Предыстория
Русская народная драма и народное театральное искусство в целом —
интереснейшее и значительное явление национальной культуры.
Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли
органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские
посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или
ярмарочные балаганы.
И всюду актеры находили множество благодарных зрителей. Народные
актеры в большинстве своем не были профессионалами, это были особого
рода любители, знатоки народной традиции, которая переходила по
наследству от отца к сыну, от деда к внуку, от поколения к поколению
деревенской молодежи допризывного возраста. Такие же традиции
существовали в военных частях, квартировавших в провинциальных
российских городках, на небольших фабриках и даже в тюрьмах и
острогах [1].
Считается, что родиной современного кукольного театра является Индия
и Древний Китай. Позже этот вид демократичного искусства был занесен
бродячими артистами, возможно, цыганами, в Древнюю Грецию, а оттуда
распространился по всей Европе. Когда кукольники появились у нас в стране,
доподлинно неизвестно, однако русский народный театр Петрушки около
трех веков пользовался огромной популярностью у людей всех возрастов и
сословий [2].
Театр Петрушки — русская народная кукольная комедия. Главным его
персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой
именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров, на юге
— Ваня, Ванька, Ванька Ретатуй, Рататуй, Рутютю (традиция северных
районов Украины). Театр Петрушки возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелл о, с которым итальянцы часто выступали в
СанктПетербурге и других городах.
Ранняя зарисовка театра Петрушки относится к 30м гг. XVII в. Эту
иллюстрацию поместил немецкий путешественник Адам Олеарий в описание
своего путешествия в Московию. По поводу рисунка Д. А. Ровинский писал:
"...Мужик, подвязав к поясу женскую юбку с обручем в подоле, поднял ее
кверху, — юбка эта закрывает его выше головы, он может в ней свободно,
двигаться руками, выставлять кукол на верх и представлять целые комедии.
<...> В картинке, на переносной юбочной сцене, нетрудно различить
дошедшую до нашего времени классическую комедию о том, как цыган
продавал Петрушке лошадь". Ровинский привел замечание Олеария о том, что
кукольный комедиант всегда находился при медвежьем вожаке; он же
исправлял "должности" козы и паяца. Сценки, по словам Олеария, были
всегда самого скоромного содержания.
Позже поднятая кверху женская юбка с обручем в подоле была заменена
ширмой — во всяком случае, в описаниях театра Петрушки XIX в. юбка уже
не упоминается.
В XIX в. театр Петрушки был самым популярным и распространенным
видом кукольного театра в России. Он состоял из легкой складной ширмы,
ящика с несколькими куклами (по количеству персонажей — обычно от 7 до
20), из шарманки и мелкой бутафории (палки или дубинкитрещотки,
скалочки и проч.). Декораций театр Петрушки не знал.
Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от
двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда
можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках.
Об устройстве театра Петрушки Д. А. Ровинский писал: "У куклы корпуса
нет, а только подделана простая юбчонка, к которой сверху подшита пустая
картонная голова, а с боков — руки, тоже пустые. Кукольник втыкает в
голову куклы указательный палец, а в руки — первый и третий пальцы; обыкновенно напяливает он по кукле на каждую руку и действует таким
образом двумя куклами разом".
Характерные черты внешнего вида Петрушки — большой нос "крючком",
смеющийся рот, выступающий подбородок, горб или два горба (на спине и на
груди). Одежда состояла из красной рубахи, колпака с кисточкой, на ногах
щегольские сапожки; или из шутовского двухцветного клоунского наряда,
воротника и колпака с бубенчиками. Кукольник говорил за Петрушку с
помощью пищика — приспособления, благодаря которому голос становился
резким, визгливым, дребезжащим. (Пищик изготавливался из двух костяных
или серебряных выгнутых пластиночек, внутри которых укреплялась узкая
полоска полотняной ленточки). За остальных действующих лиц комедии
кукольник говорил своим естественным голосом, отодвигая пищик за щеку.
Представление театра Петрушки состояло из набора сценок, имевших
сатирическую направленность. О Петрушке М. Горький говорил как о
непобедимом герое кукольной комедии, который побеждает всех и вся:
полицию, попов, даже черта и смерть, сам же остается бессмертен.
Образ Петрушки — олицетворение праздничной свободы,
раскрепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и слова Петрушки
противопоставлялись принятым нормам поведения и морали. Импровизации
петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против
местных купцов, помещиков, начальства. Представление сопровождалось
музыкальными вставками, иногда пародийными: например, изображение
похорон под "Камаринскую" (см. в Хрестоматии "Петрушка, он же Ванька
Рататуй"). Используемая литература
1. Вступительная статья и предисловие к текстам из кн.: Фольклорный
театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А. Ф.
Некрыловой, Н. И. Савушкиной. М.: Современник, 1988.
(Классическая бка «Современника»)
2. http://fb.ru/article/226488/teatrpetrushkiistoriyapredstavleniya
kukolnyiyteatr
3. http://www.textologia.ru/literature/russkiyfolklor/narodnaja
drama/narodniykukolniyteatrpetrushki/3337/?q=471&n=3337
Сценарий мероприятия "Масленица"
Сценарий мероприятия "Масленица"
Сценарий мероприятия "Масленица"
Сценарий мероприятия "Масленица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.