Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа +2
8 кл—11 кл
01.03.2019
Материал широко раскрывает основные направления творчества Булата Окуджавы. Целями и задачами мероприятия являются: расширение эрудиции обучающихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора, воспитание художественного вкуса, развитие языковых, интеллектуальных, познавательных способностей, ценностных ориентаций, воспитание культуры общения, патриотическое воспитание, формирование уважения и интереса к культуре своего народа, своей страны.
«Часовым полагается смена». Булат Окуджава.doc
С Ц Е Н А Р И Й
литературномузыкального вечера
о творчестве Булата Окуджавы
«ЧАСОВЫМ ПОЛАГАЕТСЯ СМЕНА»
На экране мультимедиа:
Допеты все песни
И точка.
И хватит, и хватит
О том.
Ну, может,
Какаято строчка
Осталась ещё за бортом.
На задник сцены: « Мы сами себе выбираем и песни, и судьбы…» Б.Окуджава
1 ведущий : Как минимум для трех поколений русских людей Булат Окуджава был
«своим» поэтом, выразителем чувств самых заветных и мыслей самых выстраданных. Его
больше нет. Некому утешить, убедить, что синий троллейбус подберет в ночи всех,
потерпевших крушение. Некому учить, как не пропасть поодиночке. Его смерть для многих
стала личной утратой, невосполнимой, тяжкой и горестной. Каждое поколение воспринимало
поэта посвоему и любило его посвоему.
2 ведущий : В 50е годы на фоне уже надоевшей тотальной лжи, в которой жило наше
общество, естественно возникла мощная потребность в правде. И тогда стали появляться
песни, сочиненные самой «публикой». Зазвучали неслыханные ранее доверительные,
личностные, искренние интонации, причем не только в песне, но и в поэзии, в театре. Как
только не называли такую песню: «гитарная», «молодежная», «городская», «поэтическая»…
3 ведущий : Наибольшее распространение получило бытующее в литературе и по сей день
выражение «самодеятельная песня» определение, явно неточное. Можно ли так называть
песни, написанные Булатом Окуджавой, Юрием Визбором, Владимиром Высоцким,
Александром Дольским? В разное время они именовались и «бардами»,и «певцамипоэтами», и
наконец «самодеятельными исполнителями». Сами они называли себя авторами. Отсюда более
точным следует признать и термин «авторская песня».
4 ведущий : Сегодня мы уже можем говорить об авторской песне как об особом
направлении поэтического и музыкального искусства. В отличие от романса авторская песня
не замыкается на интимных переживаниях своего героя. Она охватывает довольно широкий
круг тем. Тут и обращение к самым заурядным бытовым ситуациям, и любовная лирика, и
философские раздумья о смысле жизни, о предназначении человека, его мечтах, и темы мира
и войны.
: Я вам описываю жизнь свою, и больше никакую.
Я вам описываю жизнь свою, и только лишь свою.
Каким я вижу этот свет, как я люблю и протестую,
Всю подноготную живую у этой жизни на краю.
И с краюшка того бытья, с последней той ступеньки шаткой, Из позднего того окошка, и зазывая, и маня,
Мне представляется она такой бескрайнею и сладкой,
Как будто дальняя дорога опять открылась для меня.
Как будто это для меня: березы белой лист багряный,
Рябины красной лист узорный и дуба черная кора,
И по капризу моему клубится утренник туманный,
По прихоти моей счастливой стоит сентябрьская пора.
1 ведущий : Булат Окуджава. Это целая эпоха в истории авторской песни. Дватри часа на
сцене, очень близко от зрителей, стоит человек с гитарой и поет свои песни. Рассказывает о
себе, отвечает на записки, импровизирует, шутит. Никакого эстрадного кокетства,
академической холодности. Дистанция между исполнителем и теми, кто пришел его слушать,
предельно сокращена. В зале вдруг возникает удивительная атмосфера дружеской
расположенности и взаимного доверия.
…И друзей созову,
На любовь свое сердце настрою…
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Признайтесь, вы ведь не прослушали – мысленно пропели эти строки. Хорошо знакомая всем
песня с её философией жизнелюбия , открытости, душевной щедрости.
Звучит «Грузинская песня»: фонограмма в исполнении Булата Окуджавы
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Собирайтеська, гости мои, на моё угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
В темнокрасном своем будет петь предо мной моя Дали,
В чернобелом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
И когда заклубится закат, по углам залетая,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
2 ведущий : Впервые Б.Ш.Окуджаву узнали в середине 50х годов. Благодаря массовому
распространению магнитофонов самый «тихий» автор из племени бардов был услышан в
отдаленных уголках страны, а его песни сразу же стали обретать неслыханную популярность.
Молодежь припала к песням Окуджавы, как к очистительному роднику. Они звучали на
магнитофонных лентах в квартирах рабочих и инженеров, физиков и лириков, их пели под
гитару на стройках и в поездах.На одном из творческих вечеров поэт Слуцкий вспоминал, как он шел однажды мимо студенческого общежития, а из окон разных квартир звучали
сразу три разные песни Окуджавы.
3 ведущий : Этот успех поначалу озадачивал. Окуджава оказался в странном положении:
некоторые говорили, что он плохой певец, некоторые – что он плохой композитор. Но жизнь
песен развивалась независимо от этих мнений. Слушатели первых песен Окуджавы
испытывали ощущение, описанное им самим много позже:
Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки – я надеялся понять,
Как способны эти руки эти звуки извлекать.
Из какойто деревяшки, из какихто бледных жил
Из какойто там фантазии, которой он служил?
Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…
А чего с ней церемониться? Чего её беречь?
Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь
И вселяют в нас надежды…Остальное какнибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остёр,
Музыкант, соорудивший из души моей костёр.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
4 ведущий: До того, как песни Булата Окуджавы начали восхищать, они удивляли. Только
самые прозорливые понимали тогда, что присутствуют при рождении городского
романса второй половины ХХ века, и романс этот не может быть на чтото похожим, как
непохожа эта половина на все другие времена. Он не столько пел, сколько напевал. В его
песенном диалоге со слушателем возникала столь дефицитная, столь желанная, столь
необходимая в переломное время второй половины пятидесятых годов атмосфера искреннего
человеческого внимания, общения и понимания. Пройдет совсем немного лет, и критики
будут писать о том, что «представить себе русскую поэзию второй половины ХХ века без
интонации Окуджавы уже невозможно».
Полночный троллейбус.
Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
В последний, в случайный.
Последний троллейбус, по улицам мчи,
Верши по бульварам круженье,
Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
Крушенье, крушенье.
Последний троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
Твои пассажиры, матросы твои
Приходят на помощь.
Я с ними не раз уходил от беды, Я к ним прикасался плечами…
Как много, представьте себе, доброты
В молчанье, в молчанье.
Последний троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
И боль, что скворчонком стучала в виске,
Стихает, стихает.
1 ведущий: Может, это случайность, а может, преднамеренное совпадение – день рождения
поэта и День Победы солдата Отечественной войны приходится на один день. Булат
Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец
– грузин, мать – армянка). « У меня есть грузинская и армянская кровь, но я всетаки
арбатский», так он любил говорить о себе.
2 ведущий: Биографию Окуджавы, как и любого другого человека, можно выстроить из
нескольких предложений. Тринадцати лет навсегда был разлучен с отцом и на долгие годы –
с мамой, на два десятилетия изгнан с возлюбленного арбатского двора, из Москвы, с
волчьим билетом сына врагов народа прошел войну и был ранен. Первую книгу стихов
выпустил в сорок, первую большую пластинку на «Мелодии» в пятьдесят, томик
«Избранного», томов премногих тяжелей – в шестьдесят, и тогда же, в зале Чайковского
состоялся его первый официальный вечер.
3 ведущий : Да, в 1937 году его отец, видный партийный работник, был арестован и вскоре
расстрелян. Мать сослана в один из карагандинских лагерей. Тринадцатилетнего мальчика
родственникам удалось спрятать и тем самым спасти от детского дома, куда было положено
«сдавать» детей «врагов народа». Только через полтора года смог он вернуться в родной
арбатский двор, продолжать учебу в московской школе. В 1940 году Окуджава переехал из
Москвы к родственникам в Тбилиси. В 1941 , с начала Великой Отечественной войны, работал
токарем на оборонном заводе. В 1942 году, после окончания девятого класса ушел на войну.
Служил на СевероКавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен
под Моздоком. В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.
4 ведущий : Хронологию ранних песен Окуджавы установить довольно трудно, тем более,
что между сочинением стихов и музыки, как правило, проходило какоето, иногда довольно
значительное, время, а сохранившиеся первые магнитофонные пленки чаще всего не имеют
дат. Однако можно с достаточным основанием полагать, что в 1959 году уже существовало
около трех десятков песен. О чем же пел Окуджава?
Ученик : Во дворе, где каждый вечер всё играла радиола,
где пары танцевали, пыля,
ребята уважали очень Леньку Королева
и присвоили ему званье Короля.
Был Король, как король, всемогущ. И если другу
станет худо и вообще не повезет,
он протянет ему свою царственную руку,
свою верную руку – и спасёт.
Но однажды, когда «мессершмитты», как вороны,
разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону,
набекрень, и пошел на войну.
Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
да некому оплакать его жизнь,
потому что Король был один (уж извините),
королевой не успел обзавестись.
Но куда бы я ни шел, пусть какая ни забота
(по делам или так, погулять),
всё мне чудится, что вот за ближайшим поворотом
Короля повстречаю опять.
Потому что на войне, хоть и правда стреляют,
не для Лёньки сырая земля,
потому что (виноват),но я Москвы не представляю
без такого, как он, короля.
1 ведущий : Первые его песни «До свидания, мальчики», «Лёнька Королёв» отголоски
фронтовой юности, поэтическое осмысление тяжелого для страны времени. Герои этих песен
– мальчишки, прошедшие войну и вернувшиеся домой с затаенной грустью в глазах, с
несбывшимися мечтами и новыми надеждами. Потом появились темы гражданственности,
мужской дружбы, поклонения женщине.
Песня из фильма «Белорусский вокзал» в исполнении учащихся
2 ведущий : В пятидесятые же годы были созданы прекрасные песни о Москве. Импульсом
для создания «московского цикла» оказались для Окуджавы, как это ни странно, песни
французов о Париже. Ему показалось обидным, что нет таких же интимных, «домашних»
песен о его Москве – городе, улицы и переулки которого он любил не меньше, чем парижане
– большие бульвары. И , наверное, самая известная песня из этого цикла «Ах, Арбат, мой
Арбат».
Песня «Ах, Арбат, мой Арбат» фонограмма в исполнении Булата Окуджавы
: Не тридцать лет, а триста лет иду, представьте вы,
по этим древним площадям, по голубым торцам.
Мой город носит высший чин и звание Москвы,
Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.
Иду по улицам его в рассветной тишине,
Бегу по улицам кривым (простите, города).
Но я – московский муравей, и нет покоя мне,
Так было триста лет назад и будет так всегда.
Ах, этот город, он такой, похожий на меня:
То грустен он, то весел он, но он всегда высок…
Что там за девочка в руке несет кусочек дня,
Как будто завтрак в узелке мне, муравью, несет?
Песня « Дежурный по апрелю» в исполнении учащихся
Песня «Песенка о ночной Москве» («Надежды маленький оркестрик») фонограмма 3 ведущий : Вот с этим репертуаром в 1959 году Булат Окуджава и вышел на «широкую»
публику, но попрежнему его песенное творчество было принципиально ориентировано
именно на простое, дружеское общение. Не случайно в одном интервью был задан вопрос : «
Говорят, что в своё время Вам звонили даже незнакомые люди и приглашали приехать
попеть – и Вы ехали. Это правда?»
4 ведущий : Поэт отвечал: « В 19571958 годах только тем и занимался – днем работал в
«Литгазете», а по вечерам ездил по незнакомым адресам и пел. Тогда у меня было , может
быть, пять или шесть песен. Я их пел, делали перерыв, потом я их повторял снова. Под них
велись разговоры. Потом уходил, а на следующий вечер меня звали кудато в другой дом.
Обычно собирались человек по 10 15. Вот так года полтора, два я действительно
существовал».
1 ведущий : В 1962 году Окуджава уходит из «Литературной газеты», в редакции которой он
проработал несколько лет, и целиком отдается стихотворному и песенному творчеству.
Много выступает. Его песни звучали в кинофильмах, спектаклях, в концертных программах,
теле и радиопередачах, магнитофонные записи песен разошлись по стране в тысячах
экземпляров. В 1968 году в Париже вышел его первый профессионально записанный диск.
«Песня Верещагина» из к/ф «Белое солнце пустыни» в исполнении учащихся
2 ведущий : « Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности…
Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», это сказал однажды Окуджава.
Многие стихи Окуджавы могут стать поэтическими цитатами о духовности, человеческом
достоинстве, умении прежде всего спрашивать с себя.
Ученик : Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака –
Вот и станете вы человеком.
Ученица : («Святое воинство»)
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек. Ученик : Что такое душа? Человечек задумчивый,
Всем наукам печальным и горьким обученный
(видно, чтото не так в его долгой судьбе).
Но он сам по себе, а я сам по себе.
Он томится, он хочет со мной поделиться,
Очень важное слово готово пролиться –
Как пушинка дрожит на печальной губе…
Но он сам по себе, а я сам по себе.
Я своей доброты никогда не разбрасываю,
Я его никогда ни о чем не расспрашиваю.
Каждый волен играть, что горазд, на трубе…
Каждый сам по себе: я себе, он себе.
Песня «Я пишу исторический роман» (фонограмма)
3 ведущий : Булат Окуджава являл пример достоинства, не зависящего от обстоятельств,
пример верности и благородства. Он не судил время и не бунтовал против него, он
облагораживал время чудесным обаянием собственной личности. А это можно сказать о
немногих.
Ученица: У поэта соперника нету
ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит…
Это он не за вас за себя.
Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму –
поле пройдено, сделано дело…
Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Все, что было его, нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
Песня «Пожелания друзьям» в исполнении учащихся
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.