Материал направлен на воспитание патриотизма у подростков, формирование гражданственности, гуманизма, гордости за историческое пошлое Родины. Материал содержит разработку (сценарий), презентацию, видеоролик и музыкальное сопровождение. Данный материал можно использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях, классных часах. Мероприятие рассказывает о героической обороне города на Неве, о детях блокадного Ленинграда, как они выживали в тяжелейших условиях блокады и войны.Презентация к мероприятию "Дети блокадного Ленинграда"
Презентация является частью мероприятия "Дети блокадного Ленинграда", в которой рассказывается о блокаде города. особое внимание уделяется детям блокадного Ленинграда, как они выживали в условиях холода, голода, отсутствия воды.
дети блокадного Ленинграда.docx
ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Видеоролик «ДЕТИ ЗЕМЛИ)
1 вед. Блокада Ленинграда, дети блокады... Эти слова слышал каждый из нас. Эти
события вошли в мировую историю как самая длинная и страшная по своим
последствиям осада города с 8.09.1941 по 27.01.1944 гг. Город выстоял, но цена,
заплаченная за эту победу, была очень высока.
2. вед. В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе
оставалось 400 тысяч детей разных возрастов. Взрослые не могли защитить детей
от голода, холода, болезней и истощения, но для них делалось все возможное и не
возможное.
1 вед. Жизнь в блокадном Ленинграде была тяжелой, невыносимой .
Артобстрелы, холод, но самое страшное голод.. .Отключили свет, не стало тепла,
замерзла канализация. Теперь воду можно было взять только в 2 местах: из
Фонтанки и Невы. Зима 1941 года стала испытанием на выживание.
2 вед. Введены продуктовые карточки. Размер пайка постоянно снижался, в
ноябре он достиг своего минимума. Нормы в блокадном Ленинграде были
следующими: тем, кто работал – полагалось 250 гр. хлеба, военные, пожарники и
участники истребительных отрядов получали по 300 гр., а дети и те, кто был на
чужом обеспечении – по 125 гр. Люди пытались выжить, как могли. В ход шло все:
опустошались аптечки (пили касторку, ели вазелин), отдирали обои, чтобы добыть
остатки клейстера и сварить хоть какойто суп, резали на кусочки и варили
кожаную обувь, из столярного клея готовили студень.
1 вед. Число детских домов в городе неумолимо росло. За один год их количество
выросло до цифры 98, а ведь в конце 1941 года было только 17. Около 40 тысяч
сирот пытались содержать и сохранять в этих приютах. Каждый маленький житель
блокадного города имеет свою страшную правду. На весь мир стали известными
дневники ленинградской школьницы Тани Савичевой.
2 вед. Эта девочка была младшим ребенком в семье Марии и Николая Савичевых.
Вскоре горе постучало в двери этой семьи. Война. Блокада. Ленинград –
осажденный город, в котором вымирали целыми семьями. Так было и с семьей
Савичевых.
1 вед. «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня», эти страшные строки
Таниного дневника передают весь ужас, который довелось пережить жителям
блокадного города.
Чтец: За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…
2 вед. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в
условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Они были
такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.
1 вед. Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми
районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За
дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось
эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и
стариков.
1 учитель. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и
ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в
школе. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только
худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Учеников, продолжавших
заниматься в суровую зиму 19411942 г., с уважением называли «зимовщиками».
2 учитель: Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий
пришли тысячи детей и подростков. В 1215 лет они становились станочниками и
сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные
снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для
них изготовляли деревянные подставки.
1 учитель
: Смертность среди детей в возрасте до 14 лет была ниже смертности
взрослых. И это не случайно. Многие дети выжили, прежде всего, потому, что
взрослые в каждой семье спасали в первую очередь детей. Свою мизерную пайку
хлеба и последние крохи любой еды они отдавали малышам. Дети, пережившие
блокаду, вспоминают: «Кусочки хлеба были маленькие, а когда их делили на три
части, становились совсем крошечными. Мама учила меня, что хлеб нельзя
откусывать, его надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а
сосать. От этой привычки я так и не избавился до конца».
Чтец:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали. Не из муки он был из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по дватри дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
2 учитель: …Помню, как человек, который жил в смежной с нами квартире,
однажды начал стучать нам в стенку и страшным голосом кричать: «Дайте хлеба!
Дайте хлеба! Дайте хлеба!..» Я и Ирина громко плакали. Мама тихим голосом
пыталась успокоить нас и плакала сама. Человек кричал долго. Сначала громко,
потом все тише, тише… На следующий день я зашел в эту комнату. Человек был
мертв.
1 учитель: Заболел мой братик. Его забрали, сказали, что в детский приемник, а
через три дня нам сообщили, что он умер. Мама еще была жива, но я ничего не
сказала ей о Борисе. Думала, что хоть она и понимает — незачем… Мама умерла.
Я осталась одна. Пришла соседка, Ольга Васильевна Сирота, сказала: «Я тебя не
покину и тебе помогу».
Мы карточки мамины отдали за гроб и чтобы ее помогли уложить. Ольга
Васильевна взяла у дворников тачку, на ней мы повезли маму хоронить на
кладбище. Вышли мы из дома рано утром, а дошли до кладбища, уже смеркаться
стало, шли медленно, не было сил…
2 учитель
: За водой выстраивалась очередь. Да и сколько можно было принести в
кувшине? У нас, городских жителей, даже ведер не было. Мы ездили за водой на
Неву несколько раз. Ктото помогал черпать, и потом мы на саночках везли.
Поэтому расход воды был ограничен. Поэтому все ходили в саже, ведь печки
буржуйки стояли в каждой квартире, да и со стиркой были проблемы.
Все нечистоты выбрасывали на улицу, кто из окна, у кого сил не хватало, кто
выносил, на лестнице все загажено было. Снега было много и улицы не чистились.
Бывало, я видела: прямо около нашего подъезда сидит человек, весь остекленелый,
и поднять его уже невозможно.
1 учитель: Маме стало совсем плохо. Я растерялась, не знала что делать,
размешала немного жмыха в воде и стала на «буржуйке» печь оладьи. Старалась покормить маму, но она, качая головой, отказывалась есть и непонятным хриплым
голосом шептала: «ребенку, ребенку», имея в виду моего брата. Это были ее
последние слова. Утром брат Веня сказал, что, наверное, папа тоже умер. Так мы
с братиком остались одни в пустой квартире…
1 вед. Прошли годы, десятилетия. Но боль утраты не унять. И стоят застывшие в
камне дети Ленинграда на земле России, взывая к нам, к нашей памяти.
Чтец
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чутьчуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Чтец:
Блокадные дети...
Блокадные дети...
И сердце сжимается вдруг.
Я снова грущу и с тоской вспоминаю
Голодных, ослабших подруг.
Застывшая школа, холодные классы
На верхнем пустом этаже
Они снова в ужасе, у смерти во власти,
Но пишут диктовку уже...
А крыша над ними звенит от осколков,
Над городом снова налёт!
Слышна канонада, грохочут зенитки,
Но девочка ручку берет.
Сидит, как боец, непреклонно и твёрдо,
Не дрогнет, слезу не прольёт,
Она – ленинградка, где дети не плачут,
Где мужество вечно живёт.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.