Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"
Оценка 4.8

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
воспитательная работа +2
7 кл—11 кл
21.02.2019
Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Формирование ответственного и бережного отношения школьников к богатствам природы и обучение простым действиям в повседневной жизни, способствующим сохранению окружающей среды. ЗАДАЧИ: - дать обучающимся визуальное представление об озере Байкал и погрузить в атмосферу этого уголка земли; - познакомить с уникальными особенностями необычного творения природы; - познакомить со связанными с природой традициями и верованиями народов, проживающих на берегах озера Байкал; - поразмышлять вместе с обучающимися о понятии чистоты; - выяснить, как человечество использует природные ресурсы и откуда берется мусор; - найти ответы на вопросы о том, как сохранить чистоту в каждом уголке земли, рационально и бережно использовать богатства природы и не разрушить среду своего обитания.
Байкал.docx
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева Гостиница для обучающихся г. Моршанск Тамбовской области КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «МУДРЫЙ БАЙКАЛ» В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭКОУРОКА И ПОСВЯЩЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАЗДНИКУ «ДЕНЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ» ЦЕЛЬ  МЕРОПРИЯТИЯ:  Формирование   ответственного   и   бережного   отношения школьников к богатствам природы и обучение простым действиям в повседневной жизни, способствующим сохранению окружающей среды. ЗАДАЧИ: ­   дать   обучающимся   визуальное   представление   об   озере   Байкал   и   погрузить   в атмосферу этого уголка земли; ­ познакомить с уникальными особенностями необычного творения природы; ­  познакомить   со   связанными   с   природой   традициями   и   верованиями   народов, проживающих на берегах озера Байкал; ­ поразмышлять вместе с обучающимися о понятии чистоты;  ­ выяснить, как человечество использует природные ресурсы и откуда берется мусор; ­  найти ответы на вопросы о том, как сохранить чистоту в каждом уголке земли, рационально   и   бережно   использовать   богатства   природы   и   не   разрушить   среду   своего обитания. Форма проведения:  Путешествие, рассказ, беседа Необходимое   оборудование   и   материалы:     экран,   ноутбук   для   демонстрации презентации   в   программе   Microsoft   PowerPoint; видеоролики; раздаточный   материал (карточки), лист А4, клей; телефон с камерой (снять фото для отчета). ПРОВЕДЕНИЕ: 10 сентября 2018 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. АННОТАЦИЯ Экозанятие   проводится   в   честь   экологического   праздника   «День Байкала», который ежегодно отмечается в первое воскресенье сентября. В ходе занятия обучающиеся познакомятся с байкальскими легендами, уникальным   природным   миром   озера,   узнают,   что   нужно   делать   для предотвращения его загрязнения и создадут памятный плакат с интересными фактами   о   Байкале.  Обучающиеся   узнают   также   о   традициях   коренных народов Байкала и рациональном использовании природных ресурсов. Материалы занятия рассчитаны на обучающихся 7­11 классов. СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.) 1. Мотивация Воспитатель:  Ребята,   добрый   вечер!   Мы   начнём   наше   занятие  с небольшого путешествия. Просмотр   видеоролика   о   Байкале,  передающего   красоту   и атмосферу озера. ­   Какие   у   вас   впечатления   от   увиденного?   Какие   эмоции,   мысли, чувства вызвал у вас этот видеоряд? Обучающиеся   делятся   своими   ощущениями,   впечатлениями   от увиденного,  описывают свои мысли, чувства и эмоции, которые вызвал у них видеоряд. ­ Как думаете, чему мы посвятим сегодняшнее занятие? Обучающиеся называют предполагаемую тему занятия. ­  Да,   ребята,   вы   правы.   Наше   сегодняшнее   занятие   посвящено уникальному природному объекту ­ озеру Байкал.  Байкал ­ удивительной красоты озеро, уникальное творение природы, кристально чистая вода… Наверное, каждый человек в большей или меньшей степени   наслышан   о   самом   глубоком   озере   на   нашей   планете.   Этот   узкий голубой полумесяц ­ озеро Байкал, находящийся почти в центре огромного материка   Евразия,   включён   в   список   природных   объектов,   которые составляют всемирное наследие.  В   России   экологический   праздник   «День   Байкала»   празднуется ежегодно.    Но   число   (время   праздника),   посвящённое   этому   уникальному природному   объекту,   является   «подвижным».   В   этом   году   оно   выпало   на второе сентябрьское воскресенье – 9 сентября 2018 г.  2. Целеполагание Подумайте, скажите, какие цели мы будем с вами преследовать в ходе нашего экозанятия? Ответы обучающихся. Верно,   ребята,   одной   из   основных   целей   является   обращение пристального   внимания   каждого   человека   на   важность   сохранения   озера Байкал и всех других удивительных природных объектов в целом. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Знакомство с уникальным творением природы – озером Байкал (Рассказ воспитателя и презентация) Задачи:      обучающихся   с   физическими, познакомить географическими, биологическими и экологическими характеристиками озера, делающими его уникальным; познакомить   ребят   с   байкальскими   традициями,   помогающими   многим поколениям людей учиться мудрости у матушки­природы.   Слайд 1. Титульный Путешествия   и   пребывание   в   новых,   необычных   местах   привлекает многих   людей.   Поездки   в   красивые   места   обновляют,   заряжают   силой, помогают   по­новому   посмотреть   на   привычные   вещи,   найти   ответы   на вопросы о себе и о мире, и чему­то научиться. Мы часто стремимся поехать в другие   страны,   хотя   в   нашей   стране   есть   немало   замечательных   мест,   в которых мечтают побывать люди со всего света. Озеро Байкал, безусловно, одно из таких мест.  Знаете ли вы, чем же оно так знаменито и почему становится целью путешественников? А может, и вам самим хотелось бы побывать на Байкале? Ребята отвечают – делятся своими знаниями об озере, а те, кто хотел   бы   побывать   или   уже   бывал   на   Байкале,   рассказывают,   чем   их привлекает это место.  Слайд 2      Озеро   Байкал   –   уникальное   творение   природы.   Славное   море, священный Байкал — почтительно его величают. С ним связано множество мифов,   легенд   и   преданий,   в   которых   оно   предстаёт   могучим,   суровым, мудрым и животворным природным божеством, которому люди поклоняются многие века.  По   сей   день   для   учёных   и   местного   населения   остаётся   множество неразгаданных тайн, связанных с жизнью озера и явлениями, происходящими внутри и вокруг Байкала.    Enter Нажатие клавиши       . Озеро знаменито своими размерами. По площади Байкал занимает 7­е место в мировом рейтинге самых больших озер. Его площадь сопоставима с площадью таких стран, как Израиль, Армения и Бельгия.   Enter Нажатие клавиши       . По глубине Байкал занимает первое место – это самое глубокое озеро в мире.   На   снимках   из   космоса   хорошо   видно,   что   оно   имеет   форму полумесяца, а еще оно похоже на глаз, поэтому Байкал нередко называют «оком планеты».  Слайд 3 Стоит отметить разнообразие уникального мира байкальской флоры и фауны.   Байкал   можно   сравнить   с   гигантским   аквариумом,   в   котором, благодаря   естественной   изоляции,   миллионы   лет   шёл   интереснейший природный эксперимент. И результатом этого эксперимента являются более 2600   видов   животных   и   более   1000   растений,   обнаруженных   в   озере   на сегодняшний   день.  Каждый   год   учёные   продолжают   находить   всё  новые   и новые   неизвестные   науке   организмы.   Больше   половины   всех   чудесных созданий Байкала – эндемики, то есть их можно встретить только здесь и больше нигде в мире. На   слайде   вы   видите,   как   вам   машут   ластами   очаровательные байкальские   нерпы.   Эти   пресноводные   тюлени   являются   единственными млекопитающими озера. Любопытные зверьки нередко высовывают головы из воды,   наблюдая   за   судами   или   людьми   на   берегу.   Часто   многочисленные группы   нерп   можно   увидеть   лежащими   и   греющимися   на   солнышке   на выступающих из воды скалах. В   озере   обитает   около   300   видов   рачков   бокоплавов   разнообразных форм   и   размеров.   У   них   13   пар   ног   разного   строения   и   назначения.   Они являются важнейшими санитарами Байкала, очищающими воду. Байкальские губки. Можно принять их за водоросли, но на самом деле это беспозвоночные животные. Они живут колониями на подводных скалах, образуя сказочные подводные ландшафты. Губки также являются мощными фильтрами воды. Самая удивительная рыба Байкала – голомянка, которую ещё называют рыбкой­невидимкой.   Это   прозрачное   розоватое   существо   без   чешуи   и плавательного   пузыря.   Её   тело   на   треть   состоит   из   жира,   и   обитает   она глубоко   в   толще   воды.   Голомянка   –   живородящая   рыба,   то   есть   она вымётывает не икринки, как большинство рыб, а сразу мальков. И ещё именно этой рыбкой питается нерпа.  Enter Нажатие клавиши       . Это всего лишь несколько примеров, чтобы вы могли представить, как удивителен и необычен мир Байкала. Слайд 4 Следующий потрясающий факт и рекорд озера – это его возраст. Байкал считается древнейшим озером в мире. Дедушке уже около 25 миллионов лет.  Но   дело   в   том,   что   озёра   столько   не   живут.   Они   имеют   свойство стареть. При самых благоприятных условиях озёра могут жить 10–15 тысяч лет, а потом они зарастают, мелеют и превращаются в болота.  Чудесным   образом,   несмотря   на   свой   почтенный   возраст,   Байкал остаётся   чистым   и   прозрачным.   Глубина   просматривается   на   40   метров. Зимой озеро покрывается слоем прозрачного метрового льда, через который в не очень глубоких местах видно дно.  Как вы думаете, как воде удаётся оставаться такой чистой? Обучающиеся отвечают. Нажатие клавиши Enter. Есть ряд факторов, влияющих на качество воды в озере:  Байкал   подпитывают   чистейшей   водой   множество   горных   рек ледникового происхождения.  Дно   сформировано   твёрдыми   горными   породами,   которые   не растворяются в воде и не образуют примесей. Но этого недостаточно, ведь озеро населено огромным количеством живых существ.  И   главный   секрет   в   том,   что   всё   сообщество   живых   организмов участвует   в   поддержании   чистоты,   служа   огромным   и   естественным биофильтром. Отходы одних организмов используются и перерабатываются другими. Создаётся круговорот, в котором нет ничего лишнего и ненужного, всё идет на пользу.  Представляете, в озере находится как будто бы целая планета, каждый житель которой заботится о её чистоте и благополучии, что позволяет этому особому миру существовать в две тысячи раз дольше, чем другим похожим системам.   Неудивительно,   что   такая   уникальная   экосистема   притягивает внимание и воодушевляет миллионы людей, которым хотелось бы научиться этой мудрости. Слайд 5 Как же Байкал учит мудрости? Байкальский   регион   с   древних   времён   привлекал  исследователей   и путешественников своими обычаями, загадочными культами и мистическими сказаниями.  У народов, населяющих    Байкальский  регион, можно встретить множество различных религий, которые живут в добром соседстве и уважении друг к другу и довольно тесно переплетаются.  На берегах озера сосредоточены священные места, где совершают свои обряды   и   ритуалы   шаманы   и   буддисты.   Любой   природный   объект воспринимается   как   живое   существо,   с   которым   нужно   обходиться уважительно, будь то камень, цветок, гора, река или лес.  У   каждого   места   есть   свой   дух,   которому   принято   кланяться,   как хозяину дома, куда вы пришли в гости. Часто на столбах и деревьях можно встретить   разноцветные   ленточки.   Привязывая   полоску   материи,   человек обращается к духу места со своей просьбой. Согласно местным верованиям, силы природы могут помочь человеку или наказать его за проступок.  Во  что  бы человек  ни  верил,  байкальские традиции  располагают  его учиться мудрости у матушки­природы и строить гармоничные отношения с ней.      2. Размышления о чистоте (10 мин.) Цели   и   задачи   блока:  предоставить   возможность   обучающимся   поразмышлять, поискать   ответы   на   ряд   вопросов,   связанных   с   понятием   чистоты,   поделиться   своими мыслями. Слайд 6 Мы много говорили о том, чем Байкал уникален, но есть то, чем он, к сожалению, не уникален. Как и другие водные источники, озеро подвержено промышленному загрязнению от предприятий, находящихся на его берегах. Для   водных   организмов   поступление   в   воду   большого   количества посторонних, часто ядовитых веществ становится серьёзным испытанием и нередко приводит к массовой гибели обитателей и нарушению их привычного образа   жизни.   Прозрачность   и   чистота   воды   в   таких   местах   может   быть утрачена на многие годы. Если не остановить сброс отравляющих веществ, экосистема не сможет самовосстановиться. На берегах озера живёт 120 тысяч человек. И более миллиона туристов посещают Байкал каждый год, оставляя после себя сотни тонн мусора. Так что   за   пределами   водного   мира,   на   своих   берегах,   озеру   ещё   сложнее сохранить чистоту.  Как вы думаете, почему? Учащиеся отвечают. Те существа, которые живут на берегу, действуют не так слаженно, как водное   сообщество,   и   им   почему­то   не   удаётся   заботиться   о   чистоте.   Не нужно   далеко   ехать,   чтобы   встретиться   с   этим   странным   явлением,   оно обитает в любом уголке нашей страны.  А что для вас означает чистота и от чего она зависит? Как вы себя чувствуете, когда вокруг чисто и когда нет? Обучающиеся выражают своё мнение о том, что такое чистота, нужно ли её сохранять и как это делать. Нажатие клавиши   Enter      .  Знаете,   могучий   Байкал   притягивает   на   свои   берега   множество волонтёров, которые помогают очищать священную байкальскую землю. Люди едут за сотни и тысячи километров, чтобы убрать мусор с берегов озера.  Другие   места   могут   не   обладать   такой   силой   и   не   быть   такими привлекательными,   но   сохранять   чистоту   и   не   быть   разрушенным   хочется любому уголку земли.  Может   быть,   такие   места,   как   великое   озеро   Байкал,   появились   и продолжают   существовать,   чтобы   служить   человечеству   примером   и напоминанием, и мы должны учиться у них мудрости жить долго и счастливо, не   разрушая,   но   поддерживая   среду   своего   обитания,   которая   даёт   всё необходимое для жизни?  Слайд 7 У бурят (одной из народностей, живущей на берегах Байкала) одна из самых почитаемых богинь покровительствует искусствам, наукам, ремёслам и является также богиней плодородия.  Согласно мифу, сначала в мире были темнота и хаос. И видя это, богиня Янжима   спустилась   на землю,   чтобы   преодолеть   хаос   с помощью   знаний. Только знания помогут человеку найти верную дорогу там, где она скрыта тьмой.   Так   Янжима   наделила   людей   способностью   чувствовать,   мыслить, понимать, общаться.  Чаще всего мы разрушаем что­то не преднамеренно, а по незнанию. Взять, к примеру, тот же мусор. Это не очень привлекательная тема. Но как мы создали то, что нам не нравится, и почему ничего с этим не делаем? Может   ли   человек   быть   счастливым   и   успешным,   если   вокруг   нет чистоты, а есть грязный воздух, грязная вода, отходы? Разве такие картины, которые   мы   встречаем   повсеместно,   говорят   о   прогрессе   человеческого общества? Что­то здесь не так… Слайд 8 Многие считают, что донести мусор до урны – достаточно, чтобы слыть культурным человеком, и чтобы вокруг была чистота. Но тьма незнания кое­ что от нас скрывает. Нажатие клавиши Enter. Чаще всего мы можем создать чистоту на небольшом участке земли, а за его пределами неизбежно возникает концентрат загрязнений. Представляете, если   бы   обитатели   Байкала   так   поступали?   За   всё   время   существования такого   сообщества   накопилось   бы   столько   отходов,   что   даже   рекордных размеров озера не хватило бы, чтобы с ними справиться.  В последние годы многие люди стали осознавать, что количество свалок становится критичным и пора что­то менять. Давайте, всё­таки, попробуем преодолеть   хаос   с помощью   знаний   и   поискать   верную   дорогу   для   людей, вдохновившись примером обитателей мудрейшего озера. Слайд 9 Прежде чем вещь стала мусором, мы её использовали. Перед тем как использовать, мы её купили. До того, как она попала в магазин, она была создана на заводе. А ещё до этого были добыты природные ресурсы, которые послужили материалом.  У любой вещи, оказавшейся на свалке, длинная история. И в каждой главе этой истории вещь жила, а значит, оставляла за собой след из отходов. Как вы  думаете,  в  какой главе  истории вещи  осталось  больше  всего отходов?  Обучающиеся отвечают. В настоящее время 90% природных ресурсов быстро превращаются в отходы. Мы добываем их из недр Земли, однократно используем и отправляем на свалки.  При добыче полезных ископаемых может получаться в 5, 10 и даже 100 раз   больше   отходов,   чем   добытого   сырья.   Кроме   того,   мы   получаем загрязнённые воду, воздух, почву и нарушенные экосистемы. Так что мусор, который мы видим в 6­й главе, – это лишь верхушка айсберга. С   другой   стороны,   то,   как   мы   с   ним   решаем   поступить,   влияет   на размеры всей этой рукотворной горы и связанные с ней побочные эффекты. 3. Формирование экопривычек. Просмотр социальных роликов 1) «Энергосбережение в доме» ­ 1 мин. 2) «Мультик про мусор» ­ 2 мин.   III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия Дорогие друзья! Наше занятие близится к завершению. У   вас   на   столах   лежат   экологические   карточки   с   картинками   и текстами. Давайте сделаем из них один плакат, который станет даром «Духам природы» в благодарность за всё то, что у нас есть благодаря её щедрости. Для этого вам нужно будет вырезать и наклеить на основу из листа формата А2 (или из 4­х листов А4, склеенных между собой) эти картинки и тексты из карточек.  2. Подведение итога. Заключительное слово воспитателя  Слайд 12 Верования   в   древние   времена,   которые   обожествляли   природу   и приписывали   ей   сверхъестественное   влияние   на   жизнь   человека,   помогали предотвращать её разрушение.  Если   современному   человеку   сказать,   что,   если   он   бросит   мусор   на землю или не в ту урну, духи прогневаются и покарают его, он, скорее всего, посмеётся. Но если посмотреть с другой стороны, то ничего смешного в этом нет.   Люди   ощущают   на   себе   последствия   разрушительных   действий   по отношению к природе, потому что они – её часть. Нельзя причинить вред природе, не причинив вред самим себе. И поэтому неважно, как называть, например,   причины   болезней   и   стихийных   бедствий:   метафорически (оскорбление   духов   воды,   земли,   дерева,   камня)   или   научно   (последствия неграмотного обращения с отходами), – ведь неблагоприятных последствий от этого меньше не станет.  Человек ответственен за окружающий мир, за преобразование природы. Мы должны жить не одним днём, а заглядывать в будущее, руководствоваться не только своими желаниями, но и законами природы. Каждый   человек   может   поучиться   мудрости   у   природы   и   простыми действиями внести свой вклад в её сохранение для своего же благополучия. Если   маленькое   простое   действие   станут   выполнять   миллионы   людей, результат будет очень весомым. Благодарим Байкал за преподанный нам урок мудрости! Завершить   наше   экозанятие   я   хочу   стихами   современной   поэтессы, члена Российского Союза писателей, Марии Солдатовой: Озеро Байкал – святыня,  Первозданна чистота. Сохраняйте же отныне Эти славные места! Кто когда­нибудь поедет, Кто когда­то отдыхал, ­  Знайте, лучшее на свете ­ Это озеро Байкал. Используемые материалы и ресурсы: 1) День   озера ­ http://ecology.md/go/aHR0cDovL3d3dy5jYWxlbmQucnUvaG9saWR heXMvMC8wLzcxOC8 Байкал.     2) Жамсаранова   Н.А. Красивейшие   места   нашей   планеты.   Озеро ­ Байкал. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/vospitatelnaya­ rabota/2013/10/23/krasiveyshie­mesta­nashey­planety­ozero­baykal 3) Мокшанова   И.В.   Мудрый   Байкал.   Всероссийский   экоурок.   ­ http://ecoclass.me/lk/profile/ 4) Новикова   Е. Магия   озера   Байкал.   ­  http://vilingstore.net/Otdyh­ turizm­oteli­kurorty­c13/Magiya­ozera­Baykal­i141759 5) Рисунки и изображения:  http://kto­chto­gde.ru/holidays/ https://uchportfolio.ru/29061967  https://yandex.ru/ 6) Солдатова М.А. Произведения. ­ http://www.stihi.ru/ 7) Социальные ролики: https://youtu.be/hV2RLGHyZDk https://youtu.be/FbU5QMMgHro

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках экоурока "День Байкала"
Скачать файл