Сценарий данного мероприятия можно использовать при праздновании Дня Победы, при проведении месячника Воинской славы или праздновании Дня героя - антифашиста. Прекрасный материал для патриотического воспитания.Ежегодно, накануне Дня Победы, мы вспоминаем страницы нашей истории, вновь и вновь перелистывая страницы той страшной войны. Мы говорим о боевых подвигах наших солдат, многие из которых так и остались на полях сражений, своей жизнью приблизив День Победы… Мы говорим о тружениках тыла, которые совершили трудовой подвиг, работая по 10-12 часов под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!» Данный материал – о детях войны и о том, через что им пришлось пройти, что происходило вокруг них тогда, семьдесят пять лет назад.
День памяти.doc
«День памяти Война и дети»
Г о л о с за к а д р о м.
Гори, свеча, гори, не затухай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
Звучит фонограмма песни «Утомленное солнцем», выходят3 чтеца, у них в руках
зажженные свечи.
1 чтец
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
(запись – «Объявление войны»)
Под звучание записи ученики выходят на сцену
1. Я хотел жить, учиться, еще чутьчуть и я бы стал доктором...
2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...
3. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на
реку...
4. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотела посмотреть на дрессированных
медведей.
— Мы, погибшие на полях сражений...
— Мы, замученные в концлагерях...
— Мы, погибшие в оккупации...
— Мы, умершие от голода...
Недоучились и не достроили.
Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».
Виной тому стала... ВОЙНА!
Ч т е ц 1. Войны начинаются внезапно. Ходит по границе тишина. А потом обвал. И сразу пятна. Красные. И – вот она – война.
Ч т е ц 3. Была земля и жесткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
На экране фрагменты военной кинохроники на тему «Война и дети».
Ч т е ц 4. В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел, Что не вернется радость В город, где дома без стен.
Ч т е ц 5. Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война. А седины ребячьих челок… Разве этому есть цена?
Ч т е ц 6. Юные безусые герои!
Юными остались вы навек, Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая
век. Боль и гнев сейчас тому причина, Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие
мужчины, Девочки, достойные поэм.
Песня «Ах, война, что ты сделала…» (муз. и сл. Б. Окуджавы).
Ведущий 4: «Такие молодые» встретили грудью врага, защищали Родину, они были «такие
молодые», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить,
удивляться.
Ведущий 3: Единственное, чему они не удивлялись, это тому, что с начала войны
неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть ответственность за
судьбу Отчизны. Были ли они готовы к этому испытанию?
Ведущий 6: Обычная тетрадка обычной школьницы. Только школьница перешла в X класс
в сорок первом, только тетрадка эта ее военный
дневник. Перед вами дневник Веры Ананьевой.
Ведущий 5 (читает )
«1941 год, 22 июня. Уже шесть часов. Пришла домой. Узнала, что началась война. Я очень
расстроилась, даже поплакала. Ведь если папу возьмут на фронт, то я не буду учиться.
Потом решила учиться на медсестру, работать в лазарете и, если надо, идти туда. Все
девчонки из нашего класса решили пойти в райком и записаться в РОКК. Завтра пойдем...
Настроение у меня такое, словно завтра иду на фронт. Весь день по радио передают, что
всюду в стране проходят митинги. Все готовы защищать Родину. Думала ли я когдалибо,
что доживу до войны? Пожалуй, думала. Но в голове почемуто всегда мчались лихие
эскадроны, и я впереди в шлеме с шашкой наголо. А от нас убегают белые... Все было как
в кино легко и красиво. А какая она, война не книжная...»
Ч т е ц 7. Сколько вас? Попробуй перечислить –
Не сочтешь, а впрочем, все равно Вы сегодня с нами, в наших мыслях, В каждой песне,
легком шуме листьев, Тихо постучавшихся в окно.
Ч т е ц 1. Что может быть страшнее смерти ребенка?
Дети на войне…
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с
детством навечно.
Ч т е ц 2. Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам, Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не
снились отцам.
Ч т е ц 6. «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.
Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый,
чувствуя вину, пытался хоть что то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль:
«Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от
голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга.
Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по
дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Ч т е ц 7. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было
организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
Ч т е ц 1. Пятьдесят четыре тяжелобольных ребенка, находившихся на лечении на курорте
Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
Такая же участь постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть детей
фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
Звучит фонограмма песни «Бухенвальдский набат» (муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева).
На экране кадр: детский барак в концлагере.
Ч т е ц 2. Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не
воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом
возмездии убийцам…
Ч т е ц 3. Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колена перед памятью павших, И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
(КЛИП СОЛДАТЫ ВОЙНЫ)
На сцену выходят четыре ученика из младших классов.
У ч е н и к 1. По рассказам и книжкам я знаю войну, Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей. По рассказам и книжкам я знаю войну.
У ч е н и к 2. По рассказам и книжкам я вижу войну. Вижу стены, разорванный бомбами
дом. Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом. По рассказам и книжкам я вижу войну.
У ч е н и к 3. По рассказам и книжкам я слышу войну. Слышу грохот орудий и раненых
крик. Слышу вздох партизан, замеревших на миг. По рассказам и книжкам я слышу войну.
У ч е н и к 4. Я не знаю войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте. Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.
1 ведущий Они встречали войну в разном возрасте. Ктото совсем крохотным, ктото
подростком. Ктото на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких
деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в
глубоком тылу.
3 ведущий Дети и война – нет более ужасного сближения двух противоположных вещей
на свете. Мальчик трех лет, понемецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке
шен».
4 ведущий Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненую, когда шел бой за
их деревню.
1 ведущий Дети и война... Для когото это блокадный Ленинград, для кого – сиротское
детство.
Звучит музыка . Выходят ученики, играющие беспризорников. Садятся вкруг, играют в
карты. Миша и Жора сидят на скамейках, сделанных из досок и кирпичей. Перед ними –
деревянный ящик, на котором они играют в карты. Заика наблюдает. В стороне –
жестяное ведро, наполненное горящими углями.
Жора – Я, Мишка, сегодня немецкую «Раму» видел – кружилась, высматривала, на крыло
повертывалась. Чтоб ей лопнуть!
Миша Я бы ее из зенитки, залпами, чтобы она вверх тормашками вместе со своими
крестами навернулась. Эй, ты, Жорка, не жульничай! Кто трефового короля дамой бубен
кроет?
Жора Все, надоело мне играть.
Миша Жорка, у тебя махорка есть? Дай покурить, а то очень... есть охота, а ребят еще
нет.
Заика Ддаай и мне ккурнуть.
Миша Мал еще, подрасти маленько.
Жора Тише, ребята, Васек идет.
Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку малыша.
Вася Ребята, я привел малого с вокзала, не обижайте его. У него мамку убили фашисты,
он целый час молчит и плачет. Садись, Малой, вот тебе конфетка. На, ешь! Ну а вы, ребята,
что сегодня сделали?
Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.
Вася Снова ты, Жорка, украл у какойнибудь зазевавшейся бабульки?
Жора Что я для себя что ли свистнул? Для вас же старался! Подумаешь, богатого жмота
обчистил! Он на базаре вещи продавал. Подумаешь, спер...Эх ты...
Миша А я во... что в карты выиграл! Показывает веревку с баранками.
Вася Врешь Мишка! Тебе в карты ни за что не выиграть.
Миша Что, я вру?!.. Я вру?!.. Ну да, я вру. Фельдшер дал за то, что я ему три ведра воды
для раненых солдат принес и дров наколол.
Вася Хорошо, верю. А ты, Заика, что принес?
Заика Уу мменя ттолько ээто. Я за ггородом отткоппал. Показывает несколько
картофелин.
Вася Хорошо, Заика, не напрягайся, мы все поняли. А ты, Хромой?
Хромой А у меня только одна луковица и две картошки.
Вася Что же ты милостыню плохо просил, не жалостливо. Не в голосе был что ли?
Хромой Да просить не у кого было: бабы все худые да костлявые стояли, у самих нет ни
черта, акромя голодных детей.
Вася Ну а ты, Поэт, что принес? Почему молчишь?
Поэт А я не смог ни чего принести.
Миша Ты что, изверг, сделал? Опять стишки свои кропал? Да?
Жора Мы что с тобой делиться должны? Ты что, сявка безродная, самый хитрый?
Хромой Он нас своими стихами кормить будет.
Миша Иди подобрупоздорову отсюда, а то побью.
Вася Ладно, ребята, оставьте... Завтра покрутится, больше принесет. Правда, Поэт?
Поэт – (бурчит) Завтра видно будет. Василий Картошку кинем в ведро, до утра дойдет в углях, а остальное сейчас съедим.
Поэт Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите послушать? Лежим. Не пропадем
авось.
Темно на белом свете.
Пронизывает нас насквозь
Осенний черный ветер.
А обувь мокрая. Она
Дрожь вызывает в теле.
Как лед, земелька холодна,
Аж руки онемели.
Мечты о мире, словно сны,
Витают, согревая,
И на мгновенье – нет войны,
А только жизнь простая.
Жора Точно, Поэт, о нас все написал!
Миша Ага! Хорошее стихотворенье!
Вася Молодец, Поэт! Прощаем тебя. Стихи про нас. Правда, ребята?
Дети Ага, точно, да, про нас, хороши...
Вася Ладно, босяки, пошли спать.
Звучит музыка. Дети уходят
1 чтец
Но сколько их не вынесло голода!
И сколько сгорело в огне!
И сколько погибло от холода!
Не выговорить мне.
Не выговорить нет мочи! –
Беспризорных детей число,
Чьи жизни в те черные ночи,
В те страшные дни унесло.
2 ведущий – Фашизм... Что такое фашизм они увидели глазами своей детской души. Это
была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы.
Школа восторга мести и жажды справедливости.
3 ведущий – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и
благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.
4 ведущий – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые
в быту.
1 ведущий – Шла война, но были праздники, радостные моменты, люди хотели мирной
жизни, хоть чуточку отвлечься от горя и страданий.
2 ведущий – Что могло быть прекраснее новогодней елки или весточки с фронта...
1 ведущий Был сыном, ребёнком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с
соседской девчонкой, хотел вернуться домой, хотел дождаться праздника на нашей улице.
И ещё он хотел жить, очень хотел жить…
Память:
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нём и горькое лето, и сигналы тревог.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
(на сцене под музыку появляется юноша, пишущий письмо)
Юноша 2:
Таня! Ты уже, наверное, волнуешься, что от меня так долго нет писем…Я просто не знал,
как тебе написать, что больше нет нашего Володьки…
Немцы бросили против нас карательный отряд, и Володька был смертельно ранен в этом
бою…
Таня, я видел, как он умирал… Умирая он сказал: «Ты знаешь, как не хочется умирать?
Ведь я так люблю жизнь, и мне всего 18 лет.
Таня, я признаюсь тебе, что после его смерти ночью, оставшись в землянке один, я плакал
как маленький. Представляешь, я мужчина, плакал!
Утром писал письмо его маме. Если бы ты знала, как это тяжело. Но что делать? Война
есть война.
Я не хотел писать тебе об этом. Но мы же договорились писать всегда правду, вот и
написал. Даже не скрыл, что плакал. Береги себя, любящий тебя, твой одноклассник
Сашка».
(на сцене появляется девушка, пишущая письмо)
Девушка 1:
«Сашка, дорогой, здравствуй! Скоро к тебе так запросто и не обратишься… Товарищ,
лейтенант, и не иначе. Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного
вечера. Как же это давно было… Ровно год… И ровно год идёт война. Наши почти уже все
на фронте, даже девчонки.
Я не знаю писали тебе или нет, Маша погибла. В это невозможно поверить, её повесили…
Пятерых наших ребят уже нет в живых, а войне ещё не видно конца. Как подумаю, что для
Володьки, Маши, Лидочки, Антона, Сергея уже никогда и ничего не будет, становится
страшно. Никогда и ничего…Береги себя. За меня не волнуйся, у меня всё в порядке. Наш
медсанбат сейчас располагается в лесу. Пишу тебе письмо, а передо мной зелёный лес.
Даже странно, что такая красота – это поле боя, что всего в двух километрах от нас немцы.
Недалеко от медсанбата я сорвала большой красный цветок. Я не знаю, как он называется,
но он очень красивый, и я сорвала его для тебя. Я знаю, он засохнет пока дойдёт до тебя. А
может быть, его выбросит из конверта военная цензура – скажет, вот ещё сантименты на
войне. Но я всё равно положу его в конверт, вдруг ты его получишь.
Извини, больше писать не могу, привезли новых раненных. Жду твоего письма. Твоя
Таня.»
4 ведущий – В суровые годы войны школьники работали на военных заводах, дежурили на
крышах домов при воздушных налетах, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали
теплые вещи для фронтовиков, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и
боеприпасы. 1 ведущий – Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и
гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и
свободу.
2 ведущий – У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические
воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со
шприцами, расстрелы, кровь.
3 ведущий – Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и
неволи...
4 ведущий – 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших
людей.
1 ведущий – Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с
легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн
сырья... Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
2 ведущий – Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна
будет молчать ... 32 года!
3 ведущий – 2,5 тысячи километров – это значит 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек
на каждые 2 метра земли!
4 ведущий – 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек каждую
минуту. Вот что такое 20 миллионов!
звучит фонограмма песни «День Победы», выходят все чтецы и ведущие.
я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чьюто жизнь с собою унесли.
Пусть вкинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Все –
Если мы войну забудем,
Вновь придет война!!!
Сценарий мероприятия "Дети и война"
Сценарий мероприятия "Дети и война"
Сценарий мероприятия "Дети и война"
Сценарий мероприятия "Дети и война"
Сценарий мероприятия "Дети и война"
Сценарий мероприятия "Дети и война"
Сценарий мероприятия "Дети и война"
Сценарий мероприятия "Дети и война"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.