Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Оценка 4.7

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа +2
8 кл—11 кл
01.03.2019
Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Материал широко раскрывает основные направления творчества Булата Окуджавы. Целями и задачами мероприятия являются: расширение эрудиции обучающихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора, воспитание художественного вкуса, развитие языковых, интеллектуальных, познавательных способностей, ценностных ориентаций, воспитание культуры общения, патриотическое воспитание, формирование уважения и интереса к культуре своего народа, своей страны.
«Часовым полагается смена». Булат Окуджава.doc
С Ц Е Н А Р И Й литературно­музыкального вечера о  творчестве    Булата  Окуджавы «ЧАСОВЫМ  ПОЛАГАЕТСЯ  СМЕНА» На  экране  мультимедиа:                                                                                             Допеты  все  песни                                   И  точка.                                 И  хватит,  и  хватит                                   О  том.                                 Ну, может,                                 Какая­то  строчка                                 Осталась  ещё   за  бортом. На  задник  сцены:  « Мы  сами  себе  выбираем  и  песни, и  судьбы…» Б.Окуджава    1 ведущий  :     Как   минимум   для   трех   поколений   русских   людей   Булат   Окуджава   был «своим» поэтом, выразителем   чувств   самых   заветных   и   мыслей   самых   выстраданных. Его больше     нет.  Некому   утешить,  убедить,  что   синий    троллейбус     подберет   в      ночи     всех, потерпевших  крушение. Некому  учить, как  не  пропасть  поодиночке. Его  смерть  для  многих стала  личной  утратой, невосполнимой, тяжкой и  горестной. Каждое  поколение  воспринимало поэта  по­своему  и  любило  его  по­своему. 2 ведущий :  В  50­е  годы  на  фоне  уже  надоевшей  тотальной  лжи, в  которой  жило  наше общество,  естественно  возникла  мощная  потребность  в  правде. И  тогда  стали  появляться песни,   сочиненные     самой     «публикой».   Зазвучали     неслыханные     ранее     доверительные, личностные, искренние  интонации, причем  не  только  в  песне, но  и  в  поэзии, в  театре. Как только  не  называли  такую  песню: «гитарная», «молодежная», «городская», «поэтическая»… 3 ведущий :  Наибольшее  распространение  получило  бытующее  в  литературе  и  по  сей  день выражение   «самодеятельная песня» ­   определение,   явно   неточное. Можно   ли   так называть песни,     написанные     Булатом     Окуджавой,   Юрием     Визбором,   Владимиром     Высоцким, Александром  Дольским? В  разное  время  они  именовались и «бардами»,и «певцами­поэтами», и наконец «самодеятельными  исполнителями». Сами  они   называли  себя  авторами. Отсюда  более точным  следует  признать  и  термин «авторская  песня».   4 ведущий  :   Сегодня   мы   уже   можем   говорить   об   авторской   песне   как   об   особом направлении  поэтического  и  музыкального  искусства. В  отличие  от  романса  авторская песня не  замыкается  на  интимных  переживаниях  своего  героя. Она  охватывает   довольно  широкий круг  тем. Тут  и  обращение  к  самым  заурядным  бытовым  ситуациям, и  любовная  лирика, и философские раздумья  о  смысле  жизни, о  предназначении  человека, его  мечтах, и  темы  мира и  войны.                                         :   Я  вам  описываю  жизнь  свою, и  больше  никакую.                      Я  вам  описываю  жизнь  свою, и  только  лишь  свою.                      Каким  я  вижу  этот  свет, как  я  люблю  и  протестую,                      Всю  подноготную  живую  у  этой  жизни  на  краю.                      И  с  краюшка  того  бытья, с  последней  той  ступеньки  шаткой, Из  позднего  того  окошка, и  зазывая, и  маня,                      Мне представляется  она  такой  бескрайнею  и  сладкой,                      Как  будто  дальняя  дорога  опять  открылась  для  меня.                      Как  будто  это  для  меня:  березы  белой  лист  багряный,                      Рябины  красной  лист  узорный  и  дуба  черная кора,                      И  по  капризу  моему  клубится  утренник  туманный,                      По  прихоти  моей счастливой  стоит  сентябрьская  пора. 1 ведущий :  Булат  Окуджава. Это  целая  эпоха  в истории  авторской  песни. Два­три  часа  на  сцене, очень  близко  от  зрителей,  стоит  человек  с  гитарой  и  поет  свои  песни. Рассказывает  о  себе, отвечает  на  записки, импровизирует, шутит. Никакого  эстрадного  кокетства,  академической  холодности. Дистанция  между  исполнителем и  теми,  кто  пришел  его  слушать,  предельно  сокращена. В  зале  вдруг  возникает   удивительная  атмосфера  дружеской   расположенности  и  взаимного  доверия.                                                       …И  друзей  созову,                                 На  любовь  свое  сердце  настрою…                                 А  иначе  зачем  на  земле  этой  вечной  живу. Признайтесь, вы  ведь  не  прослушали – мысленно  пропели  эти  строки. Хорошо   знакомая  всем   песня  с  её  философией  жизнелюбия ,  открытости, душевной щедрости. Звучит  «Грузинская  песня»:­ фонограмма в исполнении Булата Окуджавы                      Виноградную  косточку  в  теплую  землю  зарою,                      И  лозу  поцелую, и  спелые  гроздья  сорву,                      И  друзей  созову, на  любовь  свое  сердце  настрою.                      А  иначе  зачем  на  земле  этой  вечной  живу.                      Собирайтесь­ка, гости  мои, на  моё  угощенье,                      Говорите  мне  прямо  в  лицо, кем  пред  вами  слыву.                      Царь  небесный  пошлет  мне  прощение  за  прегрешенья.                      А  иначе  зачем  на  земле  этой  вечной  живу.                      В  темно­красном своем  будет петь  предо  мной  моя  Дали,                      В  черно­белом  своем  преклоню  перед  нею  главу,                      И  заслушаюсь  я, и  умру  от  любви  и  печали.                      А  иначе  зачем  на  земле  этой  вечной  живу.                      И  когда  заклубится  закат, по  углам  залетая,                      Пусть  опять  и  опять  предо  мной  проплывут  наяву                      Белый  буйвол, и  синий  орел,  и  форель  золотая.                      А  иначе  зачем  на  земле  этой  вечной  живу.  2 ведущий   :  Впервые  Б.Ш.Окуджаву  узнали  в  середине  50­х  годов. Благодаря  массовому распространению  магнитофонов  самый  «тихий»  автор  из  племени  бардов  был   услышан  в отдаленных  уголках  страны, а  его  песни  сразу  же  стали  обретать неслыханную популярность. Молодежь   припала   к   песням   Окуджавы, как   к очистительному   роднику. Они   звучали   на магнитофонных лентах  в  квартирах  рабочих  и   инженеров, физиков  и  лириков, их  пели  под гитару  на  стройках  и в  поездах.На  одном  из  творческих  вечеров  поэт  Слуцкий  вспоминал, как  он шел  однажды   мимо  студенческого  общежития, а  из  окон  разных  квартир  звучали сразу  три  разные  песни  Окуджавы.  3 ведущий :   Этот  успех  поначалу  озадачивал. Окуджава  оказался  в  странном  положении: некоторые  говорили, что  он плохой  певец, некоторые – что  он  плохой  композитор. Но  жизнь песен     развивалась     независимо     от     этих     мнений.     Слушатели     первых     песен     Окуджавы испытывали  ощущение, описанное  им  самим  много  позже:                                                               Музыкант  играл  на  скрипке – я  в  глаза  ему  глядел,                                  Я  не  то  чтоб  любопытствовал­ я  по  небу  летел.                                  Я  не  то  чтобы  от  скуки – я  надеялся  понять,                                  Как  способны  эти  руки  эти  звуки  извлекать.                                  Из  какой­то  деревяшки, из  каких­то  бледных  жил                                  Из  какой­то  там  фантазии, которой  он  служил?                                  Да  ещё  ведь  надо  в  душу  к  нам  проникнуть  и  зажечь…                                  А  чего  с  ней  церемониться? Чего  её  беречь?                                                                    Счастлив  дом,  где  звуки  скрипки  наставляют  нас  на  путь                                  И  вселяют  в  нас надежды…Остальное  как­нибудь.                                  Счастлив  инструмент, прижатый  к  угловатому  плечу,                                  По  чьему  благословению  я  по  небу  лечу.                                  Счастлив  он, чей  путь  недолог, пальцы  злы, смычок  остёр,                                  Музыкант, соорудивший  из  души  моей  костёр.                                  А  душа, уж  это  точно, ежели  обожжена,                                  Справедливей, милосерднее  и  праведней  она.                                  4 ведущий:  До  того, как  песни  Булата  Окуджавы  начали  восхищать, они  удивляли. Только самые  прозорливые  понимали  тогда, что  присутствуют  при  рождении городского  романса  второй  половины  ХХ века, и  романс  этот  не  может  быть  на  что­то похожим, как непохожа  эта  половина  на  все  другие  времена. Он  не  столько  пел, сколько  напевал. В  его песенном     диалоге     со     слушателем     возникала     столь     дефицитная,   столь     желанная,   столь необходимая  в  переломное  время  второй половины  пятидесятых  годов  атмосфера  искреннего человеческого   внимания, общения   и   понимания. Пройдет   совсем   немного   лет, и   критики будут  писать  о  том, что «представить себе  русскую  поэзию  второй  половины  ХХ  века  без интонации  Окуджавы  уже невозможно».                                                   Полночный  троллейбус.                                       Когда  мне  невмочь  пересилить  беду,                                       Когда  подступает  отчаянье,                                       Я  в  синий  троллейбус  сажусь  на  ходу,                                       В  последний, в  случайный.                                        Последний  троллейбус, по  улицам  мчи,                                        Верши  по  бульварам  круженье,                                        Чтоб  всех  подобрать, потерпевших  в  ночи                                        Крушенье, крушенье.                                        Последний  троллейбус, мне  дверь  отвори!                                        Я  знаю, как  в  зябкую  полночь                                        Твои  пассажиры, матросы  твои                                        Приходят  на  помощь.                                        Я  с  ними  не  раз  уходил  от  беды, Я  к  ним  прикасался  плечами…                                        Как  много, представьте  себе, доброты                                        В  молчанье, в  молчанье.                                        Последний  троллейбус  плывет  по  Москве,                                        Москва, как  река,  затухает,                                        И  боль, что  скворчонком  стучала  в  виске,                                        Стихает, стихает.                          1 ведущий:       Может, это  случайность, а может, преднамеренное  совпадение – день рождения поэта   и   День   Победы   солдата   Отечественной   войны   приходится   на   один   день. Булат Шалвович  Окуджава  родился  9  мая  1924  года  в  Москве  в  семье партийных  работников (отец – грузин, мать – армянка). « У   меня   есть   грузинская   и   армянская   кровь, но   я   все­таки арбатский»,­ так  он  любил  говорить  о  себе. 2 ведущий:       Биографию  Окуджавы, как  и  любого  другого  человека, можно  выстроить  из нескольких  предложений. Тринадцати  лет  навсегда  был  разлучен  с  отцом  и  на долгие  годы – с   мамой, на   два   десятилетия   изгнан   с   возлюбленного   арбатского     двора, из   Москвы, с волчьим   билетом   сына   врагов   народа   прошел   войну   и   был   ранен. Первую   книгу   стихов выпустил     в     сорок,   первую     большую     пластинку     на       «Мелодии»   ­   в     пятьдесят,   томик «Избранного», томов   премногих   тяжелей – в шестьдесят, и   тогда   же, в   зале   Чайковского состоялся  его  первый  официальный вечер. 3 ведущий :      Да, в 1937  году  его  отец, видный  партийный  работник, был  арестован  и  вскоре расстрелян. Мать   сослана   в   один   из   карагандинских   лагерей. Тринадцатилетнего   мальчика родственникам  удалось  спрятать и  тем  самым  спасти  от  детского  дома, куда  было  положено «сдавать»  детей  «врагов  народа». Только  через  полтора  года  смог  он  вернуться  в  родной арбатский  двор, продолжать  учебу  в  московской  школе.  В 1940  году  Окуджава  переехал  из Москвы  к  родственникам в  Тбилиси. В 1941 , с  начала  Великой  Отечественной  войны,  работал токарем  на оборонном  заводе. В 1942  году, после  окончания  девятого  класса  ушел  на  войну. Служил  на  Северо­Кавказском фронте  минометчиком, затем  радистом. Был  ранен   под  Моздоком. В 1945  году  Окуджава  демобилизовался  и  вернулся  в  Тбилиси. 4 ведущий     :   Хронологию  ранних  песен  Окуджавы  установить  довольно  трудно,  тем более, что  между  сочинением  стихов  и  музыки, как  правило,  проходило  какое­то,  иногда  довольно значительное, время, а  сохранившиеся  первые  магнитофонные  пленки  чаще  всего  не  имеют дат. Однако  можно  с  достаточным  основанием полагать, что  в  1959  году  уже  существовало около  трех  десятков  песен. О  чем  же  пел  Окуджава?    Ученик :        Во  дворе, где  каждый  вечер  всё  играла  радиола,                            где  пары  танцевали, пыля,                            ребята  уважали  очень  Леньку  Королева                            и  присвоили  ему  званье  Короля.                            Был  Король, как  король, всемогущ. И  если  другу                            станет  худо  и  вообще  не  повезет,                            он  протянет  ему  свою  царственную  руку,                            свою  верную  руку – и  спасёт.                            Но  однажды, когда  «мессершмитты», как  вороны,                            разорвали  на  рассвете  тишину, наш  Король, как  король, он  кепчонку, как  корону,                            набекрень, и  пошел  на  войну.                            Вновь  играет  радиола, снова  солнце  в  зените,                            да  некому  оплакать  его жизнь,                            потому  что  Король  был  один (уж  извините),                            королевой  не  успел  обзавестись.                             Но  куда  бы  я  ни  шел, пусть  какая  ни  забота                             (по  делам  или  так, погулять),                             всё  мне  чудится, что  вот  за  ближайшим  поворотом                             Короля  повстречаю  опять.                             Потому  что  на  войне, хоть  и  правда  стреляют,                             не  для  Лёньки  сырая  земля,                             потому  что  (виноват),но  я  Москвы  не  представляю                             без  такого, как  он,  короля.   1 ведущий  :   Первые   его   песни «До   свидания, мальчики», «Лёнька   Королёв» ­ отголоски фронтовой  юности, поэтическое  осмысление  тяжелого  для  страны  времени.  Герои  этих  песен – мальчишки, прошедшие   войну   и   вернувшиеся   домой   с затаенной   грустью   в   глазах, с несбывшимися   мечтами   и   новыми   надеждами. Потом   появились   темы   гражданственности, мужской  дружбы, поклонения женщине.  Песня  из  фильма «Белорусский  вокзал» ­ в исполнении учащихся 2 ведущий  :  В  пятидесятые  же  годы  были  созданы  прекрасные  песни  о  Москве. Импульсом для   создания   «московского   цикла»   оказались   для   Окуджавы, как   это   ни   странно, песни французов   о   Париже. Ему   показалось   обидным, что   нет таких   же   интимных, «домашних» песен  о  его  Москве – городе, улицы  и переулки  которого  он  любил  не  меньше, чем  парижане – большие   бульвары. И , наверное, самая   известная   песня   из   этого   цикла «Ах, Арбат, мой Арбат». Песня  «Ах, Арбат, мой  Арбат» ­ фонограмма в исполнении Булата Окуджавы                       :                 Не  тридцать  лет, а  триста  лет  иду, представьте  вы,                                            по  этим  древним  площадям, по  голубым  торцам.                                            Мой  город  носит  высший  чин  и  звание  Москвы,                                            Но  он  навстречу  всем  гостям  всегда  выходит  сам.                                            Иду  по  улицам  его  в  рассветной  тишине,                                            Бегу  по  улицам  кривым (простите, города).                                            Но  я – московский  муравей, и  нет  покоя  мне,                                            Так  было  триста  лет  назад  и  будет  так  всегда.                                             Ах, этот  город, он  такой, похожий  на  меня:                                             То  грустен  он, то  весел  он, но  он  всегда  высок…                                             Что  там за  девочка  в  руке  несет  кусочек дня,                                             Как  будто  завтрак  в  узелке  мне, муравью, несет? Песня  « Дежурный  по  апрелю» ­ в исполнении учащихся Песня  «Песенка  о  ночной  Москве» («Надежды  маленький  оркестрик») ­ фонограмма 3 ведущий  :  Вот  с  этим  репертуаром  в  1959  году  Булат  Окуджава  и  вышел  на  «широкую»   публику,  но   по­прежнему   его    песенное   творчество    было  принципиально    ориентировано именно  на  простое, дружеское  общение. Не  случайно  в  одном  интервью   был  задан  вопрос : « Говорят, что   в   своё   время   Вам   звонили   даже   незнакомые   люди   и   приглашали   приехать попеть – и  Вы  ехали. Это  правда?»                       4 ведущий :   Поэт  отвечал: « В 1957­1958  годах  только  тем  и  занимался – днем  работал  в «Литгазете», а  по  вечерам  ездил  по  незнакомым  адресам  и  пел. Тогда  у  меня  было , может быть, пять  или  шесть  песен. Я   их  пел, делали  перерыв, потом  я  их  повторял  снова. Под  них велись  разговоры. Потом  уходил, а  на  следующий вечер  меня  звали  куда­то  в  другой  дом. Обычно     собирались     человек     по   10   ­   15.   Вот     так     года     полтора,   два     я     действительно существовал». 1 ведущий :   В 1962  году  Окуджава  уходит  из «Литературной  газеты», в  редакции  которой  он проработал   несколько   лет, и   целиком   отдается   стихотворному   и   песенному   творчеству. Много  выступает. Его  песни  звучали  в  кинофильмах, спектаклях, в  концертных  программах, теле­    и   радиопередачах,  магнитофонные   записи    песен  разошлись    по   стране   в    тысячах экземпляров. В 1968  году  в  Париже  вышел  его первый  профессионально  записанный  диск. «Песня  Верещагина» из к/ф «Белое солнце пустыни»­ в исполнении учащихся 2 ведущий  :  « Мы  все  реже  задумываемся  о  чести, честности, человеческой  порядочности… Очевидно, этим  словам нужно  вернуть  их  подлинный  смысл»,­ это  сказал  однажды Окуджава. Многие  стихи  Окуджавы  могут  стать  поэтическими  цитатами  о  духовности, человеческом достоинстве, умении  прежде  всего  спрашивать  с  себя.     Ученик            :  Осудите  сначала  себя  самого,                                 Научитесь  искусству  такому,                                 А  уж  после  судите  врага  своего                                 И  соседа  по  шару  земному.                                 Научитесь  сначала  себе  самому                                 Не  прощать  ни единой  промашки,                                 А  уж  после  кричите  врагу  своему,                                 Что  он  враг  и  грехи  его  тяжки.                                 Не  в  другом, а  в  себе  побеждайте  врага,                                 А  когда  преуспеете  в  этом,                                 Не  придется  уж  больше  валять  дурака –                                 Вот  и  станете  вы  человеком.                                          Ученица    :    («Святое  воинство»)                                 Совесть, Благородство  и  Достоинство –                                 Вот  оно, святое  наше  воинство.                                 Протяни  ему  свою  ладонь,                                 За  него  не  страшно  и  в  огонь.                                 Лик  его  высок  и  удивителен.                                 Посвяти  ему  свой  краткий  век.                                 Может, и  не  станешь  победителем,                                 Но  зато  умрешь, как  человек. Ученик    :          Что  такое  душа?  Человечек  задумчивый,                                 Всем  наукам  печальным  и  горьким  обученный                                 (видно, что­то  не  так  в  его  долгой  судьбе).                                 Но  ­  он  сам  по  себе, а  я  ­  сам по  себе.                                 Он  томится, он  хочет  со  мной  поделиться,                                 Очень  важное  слово  готово пролиться –                                  Как  пушинка  дрожит  на  печальной  губе…                                 Но  ­  он  сам  по  себе, а  я  ­  сам  по  себе.                                  Я  своей  доброты  никогда  не  разбрасываю,                                  Я  его  никогда  ни  о  чем  не  расспрашиваю.                                  Каждый  волен  играть, что  горазд,  на  трубе…                                  Каждый  сам  по  себе:  я ­  себе,  он ­  себе. Песня «Я  пишу  исторический  роман» (фонограмма)  3 ведущий   :  Булат  Окуджава  являл  пример  достоинства, не  зависящего  от  обстоятельств, пример     верности   и   благородства. Он   не   судил   время   и   не   бунтовал   против   него, он облагораживал   время   чудесным   обаянием   собственной   личности. А   это   можно   сказать о немногих. Ученица:      У  поэта  соперника  нету                       ни  на  улице  и  ни  в  судьбе.                       И  когда  он  кричит  всему  свету,                       это он  не  о  вас  ­  о  себе.                       Руки  тонкие  к  небу  возносит,                       жизнь  и  силы  по  капле  губя.                       Догорает, прощения  просит…                       Это  он  не  за  вас ­  за  себя.                       Но  когда  достигает  предела                       и  душа  отлетает  во  тьму –                       поле  пройдено, сделано  дело…                       Вам  решать: для  чего  и  кому.                       То  ли  мед, то  ли  горькая  чаша,                       То  ли  адский  огонь, то  ли  храм…                       Все, что  было  его, ­ нынче  ваше.                       Всё  для  вас. Посвящается  вам. Песня  «Пожелания  друзьям» ­ в исполнении учащихся

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"

Сценарий литературно-музыкального вечера о творчестве Булата Окуджавы "Часовым полагается смена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2019