Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"
Оценка 5

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
5 кл—7 кл
13.09.2017
Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"
урок ВОвойна.docx
Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Фронтовые письма" Цели:  1.    Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;  воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт  нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины,  села. 2.    Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о  письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа. Реквизит. Для учащихся­бойцов армейские пилотки, для девушек – почтальонш сумки почтальона. Письма,  которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника. Оформление зала (сцены, класса). В центре необходимо расположить экран для показа музыкальных видеофрагментов.  . Рядом с  экраном стол, покрытый скатертью. На столе армейские пилотки, письма­треугольники, патефон,  сумка почтальона. Справа и слева от экрана несколько стульев по числу учащихся, участвующих в  сценарии. В ходе сценария некоторые учащиеся выходят в центр зала, некоторые только встают и  читают свои слова с места. Последовательность действий решается на “больших” репетициях. В  сценарии принимало участие 10 человек. Музыкальное оформление. 1.  Презентации 1­2  2. Презентация Фронтовые письма 3. Вьется в тесной печурке огонь­И.Кобзон( музыка) 4. Музыка боя 5. Компьютер. Проектор экран Ход сценария. Презентация «Память»­1 Учитель: Добрый день ,дорогие ребята и уважаемые гости­ учителя литературы  Шатровского района. Прошло много лет со времени окончания второй мировой войны, но  отголоски ее все еще доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки,  окопы и воронки. Это и память оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто  ковал нашу победу в тылу. Одним из таких памятников являются солдатские письма­  «треугольники». Они хранятся в заветных коробочках, узелках папках. Читая эти скупые  строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой  прошлого века.  Наш урок мужества посвящен солдатским треугольникам, а  называется литературно­ музыкальная композиция­«Фронтовые письма»                                                      Слайд­1  2Ведущий  Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они, ­кто старше, кто моложе ­ Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь – Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... А.Т,Твардовский           1 ведущий :Нет такой семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная  война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж,  сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно,  когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит. Слайд­2 2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату  «Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке с врагом. 1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни:  работали по 16­18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта. 2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые  рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа,  вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент ­  ЖИЗНЬ!    1 ведущий Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их с волнением читали, Знали их наизусть. 2 ведущий Эти письма поныне Не теряют, не жгут, Как большую святыню Сыновьям берегут.                                                       Слайд­3 Выходят ученицы­почтальонки. 1. Ученица­почтальонка: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок.  Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие  письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал  смертью храбрых в боях за нашу Родину». 2. Ученица­почтальонка: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми,  милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости  или беспредельного горя.                                          Слайд­ 4 2 ведущий           Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев. Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже, На улицах сожженных городов. 1 ведущий О, письма фронтовые грозных лет –  Бесценней документов в мире нет! 1. Ученица­почтальонка Как раскладывать по кварталам Голоса всех живых и мёртвых, Что дошли, словно гул металла, В треугольниках полустёртых? Только адрес есть на конверте, А в конверте­ жизни и смерти, Если б знать вам, на почте тут же Что внутри там!    2 Ученица­почтальонка Был в окруженьи? Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен? Пал, по слухам. В первом сраженьи... Но приходит девочка в старых Сбитых набок маминых ботах. И берёт всех судеб удары, Радость чью­то­ и смерть кого­то.  1 ученица­почтальонка   Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.   2   Ученица­почтальонка:  Кроме   писем   и   газет   мы   всегда   носили   пузырьки   с   нашатырным спиртом . Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».  1Ученица­почтальонка: В четырёх письмах ­ радость , а в пятом­ похоронка. Это было великое  горе. Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это  письмо.  «Почтальонки» достают письма­треугольники, вручают их «адресатам».  Пишут письма на пеньке ученики в солдатской форме. Музыка боя (звуки)взрывы Слайд­5 1 ученик­солдат: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».  2 ученик­солдат « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но  не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!» 1 ведущий На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот  цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой­то засушенный цветок.  Смотришь на него ­ и слёзы подступают.  Ученик: Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне» На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны. Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься вновь. Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь! …Давно мы из дома. Огни наших комнат За дымом войны не видны. Но тот, кого любят, Но тот, кого помнят, Как дома и в дыме войны! Теплее на фронте от ласковых писем, Читая, за каждой строкой Любимую видишь И родину слышишь, Как голос за тонкой стеной… Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость войдет. И как­нибудь вечером вместе с тобою, К плечу прижимаясь плечом,  Мы сядем и письма, как летопись боя. Как хронику чувств  пронесем…                                                             Слайд­6 Учитель  Учениками нашей школы создана книга «Память о далеком ,но живом».Близкие и  односельчане рассказали горькую правду о военных днях, о том, как страшно жить во время  войны, даже в тылу. Этим проектом ребята хотели поблагодарить всех людей, солдат,  прошедших тяготы войны. Письма с фронта из книги»Память о далеком ,но живом» Письмо Шабашова С.И. Письмо Нестерова И.Ф. Письмо Резепина И.Е. Слайд­7 2 Ведущий  «Я вернусь, жди меня» ­ этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих  словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью. Ученик .Стихотворение К. Симонова «Жди меня» Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: ­ Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,­ Просто ты умела ждать, Как никто другой.                                                      Слайд­8 1 Ведущий  Только на фронте проверишь лучшие чувства свои, 2  Ведущий Только на фронте измеришь Силу и крепость любви. Слайд­9 1 Ведущий  Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен­ гимнов любви и верности  явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта Алексея.  Суркова своей жене Софье Кревс. (Все поют, сидя у костра на корточках) Песня «В землянке»(Музыка) Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти не легко, А до смерти ­ четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви                                         Слайд­10­МУЗЫКА БОЯ 2  Ведущий Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из­под  бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык ­ не до того было им тогда.  1 Ведущий Шел солдат в дымах непроходимых, А от всех дорог и пристаней Молча шли за ним глаза любимых, И любви не выдумать сильней!  2 Ведущий Письма согревали в холодном окопе бойца , поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и  вселяли надежду на встречу в родимом доме… Ученица   (Читает письмо.) “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом,  заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на  ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни  случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И  если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и  только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!” Слайд­11 1 Ведущий  День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти  строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и  надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало  голодное, холодное послевоенное детство.  1 ведущий  В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в  дни войны. Сюжет её прост. В каком­то небольшом русском городке у широко распахнутой двери  старого деревянного дома собралась семья фронтовика. 2 ведущий  Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух,  бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина  буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.…  Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.                                                           Слайд­12 Ученица Стихотворение  Е Благинина «Папе на фронт»  Здравствуй, папка!  » Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне. Я немножко даже удивилась –  До чего ж ты прежний был во сне! Прежний­прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы два дня. Ты вбежал, поцеловался с мамой, А потом поцеловал меня. Мама будто плачет и смеется, Я визжу и висну на тебе. Мы с тобою начали бороться, Одолела я тебя в борьбе. А потом даю те два осколка, Что нашли недавно у ворот, Говорю тебе: “А скоро елка! Ты приедешь к нам на Новый год?” Я сказала, тут же и проснулась, Как случилось это, не пойму. Осторожно к стенке прикоснулась, В удивленье глянула во тьму. Тьма такая – ничего не видно, Аж круги в глазах от этой тьмы! До чего ж мне сделалось обидно, Что с тобою вдруг расстались мы… Папа! Ты вернешься невредимый! Ведь война когда­нибудь пройдет? Миленький, голубчик мой родимый, Знаешь, вправду скоро Новый год! Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть. Я тебе желаю – прежелаю Поскорей фашистов одолеть! Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб как прежде можно было жить, Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить. Чтоб над всем таким большущим миром Днем и ночью был веселый свет… Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет. Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев день и ночь… …Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так…от счастья… Твоя дочь.                                                    2Ведущий Слайд­13 Сложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом –  стихотворение «Зинка» Юлии Друниной , посвященное памяти однополчанки­ Героя  Советского Союза  Зины Самсоновой. Мы легли у разбитой ели, Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, сырой земле. ­ Знаешь, Юлька, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый. У меня лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет Знаешь, Юлька, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Отогрелись мы еле­еле, Вдруг приказ: «Выступать вперед!» Снова рядом в сырой шинели Светлокосый солдат идет. С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и замен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы, Мы со славой хотели жить. Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав. Белорусские хаты пели О рязанских глухих садах. Знаешь, Зина, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где­то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна… Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна. И старушка в цветастом платье  У иконы свечу зажгла. Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала.                                                             1 Ведущий Слайд­14 – Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до  близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.  А иногда  и не доходили… Ученик Стихотворение Г. Горбовского «Письмо». На дне окопного оврага добыл я гильзу из стены. А в ней ­ истлевшая бумага, письмо, пришедшее с войны. Должно быть, кто­то перед боем смочил графит карандаша и с перемазанной губою писал, как думал, ­ не спеша. Вручал слова бумаге бренной, писал, склоняясь к фитилю. ...И вот слова сожрало время. И лишь одно сквозит: «лю­блю»... Одно осталось… Но упрямо горит сквозь всё, что в жизни есть... ...Что он «лю­бил»?.. Отчизну? Маму? Иль ту, которую?.. Бог весть. Любил и всё. Не по приказу. А по приказу он в тот раз. наверно, встал и умер сразу. И вот воскрес. Во мне. Сейчас 1 Ведущий  Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить  в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты  защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу. 2 Ведущий Кто был на фронте, верно, испытали, Что означают письма для бойца, Как эти письма биться заставляли В сраженьях огрубевшие сердца. 1 Ведущий Как их с волненьем люди ожидали, От них порою увлажнялся взгляд. Настанет день – придумают медали За ласковые письма для солдат!  2 Ведущий  Письма   были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они  озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские  письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях. 1 Ведущий  Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир.  2 Ведущий  Потому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, будь то Афганистан, Чечня,  Украина, Сирия…  1 Ведущий Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: «Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!»  Презентация «Память­2»­«Никогда не забывай!» Учитель: В годы войны письма­треугольники связывали фронт и тыл. Я думаю, что сегодня письма свяжут    целые поколения. А какое впечатление на вас произвел урок, я думаю, мы   узнаем, когда проверим  домашнее задание. Рефлексия. Д/З: Подумайте, какие слова можно и нужно сказать ребятам, служащим в армии или  выбравшим профессию офицер. Напишите те слова, с которыми вы хотели обратиться к  защитникам Отечества.  Может быть, вам помогут в этом ваши родители. Пусть ваши  слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед  павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для нас Родину и свободу, а также  тем, кто выполняет этот долг сегодня. Мы обязательно отправим письма адресатам­   нашим землякам. Спасибо за подготовку к мероприятию и за  сотрудничество на уроке. Вы все сегодня  достойны хороших и отличных оценок.

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Письма с фронта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2017