Сценарий классного часа "Душа человеческая"
Оценка 4.9

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
11 кл
04.06.2017
Сценарий классного часа "Душа человеческая"
Публикация является частью публикации:
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ .docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 357390, Российская Федерация, Ставропольский край, Предгорный район, станица Суворовская, улица Телефон/факс (87961) 28­8­20; e­mail: [email protected] Карла Маркса, дом 312а Конкурс «Воспитать человека»   Сценарий классного часа  «Душа человеческая» Занятие по духовно­нравственному воспитанию          Подготовила и провела: Рудиченко Елена Ивановна    учитель биологии                                        высшей квалификационной категории 2016  ­ 2017 учебный год Пояснительная записка. Актуальность: Актуальность работы обусловлена тем, что на каждом этапе взросления ребенка закладываются  определенные культурологические основы нравственного воспитания. Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием  ребенка, учить «умению чувствовать человека». Без нравственного воспитания невозможно гражданское воспитание и воспитание толерантности.  Лишь они в совокупности позволят нам воспитать настоящего гражданина нашей страны. Цель: обеспечить развитие нравственных качеств личности,  формирование гармонично развитой  личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство,  сплочение детского коллектива; развитие познавательной активности обучающихся Задачи: ­ Формировать у детей мотивацию к положительным добрым поступкам. ­ Побуждать детей к самовоспитанию нравственных качеств. ­ Знакомство и наполнение категории слово:  от разума – умные, меткие слова;  от сердца – добрые, задушевные слова;  от духа – слова покаяния, прощения.  ­ воспитывать чувство ответственности за сказанное; ­ воспитание культуры общения. Подготовительная работа: ­ подготовить электронную презентацию ­ вырастить кристалл ­ листы чистой бумаги для каждого обучающегося Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, полено, молоток, гвоздь, выращенные  кристаллы, чистые листы бумаги, доска с эпиграфом,  аудиозапись «Нежность» Оформление: эпиграф на доске: «Не тот богат, кто драгоценности имеет,                                                            А тот, кто ближнего обидеть не посмеет.                                                            Богатство человека — золото души,                                                            Которая добро дарить умеет!» Форма проведения: Час общения Методы и приемы: 1.Рассказ 2.интерактивная беседа 3.Использование компьютера, мультимедийного проектора и электронной презентации 4. Работа в микрогруппах  5. Тренинги 3.Поощрение План классного часа Раскрытие темы, постановка целей и задач Работа с понятиями «дух», «духовность», «единодушие», «душа». I. II. III.       Информационный блок «Существование души».                        1. Разговор И. В. Сталина с архиепископом Лукой.                        2. Научные факты существования души                        3. Работа со слайдами презентации                        4. Сила и энергетика слов, влияние слов на душевное состояние человека IV.      Тренинг в микрогруппах «Значение и сила слова» V.        Притча «Ведро яблок», интерактивная беседа VI.      Тренинг «Полено и гвоздь», «Лист бумаги». VII.     Рефлексия. Упражнение «Последняя встреча».   Ход занятия. I.                Раскрытие темы, постановка целей и задач Учитель: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые, гости! Я очень хочу,  чтобы он именно  таким сегодня и был. Поэтому предлагаю вам послушать эту прекрасную мелодию. Фоно: НЕЖНОСТЬ Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема! И  я попрошу вас соответствовать этой теме, быть очень  серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто никогда не видел, но все знают, что это существует и люди  часто говорят об этом. (музыка затихает). Слайд 1. Посмотрите на доску. Здесь записаны определения:  ­прекрасная , ­ ранимая,  ­ страдающая,  ­ широкая,  ­ светлая, ­ щедрая, ­ добрая. ­ и, думаю, каждый из вас все эти слова может отнести к одному понятию…  понятию – ДУША. Слайд 2. И тема нашего часа общения  «Душа человеческая».   Цель: я бы хотела, чтобы за эти полчаса, которые нам отводятся для общения, мы познали, что это  вообще, какую силу имеет душа человеческая, какая она бывает, как можно ранить душу и чем ее  возвысить. Я хочу показать место и роль слова в жизни человека, чтобы вы поняли силу зла и добра.  Хочу, чтобы вы развивали свои представления о нравственных, душевных качествах человека;  богатстве души, внутренней красоте человека; представление о важности правильных, добрых мыслей и поступков в жизни человека и всего человечества; II.               Работа с понятиями «дух», «духовность», «единодушие», «душа». Слайд 3.  Что есть Душа человеческая.  Душа — это уникальная, не ведающая тления и смерти субстанция, вечно живущая в разных  временах, средах и пространствах. Душа есть бессмертная основа и суть человека  Заглянем в толковый  словарь русского языка С. И. Ожегова) дух – сознание, мышление, психические способности; духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных нравственных и интеллектуальных  интересов над материальными; единодушие – полное согласие в мнениях, действиях; душа – внутренний психический мир человека, его сознание. III.       Информационный блок «Существование души».  1. Разговор И. В. Сталина с архиепископом Лукой. На протяжении долгого времени ученые вообще отказывались обсуждать вопрос о душе,  пренебрежительно называя ее «поповской выдумкой».      Говорят, как­то раз Сталин спросил ученого­хирурга, архиепископа Симферопольского и  Крымского Валентина Войно­Ясенецкого (Луку): «Неужели знаменитый врач верит в существование  души?» «Верю», – сказал хирург. «Вы нашли ее в теле человека во время операции?» — «Нет». — «Так как же можно верить, что душа существует?» — «А верите ли вы, что у человека есть совесть?» — задал  встречный вопрос Войно­Ясенецкий. Сталин какое­то время молчал, а потом ответил: «Верю». И  тогда ученый сказал: «В телах оперируемых больных я совести тоже не обнаружил». А в Библии сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание  жизни, и стал человек душою живою». Говоря по­другому, не мозг и не сердце, а душа делает  человека человеком. А вот наука отрицала ее существование.    2. Научные факты существования души   Слайд 4.   Но на сегодня есть и прямые факты существования души. Самыми распространёнными из  них являются случаи переживания человеком клинической смерти.  «Доктор Сэм Парнаи из  Саутгемптонского университета пронаблюдал более 300 случаев, в которых пациенты побывали  в состоянии клинической смерти. Все единогласно утверждали, что „выходили“ из физического  тела…».    Слайд 5. Существование души  подтверждает ещё один любопытный эксперимент, проведенный в  Великобритании. Английские ученые производили взвешивание человеческих тел до и после смерти. В результате этого эксперимента им удалось установить, что умершее человеческое тело теряет в весе  11 грамм. Эксперимент проводился на различных людях, однако, цифра в 11 грамм оставалась  неизменной.     Итак, что же покидает человеческое тело после смерти? Ни у меня, да думаю и у вас, нет других  мыслей, что этим чем­то, покидающим человеческое тело может быть что­либо иное, кроме души. Учёные доказали:  душа действительно существует. Её плотность в 176 раз меньше плотности воздуха.    А вот народный опыт никогда не ставил под сомнение наличие души у человека. Да к тому же  отводил ей важнейшую роль в его жизни. Это нашло отражение хотя бы в том, что в языке устойчиво  присутствуют многие выражения, связанные с этим понятием. ­ Какие выражения вы слышали или сами хоть раз в жизни использовали? ( К примеру, такие, как «душа болит», «душа радуется», «чужая душа потемки», «камень с души спал», «душа  ушла в пятки», «брать грех на душу», на душе легко  стало и т. д. и т. п.) 3. Работа со слайдами презентации Слайд 6. А сейчас, ребята, давайте немного поработаем.  Работа с картинкой.  ­Рассмотрите картинки, которые вы видите на экране, и постарайтесь запомнить предметы черного  цвета. ­Назовите их. ­А теперь назовите предметы белого цвета. Проверим по картинке. Этим примером, я хотела вам  показать правду жизни: если ты ищешь вещи только одного цвета, а в жизни — только хорошее, то ты  и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и  участвовать в твоей жизни. ­Даже на простой картинке мы не заметили столько яркого и красивого! Что уж говорить про нашу  речь, как часто мы не придаем значение словам, которые мы адресуем другому человеку. А в словах,  хороших и плохих скрыта огромная сила и энергия, посмотрите на эти фотографии. 4. Сила и энергетика слов, влияние слов на душевное состояние человека Слайд 7. Кристаллы воды    ­Как вы думаете что это? ( снежинки, кристаллы воды) ­Какие их них вам нравятся больше, а какие нет? ­ Все это кристаллы воды и приобрели они такую форму не случайно, а под воздействием хорошего и  плохого слова или музыки.   Этот кристалл сформировался из воды, над которой прочитали крещенские молитвы  Над этой водой читали мусульманскую молитву  Христианскую молитву  Буддийскую молитву  Вот так выглядит структура воды при звучании 40­й симфонии Моцарта  Лунной сонаты  Японской народной танцевальной музыки  Вот так выглядит структура воды при воздействии на неё слов «здравствуй», «счастье» и  «Ангел»  А вот это структура воды после звучания слов «материнская забота» и «супружеская любовь»  А вот так изменилась структура воды при воздействии на неё такого направления музыки, как  тяжёлый рок  А вот состояние воды во время ссоры, где задействованы крайне негативные эмоции: «ты мне  противен», «я тебя ненавижу», «дьявол» ­ Из фотографии видно, что правильно сформированная гексагональная структура разрушена  полностью на куски. Форма кристалла воды стала безобразной. Кристалл был искажён, разрушен и рассеян.   Слайд 8. ­  А почему это я вдруг вспомнила о воде? Если посмотреть на земной шар, то мы увидим, что 75  процентов поверхности ­ это вода. И только 25 процентов – суша. Мы с вами тоже на 55 ­ 70  процентов состоим из воды. И если даже капля воды изменяется под воздействием слова, то  представьте, как сильно слово влияет на наше настроение, самочувствие и мысли…душу. Под  воздействием речи молекулы воды структурируются особым образом, выстраиваясь в сложные  ансамбли.   ­  А ведь мы с вами, ребята, живём среди слов. И лично мне, я уверена и вам, не безразлично,  какими словами выражаюсь я сама, и какими словами нас «обрабатывают» окружающие. И как  учитель биологии я вам говорю, что слово – это самый сильный раздражитель из всех существующих  на Земле. И мы с вами понимаем, что словами можно человека возвести на пьедестал, а можно  скинуть в пропасть. И в доказательство этому, мы с вами выполним небольшие задания. IV.      Тренинг в микрогруппах «Значение и сила слова»     Сейчас мы разделимся на три одинаковые по числу участников микрогруппы, по принципу  добровольности. Для реализации данной технологии воспользуемся разноцветными листочками,  каждый из вас выбирает листочек того цвета, который ему нравится. Теперь объединитесь в группы и, я уверена, что каждая группа справится с заданиями данного тренинга.  Задание для 1 группы Придумайте текст из 2­3 предложений или подберите такие слова, услышав которые человек поймет,  что он самый лучший на Земле, чтобы душа «запела». Задание для 2 группы Придумайте текст из 2­3 предложений или подберите такие слова, которые помогут человеку обрести душевный покой, чтобы он поверил в себя и понял, что он не одинок Задание для 3 группы Придумайте текст из 2­3 предложений или подберите такие слова, которые могут очень сильно ранить душу человека ­ Вот вы и сами доказали, что словом можно вылечить душу, а можно искалечить…так что  всегда задумывайтесь над тем, что вы говорите.  Обсуждение заданий: ­  а как вы себя чувствовали, когда зачитывали тексты?   ­ что бы вы хотели слышать в свой адрес? ­ а вашей жизни были моменты, когда вы, с помощью правильно подобранных слов, врачевали  души других людей? Или ранили? ­ Да, ребята, человек ­ это, прежде всего душа, а не тело. Человек без души ­ это не человек, а робот.  Но мы должны, ребята, развивать и совершенствовать свою душу, а так же беречь свое тело и  заботиться о его здоровье. Ведь тело – это дом для души. Душа наша развивается в теле. А чем  питается наша душа, благодаря чему она растет?  Слайд 9. ­ Наша душа растет, когда мы радуемся, любим, помогаем старикам, очищаем душу молитвами, когда  мы видим красоту природы и прощаем друг друга.      Бывает и так, что некоторые люди как – бы надевают на себя маску. Внешнее поведение человека  не соответствует его внутренним чувствам. Они стараются показать себя добрыми, заботливыми, а на  самом деле все наоборот.        А вот агрессивные слова, мысли и поступки людей отравляют душу. Попадая в их разрушительное  поле, мы подвергаем свою душу и тело опасности.  V.        Притча «Ведро яблок», интерактивная беседа Слайд 10.  ­ Я  хочу вам прочитать одну  притчу. Притчу «Ведро яблок» Слайд 11. Один хороший человек, купил дом в деревне – мечту всей своей жизни! Красивый,  большой, с большим садом, с цветами и фруктовыми деревьями. Он всю жизнь работал, чтобы  заработать и купить такой дом и теперь, когда мечта эта сбылась, он был счастлив и ничто не могло  испортить ему настроение. Всё у него было хорошо и гладко. Слайд 12. Рядом, по этой же улице, в этой деревне, в старом доме, жил другой человек который  страшно завидовал первому и оттого постоянно пытался ему «нагадить»: то мусор свой выбросит  соседу в сад, то еще чем­нибудь постарается «насолить»… Слайд 13. Но, хороший человек, всегда воспринимал это с улыбкой, и никак не реагировал на  выходки соседа. Однажды утром, хороший человек, проснувшись в прекрасном настроении, и выйдя  на крыльцо, увидел ведро полное «нечистот»…  Хороший человек, догадавшись, что это очередная  выходка соседа, всё также прибывая в хорошем настроении, взял это ведро, вылив помои, выдраил его до блеска и собрал в него самых больших, самых вкусных и спелых яблок.  Затем направился к  соседу.  Сосед, заметив хорошего человека около своей калитки, злорадно заулыбался: «наконец­то я его достал». Открывает калитку в надежде на скандал, а хороший человек протянул ему ведро полное яблок.  Слайд 14. Кто чем богат, тот тем и делится! ­  а вам в жизни приходилось сталкиваться с подобными взаимоотношениями людей? ( вы ссоритесь с родителями – они дают вам свою любовь и ласку, вы грубите учителям, а они из  урока в урок дарят вам знания и свое доброе отношение) Слайд 15 . Кто зло делает ­ для себя, кто добро делает ­ тоже для себя. (абхазская пословица)    VI.      Тренинг «Гвозди», «Лист бумаги». ­Я думаю, многие из вас слышали такую метафору: «Каждый человек, как океан. Знакомые  заходят только по щиколотку. Друзья забегают по пояс… и тут же выходят. Лучшие друзья  заходят по плечи… и даже способны доплыть до буйков. Но лишь те, кто нас любит,  способны заплыть за буйки и даже утонуть внутри нас».      И вот как хочется продолжить эту метафору… У каждого человека есть своя глубина. Одни люди как весенние лужицы, легкие и задорные, другие — как океаны, глубокие и серьезные. У одних вода светлая и прозрачная, а у других она может быть темной и мутной. В одних хочется  окунуться, ощутив их приятную прохладу, а в других — вода настолько холодная, что дотронувшись  кончиком ноги, хочется отойти подальше… ­ Действительно, ребята, душа человека – загадочное и великое понятие. Душу человека творит  окружающая действительность, культура и общество. Каковы будут культура и общество, таковой  будет и душа человека. Поэтому надо во всеуслышание объявить: SOS    ­ люди, спасайте свои Души!       Человеку приходится многое пережить: взлеты чередуются с падениями. И как важно при этом не  быть рабом своих недугов: моральных, психических, физических и т.п. Известно немало примеров,  когда никакие физические страдания не могли сломить того, для кого духовная высота является  главной мерой жизненного успеха. В  Библии сказано: «Человеком может называться лишь тот, кто  живет с распахнутой для добра душой».   И в любой жизненной ситуации, прежде всего надо оставаться человеком! Потому что, как бы ни была сильна душа человеческая, она очень хрупкая субстанция и ранимая… Перед каждым из вас лежит лист  бумаги, я  прошу   вас взять   его и скомкать …Готово? А  теперь   попробуйте разгладить…Не получается? Так вот, душа человека подобно этому листу…  Если ты однажды её ранил, она уже не будет как прежде.  И еще мне нужны двое смельчаков, желающих провести небольшой эксперимент. Представьте, что  перед вами человек, с которым вы ссоритесь и неважно по какой причине… вы говорите какое  ­нибудь обидное слово или унижаете его и одновременно вбейте в дощечку гвоздь, еще оскорбление –  еще один гвоздь, а теперь вот вам плоскогубцы –вытаскивайте…в дощечке остались дыры.  Так вот,  вбивая гвоздь в душу человека помните: даже вытаскивая его своими извинениями, вы все равно  оставляете там шрамы! VII.     Рефлексия. Упражнение «Последняя встреча».           ­ Встаньте, пожалуйста, в круг, прижмитесь друг к другу, почувствуйте тепло товарища.  Закройте   глаза, сделайте вдох, выдох. Вспомните, какими вы пришли на встречу, чего ожидали.  Вспомните самые неожиданные, трогательные моменты. Подумайте, как бы вы закончили  предложение:  «После этой встречи я… Откройте глаза и скажите. Примечание: к этому моменту нужно зажечь свечу. Свеча побывает в руках у каждого учащегося Учитель протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и  единым выдохом задуть свечу. В любых, даже самых сложных обстоятельствах  оставайтесь самими собой, человеком, идущим дорогой жизни. Будьте счастливы и целеустремленны. На этом наш час общения завершен,  всего вам доброго!                                                      Задание 1 группа Придумайте текст из 2­3 предложений или подберите  такие слова, услышав которые человек поймет, что он  самый лучший на Земле, чтобы душа «запела».  Задание 2 группа Придумайте текст из 2­3 предложений или подберите  такие слова, которые помогут человеку обрести  душевный покой, чтобы он поверил в себя и понял, что  он не одинок Задание 3 группа Придумайте текст из 2­3 предложений или подберите  такие слова, которые могут очень сильно ранить душу  человека

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"

Сценарий классного часа "Душа человеческая"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017