Сценарий проведения занятия "Посиделки у Бабушки Варварушки"

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация к сценарию

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Посиделки у Бабушки Варварушки.docx
МБДОУ «Детский сад № 81 «Островок»  "Посиделки у бабушки Варварушки" Развлечение в подготовительной  группе Автор – составитель: Лавровская Т.А.воспитатель подготовительной группы.  Предварительная работа: разучивание русских народных игр, заучивание закличек,  потешек, отгадывание загадок, разучивание хороводов, беседы   о   традициях   и   быте   русского   народа,  чтение   художественных произведений   о   русском   быте,   рассматривание   иллюстраций,   репродукций картин по теме «Русская изба». Материал:  атрибуты   старины   (платки,   ложки,   шапки,   пояса,   рубашки, рушник, салфетки, картинки для отгадывания загадок, шумовые инструменты, ростовая кукла Варварушка, деревце для обряда, ленточки. Цель:  закрепить знания детей о русских фольклорных традициях и обрядах на примере малых жанров детского фольклора; о русских народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре и быту. Задачи:        формировать интерес к русским народным традициям, быту и укладу  жизни прошлых поколений; познакомить с традициями внутреннего убранства избы; расширять кругозор; формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции  чаепития; обогащать знания о народных приметах, фольклоре; раскрыть ценность и самобытность русских народных игр; воспитывать патриотизм, любовь к Родине на традициях русской  народной культуры. Словарная работа: посиделки, горница, гостеприимство,ухват,заклички,  утварь.Ход мероприятия: Звучит русская народная мелодия. Зал празднично оформлен под русскую избу.   Стоит   русская   печь,   прялка,   лавки,   столик   с   кухонной   утварью   и самоваром.  Приветствие гостей. На завалинке, в светёлке,     Иль на брёвнышках,  каких            Собирали посиделки            Пожилых и молодых.        При лучине ли сидели,              Иль под светлый небосвод­               Говорили, песни пели И водили хоровод. Воспитатель:Здравствуйте, ребята, мы много говорили об устном народном  творчестве. А кто помнит, что же к нему относится? Правильно, это:  пословицы, загадки, считалки, небылицы, дразнилки, частушки и конечно  народные игры. А сегодня я расскажу ещё об одном мероприятии нашей далёкой старины –  это посиделки. В старину собирались люди в большой избе, еду и угощение  приносил каждый, это называлось – вскладчину. Здесь они пели песни и  частушки, водили хороводы, рассказывали сказки, небылицы, дразнили друг  друга, загадывали загадки, играли в игры, и, конечно, работали. Кто – то  вышивал полотенце, кто – то вязал. Кто – то плёл лапти или корзину, а кто –  то из дерева вырезал деревянные ложки. Весело было ! То песню затянут, то  шуткой перебросятся, то и игру сыграют! Вот у них работа и спорилась.  Руководила посиделками Хозяйка избы. Вот   и  мы   ребята  с  вами  отправимся   в  дали  дальние.  Но  не  в  тридевятое царство, а в путешествие во времени. Отправимся мы в древние времена и узнаем,   как   жили   поживали   наши   прапрабабушки   и   прапрадедушки,   когда малыми детками были, как вы сейчас. Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь дорогу! Дети   надевают   на   себя   атрибуты   старины,   закрывают   глаза, кружатся   и   произносят   слова:  «Кручусь,   верчусь   в   древние   времена возвращусь. »В это время воспитатель надевает на себя ростовую куклу Варварушку и встречает детей. Бабушка Варварушка: ­ Здравствуйте ребята! Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Я бабушка Варварушка. А вы мои гости дорогие. Знаю я много   сказок­присказок,   шуток­прибауток,   загадок   да   игр   разных.   Хочу   с вами поделиться. Приглашаю вас к себе в избу, да устроим там посиделочки. Ребята, а кто мне скажет, что такое посиделки? (ответы детей) Бабушка Варварушка:  ­ Верно, это когда люди собирались да веселились: песни   пели,   плясали,   в   игры   играли,   обряды   затевали,   сказки   сказывали, мудрёны загадки   разгадывали,   вы   ребята   умеете   загадки   разгадывать?   Ах,   какие молодцы!   А   мои   мудрёные   загадки   попробуйте   разгадать.   Отгадки   хором говорите. Наша барыня – сударыня толста и бела, Щей да каши наварила, пирогов напекла. Она и поила, и кормила, И дом обогревала, и семью собирала. (русская печь) Стоит бычок, серебряный бочок. Шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар) В брюхе баня, в носу решето, На голове пупок, одна рука и то на спине. (чайник) ­ Висит, болтается, Всяк за него хватается ( полотенце). ­ Разноцветная дорожка По полу расстилается ( половик).Из русской печи кашу тащи, Чугунок очень рад, что его схватит … (ухват) То назад, то вперёд, ходит бродит пароход, Остановишь – продырявит… (утюг) В лесу родился, В руках плёлся. На ногах носился. (лапоть) Тепло, светло, нитка бела, Макушка тепла да светла. (свечка) ­Деревянная подружка, Без неё я как без рук, На досуге – веселушка, И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот. И обжечься не даёт ( деревянная ложка). Б.Варварушка: ­ Молодцы, ребята все загадки отгадали! А вы знаете, ребята, на посиделках играли на музыкальных  инструментах  и  мы с вами сейчас попробуем поиграть. Я вам раздам  инструменты, а  инструменты у нас не простые ,а старинные. Под музыку Ах, вы сени мои сени дети стучат шумовыми  инструментами Б. Варварушка.Молодцы ребята, а давайте мы с вами в игры поиграем.  Посиделки проходили в избе ( зимой) и поэтому игры выбирались такие,  чтобы можно было играть, почти на месте. Игра: « Здравствуй, как дела?»А как мы будем ведущего  выбирать?( ответы детей) Б. Варварушка: Правильно, считалкой. А кто помнит считалки?. ( Дети вспоминают считалки): ­ Я пойду куплю дуду Я на улицу пойду. Громко, дудочка, дуди Мы играем – ты води! ­Баба сеяла горох, Уродился он не плох, Уродился он густой, Мы помчимся – ты постой! ­Жили – были три селёдки: Куля, Муля и Балда. Куля, Муля жили вместе, А Балда жила одна. Б.Варварушка: Выбрали ведущего и начинаем игру. Народная игра: « Здравствуй, как дела?» Б. Варварушка: Ребята, а в игру « Цап» можно, вообще, сидя играть. Хотите? Народная игра: «Цап» Описание игры: Водящий держит руку ладошкой вниз – это крыша. Остальные играющие ставят под крышу по одному пальцу. При слове « Цап» все должны  пальцы убрать. ­ Под моею крышей завелися мыши, зайцы, белки, жаба – цап! Б.Варварушка: А ещё на посиделках любили рассказывать небылицы Припасла я для вас забавушки:  Небылицы в лицах.  Сидят в теремах – светлицах,  Щёлкают орешки, да говорят насмешки. ­ На болоте стоит пень. Шевелиться ему лень. Шея не ворочается, А посмеяться хочется!­У козла в бороде Живут две лягушки. На спине сидит медведь – Держится за уши!   ­ Федул, чего губы надул?  ­ Кафтан прожёг.  ­ Можно зашить?  ­ Иглы нет.  ­ А велика дыра?  ­ Один ворот остался!    ­Здорово, Hикодим!  ­ Здорово, Егор!  ­Откуда идешь?  ­ С кудыкиных гор.  ­ А как у вас, Егор, поживают?  ­ Hа босу ногу топор надевают,  Сапогом траву косят,  В решете воду носят.  Hаши сани едут сами,  А лошади наши ­ с усами,  Бегают в подполье за мышами. ­ Да ведь это кошки!  ­ Комара тебе в лукошке!    Б. Варварушка: А ещё на посиделках любили друг друга подразнить, но не  кто ни обижался. Ребята.Вспоминайте дразнилки. Если человек всё время плачет, как его дразнят? ­ Плакса, вакса, гуталин, На носу горячий блин! ­ Борис – барбарис, На верёвочке повис. Как верёвка оборвётся. Так Борис перевернётся!. Б.Варварушка: Молодцы, ребята,повеселились, много всего запомнили и  смогли рассказать.Б.Варварушка: ­ Посмотрите ребята, что тут у меня есть. Достаёт из шкатулки или плетеной корзины салфетки с вышивкой,  кружева, показывает детям. ­ Ребята, а ещё на посиделках девушки красавицы занимались рукоделием,  вязали, ткали, вышивали. А делали они всё это зимой. А почему всё это они  делали зимой? (Потому, что летом, весной и осенью у них было много  работы). Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это  занимало у них всё время. А зимой такой работы  не делали. Посмотрите  какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?  (Настольник, её клали на стол). А как на Кубани называли полотенце? (Рушник). Молодцы! На рушниках вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой. А использовали красный и чёрные цвета. Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Водили хоровод и пели заклички. Радовались весне, играли в игры. Праздник встречи Весны проводили   у   обрядового   деревца,   которое   украшали   лентами,   бумажными цветами, колокольчиками, повязывая загадывали желание. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый и загадать своё желание, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. Давайте и мы с вами повяжем разноцветные ленточки и вместе позовем весну закличкой   и поиграем в игру  «Кружева». (повязывают ленточки и становятся в круг) Дети становятся кругом. Идя по кругу говорят закличку. «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью великою, С милостью богатою. Со льном высоким, С корнем глубоким С дождями, ливнями. С хлебами обильными. Вот мы и позвали к себе весну. А теперь поиграем. Игра «Кружева» (под музыку «Во поле береза стояла» Б.Варварушка: ­ Какие вы ребята молодцы, что пришли ко мне в гости , но вам пора домой. А на дорожку я вам приготовила угощенье. (угощает).Б.   Варварушка:  ­ Приходите ко мне ещё в гости, не забывайте меня. А гостям   я   приготовила   вот   такие   яркие   и   разноцветные,   как   сама   весна, ленточки,   которые   можно,   загадав   самое   доброе   сокровенное   желание, повязать на нашем  весеннем дереве и оно обязательно исполнится.   Не   забыли   ребята   как   вы   сюда   попали?   Нужно   покружиться   и   сказать: «Кручусь верчусь в детский сад возвращусь» До свиданья, друзья! (воспитатель снимает куклу и встречает детей) Быт людей отмечен веком,               Поменялся старый мир,              Нынче все мы по «сусекам»               Личных дел или квартир.               Наш досуг порою мелок,               И, чего там говорить,              Скучно жить без посиделок,                Их бы надо возродить!      Звучит русская народная мелодия. Воспитатель: ­ Ну что, ребята понравилось вам путешествие? Что нового вы узнали? Понравилось вам в гостях, у Бабушки Варварушки?