная молодежь? Какие
танцевальные стили в моде? (ответы)
Ведущий предлагает заслушать несколько музыкальных фрагментов из
разных танцевальных стилей и отдать предпочтение одному из них (хип
хоп, вонг, диско, брейк и др.)
Слайды № 44 «Танцевальные стили»
12Ведущий: Есть ли желающие в зале показать нам всем несколько движений
из того или иного танцевального стиля, а еще лучше – научить нас этим
движениям? (не более 5 мин.).
Я приглашаю на сцену активистов СДО «Надежда», замечательных
девчонок, которые подготовили для вас зажигательный флэшмоб в стиле
«диско» и «хипхоп».
Все танцуют флэшмоб
Ведущий: Наша встреча подошла к концу и я прошу в последний раз
ответить на мой вопрос, но уже без карточек:
Вы пришлю сюда не зря?
Я благодарю всех ребят и взрослых за активное участие в нашем токшоу.
И надеюсь, что здесь мы не просто поговорили, а обсудили много важных
полезных вопросов и приобрели маленький личный опыт. Желаю удачи в его
применении.
13