Предлагаемые методические материалы предназначены для организации и проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности для педагогов дополнительного образования, организаторов внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательной организации. Могут быть использования для организации и проведения экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций и других формах работы.
ИГРА
«Я ИСПЫТАТЕЛЬ»
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
А. С. Пушкин
Ничто так не привлекает интерес детей к занятиям, как общение с
животными. Это следует помнить и стараться использовать любую возможность.
Предлагаемая Вашему вниманию методическая разработка занятия посвящена
тритону, но в качестве изучаемого объекта может быть и любое другое животное
– от дождевого червя до кошки. Все зависит от вашей изобретательности и
желания порадовать детей.
План занятия.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Вступление педагога. Техника безопасности – 2 мин.
3. Распределение ролей (по билетам) – 1 мин.
4. Ознакомление детей с их ролями – 3 мин.
5. Ход игры: ведем наблюдение за животным, «научный руководитель»
диктует «секретарю» записи в журнал – 25 мин.
6. Перерыв: физпаузаминутка – 3 мин.
7. Обсуждаем выводы из наблюдений – 10 мин.
Общее время занятия: 45 мин.
Х о д з а н я т и я
1. Организационный момент.
2. Вступление педагога.
– Сегодняшнее занятие мы посвятим изучению одного из животных живого
уголка и проведем его в форме ролевой игры: мы распределим между собою
роли ученых и лаборантов и будем играть в научноисследовательский институт.
Каждый из вас вытянет билет, на котором написаны его роль и обязанности,
которые он должен выполнять. Итак, тянем билеты и зачитываем текст. Сразу же
обсудим, если чтото непонятно.Техника безопасности.
Внимание! Сегодня мы изучаем живое существо. Любой беспорядок, шум и
нечаянный толчок могут привести к его гибели. Поэтому занятие может
проводиться лишь при условии абсолютной тишины и порядка. В случае их
нарушения руководитель отстраняет нарушителя от работы. О согласии на эти
условия распишитесь в журнале.
3. Роли и их обязанности.
«Научный руководитель»:
– ставит задачи перед сотрудниками, подсказывает и
помогает их
выполнять;
– распределяет обязанности;
– диктует запись в лабораторный журнал;
– следит за дисциплиной и отстраняет от занятия нарушителей.
«Лаборант» следит за инструментами и оборудованием, вовремя
переворачивает песочные часы; надев перчатки, высаживает животное из клетки
или аквариума.
«Ученый секретарь»:
– под диктовку «научного руководителя», ведет запись наблюдений в
лабораторном журнале;
– записывает результаты и выводы из наблюдений.
«Научные сотрудники» участвуют в наблюдениях и обсуждениях,
беспрекословно подчиняясь «научному руководителю».
Приложение 1
Цели и задачи исследования
Целью исследования является выяснение характерных для данного
животного особенностей внешнего вида и поведения, связанных со средой его
обитания.
Задачи:
– определить цвет отдельных частей тела и проанализировать его;
– определить количество и особенности строения конечностей;
– оценить активность поведения животного в клетке, в аквариуме и вне их;
– оценить реакцию животного на прикосновение (пассивность, агрессивность
или стремление затаиться, притвориться мертвым);– предложить животному разные виды кормов и оценить его реакцию;
– изменить температуру воды в аквариуме (если животное водное) и оценить
реакцию животного.
Приложение 2
Оборудование и инструменты
1. Песочные часы.
2. Пинцет.
3. Лупа.
4. Медицинские резиновые перчатки.
5. Переносной аквариум для водного животного.
6. Водный термометр.
7. Коробка или миска.
8. Сачок.
9. Исследуемое животное.
Оформление лабораторного журнала
Приложение 3
Тема занятия
Объект исследования
Дата проведения
Класс, кружок
Распределение ролей:
Научный руководитель
Старший лаборант
Инспектор по технике безопасности
Ученый секретарь
Техника безопасности
Инструменты
Специальные термины
Вопросы исследования
1. Форма тела
2. Цвет живота и спинки3. Количество конечностей
4. Цвет и форма глаз
5. Особенности покрова (кожа, мех, чешуя)
6. Наличие хвоста
7. Наличие зубов
8. Сходство с другими животными
9. Издаваемые звуки
10. Запах животного
11. Внутренний или наружный скелет
12. Другие особенности
Обобщенные выводы исследования
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИТОНА БОРОДАВЧАТОГО
Приложение 4
Цель занятия: выяснение характерных для бородавчатого тритона
особенностей внешнего вида и поведения, связанных со средой обитания.
Задачи:
– сравнить цвет спинки и брюшка тритона и проанализировать его;
– определить особенности строения лапок и хвоста (наличие перепонок);
– оценить активность поведения тритона в аквариуме и вне его (в миске);
– оценить реакцию животного на прикосновение (пассивность, агрессивность
или стремление укрыться, затаиться, притвориться мертвым);
– предложить животному разные виды кормов и оценить его реакцию;
– изменить температуру воды в аквариуме, оценить реакцию животного.
1. Организационный момент.
Х о д з а н я т и я
2. Вступление педагога.
– Сегодняшнее занятие мы посвятим изучению одного из самых
удивительных животных, сумевшему помочь в свое время открытию
клонирования. Это – тритон. Занятие мы проведем в форме ролевой игры: мы
распределим между собою роли ученых и лаборантов и будем играть в научноисследовательский институт. Каждый из вас вытянет билет, на котором написана
его роль и обязанности. Итак, зачитаем билеты! Сразу же обсудим, если чтото
непонятно.
Техника безопасности.
Внимание! Сегодня мы изучаем живое существо. Любой беспорядок, шум и
нечаянный толчок могут привести к его гибели. Поэтому занятие может
проводиться лишь при условии абсолютной тишины и порядка. В случае их
нарушения руководитель отстраняет нарушителя от работы.
Свое согласие на эти условия подтвердите, пожалуйста, расписавшись в
журнале.
3. Роли и обязанности.
«Научный руководитель»:
– ставит задачи перед сотрудниками, подсказывает и помогает их выполнять;
– распределяет обязанности;
– диктует запись в лабораторный журнал;
– следит за дисциплиной и отстраняет от занятия нарушителей.
«Лаборант»:
следит за инструментами и оборудованием, вовремя
переворачивает песочные часы; надев перчатки, сачком высаживает животное из
аквариума в сухую банку и обратно.
«Ученый секретарь»:
– под диктовку научного руководителя ведет запись наблюдений в
лабораторном журнале;
– записывает выводы из наблюдений.
«Научные сотрудники» участвуют в наблюдениях и обсуждениях, строго
подчиняясь «научному руководителю».
4. Ход исследования.
Каждому научному сотруднику на 2 минуты предоставляется лупа (по
песочным часам). Затем все сообщают свои наблюдения. Потом лаборант достает
тритона из аквариума, руководитель рассматривает и нюхает его. Лаборант
возвращает тритона в аквариум. Под диктовку руководителя ученый секретарь
делает записи в журнал.5. Результаты изучения:
1. Цвета спинки и брюшка заметно отличаются (спинка гораздо темнее).
2. Глаза заметно выступают над головой.
3. Кожа тритона покрыта слизью.
4. Подвижный хвост помогает тритону рулить при плавании.
5. Под кожей просматривается позвоночник.
6. По вздрагиванию кожи угадывается биение сердца.
7. На передних и задних лапках разное число пальцев (по 4 и по 5).
8. Повышение температуры с 25 до 28 градусов вызывает у тритона сильное
беспокойство.
9. При извлечении из воды тритон старается затаиться в углу коробки.
10. При касании он издает сильный рыбный запах (но не сразу).
Сделаны выводы:
1. Внешний вид, цвет и строение бородавчатого тритона говорят о его
хорошей приспособленности к жизни в воде.
2. Медлительность и плавность движений резко отличают тритона от
лягушки и по поведению, и по способу питания – значит, его пищей не могут
служить летающие насекомые. На нашем занятии тритон охотно поедал кусочки
курицы, а от сухого корма отказался.
3. Тритон может охотиться только из засады на больных, мертвых или
медлительных животных, так как у него нет зубов и когтей.
4. У тритона много врагов и в воде, и на воздухе – от них он старается
укрыться, лишь высунув глазки, не выныривая целиком, а также притворяется
мертвым, становясь неподвижным при извлечении из воды. Окраска спинки
делает его незаметным на дне.
5. Тритон – очень уязвимое, без панциря, чешуи, зубов и когтей, доступное
многим врагам животное. Поэтому он осторожен и пуглив.
6. Тритон заслуживает тщательного изучения, так как у него много
удивительных свойств.
6. Обсуждение занятия.
1. Какие замечания и пожелания по проведению сегодняшней игры?
2. Что бы вы хотели изменить?
3. Все ли довольны доставшейся ролью?
4. Какое представление вы имели раньше о тритонах?5. Симпатию, жалость или неприязнь вызвал у вас тритон?
6. Какое животное хотели бы изучить в следующий раз?
7. Не возникло ли у вас желание посвятить свою жизнь науке?