Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».
Оценка 4.7

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
администрации +1
Взрослым
07.05.2018
Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».
Ключевые слова: мастер-класс, интерактивные методики обучения. Образование не стоит на месте и постоянно развивается, так же и педагог должен развиваться, узнавать что-то новое, совершенствоваться. Одним из способов совершенствования своего мастерства и обмена опытом между педагогами является матер-класс. В данной статье представлен сценарий мастер-класса по теме «Интерактивные методики обучения».
мастер - класс имо.doc
Сценарий мастер­ класса по теме «Интерактивные методики обучения». Цель мастер­класса:  ­ знакомство с интерактивными методиками обучения; ­ повышение профессионального мастерства учителей; ­ передача коллегам личного профессионального опыта; ­создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства  участников мероприятия на основе организации пространства для профессионального общения и  обмену опытом работы.  Структура мероприятия:  1. Организационный момент; 2. Постановка целей и задач мероприятия; 3. Лекция по теме «основы интерактивных методов обучения» 4. Выполнение практического задания с целью освоения использования и  применения интерактивных методов обучения на уроках; 5. Демонстрация результатов выполнения практического задания, обмен опытом; 6. Подведение итого мероприятия (рефлексия). План­конспект мастер­ класса: 1. Организационный момент Мероприятия необходимо начать с применением интерактивного метода обучения, это  необходимо для того чтобы учителя сразу увидели возможность применения интерактивных  методов обучения.  Добрый день, коллеги! Я очень рада всех Вас видеть! Как сегодня, однако, холодно на улице.  Наверняка каждому хочется согреться. Давайте, сейчас согреем немного друг друга и передадим  частичку своего тепла (потереть ладошки, коснуться ладошек рядом сидящего). Аналогичным  образом мы можем начинать занятия (уроки) с нашими детьми, передавать, таким образом, мы можем  не только тепло друг другу, но и, например знания.  Далее опять применяется интерактивный метод  с целью выяснить ожидания и опасения коллег:  Каждый из нас знает, что начиная какое­либо дело, у нас имеется определенный круг ожиданий и опасений, так же как и у наших детей до начала урока и на самом уроке. Начиная урок, необходимо  выяснить чего обучающиеся ожидают от урока, чего они боятся, какие у них цели.  Давайте  определимся, чего мы ожидаем от сегодняшнего мероприятия, чего опасаемся.  У каждого есть  сердечко, на одной стороне напишите свои ожидания, а на другой свои опасения (озвучить по  желанию).  Ведущий мастер­класса озвучивает свои ожидания и опасения.  В итоге нашего мероприятия мы вернемся к нашим сердечкам для того чтобы узнать  подтвердятся ли наши ожидания и опасения.  Начало нашего мероприятия было представлено методами рефлексии – интерактивными  методами, по аналогии можно выстраивать работу с детьми на уроках.  Подобные методы  способствуют положительному эмоциональному настрою на работу, они способствуют установлению  контакта между участниками образовательного процесса.  2. Постановка целей и задач мероприятия; Как вы уже знаете тема сегодняшнего мероприятия «Интерактивные методики обучения». Как  же мы с вами построим нашу работу? С чего стоит начать? Какую цель мы перед собой поставим? Педагоги высказывают свою точку зрения, формулируют цели мероприятия (ведущий по  необходимости направляет мысли коллег в нужное русло).  Давайте  сформулируем основные этапы знакомства с данной темой.  Выслушать  предполагаемые  этапы.  Продемонстрировать план рассмотрения вопроса «интерактивные методики  обучения» (теоретический аспект).  1) определение понятия «интерактивный метод»; 2) ключевые процессы, лежащие в основе использования интерактивных методик; 3) признаки  интерактивного обучения; 4) методы и приемы интерактивного обучения 3. Лекция по теме «основы интерактивных методов обучения» Кто­нибудь уже слышал о таких методах обучения? С чем у вас ассоциируется понятие  интерактивный? (выслушать коллег)  Эпиграф к мероприятию «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой).  Наверное, каждый согласиться с тем, что, сколько бы ми ни «зубрили» правила, теоремы и  определения, мы их не сможем применить до тех пор, пока не поймем их суть. Нашим детям надо  объяснить, что знания должны быть приобретены в процессе мышления, а не в процессе банального  заучивания. Интерактивные методы обучения – это те методы, которые поспособствуют активной  мыслительной деятельности, которые подтолкнуть их искать решения, открывать новые знания, а не  зазубривать теорию.  Разберемся теперь более подробно с определением понятия «интерактивный метод» Условно в педагогике выделяется три метода обучения ­  пассивный, активный и  интерактивный. Пассивный метод обучения  или иными словами традиционный, он сводится к  элементарной передачи информации от лектора (учителя, педагога) к детям (обучающимся), также он характеризуется авторитарным стилем общения. При таком подходе обучения обучающиеся  воспринимают новый материал как должное, они не выясняют причины, почему так, не пытаются  углубиться в какую­то тему. Активные методики  обучения подразумевают активное взаимодействие  педагога и учеников [2].  В этом случае обучающиеся выступают активными участниками процесса  образования, общение на уроках с применением активных методик обучения характеризуется  демократическим стилем  общения между учителем и детьми.  Понятие интерактивный  произошло от слов «Inter» ­  взаимный и  «act» ­ действовать.  Следовательно, интерактивность обозначает нахождение в режиме диалога или беседы с кем­то  (учитель, ученик) или с чем­то (компьютер, нетбук и т.п.). Интерактивные приемы и методы обучения  подразумевают более широкое взаимодействие детей не только с учителем, но и с одноклассниками. В этом случае преобладающей является активность детей. Педагог должен нацеливать и направлять  деятельность детей в необходимое русло [1].  Интерактивные методы обучения ­ это такой тип деятельности детей, который взаимосвязан с  изучением учебного материала в процессе интерактивного урока, в ходе которого  применяются   интерактивные задания или упражнения, приемы [3].  Разберемся более детально в процессах которые лежат в основе использования интерактивных  методик[4]. Достижение результативности  на уроке и заметного качества процесса обучения при  использовании интерактивных методов, получение намеченных результатов обучения, воспитания и  развития детей обеспечивается в случае организации ряда ключевых процессов, а именно:  Интеракции ­ эффективного взаимодействия  участников процесса;  Коммуникации – упорядоченного обмена информацией  между всеми  участниками процесса образования;  Визуализации ­ обеспечении наглядности хода и результатов процесса обучения;  Мотивации каждого участника процесса образования;  Мониторинга образовательного процесса;  Рефлексии учителя и учащихся;  Анализа деятельности участников или оценка итогов и результатов. Основными признаками, которые характеризуют интерактивное взаимодействие являются [5]:  Многоголосье. Оно подразумевает возможность каждого участника  образовательного процесса иметь свою субъективную точку зрения по любой анализируемой  проблеме.   Диалог. Диалогичность общения учителя и обучающихся подразумевает их  умения слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать  помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения проблемы (задачи).   Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной  деятельности учителя и детей. Учитель не долен  передавать детям готовые знания, а грамотно  организовать их самостоятельную познавательную деятельность.   Смыслотворчество – является процессом осознанного создания обучающимися и  учителем новых для себя смыслов по рассматриваемой проблеме. Это выражение своего  личного отношения к явлениям и предметам жизни.    Свобода выбора.  Создание ситуации успеха. Основное условие для формирования ситуации  успеха на уроке ­ это позитивное и оптимистичное оценивание детей.   Рефлексия,  подразумевает самоанализ, самооценка участниками  педагогического процесса своей деятельности и своего взаимодействия.  Далее на примере математики разберем несколько методов интерактивного обучения. Первый метод используется часто на математических командных соревнованиях. Название  метода ­ атематическая карусель – это командное соревнования по решению задач среднего уровня  сложности. Задачи решаются на двух этапах – отборочном и зачетном. Система подсчета баллов  такова, что условием успешного выступления не обязательно является решение большого количества  задач. В этой игре важнее дать как можно больше верных ответов подряд.  Подведение результатов игры: места распределяются согласно количеству баллов, которые   набрали команды. Если команды имеют равное количество баллов, то выигрывает та команда, которая решила большее количество задач.  Начисление баллов: 1­ая задача оценивается в 3 балла. Если к задаче дан верный ответ, то  команда получает ее стоимость, а следующая задача будет стоить на 1 балл больше. Если на задачу  дан неверный ответ, то команда получает за решение 0 баллов.  Ко второму методу относят проблемное обучение – это тип развивающего обучения,  содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности.  Например, перед детьми ставиться задача, найти чему равен один из углов треугольника, если  известны два другие. Дети ещё не знают теоремы о сумме углов треугольника. Обучающиеся приходят к проблеме, что им не хватает знаний. Далее мы им даем задание ­  выполнить практическую работу, а  именно построить треугольник и измерить его углы.  Измерив углы и сложив их, они придут к выводу  что сумма углов в треугольнике равно 180о или приблизительно равна.  Далее с детьми необходимо  обсудить  ход доказательства, оформить доказательство, проработать с формулировкой  теоремы и  затем вернуться к решению задачи поставленной в начале урока.  К третьему методу или приему относят придумывание заданий, вопросов и задач самими  учащимися. После прохождения учащимися определенной темы можно им предложить придумать по 5­7 примеров и обменяться друг с другом. Далее каждый решает примеры соседа. Опять  обменивается листами и проверяют друг друга. Таким образом, дети не только применят свои знания  при решении заданий, но и научатся их грамотно составлять. После прохождения темы можно  предложить ребятам составить вопросы на уточнение и расширение материала.  Вопросы на  расширения позволят детям углубить свои знания  и являются неотъемлемой частью при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по ряду предметов.  4. Выполнение практического задания с целью освоения использования и применения  интерактивных методов обучения на уроках Давайте теперь немного отвлечемся и решим по одному простенькому примеру.  Из шляпы каждый  вытаскивает по одному примеру и решает его. Далее учителя разделяются на группы в зависимости от того пример с какой арифметической операцией они решали  ( +,­,*,/).  Каждой группе раздается  материал – содержащий в себе информацию и конкретных интерактивных методах. На ознакомление  дается 5­7 минут (приложение 1) Теперь я вам хочу предложить выбрать для себя конкретный этап урока и подготовить к нему задание в соответствии с принципами и приемами интерактивного обучения (15мин).  5. Демонстрация результатов выполнения практического задания, обмен опытом Давайте теперь поделимся друг с другом своими наработками у кого что получилось. После  обсуждения фрагментов уроков, необходимо обсудить положительные и отрицательные стороны  интерактивного обучения.   Ведущий мастер­класса высказывает свою точку зрения.  Подведение итого мероприятия (рефлексия). 6. Подводя итог нашей встречи, давайте вспомним про наши сердечки. Вспомните, какие ожидания и  опасения были у вас в начале.  Определите для себя, оправдались ли они. В качестве итога урока можно использовать игру «Микрофон».  Давайте сейчас опробуем её на себе. ­Сейчас я хочу взять у вас интервью 1. Что Вам сегодня понравилось на занятии? 2. Чему Вас научило занятие? 3. Что Вас удивило на занятии? 4. Что Вы открыли в себе новое? Большое спасибо! Мне очень понравилось с вами работать! К сожалению, временные рамки не позволяют рассмотреть более подробно другие интерактивные  приемы обучения.  Я хочу пожелать всем успехов в работе и в освоении новых методов и приемов обучения.  Приложение 1. Приемы интерактивного обучения. Основные этапы занятия (в каждом этапе свой интерактивный прием или метод).  Упражнения на создание благоприятного эмоционального настроя и положительного  «Подари   цветок»,   «Прогноз   погоды»,   на   уроке: психологического   климата   «Комплимент». 1. Организационный:   2.        Проверка домашнего задания:       разминка;  тестовые задания; выполнение заданий аналогичных тем что были заданы на дом; постановка дополнительных вопросов; обращение с просьбой продолжить ответ (по «цепочке», по «кругу»); составление алгоритма(плана) выполнения домашней задачи. 3.        Актуализация субъективного опыта:      объяснение цели; постановка целей в виде проблемного вопроса, задания; проведение опроса на предмет знания и понимания изучаемого; постановка целей через показ конечных результатов занятия; постановка привлекательной цели; 4.         Изучение нового материала в интерактивном режиме: а)   проблемное   обучение   –     это   тип   развивающего   обучения,   содержание   которого представляется системой проблемных задач разного уровня сложности, в ходе решения которых   дети   овладевают   знаниями   и   способами   действий,   в   следствии   этого происходит   формирование   и   развитие   творческих   способностей,   а   именно продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. б) адаптивное обучение подразумевает технологическую педагогическую систему форм и методов,   которые   способствуют   результативному   индивидуальному   обучению. Подобная система лучше других учитывает уровень и структуру начальной подготовки, оперативно   отслеживает   результаты   текущей   подготовки.   А   это   в   свою   очередь позволяет целесообразно подбирать задания и упражнения для дальнейшего быстрого продвижения. в)   проектное   обучение,   суть   которого   заключается   в   том,   что   педагог   представляет исходные   данные   и   очерчивает   планируемые   результаты   учебной   задачи.   Дети самостоятельно намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность. 5.        Первичная проверка знаний и способов деятельности:  опорный конспект;  построение ассоциативного ряда;  использование заданий на узнавание изучаемых объектов;   разрешение проблем;  проектный метод  «Карусель»  «Мозговой штурм» 6.         Закрепление новых знаний и способов деятельности:           взаимообмен заданиями, вопросами; вопросно – ответное обобщение; придумывание заданий, вопросов, задач; использование вопросов повышающих интеллектуальную активность; использование гипотез, предложений;  каждый учит каждого; творческие задания; «круглый стол»; интервью; обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные). 7. Применение знаний и способов деятельности:       дебаты «за» и «против»; задание «по кругу»; разноуровневая самостоятельная работа; групповая работа; сочинение;  «Автобусная остановка» 8. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности:  техника кооперации ( подразумевает работу в группах или парах с различными видами заданий: круг идей, общий проект, синтез мыслей, поиск информации);   составление «карты» мыследеятельности (составление плана или алгоритма);   построение «дерева» темы (листочки «за и против»);    «Аквариум»   ­  это   ролевая   игра,   в   которой   принимают   участие   2­3   человека,   а остальные   выступают   в   роли   наблюдателей,   что   позволяет   одним   «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.  «мозговой   штурм»   в   устной,   письменной   формах.   Это   оперативный   метод   решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе и самых фантастических. Затем из общего числа высказываний выбираются удачные;  Техника   пересечения   тем   (пример:   пересечение   на   «деревьях»   нескольких   тем   – стрелочками); Контроль и самоконтроль: тестовые задания; разноуровневые проверочные работы; задания с избыточным количеством или противоречивыми данными; «Дюжина вопросов»; «Смена собеседников»;      Коррекция:  тестовые задания;  задания с пропусками  «Найди ошибку», «Корректор», «Вставь пропущенную букву», 9. 10. 12. 13. «Продолжи предложение»;  структурно – логические схемы с пропусками; 11. Информация о домашнем задании:    разноуровневое домашнее задание; постановка учебных проблем и заданий с поиском их решения; творческие задания; Подведение итогов учебного занятия:  «Незаконченное предложение», например: «Я научился на этом уроке…»  Словесная аргументированная оценка;  Эмоциональные минутки радости. Рефлексия:   «Письмо самому себе»;   Анкета «Плюс­минус­интересно»;   «Я хочу сказать спасибо…»;   Дневники настроения учебного дня или урока;  «Заверши фразу»;  «Цепочка пожеланий»;     «SMS».  «Барометр настроения» (3 лица: улыбающие, серьезное, плачущие); Список источников:  1. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие /сост. Т.Г. Мухина.– Н.Новгород: ННГАСУ,  2013.– 97 с. 2. Гуляева И. В. Активные и интерактивные методы обучения в преподавании математики в  системе СПО. Журнал Психология и педагогика: методика и проблемы практического  применения Выпуск № 35­1 / 2014 3. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе Психологический журнал  Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, с. 1­18, 2012  www.psyanima.ru  4. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном  процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ).–  Новосибирск: Изд­во, НГАУ, 2012.– 58 с. 5. Электронный ресурс –ru.wikipedia.org/интерактивные методы обучения

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».

Сценарий мастер- класса по теме «Интерактивные методики обучения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018