Цель – знакомство с традициями своей страны на примере зимнего праздника Масленицы.
Задачи:
Образовательная – расширить общий и кругозор учащихся о русских традициях и обычаях.
Воспитательная – воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства
Развивающая – создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь), развитие вокальных навыков.
Планируемые результаты по ФГОС:
Предметные:
народные традиции и обряды в музыке русских композиторов; игры и обряды в календарных праздниках (Рождество, Масленица и др.), выразительно исполнять песни.
Личностные:
усвоение жизненного содержания музыкальных образов на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры России
Познавательные:
осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
Регулятивные:
целеполагание в постановке учебных задач в опоре на имеющий жизненно-музыкальный опыт при изучении новых музыкальных сочинений при восприятии и разных формах музицирования;
Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Цель – знакомство с традициями своей страны на примере зимнего праздника
Масленицы.
Задачи:
Образовательная – расширить общий и кругозор учащихся о русских
традициях и обычаях.
Воспитательная – воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры
восприятия произведений профессионального и народного искусства
Развивающая – создать условия для развития коммуникативных навыков
через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая,
диалогическая речь), развитие вокальных навыков.
Планируемые результаты по ФГОС:
Предметные:
народные традиции и обряды в музыке русских композиторов; игры и обряды
в календарных праздниках (Рождество, Масленица и др.), выразительно
исполнять песни.
Личностные:
усвоение жизненного содержания музыкальных образов на основе
эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям
музыкальной культуры России
Познавательные:
осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия
музыки и музицирования;
Регулятивные:
целеполагание в постановке учебных задач в опоре на имеющий жизненно
музыкальный опыт при изучении новых музыкальных сочинений при
восприятии и разных формах музицирования;
Коммуникативные:
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.Зима. Воет метель. По сцене проходит одетый в тулуп скоморох.
Скоморох. Ох, февраль – месяц лютень!
Отчего суров ты к людям?
И приносишь в бороде
Только вьюгу, да метель! (уходит)
На сцене появляется танцующий коллектив «Танец – метель». Е.Дога
«Зимний вальс».
Звучат фанфары, народная плясовая. Выбегают 2 скомороха, выносят
большой календарь.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Скоморох 1. Внимание! Внимание!
Народное гуляние!
Скоморох 2. Торопись, честной народ,
Масленица всех зовет!
Видеофильм «О масленице, в котором рассказывается о традициях
праздника».
ВТОРНИК
Входят гости
1й гость. А мы Масленицу встречали, На горушке побывали, Блином гору
выстилали, Сыром гору набивали, Маслом гору поливали.
2йгость. И уж на неделю гульба, на весь мир напечены хлеба, и народом
площадь полна. Врыты столы широкие, накатаны горы высокие. Качели уже
качаются, детвора в балаган не вмещается. Едет Масленица, едет сырная,
разгульная, а не смирная! Прощайся, народ, с тоской! Праздник общий,
мирской! Сажают Масленицу в сани, говорят. Запряжу я коня вороного,
посажу я кума молодого!4й гость. А игр – то сколько народ играет. Вот тебе и в снежки игра, и
кулачные бои. А хочешь силушкой помериться – берись за канат. Да и нам с
вами давно пора веселье заводить!
Проводится игра с гостями
3йгость. И всетаки самый важный — праздник семейный, домашний.
Ведется порядком строгим давно, не нами, а умными заведено.
СРЕДА. Входят в зал хозяйки. Маленькая девочка спрашивает у них.
Девочка. А почему на масленицу блины пекут?
1 хозяйка. Этот обычай связан с солнцем ярило. Чтобы оно поскорее
пробудилось, его надо задобрить – блинами. Ведь блин по форме напоминает
солнечный круг. Дома нужно повесить изображение веселого солнца, да и
приговаривать:
Свет и сила, Бог Ярило!
Красное солнышко наше! Нет тебя в мире краше!
Даруй Бог света, теплое лето!
Красное солнышко наше! Нет тебя в мире краше!
Краснопогодное лето хлебородное!
Красное солнышко наше! Нет тебя в мире краше!
Девочка. А вы, какие блины будете печь?
2 хозяйка. Ох, голубушка, у каждой хозяйки свой рецепт,
Что в тайне она хранит!
3 хозяйка. Ну, ладно, вам бабы, давайте научим девчушку тесто готовить да
блины печь.
Я поставлю тесто на снеговой воде, когда взойдет месяц и приговаривай .
Месяц ты месяц – золотые рожки!
Выглянь в окошко, подуй на опару!1 хозяйка. А я пойду вечером готовить тесто к речке. Да буду ждать, когда на
небе звезды взойдут!
2 хозяйка. А я к колодцу.
4 хозяйка. А я первый блин на двор вынесу и положу на землю в дар Весне,
чтобы солнце скорее пригревало поля.
Девочка. А я глупая, думала, что главное – это когда блины вкусные и
румяные.
Хозяйки посмотрели друг на друга и засмеялись.
Исполнение рус. нар. песни «Блины»
ЧЕТВЕРГ. Выбегают скоморохи.
Скоморох 2. Выходи ка из ворот
Наш простой честной народ
И для солнышка ярила
Попляши скорей на диво!
Песня «А мы масленицу дожидались». Появляется медведь, ревет.
Скоморох 2. Просыпайся медведь
Перестань за зря реветь
Уж Весна на подходе
Снова будут лапы в мёде.
ПЯТНИЦА.
Скоморох 1 .Слышь, Авдотья, погляди… Опять неугодный зять к теще идет.
Скоморох 2. Ага, мало получал от нее колоча! Хаха!
Скоморох 1 .Так сегодня же пятница. Вот он на блины и идет!
Стук в дверь. Теща открывает.
Зять. Теща, это я, зять. В гости пришел. Теща люли, поджаривай блины.Теща. (угощая блинами) Теща для зятя пирог пекла. В этом пироге 3 осьмины
муки, соли да крупы на целых 4 рубля. Лучку да мачку на 7 рублей. Маслица
с яйцом на 8 рублей. (Подсчитывает в уме, сколько денег ушло). Ох, и
вареньеца принесу.
Зять быстро съедает пирог.
Теща. (сердится) АААААх! Думала теща – семерым пирог не съесть! А
зятюшка ОДИН умял, не успев присесть! (ругая, прогоняет его веником).
СУББОТА Видеофильм «Заловкины посиделки»
ВОСКРЕСЕНЬЕ. Проводы Масленицы. Все прохожие просят прощения
друг у друга.
Девочка. Пора уж чучело сжигать!
Народ. Пора! (поджигают)
Скоморох 1. Пусть растает снег и лёд,
Когда девки запоют!
Хор «Прощай масленица» из оперы Н.А. РимскогоКорсакова
«Снегурочка».
Скоморох 1.Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Скоморох 2. Масленица, прощай –
На тот год опять приезжай!