Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»
Оценка 4.6

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
биология
6 кл—7 кл
23.01.2017
Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»
Познавательное занятие по хвойным растениям, можно использовать для закрепления материала на уроке по голосеменным растениям и на внеклассных мероприятиях. Работа для шестого и седьмого класса. В работе подобраны подобраны вопросы разного уровня. В результате учащиеся получат новые знания и закрепят изученное.
Сценарий познавательного занятия (1).docx
Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»  Подготовила Салимова Юлия Михайловна учитель биологии МКОУ Дубская СОШ Занятие для обучающихся 6­7 классов.  Длительность занятия 45­55  мин.   Цель   занятия:  Углубить     знания   о   хвойных   растениях.   Познакомить   с характерными   особенностями   данных   растений,   с   хвойными   растениями нашего леса.    Воспитывать бережное отношение к природе.   Оборудование:  ­ проектор;  ­ презентация «Хвойные растения»; ­ таблица определения хвойных растений;  ­ наглядные пособия – коллекции семян, шишек, гербарии; ­  живой растительный материал  – ветки, шишки. Ход занятия. Вступление. Добрый день, уважаемые гости!    Все мы деревенские жители, мы любим свою деревню, наслаждаемся красотой окружающей нас природы. Мне бывает очень печально, когда ученики  затрудняются в названии деревьев, которые растут в наших лесах. Сегодняшнее занятие поможет вам в определении хвойных деревьев,  расширит ваши знания и исследовательские умения. У вас на столах лежит таблица «Хвойные растения», по ходу моего рассказа  вы должны заполнять графы  этой таблицы. Эта таблица поможет вам  ответить на вопросы Хвойной викторины, а мне будет легко определить того,  кто будет объявлен Знатоком хвойных. Основная часть Знакомство с хвойными мы начинаем с презентации  «Хвойные растения»  Слайд 1.Отдел голосеменные представлен только древесными растениями.  Всего голосеменных насчитывается около 800 видов, из которых на долю  хвойных приходится свыше 560.  В России хвойные леса занимают около 75 процентов всей лесопокрытой  площади. (слайд 2) Хвойные существуют в разных жизненных формах, среди них есть: деревья­ гиганты, древовидные стланцы, кустарники. Но преобладают деревья  лесного типа. Почему они так называются? Что для них характерно    ?   (слайд 3)  . Семена не заключены в плод (чем и определяется название отдела  голосеменные), всегда содержат питательную ткань – эндосперм,  образующийся до оплодотворения.  Характерной особенностью хвойных деревьев является то, что при наличии  игл зимой они испаряют воды меньше, чем лишенное листьев лиственное  дерево   Листья игловидные (хвоя), линейные или чешуйчатые, жёсткие или мягкие,  располагаются одиночно или пучками на укороченных побегах. Они  способны пережить зиму, потому что достаточно прочны.  Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть.    У листьев этих деревьев основная функция – максимально ограничить  испарение. Это результат приспособления к среде, в которой хвойные  растения живут  У хвойных деревьев их иглы не остаются на дереве в течение всей жизни. В  промежутке времени от 2 до 10 лет эти иглы заменяются новыми.  Одно­ или двудомные, опыляются ветром.  Семена образуются в шишках или шишкоягодах, созревают в год опыления  или только во второй­третий вегетационный сезоны.  Проводящая система их состоит преимущественно из трахеид.  Термин «цветение» по отношению к хвойным деревьям употреблять нельзя – у них не бывает цветков. Ель обыкновенная. (слайд 4)  Ель – высокое вечнозелёное дерево (высотой до30 м) с красивой кроной.   Живёт в среднем до 250 – 300 лет (иногда до 600). Еловые леса очень  плотные, густые, тёмные.    Ель растёт во влажных местах, а её корни расположены неглубоко в земле,  поэтому её можно встретить далеко на севере, даже    в тех районах, где  расположена многолетняя мерзлота.  Ель – морозостойкое растение  Ель пылит – «цветёт» заметнее остальных хвойных. Весной на концах ветвей  можно видеть ярко­красные, величиной с напёрсток, женские шишечки,  торчащие вверх. Женские шишечки состоят из тонких, нежных чешуек,  похожих на лепестки цветков. Если аккуратно разломить юную шишечку и  рассмотреть отдельный лепесток, то на его внутренней поверхности можно  увидеть два крохотных бугорка. Это семяпочки, из которых впоследствии  вырастают маленькие семечки, снабжённые плёнчатыми крылышками.  Мужские шишечки мельче женских, имеют красную или зеленовато­ жёлтую  окраску. На наружной стороне чешуек хорошо заметны пыльники. Здесь вырабатывается пыльца – тонкий жёлтый порошок, который далеко  разносится ветром. Сосна обыкновенная (слайд 5)  Вечнозелёное, светолюбивое, крупное, богатое  смолой дерево.    Шелушащаяся  кора и мощная корневая система.    Высота от 35 до 75 м.    Ствол прямой, крона высоко поднята.    Продолжительность жизни до 350 лет.    Многие виды сосны не боятся ни снега, ни мороза, ни засухи, ни ветров.    Сосна дальше всех хвойных деревьев «заходит» на юг, её можно встретить  даже на Кавказе.    Чисто сосновые леса называются бором и обычно растут на песчаных почвах  и скалах.    Сосна пылит весной гораздо позднее ели, причем очень обильно.  У сосны женские шишечки располагаются по одной, две на самом конце  молодого побега. Вначале шишечки очень малы – чуть больше булавочной  головки. Строение их в общих чертах почти как у ели; Шишечки­малютки,  едва видимые простым газом, на второй год                                                          превратятся в большие деревянистые известные всем сосновые шишки.  Мужские шишечки гораздо  крупнее женских, и напоминают небольшие,  слегка вытянутые горошины светло­жёлтого цвета. Они всегда собраны  кучками. Каждая кучка сидит у основания молодого, только что  появившегося побега, окружая его со всех сторон.  Лиственница сибирская (слайд 6)  Высота – до 35 метров.   Живёт 400 – 500 лет.  Это очень холодостойкое дерево.  • • • •  Кроны рыхлые, просвечиваемые солнцем, у молодых деревьев конусовидные.  • С возрастом приобретают округлую или яйцевидную форму.   Хвоя однолетняя, мягкая. Сплюснутая, ярко­зелёная, расположена на  удлиненных побегах пучками, до 40 штук в каждом. Сосна сибирская (Кедровая) (слайд 7) Кедр похож на сосну, но хвоя и шишки у него более крупные, а ствол темнее. Кедр имеет раскидистую крону и стройный ствол с тёмно – серой  растрескивающейся корой. Живёт кедр в среднем 350 – 400 лет. Высота – до 60 метров. Кедр – единственное дерево сибирской тайги, у которого плоды – орехи. Его вкусные  и питательные семена – орешки – служат основным кормом для  многих лесных зверей и ценным продуктом питания для человека.  Пихта сибирская (слайд 8) Это самое высокое дерево в России. Пихта достигает высоты 30 метров. • Пихта — мощное растение.  • • Диаметр ствола взрослого дерева 1,5­2 метра,  • Густая тёмно­зелёная крона, имеет форму конуса.  • Хвоя у пихты неколючая и плоская. • Под густыми ветвями пихты сыро и мрачно, мало кустарников, цветов и  трав.  • Живёт пихта 100 – 150 лет. У пихты при «цветении» появляются на ветвях довольно крупные женские  шишечки, всегда занимающие вертикальное положение. Они имеют       красивую зеленоватую либо тёмно­красную окраску и сходны по величине с  шишечками ели того же возраста. К осени эти шишечки сильно  увеличиваются в размерах и созревают. После этого шишка рассыпается на  отдельные чешуйки, которые вместе с семенами опадают на землю. А на  ветке остаётся только одна торчащая вверх тонкая «палочка» ­ стержень  шишки. Мужские шишечки – небольшие, продолговатые, жёлтые.   Ель колючая (голубая) (слайд 9)  Вечнозеленое дерево.   Теневынослива, морозоустойчива, ветроустойчива.  Характерная особенность – цвет хвоинок (от зеленовато­серой до ярко­ голубой);  Серебристый налет на хвое помогает сохранить ценную влагу и делает ель  устойчивой к загрязненному воздуху.   В природных условия данное растение живет более 600 лет, при этом может достигать 35 метров в высоту и 1,5 метров в ширину.  Используется в качестве декоративного растения.   Можжевельник обыкновенный  (слайд 10) • • • • • •  Вечнозеленый кустарник высотой 1—3 м, реже дерево высотой 8—12 м.  Крона конусовидная или яйцевидная.  Кора тёмно­серая или серовато­бурая, продольно шелушащаяся.   Побеги красновато­бурые.  Листья сидячие, жёсткие, линейно­шиловидные или шиловидно­заострённые,  колючие.  Листья расположены кольцеобразно, по три в каждом кольце, сохраняются на  побегах до четырёх лет.  Однодомные или чаще двудомные растения.   Мужские шишки (микростробилы) почти сидячие, желтоватые. Женские  шишки — шишкоягоды многочисленные, продолговато­яйцевидные или  шаровидные, бледно­зелёные, зрелые — чёрно­синие с голубым восковым  налётом или без него, созревающие на второй или третий год осенью, сидят  на очень коротких ножках. В шишке три (иногда одно — два) трёхгранных  семени, удлинённо­яйцевидных или яйцевидно­конических, жёлто­бурых. Пылит в апреле — мае. Первое семяношение на открытых местах в пять —  десять лет.   Размножается преимущественно семенами. Предельный возраст — 600 лет. Практическая часть  На партах у вас лежат таблицы­ определители хвойных растений по хвое и  шишкам (Приложение 1)  и живой раздаточный материал. Ваша задача: 1)   в таблицу вписать данные о хвое и шишках    хвойных; 2) определить,  ветки каких деревьев   вам выданы.  Подведение итогов  Подведение итогов занятия мы проведем в виде Хвойной викторины  (Приложение 2).   Гостям предлагаются вопросы по теме занятия, за каждый правильный ответ  они получают жетон. Участник, набравший большее количество жетонов   получает титул «Знаток хвойных».   Всем спасибо за активное желание узнать как можно больше о хвойных  растнеия! Приложение 1  Определение хвойных растений по хвое. 1. Хвоя игольчатая, мягкая, опадающая, по 30­40 хвоинок в пучке  ­Лиственница  2. Хвоя игольчатая жесткая: ­ короткая(1,5­3см) четырехгранна – Ель ­ короткая плоская с 2 белыми полосками на обратной стороне хвоинки –  Пихта; ­ хвоя длинная (3­15 м), по 2 хвоинки в пучке ­  Сосна обыкновенная; ­ длинная, по 5 хвоинок в пучке – Сосна сибирская кедровая  (кедр сибирский). 3. Хвоя чешуйчатая: ­ чешуйки острые, колючие – Можжевельник. Определение хвойных растений по шишкам и шишкоягодам. 1. Шишки с одревесневшими чешуями, смотрящие вверх.          Крупные (5­9см), распадающиеся при созревании, созревают в первый год – Пихта. 2. Шишки с одревесневшими чешуями, свисающие.         Крупные (10­15см) с плотными, мелкими чешуями; чешуи имеют зубчики или выемки по краю; созревают в первый год; раскрываются в январе – Ель. 3. Шишки с одревесневшими чешуями, средние. ­ Средние (от3 до 13см), яйцевидные до почти закруглённых, с  короткими, толстыми, жёсткими чешуями, с утолщением на конце в виде  ромба – щитком. Созревают на второй год – Сосна: ­ Одиночные или по 2­3 на конце ветви; длиной 2,5­7см; яйцевидные,  серо­коричневые, семена мелкие, крылатые – Сосна обыкновенная; ­ Одиночные 6­13см длины; почти закруглённые; в молодом возрасте  фиолетовые, спелые – цвета корицы; не рассыпаются, опадают на 3 год,  семена 12 мм длиной без крылышка, съедобные – Сосна кедровая сибирская. 4. Шишки с одревесневшими чешуями, мелкие.   Шишки округлые, яйцевидные или почти цилиндрические, созревают в год  цветения, 2­3 см длины, пустые шишки украшают деревья в течение  нескольких лет. Семена высыпаются ранней весной или летом­Лиственница. 5. Шишки с мясистыми чешуями, шишкоягоды. Шишки шаровидные, мелкие от 0,5см до 2,5 см в диаметре, из 3­8  мясистых сросшихся семенных чешуек, тёмно­синие, покрыты восковым  налётом; съедобные – Можжевельник  Приложение 2 Вопросы для Хвойной викторины 1. Какая красавица раз в году наряжается?   (Новогодняя ёлка.) 2. Какой лес редеет перед Новым годом?  (Хвойный лес. Ельник, сосновый  бор и т.д.) 3. В каком возрасте у ели появляются шишки?  (В 35 ­ 40 лет.)  4. Как на Руси использовали смолу сосны? для укрепления зубов, десен, для  дезинфекции полости рта;  (чистую живицу (смолу) прикладывали к ране  вместо бинта или пластыря, к больному зубу,  чтобы унять боль,  разведенную спиртом живицу применяли для растирания мышц, суставов). 5. Какая страна считается исторической родиной рождественской, а потом и  новогодней ёлки? (Германия.)  6. Сколько лет живет ель, если избежит участи стать новогодним деревом? (Ель живёт 300­400 лет. Ёлочки­долгожители могут жить до 500 лет.) 7. В старину говорили: «Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет».  Объясните это выражение. (Сосновые леса богаты ягодами, живностью,  лекарственными травами, грибами. Сосняки – кладовая белых грибов,  груздей, маслят, волнушек) 8. Что общего у мальчишки­драчунишки и  сосны?   (шишки) 9. Что можно получать из хвои сосны?  (Витаминную муку, искусственную  шерсть.) 10.Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны  корни уходят глубоко в почву, а у ели они расположены близко к  поверхности.) 11.Как называется место продажи Новогодних ёлок: зелёный  рынок, ёлочный базар или хвойный супермаркет? (ёлочный базар) 12. В каком лесу темней – в еловом или сосновом?  (В еловом.) 13.Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет?  (Сосна –  светолюбивое растение.) 14.Какое хвойное дерево считается самым музыкальным?  (Ель. Из ели  делают пианино, балалайки, гитары.). 15.Древесина какого нашего хвойного дерева не разрушается под действием  воды и воздуха и хранится тысячелетия?  (Лиственницы. Её древесина  используется для подводных сооружений, в кораблестроении и т.п.) 16.Назовите "карандашное" дерево. (кедр). 17.Сколько сосновых шишек нужно белке в день, чтобы быть сытой?  (Кедровых – 2  штуки, еловых – 30  штук. А сосновые шишки белки не  очень любят, они очень смолистые). 18. Когда родилась ёлочка по биологическому паспорту? (Хвойные породы деревьев имеют древнее происхождение. Они вытеснили  папоротникообразные растения ещё в начале мезозоя. Очень может быть, что  далёкие предки нашей ёлочки были современницами гигантских динозавров.)  В чём ценность кедрового ореха? (Он вкусен и питателен, питательнее  19. грецкого ореха. Масло из ореха прозрачное, с приятным запахом. Используют  в оптике. Лакомство для 70 видов зверей и 200 видов птиц. Ореховый жмых ­  приготовление халвы. Из скорлупы делают сувениры, Производят коричневую краску). 20. Какая лесная птица, обитающая в сибирской тайге, может держать в  памяти расположение почти шести тысяч своих кладовых, в которых она  спрятала на зиму свои запасы? (Это умная кедровка,  прячущая по кладовым  кедровые шишки. Зрительная   память  у неё по объёму больше человеческой). 21. Какое хвойное дерево дало название способу подъёма на лыжах по  склону? (Ель ­ «ёлочка»). 22. Какой ценный поделочный камень представляет собой ископаемую  смолу хвойных деревьев? (янтарь). 23. Как часто называют ветку хвойного дерева: лапа, ласта или клешня?  (Лапа). 24. На каком дорожном знаке изображено  хвойное дерево? (На дорожном  знаке «Место отдыха»). 25. Назовите автора строк:  Дело было в январе,  Стояла ёлка на горе,  И возле этой ёлки Бродили злые волки. (А. Барто). 26. Процитируйте две первые строчки, известные абсолютно всем. «В лесу  родилась ёлочка...» (В лесу родилась елочка. В лесу она росла, Зимой и летом стройная, зеленая была). 27. Как говорят о том,  кто не может найти выхода в простом,  несложном  жизненном положении? (Заблудился в трёх соснах) 28. Что в песне из мультфильма «Бременские музыканты» герои назвали  своими стенами? (Наш ковер ­ цветочная поляна. Наши стены ­ сосны­ великаны) 29. Старинный, но нестареющий танец у елки (хоровод). 30. Исполнительница песен для елки (метель). 31. Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной? (У  сосны хвоинки расположены по две в пучке, а у кедровой ­ по пять.)

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия «Хвойные растения нашего леса»

Сценарий познавательного занятия  «Хвойные  растения нашего леса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017