Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.
На доске рисунки.
Этот материал будет полезен учителям начальных классов при проведении мероприятия прощание с Азбукой.Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.
На доске рисунки.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
1 «Б» класс
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Новикова Н.Н.
15.03.2018 г.
1Сценарий праздника «Прощание с азбукой»
(СЛАЙД 1)
Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок.
Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой –
Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие
по ней.
На доске рисунки.
Учитель
– Какой вид транспорта перед вами? (СЛАЙД 2)
Дети.
Водный.
Учитель
На чем будем путешествовать?
Дети
На корабле, так как нас много.
Учитель
А на каком корабле – мирном или военном?
Дети
На мирном.
Учитель
Что с собой возьмем?
Дети
Еду, воду, фотоаппарат...
Учитель
2Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно
загадки.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
Дети
Книга.
Учитель
Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
Дети
Буквы.
Учитель
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумейка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Дети
Тетрадь.
Учитель
Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?
Дети
Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.
3Учитель
На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме.
(Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".)
На доске: (СЛАЙД 3)
Матрос Моряк Радист
Боцман Капитан Штурман
Учитель
Молодцы, ребята, справились с заданием. Вот мы и на корабле, но
капитан не открывает дверь, пока не отгадаем это слово.
На магнитной доске:
АЗБУКА
(буквы перевернуты) (СЛАЙД 4)
– Пошел ты в школу первый раз,
Принес ее ты в первый класс.
Дети
Азбука.
Капитан
Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.
Стук в дверь: вбегает Пират.
Учитель
Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?
Дети
Пират.
4Пират
Зачем вы тут собрались? Как вас много!
Дети
Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!
Учитель
Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.
Ученик 1.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Ученик 2.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Ученик 3.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
5Пират
Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с
собой путешествовать!
Дети
Конечно, мы очень рады, что тебе понравилась Азбука.
Пират
Спасибо! Давайте, ребята, пойдем в каюты.
На доске: (СЛАЙД5)
КАЮТА
Учитель
Ребята, а что такое каюта на корабле?
Дети
Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.
(СЛАЙД 6)
Учитель
Сколько слогов в этом слове?
Дети
Три.
Учитель
Какой слог ударный?
Дети
Второй.
Учитель
Определите, сколько букв и звуков в этом слове?
6Дети
Пять букв, шесть звуков.
Учитель
Почему звуков больше, чем букв?
Дети
Буква ю обозначает два звука [й] и [у].
Учитель
Какие еще буквы и когда обозначают два звука?
Дети
Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого
знаков.
Учитель
Среди этих букв есть целое слово. Найдите его.
Дети
Я
Учитель
Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на
алфавит. Какая буква на первом месте? (СЛАЙД 7)
Дети
Буква а.
Учитель
А какая на последнем?
Дети
Буква я.
7Учитель
Почему буква я последняя в алфавите?
Дети
Мы не знаем.
Учитель
Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на
этот вопрос.
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Вот и вам ни в коем случае нельзя хвастаться.
Пират
Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите?
Учитель
Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв?
1.
В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и
согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.
Ну ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас все заговорят!
2.
Гласные тянутся с песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
8Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(Входят «гласные»)
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове «ёж»
Ты легко её найдёшь.
Буква И
И игрушки,
И игра.
Любит игры детвора.
Буква О
О – похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
Буква У.
Замычит бурёнка : «Муу!»
Узнаёте букву У?
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Буква Э.
Этот дом похож на ваш
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
9Буква Я.
Ты твердишь всё: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Ведущая:
Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слово!
Что не получается! А почему?
Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.
(Входят «согласные»)
3.
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама»!
Буква Н.
Н – весёлый Новый год,
Скоро в гости к нам придёт!
Буква Р.
10Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хихихи да хахаха!
Буква Ц.
Капкапкап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц , как будто цапля
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Буква Б.
По полю барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Беее!»
Узнаёте букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове « вол»,
Я её легко нашёл!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
11Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Ж.
Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква К.
Буква К, как куколка
Славненькая буковка!
Буква П.
П прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква С.
С свистит, словно свисток,
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква Ф.
Я в лесу нашёл фиалку
Только рвать фиалку жалко!
12Буква Ш.
Я шуршу, как будто шина
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Ведущий:
Какими ещё могут быть согласные?(звонкими и глухими).
(«буквы» уходят, появляются «Ь» «Ъ»)
Ведущая:
А вы почему такие грустные?
Буквы Ъ и Ь:
Вы про нас забыли!
Ведущая:
Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажете?
Твёрдый знак:
Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Мягкий знак:
Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове « льёт»
И в слове «дождь».
Пират
Молодцы, буквы! Ребята, чтото есть уже хочется. Не пора ли нам
обедать? Капитан зовет всех.
Учитель
13Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле?
Дети
К коку.
Учитель
А как называется столовая на корабле?
Дети
Камбуз.
Учитель
Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем.
На доске: (СЛАЙД 8)
Уха
Макароны по флотски
Хлеб
Чай
– Что такое уха и макароны пофлотски?
Дети отвечают на вопросы.
– Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?
Дети (СЛАЙД 9)
Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.
– Хлеб к обеду в меру бери –
Хлеб драгоценность – его береги.
– Хлеб – всему голова.
Пират
Ох, и наелись! Что скажем коку за обед?
14Дети
Спасибо.
Капитан
А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные
частушки.
Ученик 1:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 2:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 3:
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 4:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Ученик 5:
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Капитан
Ну а теперь – все по местам!
15На доске: (СЛАЙД 10)
Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала
наш капитан Денис. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!
Учитель
Прочитайте текст. Перед вами картинки. Расставьте их по
порядку, чтобы они соответствовали этому тексту.
Дети выполняют задание.
– Что такое СОС!
Дети
Сигнал, обозначающий, что в море с кораблем случилась беда.
Учитель
Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем
корабль.
Дети находят изученные орфограммы.
Капитан
Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист
принял радиограмму. Прочитайте ее.
На доске: (СЛАЙД 11)
Внимание! Сказочная викторина! Доскажи словечко.
Учитель:
В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете
нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им
рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают
16читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки?
Сейчас мы это проверим.
«Сказочная викторина»
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Ильяцаревич и Серый волк. (Иванцаревич и Серый
волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный
солдатик.)
7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
9. Коньгорбун. (КонекГорбунок.)
10. Луковый мальчик. (Чипполино.)
11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения
Незнайки и его друзей.)
Учитель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Игра «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче …
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу …
Если просишь чтонибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать …
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте …
17
(здравствуй)
(привет)
(пожалуйста)
(добры) Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: Меня …
(извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите …
Если словом или делом
Вам помог ктолибо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить …
(до свидания)
(спасибо).
Учитель
Ребята, пока мы еще на корабле, радист разрешил передать привет
родителям, которые находятся далеко на суше и очень
переживают за вас.
Дети передают привет родителям.
– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с
первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий
по другим замечательным учебникам.
Учитель:
Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдают удостоверения.
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
Ученик:
Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
18Впереди нас книги ждут.
Ученик: Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик: До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Все ученики хором:Спасибо, тебе, Азбука!
Здравствуй, Литературное чтение.
Дети исполняют песню «».
(выдача удостоверений)
19