Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)
Оценка 4.8

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
русская литература
9 кл—11 кл
21.04.2017
Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)
Мероприятие для старшеклассников, посвященное Победе в Великой Отечественной войне "Мадонны войны". В сценарии подобраны материалы, отражающие трагические события военных лет. Героизм и трагичность, нежность и потрясающая сила духа - вот что способствовало глубокому эмоциональному проникновению современных школьников в дух того времени.Мероприятие для старшеклассников, посвященное Победе в Великой Отечественной войне "Мадонны войны"
9 мая.docx
Литературно­музыкальная гостиная «Мадонны войны» Цель: знакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной войны, показать роль  женщины в  героической борьбе народа с фашизмом. Задачи: образовательная – дать представление о жизни девушек, женщин в годы Великой Отечественной войны, их отношении к фашизму и решимости бороться с ним; развивающая – чувство эмоционального сопереживания и сострадания к жертвам войны,  гордости за свой народ и его героев; воспитывающая ­ гражданскую позицию учащихся, патриотизм, бережное отношение к  героической истории Родины, чувство сопричастности к ней. Оборудование: презентация (компьютер, проектор, экран), фотографии, видеохроника  Великой Отечественной войны, синтезатор 1­й ведущий: Война… Великая Отечественная. Как далека она от нас, сегодняшних  школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем  представить себе, какой ценой завоевана победа. 2­й ведущий: “Война ж совсем не фейерверк, а просто­трудная работа”, ­ писал поэт­ фронтовик Михаил Кульчитский. И эту нечеловечески трудную работу выполняли не  только мужчины, защитники Родины испокон веков, но и женщины, девушки, вчерашние  школьницы. 1­й ведущий: Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, примеряли белые выпускные платья, а завтра была война. Исполняется песня “Ах, война, что ж ты подлая сделала»  Текст песни (Окуджава) Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли за солдатом солдат... До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите вы... И все­таки постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: Вместо свадеб — разлуки и дым! Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги... Ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон... Вы наплюйте на сплетников, девочки! Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад! Чтец 2: (Звучит стихотворение). Она была смешлива и легка, Болтались косы в лентах за плечами, Ее сестренкой братья величали: Еще девчонка, мол, не доросла! Был день ее несложен: хохочи, Учи уроки, расцветай на воле!     И высоко над ней на волейболе Взлетали вверх веселые мячи. Но школа кончена. Война… И вот Уже ей тесен мир бумажной карты, И в мир живой она со школьной парты Идет сестрой в сражение ­ на фронт. И кладь ее не ручка, не тетрадь,  Не книжки те, которые любила, Она на плечи юные взвалила Бойца в крови, чтоб от врага убрать. И для бойцов, что вновь вернулись в строй, Чье сердце билось тихо и устало, Она теперь родной и близкой стала ­ Не маленькой сестренкой, а сестрой. Письма, воспоминания. Под минусовку    Женя Руднева спокойно улыбнулась мне и села. Тонкая шея в широком вырезе  гимнастерки. Строгий взгляд серо­голубых глаз, тугая, светлая коса. Слегка нагнув голову  и глядя на себя в зеркало, Женя стала неторопливо расплетать толстую косу. Она делала  это с таким серьезным выражением и так сосредоточенно, словно от этого зависело все ее  будущее. Наконец по плечам рассыпались золотистые волосы. Неужели они сейчас на пол,  эти чудесные волосы? Защелкали ножницы – неумолимо и решительно. Справа и слева от  меня неслышно, как снег, падали пряди и кольца.. Весь пол был покрыт ими. И мягко  ступали сапоги по этому ковру из девичьих волос. Кто­то втихомолку плакал за дверью, но приказ есть приказ. Да и зачем солдату косы? (Из воспоминании Героя Советского Союза. Н. Кравцовой.) Чтец 3: (Звучит стихотворение.) Славянка. Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”, Потому что имя ближе, чем “Россия”, Не могла сыскать. (Ю. Друнина.) Ведущий: Медсестре Вере Чуриной двадцать лет, а в батальоне все ее звали уважительно,  как зовут учительницу в школе. Сколько здоровенных мужиков выволакивала с поля боя  эта маленькая сероглазая женщина! После тяжелого ранения и операции она писала из  госпиталя: “Самое страшное для меня – это не смерть…  Нет, самое страшное – это то, что больше не быть с вами, в санбат меня теперь не возьмут, не подхожу я по состоянию  здоровья. (Из записных книжек поэта – фронтовика М. Матусовского.) Чтец 4: (Звучит стихотворение). Только что пришла с передовой. Мокрая, замерзшая и злая, А в землянке нету никого И, конечно, печка затухает. Так устала – руки не поднять, Не до дров – согреюсь под шинелью. Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью. Из землянки выбегаю в ночь,  А навстречу мне рванулось пламя. Мне навстречу – те, кому помочь, Я должна спокойными руками. И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом, Мимоходом: “Молодей сестра!” ­ Крикнут мне товарищи в награду. Да еще сияющий комбат Руки мне протянет после боя: ­ Старшина, родная! Как я рад, Что опять осталась ты живою. (Ю. Друнина.) (Звучит песня «Фронтовой санбат»)  Текст песни 1. Легкий школьный вальс Тоже был у нас.. У него судьба была такая: Помню, как сейчас, Наш десятый класс Закружила вьюга фронтовая. 2. Фронтовой санбат У лесных дорог  Был прокурен и убит тоскою. Но сказал солдат, Что лежал без ног, ­ Мы с тобой, сестра, еще станцуем. 3. А сестра ­ как мел... Вдруг запела вальс... Голос дрогнул, закачался зыбко. Улыбнулась всем ­ Это я для вас, ­  А слеза катилась на улыбку... 4. Сколько лет прошло, Не могу забыть Тот мотив, который пелся с болью. Сколько лет прошло... Не могу забыть Мужество солдатское и волю. Ведущий: Лазареты, госпитали, медсанбаты. Сколько сил и душевного тепла отдали вы,  мадонны войны, чтобы облегчить участь раненых, принять их боль на себя. “Миленький,  родной, потерпи, сейчас будет легче,” ­ эти слова как молитва. А как написать родным, что тот, кого они так ждут, уже не вернется. И, сжав зубы и не сдерживая слез, писали, писали,  писали святую ложь. Чтец 1: (Звучит стихотворение.) Я пишу и слышу скрип полозьев… Вновь плывут носилки на порог. Не пойму – в чернила или слезы Я макаю жесткое перо. “…Жёнке испиши про все, как было, Что проклятый фриц ударил с тыла, Что полег в болотах первый взвод… Напиши, пусть счастливо живет… Напиши, что дожил до покрова. Поклонись родне… Вот так­то, брат”. То ли ветер мечется по кровле, То ли задыхается солдат… Я пишу, а пальцы посинели, Веки тяжелеют, как назло. Наяву мне видится, во сне ли Снегом занесенное село. Статная, лихая молодайка – Очи – пара родниковых струй – К почтальону подлетает: “Дай­ка!” Тот взмахнул конвертом: “Потанцуй!”… Я пишу, придумывая краски, Про заснеженный и чистый дом. Ель в снегу, как в марлевой повязке Замерла в молчанье под окном. Вспоминать и горько, и не ловко Про неправду тех далеких дней… Я пишу прилежно, пот диктовку Жалости девчоночьей своей. И не забываю поклониться. И перечисляю имена… Я писала вдовам небылицы. Мертвые, простите ли меня?  (Звучит музыка “Эхо любви» или «Вставай, страна огромная») Ведущий: Горе, безмерное горе разлито по стране. Но не склонила головы ты, мадонна  войны. Несла на своих хрупких плечах весь тыл: рыла окопы, стояла у станка, пахала и  сеяла, валила лес, растила детей. Все для фронта, все для победы! Чтец 5: (Звучит стихотворение: М. Исаковского “Да разве об этом расскажешь…”.) Да разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила! Какая смертельная тяжесть На женские плечи легла!... В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один. Один на один со слезами, С не сжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все – без конца и без счета: Печали, труды и заботы Пришлись на тебя на одну. Одной тебе – волей­неволей, И надо повсюду поспеть; Одна ты и в доме, и в поле, Одной тебе плакать и петь. А тучи свисают все ниже,  А громы грохочут все ближе, Все чаще недобрая весть. И ты перед всею страною, И ты перед всею войною Сказалась – какая ты есть. Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым. Весь фронт, что от моря до моря Кормила ты хлебом своим. В холодные зимы, метели, У той у далекой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты, Бросалися в грохоте, в дыме Советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни От бомб, начиненных тобой. За все ты бралася без страха, И, как в поговорке какой, Была ты и пряхой, и ткахой, Умела – иглой и пилой. Рубила, возила, копала, ­ Да разве же все перечтешь? А в письмах на фронт уверяла, Что будто отлично живешь. Бойцы твои письма читали, И там, на переднем краю, Они хорошо понимали Святую неправду твою. И воин, идущий на битву, И встретить готовый ее, Как клятву шептал, как молитву Далекое имя твое. (М. Исаковский.) Ведущий: Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки  Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была  схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Ее  казнили. И только потом узнали, что это была москвичка  Зоя Космодемьянская. Стала ты под пыткою Татьяной,  Онемела, замерла без слез. Босиком в одной рубашке рваной Зою выгоняли на мороз. И своей летящею походкой Шла она под окриком врага. Тень ее, очерченная четко, Падала на лунные снега.  Как морозно! Как светла дорога, Утренняя, как твоя судьба! Поскорей бы! Нет, еще немного! Нет, еще не скоро… От порога… По тропинке… до того столба… Надо ведь еще дойти до туда, Этот дальний путь еще прожить. Может ведь еще случится чудо. Где­то я читала… Может быть… Жить… Потом не жить… Что это значит? Видеть день… Потом не видеть дня… Это как? Зачем старуха плачет? Кто ее обидел? Жаль меня? Почему ей жаль меня? Не будет ни земли, ни боли… Слово “жить”… Будет свет, и снег, и эти люди. Будет все, как есть. Не может быть! Если мимо виселицы прямо Все идут к востоку – там Москва. Если очень громко крикнуть “мама”! Люди смотрят. Есть еще слова… Граждане, не стойте, не смотрите. (Я живая, голос мой звучит.) Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит! ­ Родина! – Слова звучат, как будто Это вовсе не в последний раз… ­ Всех не перевешать, много нас! Миллионы нас!... Еще минута – И удар наотмашь между глаз. Лучше бы скорей, пускай уж сразу, Чтобы больше не коснулся враг. И уже без всякого приказа Делает она последний шаг. Смело подымаешься сама ты. Шаг на ящик, к смерти и вперед. Вкруг тебя немецкие солдаты, Русская деревня, твой народ. Вот оно! Морозно, свежо, мглисто, Розовые дымы… Блеск дорог… Родина! Тупой сапог фашиста Выбивает ящик из­под ног. “…” (М. Алигер.)  (Звучит музыка “Мы за ценой не постоим”)  ВЕДУЩИЙ: но на войне были не только горе и слезы. Жизнь брала свое. ЛЮБОВЬ. Шутка  и радость помогали преодолевать трудности войны. СМУГЛЯНКА  Ведущий: Мадонны войны! Война была жестокой и грубой школой. Вы сидели не за  партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах, и перед вами были не конспекты, а  бронебойные снаряды и пулеметные гашетки. Из вашей памяти никогда не сотрутся  разговоры в окопе перед танковой атакой, страдание и слезы в глазах восемнадцатилетней  девушки санинструктора, умирающей в полутьме разрушенного блиндажа. Чтец 7: (Звучит стихотворение.) Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле. ­ Знаешь, Юлька, я – против грусти, Но сегодня она – не в счет! (Уходит задумавшись) (оставшись одна) Отогрелись мы еле­еле. Вдруг –приказ: “Выступать в перед!” Снова рядом в сырой шинели Светлокосый солдат идет. С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы. Мы хотели со славой жить. Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав. Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. …Знаешь, Зинка, я – против грусти, Но сегодня она – не в счет. Дома, в яблочном захолустье,  Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый. У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?! (Ю. Друнина.) Ведущий: Но мать не может не ждать, пока она жива. Эти ночи, проклятые ночи без сна,  когда тишина, давящая и гнетущая, сводит с ума,  и только ходики на стене отмеривают  шаги вечности, о, эти ночи, вы одни знаете и видели святые слезы мечты. (Слова А. Дементьева) Постарела мать за тридцать лет, А вестей от сына нет и нет. Но она все продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать. И на что надеется она… Много лет, как кончилась война, Много лет, как все пришли назад, Кроме мертвых, что в земле лежат. Сколько их в то дальнее село Мальчиков безусых не пришло. Раз в село прислали по весне Фильм документальный о войне. Все пришли в кино и стар, и мал, Кто познал войну и кто не знал. Перед горькой памятью людской Разливалась ненависть рекой. Трудно было это вспоминать. Вдруг с экрана сын взглянул на мать. Мать узнала сына в тот же миг И пронесся материнский крик. Алексей, Алешенька, сынок. Словно сын ее услышать мог. Он рванулся из траншеи в бой, Встала мать прикрыть его собой. Все боялась ­ вдруг он упадет, Но сквозь годы мчался сын вперед. Алексей, кричали земляки, Алексей, просили, добеги. Кадр сменился, сын остался жить, Просит мать о сыне повторить. И в атаку снова он бежит Жив, здоров, не ранен, не убит. Алексей, Алешенька, сынок. Словно сын ее услышать мог. Дома все ей чудилось кино, Все ждала вот­вот сейчас в окно Посреди тревожной тишины Постучится сын ее с войны «Журавли» (песня) Ведущий: У меня нет фотографий в черных рамках на стене. Мои родители не говорят о  войне, потому что родились уже после нее. Но память сохранила рассказы их бабушек и  дедушек о тех грозных годах. И эту память они передали мне: Глянь на живых, Пока они живые… Запомни шрамы их и их седины. Их мужество в те годы грозовые Спасло от рабства вольную страну. Глянь на живых. Они ведь смерть встречали. И смерть поныне снится им порой. Они грустят. Они скорбят ночами О тех друзьях, что спят в земле сырой… И помни ты, живой и невредимый, Довольный положеньем и судьбой, Что мы до той поры непобедимы, Покамест память павшего с тобой! (П. Крученюк.)  Звучит песня “День Победы…с зажженными свечами  День Победы как он был от нас далек Как в костре потухшем таял уголек Были версты обгорелые в пыли Этот день мы приближали как могли Этот День Победы порохом пропах Этот праздник с сединою на висках Эта радость со слезами на глазах День Победы День Победы День Победы Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей Дни и ночи битву трудную вели Этот день мы приближали как могли Этот День Победы порохом пропах Этот праздник с сединою на висках Эта радость со слезами на глазах День Победы День Победы День Победы Здравствуй мама возвратились мы не все Босиком бы пробежаться по росе Пол­Европы прошагали полЗемли Этот день мы приближали как могли Этот День Победы порохом пропах Этот праздник с сединою на висках Эта радость со слезами на глазах День Победы День Победы День Победы

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)

Сценарий проведения музыкально-литературной гостиной "Мадонны войны" (9-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017