Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"
Оценка 4.9

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
музыка
Детсад
25.07.2019
Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"
Сценарий казачьего праздника в подготовительной к школе группе "Казачьи посиделки" раскрывает в полном объёме жизнь, традиции, обряды и быт донских казаков. Праздник построен как итог работы преподавателей за 3 года. Дети, отвечая на вопросы воспитателя, закрепляли ранее изученный материал, называли пословицы, поговорки и др.
сценарий.docx
Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение                                            детский сад «Малыш» Зерноградского района Сценарий музыкального праздника  «Казачьи посиделки»                              ( Для детей среднего и старшего дошкольного возраста)                                                                                                                   А.Н.Гуряшина,                                                                                                          музыкальный руководитель Ст. Мечётинская                                                                                 2019год Цель:  ­ приобщение дошкольников к культуре донского края и расширение их представлений  об истории донского края, о быте и обычаях казаков в далеком прошлом. Задачи: Воспитательные:   ­ прививать уважение и интерес к традициям родного народа, воспитывать чувство  патриотизма и любви к Родине. В игровой форме активизировать и закреплять знания и  умения ребят, полученные в процессе НОД; ­ формировать активную гражданскую позицию, чувство любви к прошлому,  настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа; Развивающие: ­ развивать творческие, музыкальные и спортивные способности; ­ развивать вокальные навыки, навыки  выразительного исполнения стихотворений:      использование естественных интонаций, логических пауз, ударений, передачи свое  отношение к содержанию; ­ развивать умение взаимодействовать в коллективе; ­ активизировать в речи детей пословицы о казачестве, а также слова: курень, казаки,  станица, шашка, сабля, папаха, плетень, лоскутное одеяло.  Обучающие: ­ знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметом быта: ухват, икона,  чугунок, прялка;  ­ формировать ценные военно­прикладные навыки и умения; ­ продолжать знакомить детей с обрядами донских казаков; ­ формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках). Оборудование:  музыкальная аппаратура, диски с подобранным музыкальным репертуаром, стулья по  количеству участников, атрибуты для игр (две лошадки на палочке, коромысло);   предметы для полосы препятствий (кочки, мягкие модули);  казачьи костюмы для  детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала, цветочные дуги,  шашки, рушники, ложки. Предварительная  работа: ­ проведение бесед с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и о  творчестве казаков; ­ подбор литературного материала; ­ разучивание с детьми стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике  праздника; ­ подготовка выставки; ­ оформление музыкального зала в казачьем стиле.             Ход праздника:                                Сидит мать­казачка в курене, рядом сидит сын. Сын:          Мама, а как давным­давно было у казаков? Мать:         Сотни тысяч лет назад, начиная с каменного века, здесь поселился человек.                    Одни племена сменялись другими. Потом много воин разных было.                     Ох! Натерпелась наша донская земля! Жизнь здесь никогда не текла вяло                    и однообразно.  Всегда было место подвигам.   Сын:          А что, казаки только страдали и воевали? Мать:        Нет, сынок. Казаки любили собираться на казачьи гуляния, турниры,                     праздники, ярмарки. Веселились, играли, состязались.                   А долгими вечерами, после весеннего дня, когда огороды вскопаны,                    картошка посажена, собирался народ на посиделки.                                Да что там говорить, пойдем. Сейчас все сам и увидишь.                                                        (Уходят)                             Входят дети под музыку, становятся полукругом. Ребенок:    На завалинках, в светёлке иль на бревнышках каких.                     Собирали посиделки  пожилых и молодых. Ребенок:    Наш досуг порою мелок, и чего тут говорить.                    Скучно жить без посиделок! Их бы надо возродить! Аксинья:    Мир, Вам, гости дорогие, вы явились в добрый час                     Встречу теплую такую мы готовили для вас. Ребенок:     Отдых ­ это не безделки, время игр и новостей                     Начинаем посиделки для любезных, для гостей.                          ПЕСНЯ: « МЫ С ТОБОЙ КАЗАКИ»    Аксинья:  Как у нас на Дону – зорьки ясные,  как у нас на Дону – ветры ястребы,                 Как у нас на Дону – дали синие, а казачки у нас говорливые.  Маша П:  Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем.                      Он на блюдце расписном, с белоснежным рушником.                     Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.                                                       ТАНЕЦ  « ХЛЕБ ДА СОЛЬ»    Аксинья:  Казаки, поднимайтесь, да в веселый пляс пускайтесь.                  Казаки лихие, ребята боевые                   Вашей честью славной край родной живет                   Хваткой молодою славится донской народ. Ваня А.    Будем славно мы трудиться, честно по­ казачьи жить. Точно знаем, что сумеем нашей Родине служить! Данил Д.  Славно будем мы учиться, все заветы выполнять                   Точно знаем, что сумеем за Россию постоять!                                  ТАНЕЦ С ШАШКАМИ Аксинья: Ай, да ребятушки, ай, да казачатушки, порадовали нас!                                       Ребенок:   Тетушка Аксинья, пришли мы к тебе на посиделки парубки да девки                    попеть  повеселиться, да уму разуму научиться. Аксинья:  Милости просим к нам в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь                    У нас для каждого найдется и местечко и словечко!                  Поведем мы беседу на очень интересную тему, о Донском казачестве,                    обычаях и традициях донских казаков, песнях и поговорках.                    Посмотрите, горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится                 много старинных предметов и вещей.   А, какая была посуда у казаков,                   перечислите пожалуйста?  Дети:      Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.  Аксинья: Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству, кто                   хотел полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень                   любили готовить. Готовили они на печи. Печь растапливали сухой травой,                   соломой, а потом клали дрова. Печь ласково называли « печь ­ матушка»,                    « печка ­ кормилица».­ А какие казачьи блюда вы знаете?  Дети: (по поднятию руки) Борщ,  уха, лапша,  студень,  пирог,  узвар (компот)…  Аксинья:   А вы знаете, на чем казаки спали?  Ребенок:   Казаки спали    на лавках, топчанах, а дети и старики на печи.  Аксинья:   Кроватей еще не было, они появились позже, и кровать стала украше­                    нием для куреня. Её застилали вязаным покрывалом. Пуховое одеяло                    шила сама  казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное                    одеяло). На кровати  возвышалась гора подушек с накидками.                    А, что было в курене у каждой казачки?  Ребенок:     В курене у каждой казачки была  прялка. Аксинья:   Казачки пряли пряжу, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки,                      носки. В углу обязательно стоял сундук. А для чего он нужен?  Дети:         В сундук казаки складывали одежду.  Аксинья: До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила.Любили                 казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофточках, которые назывались                  «парочка». Казаки были очень гостеприимными и верующими, в каждом                  курени в углу всегда висела икона. Войдя в дом, гости, прежде всего                  крестились перед иконами и только потом садились за стол.                    Ребята, а что означает слово казак? Ребенок: Слово казак означает  удалой, вольный человек. Аксинья: Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться донскими.                  Они работали в поле, добывали пищу для семьи, а самое главное они                  охраняли границу от врагов. А самым верным другом казака был кто?  Дети:        Самым верным другом казака был конь.  Аксинья: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Он и с поля боя вынесет раненого казака, и согреет своим телом                   в холодную, морозную ночь. Ну, а казак тоже платил ему своей любовью:                 ухаживал, кормил. А кто знает пословицы о казаке и его верном друге коне.                    1­й казачок.  Казак с конем и ночью и днем.                   2­й казачок. Казак сам не поест, а коня накормит.                   3­й казачок. Не конь казака красит, а казак  коня.                   4­й казачок. Казак без коня, что солдат без ружья. Аксинья:  Конь боевой всего дороже   и ты, сынок, им дорожи!                   Чтоб с поля брани тебя вынес, коня ты при себе держи.                  Такое напутствие давал своему сыну отец, отправляя его на военную службу.                   Гости желанные, званные и незваные! Народ собирается, игра начинается!                  Сейчас пришло время проверить, кто из вас самый быстрый, самый  ловкий.                                                          Игра «СМЕЛЫЙ ВСАДНИК» Два участника по команде садятся на лошадь, преодолевают полосу препятствий,  выигрывает тот, кто вперед возьмет шашку. Аксинья:  Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет!                    Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе                   говорится:  «Каков казак, таков и конь» А какие казачьи обряды и                    традиции вы знаете? Дети: "1. Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук,  стрелы, ружье, патроны. 2.   Когда  мальчику исполнялся  один год,  его сажали  на  неоседланного  коня,   покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви. 3.  Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам, а.      если хватался за гриву и крепко сидел, значит, вырастет сильным и смелым казаком.   Аксинья: Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору. А пятилетние                    казачата вовсю скакали по улицам, стреляли из лука, играли в «войнушку».                    Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине.                     В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской половины                     на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес                   ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали                    строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением.                     Так  воспитывали  мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности                    были у девочек? Дети:        Девочки начинали работать с очень раннего возраста.  В пять лет девочка                   уже могла быть нянькой.  Постарше уже помогала матери по ­ хозяйству.                  Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела каждая                   хозяйка. Аксинья:   Девочку в семье очень любили, отмечали все девичьи праздники.                    Праздновали первый шаг, дарили ленточки на бантик, платочек ­ в церковь                     ходить. Все праздники сопровождались угощениями, песнями и плясками.                               (Вынести атрибуты, посадить артистов)  Даша З:    Попросила Сенечку: « Принеси мне семечки! Посидим с тобой вдвоем,  чаю с липою попьем».                     Распрекрасный вечерок!  Я, подсолнух и дружок!                     Посудачим обо всем, и семечки мы погрызем.                                  ПЕСНЯ  «СЕМЕЧКИ»                             (Пока раздают семечки  вывести девочек) Аксинья:  А пословицы и поговорки казаков не знают границ, живут они веками,                   и были на все случаи жизни.  Свою удаль покажите и пословицы скажите.                                         Игра: «СКАЖИ  ПОСЛОВИЦУ» 1. Казачьему роду нет переводу.  2. Степь да воля ­ казачья доля.  3. Я за родную Русь и смерти не боюсь. 4. Хлеб, соль ешь, а правду режь. 5. Чти отца своего и матерь свою. Аксинья:  На Руси всегда очень серьёзно относились к красавице Весне. Весну всегда  ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с  хлебом, с богатым урожаем. Ребята, кто знает заклички весны? Ребенок:     Весна, Весна­Красна! Приди, Весна, с милостью.                      С солнцем горячим,    с дождем обильным.                      Принеси урожай   в наш счастливый край! Аксинья:  Ну­ка, молодушки, выходите, весенний танец нам спляшите!                                 ТАНЕЦ С ДУГАМИ «ВЕСЕННЯЯ ФАНТАЗИЯ» Аксинья:  Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода.                   Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь                   на себе чудодейственные силы ­ станешь лицом пригож, умом богат,                   энергией зарядишься, ловкостью запасешься.  Воду                   носили на коромысле, и иногда с ними случалась вот такая история.                              Танец­ инсценировка « ШЕЛ КАЗАК»  Аксинья:  А сейчас наши молодушки покажут ,как они могут носить коромысло.                                        ИГРА «ПЕРЕНЕСИ КОРОМЫСЛО»  Девочки по очереди  ведра вешают на коромысло и идут по залу, делая круг.                                                      Стук в дверь. Аксинья:       Кто еще к нам пожаловал? Проходите, милости просим.                                        Выходят дети группы « Топтыжки» СЕЛИ Аксинья:       Рады гостям, как добрым вестям!                       По доброй казачьей традиции                       Всех привечаем, душевно встречаем!                       Собралось у нас гостей со всех волостей.                       К нам пожаловали наши маленькие казачата. С.Ю.             Здорово дневали, люди добрые!                        Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть?                       Вам ли сегодня туманиться, грустить и печалиться? Аксинья:     Рады видеть вас у себя в нашей хате. Здесь для вас, для дорогих гостей, у  нас праздник большой, праздник радости.                       По обычаю, по ­ казачьему, посиделками называется.                      Коль к нам пришли, будьте как дома! Садитесь, пожалуйста.  Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли видно, всем ли слышно?                       Всем ли места хватило? С.Ю:           Гостям то, известное дело, места хватило, да не тесновато ли хозяевам? Аксинья:     В тесноте да не в обиде.  С.Ю.:          Гости­люди подневольные, где посадят, там и сидят.                     Ехали мы мимо, да завернули до дыма.                 Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть и себя показать. Ребенок:  (гр.»Топтыжки»)   Мы ребята удалые вашей сменой стать хотим.                     И вам честно обещаем честь и правду защитим. Златан:        Казаком я смелым буду, шашку на ремне носить,                      Мать родную не забуду, буду Родине служить.             Аксинья:     А поведайте­ка нам, казачата,                     1. Кто же главный у казаков? (Атаман)                    2. Где выбирают атамана?  Ребенок:   Атамана  выбирают на Кругу;  Аксинья:   3.А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо!)                    4.Как называется казачья шапка? Ребенок:     Казачья шапка называется папаха. Аксинья:   5.Какое оружие было у казаков?  Ребенок:    Оружием казаков были  шашка, сабля, пика.  С.Ю.    У каждого казака, участвующего в военных походах, при себе были не  только    конь с острой шашкой, но и деревянная ложка с котелком.  Ребенок: (« Топтыжки»)  Деревянной ложной есть просто наслажденье.                   Славим наших прадедов за изобретенье.    Ребенок:  Веселей стучите ложки мы сыграем  от души.                    Мы девчоночки казачки до чего же хороши.                                             ОРКЕСТР С ЛОЖКАМИ  Алиса:       Взмыло солнце над полями, свет клубится над землей.                      А вокруг куда ни глянешь  Мечетинская ­ край родной.                          Ребенок:  (гр.« Топтыжки»)                        Старину мы уважаем, старину мы бережем.                       О любимом нашем крае песню звонкую споем.   Песня « ЭХ, КАЗАЧАТА! »  Ребенок: (гр« Топтыжки»)                        Мы славно гуляли на празднике вашем,                       Нигде не видали мы праздника краше.                       Так будьте здоровы, живите богато,                        А мы уезжаем до дому, до хаты.                                          Аксинья:      Вот и настал момент прощаться. Будет краткой наша речь. С.Ю:             Говорим мы до свиданья.  Все:               До счастливых новых встреч.                                  (кланяются и уходят)

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"

Сценарий казачьего праздника "Казачьи посиделки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2019