Викторина проводится с целью вовлечения студентов ГБПОУ МО «СПК» к исследовательской и проектной деятельности при изучении истории Великой Отечественной войны, в частности героического подвига защитников города Ленинграда; в сценарии есть положение о проведении мероприятия, разработка заданий для викторины. Материал может использоваться для проведения внеклассной работы по предмету "История"
викторина по блокаде Ленинграда.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРГИЕВО ПОСАДСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработка викторины на тему
«Мы помним твой подвиг, Ленинград!»
Разработал: преподаватель истории
Воробьева О.В. Викторина по истории на тему
«Мы помним твой подвиг, Ленинград!»
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении межвузовской викторины на
тему:
«Мы помним твой подвиг,
Ленинград!». викторина проводится с целью вовлечения студентов ГБПОУ МО
«СПК» к исследовательской и проектной деятельности при изучении
истории Великой Отечественной войны, в частности героического
подвига защитников города Ленинграда
Участники викторины:
В викторине участвуют студенты СПО и ВПО г.Сергиева Посада
Условия викторины:
1.Состязаются участники викторины в нескольких турах.
2.Вопросы задает ведущий.
3.
За каждый правильный ответ на вопрос в туре участники получают 1
балл.
Время на обдумывание вопроса вопроса – 30 секунд.
По истечении времени право отвечать на данный вопрос переходит
другому участнику.
Если правильный ответ не получен, вопрос снимается, а призовой
балл переходит на следующий тур.
4. Ответ на вопрос должен быть полным и раскрывать его суть. Ведущий
может просить отвечающего дополнить ответ или пояснить его.
Допускается несовпадение формулировки ответа с формулировкой,
которую предлагает ведущий.
Требования к участникам :
I.
1. Ответы на вопросы должны быть лаконичными, достаточно
убедительными и полными.
2. Отвечать на вопросы следует устно, разрешается и, это не влияет на
оценку, записывать и читать фамилии, имена, военные звания и
должности, если Вы говорите о комнибудь, а также названия Н.П.
номера Армий, дивизии и т.д. Оценка ответов и определение мест:
II.
1. Каждый правильный ответ на вопрос участник получает 1 балл.
Награждения и поощрения:
III.
1. Участника, занявшие общекомандные 123 места, награждаются
грамотами соответствующих степеней, а руководители –
благодарственными письмами от проводящей организации.
2. Участники, занявшие последующие места и показавшие хорошие
результаты в викторине и по другим показателям, тоже будут
награждаться грамотами за участие
IV.
Место и время:
Викторина
«Сергиево Посадский колледж» г. Сергиева Посада
проводится 26. 01. 2018 г. в ГБПОУ МО
Цель викторины: воспитание у студентов патриотизма, гордости за страну,
народ
Задачи:1) знакомство с героическими событиями блокадного Ленинграда
2) формирование у студентов представления о долге перед Родиной,
3) пробуждение в студентов чувства сострадания и гордости за
народ,
4) воспитание уважения к старшему поколению.
Оборудование:
проектор;
компьютер; экран
Авторский продукт – презентация , сценарий проведения
викторины
Примечание: Подготовка к викторине состояла из трёх периодов:
I .Подготовительный период:
1) Самостоятельное прочтение студентами произведений о событиях
блокадного Ленинграда, а также просмотр и анализ документального фильма
корреспондента К. Набутова «Блокада Ленинграда»
2) работа студентов с интернетресурсами
(Подготовительный период длился две недели )
II . Основной период:
Работа с преподавателями
III
. Заключительный этап.
Участие в викторине Ход викторины:
Ведущий: Сегодня в стенах нашего колледжа проходит викторина,
посвященная одному из самых трагических страниц Великой Отечественной
войны Блокаде Ленинграда
Студент:
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна…
Ведущий:
События того времени отодвинулись от нас на десятилетия. Давно растут
дети, для которых ленинградская блокада – это книги, кинофильмы, рассказы
старших. Самые страшные и самые героические дни в истории нашей страны
нельзя забывать. Надо помнить и обязательно рассказывать детям! Про голод
и холод. Про бомбежки и Дорогу жизни. Про детей и взрослых, которые
каждый день совершали маленький подвиг, даже просто продолжая жить…
Приглашаю вас в путешествие в прошлое…
Ведущий задает вопросы, на обсуждение которых отводится определенное
время.
Вопросы викторины.
Тур 1 по мотивам док. фильма К. Набутова «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»»
1.
2.
3.
4.
5.
Какое будущее ожидало Ленинград по гитлеровскому генеральному плану?
(Ленинград небольшой населенный пункт с населением в 200 тыс. человек на
границе 3 Рейха и Финляндии).
Почему ленинградцы без воодушевления встретили начало войны и
мобилизацию? (это был единственный город, в котором знали о том, что такое
настоящая война. В город в 1939 году свозили десятки тысяч раненых с полей
советскофинской войны )
Почему Гитлер сразу не захватил город, хотя имел такую возможность? (его
переубедила это сделать группа генералов)
Как город очутился в кольце? (8 сентября с юга к городу подошла группа
армии «Центр», а с севера уже подошли финны. Город был взят в кольцо)
Был ли пожар на Бадаевских складах причиной голода? (Нет, так там было
запасов продовольствия на 1 месяц) 6.
7.
8.
9.
Какие известные люди пережили блокаду? (известная киноактриса Алиса
Френдлих, актер Николай Трофимов, отец В.В. Путина Владимир Спиридонович
был ранен на Невском Пятачке, известная поэтесса Ольга Берголльц)
Кто командовал обороной Ленинграда и почему недолго? (К. Ворошилов был
снят за бездарность, а Г.К. Жуков был необходим под Москвой)
О чем не могли спокойно говорить блокадники? (о голоде)
Какое заболевание было зафиксировано в блокадном городе? (дистрофия
алиментарная от отсутствия пищи)
10.
Что такое Невский Пятачок? (Это южный берег Невы в 30 километрах от
Ленинграда; самое страшное место блокады. Здесь каждый день советские
солдаты пытались прорвать блокаду)
11.
Какой военный ленинградский завод не бомбила фашисты и почему?
( Кировсий завод. Фашисты думали, что там работали пленные немцы. Это была
дезинформация советских спецслужб)
Какая советская армия попала в страшное окружение, пытаясь прорвать
блокаду? (2яУдарная, из 100 тысяч солдат и офицеров погибло 70 тысяч)
Зачем голодные ленинградцы однажды пришли в консерваторию? (оркестр
под управлением Эллиасберга исполнял 7 симфонию Д. Шостаковича)
Почему южная сторона домов в Ленинграде при обстрелах страдала больше
всего? (немцы стреляли с юга)
Зачем финны поддержали фашистов? (Они хотели отвоевать у СССР
Карельский перешеек, который Советский Союз захватил в 1939 г.)
«В Мировой войне не участвуют только три армии: шведская, турецкая и 32я
советская». Почему? (23я армия стояла на границе с Финляндией, где боевые
действия не велись 2 года)
Имя главнокомандующего финской армии. (Маннергейм).
Кого в начале войны депортировали из Ленинграда? (советских немцев и
ингерманландцевфиннов)
Почему немцы не разрушили Исакиевский собор? ( по нему они
ориентировались при обстрелах города )
Какова была цена блокады? ( 1 миллион солдат погибло, 1 миллион
ленинградцев погибло)
Какое необычное событие произошло в Ленинграде в годы блокады?
(футбольный матч)
Когда в городе встали трамваи и почему? (8 декабря 1941 г. , потому что
внезапно отключили электричество)
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Тур 2. «Блокада в цифрах» За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн
человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи
человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные
97 % умерли от голода.
872 … (день длилась блокада)
250, 125… (грамм хлеба составляла минимальная норма в разгар
блокады)
617 … (километров противотанковых рвов выкопали блокадники для
защиты своего города)
Август 1941г. … Гитлер подошел к Ленинграду
08.09.1941г… фашисты совершили первый крупный авианалет
20.09. 1941 г…. фашисты решили не штурмовать город
08.09.1941 27.01. 1944 гг….. (длилась блокада Ленинграда)
О чем идет речь:
500 гр. хлеба гроб
500 гр. хлеба могильщику
500 гр. хлеба доставка тела (похороны умершего блокадника)
8 марта 1942 г. … субботник в блокадном городе (0участвовали в
основном женщины)
1944г… финны заключили перемирие с СССР
До какой отметки опускался столбик термометра в Ленинграде в первую
зиму блокады? (до 32,1 градусов)
Тур 3. «Перо – штык войны» Ведущий: участникам надо определить, о каких событиях данного периода Великой
Отечественной войны идет речь в данных литературных произведениях.
1. За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
(В этот день в 1944 году торжественный артиллерийский салют,
прогремевший в Ленинграде, возвестил об окончательном снятии
блокады города)
2. Лучик солнца прыгал по стене,
День стоял воскресный и погожий.
Небо было ясное в окне,
Как сейчас, наверное, похоже.
Помню я всё ясно, как сейчас:
Я – в матроске белоголубой –
Прыгаю на папиных плечах,
Он смеётся весело со мной.
(начало Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г.)
3.Назовите имя поэта, кому принадлежат эти строки:
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
(Ольга Берггольц)
4.О ком идет речь этом отрывке?
Коптилка – мой фонарик. Лица не различишь.
Да здравствует сухарик!
Но он мне сниться лишь.
Ни маковой росинки.
Зато дают бурду.
И плавают крупинки
В тарелке, как в пруду.
А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.
Как пишет, замерзая,
Дрожащая рука,
Страдая и дерзая,
Страничку дневника.
Строка… еще строка…
Я сказала ленинградке:
«Ты сожги свои тетрадки
И погрейся у огня».
Не послушалась меня.
Все простужено сопела,
И перо ее скрипело.
Сотрясали взрывы дворик.
Ктото встретил смерть свою.
Пишет маленький историк.
Пишет летопись свою.
Таня писала свою летопись…
(Таня Савичева)
5.…на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом гдето.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
К заре, сказали, привезут…
Гражданочки, держаться можно…
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак: Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев. –
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
(«дорога жизни» через Ладожское озеро)
Тур 4 «Документальные свидетельства блокады»
(презентация)
Тур 5. «Интересные факты о блокаде»
1. В блокаде Ленинграда, помимо немецких и финских подразделений,
участвовали также испанские и итальянские. Испания, не принимавшая
официального участия в войне с СССР, послала на Восточный фронт так
называемую «Голубую дивизию», состоящую из добровольцев. О боевых
качествах «Голубой дивизии» есть различные мнения – одни исследователи
отмечают стойкость ее бойцов, другие – отсутствие какой бы то ни было
дисциплины и массовые случаи перехода солдат на советскую сторону. Что
касается Италии, то она предоставила свои торпедные катера для проведения
операций против советских войск на Ладожском озере. Однако действия
итальянских моряков на Ладоге успеха не имели. 2. за время более чем двухлетней блокады Ленинграда его жители не тронули
ни одно животное из зоосада.
3."Дорога жизни", проложенная по льду Ладожского озера, снабжала город, в
том числе, и топливом. Весной 1942го года встал вопрос, как доставлять
горючее, когда лёд растает? В апреле 1942 года городское руководство
приняло смелое решение: проложить по дну Ладожского озера стальной
трубопровод для перекачки нефтепродуктов.Решение это было действительно
неординарным. Предстояло проложить трубопровод длиной более 20
километров на глубине до 13 метров в непростых климатических условиях
весенней оттепели и под непрерывным огнем противника (2 километра от
передовой!) И эта фантастическая задача была решена, причем в рекордные
сроки — всего за 43 дня!
4.31 мая 1942 года состоялся легендарный блокадный матч между командами
«Динамо» и Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). Вратарем
"Динамо" был …….. (Виктор Набутов, отец известного комментатора и
тележурналиста).
5.Имя маршала Говорова сейчас мало где упоминается. Тем не менее, именно
он подготовил и осуществил операции по прорыву блокады Ленинграда
("Искра") и по полному снятию блокады, создав уникальный прецедент в
мировой военной истории, когда осажденный город был освобожден изнутри.
27 января 1944 г. столица уступила право Ленинграду произвести салют в
ознаменование окончательного снятия блокады, а приказ победившим
войскам подписал, вопреки установившемуся порядку, не Сталин, а по его
поручению Говоров. Подобной привилегии не получал никто из
командующих Великой Отечественной войны.
6.Известная страница в истории блокады борьба горожан с "зажигалками"
зажигательными бомбами с напалмом, которые немцы тысячами сбрасывали
на город. Здесь помогала и суперфосфатная огнеупорная "мазь", которой за
первый месяц обработали 19 млн квадратных метров покрытий, и дежурства
на крышах города, когда упавшую бомбу нужно было срочно взять щипцами и
сбросить вниз, где её гасили в песке. Почему после войны в городе было
достаточно много ослепших детей?( Смотреть напрямую на бомбу ни в
коем случае было нельзя, но мальчики, дежурившие на крыше, не всегда
соблюдали технику безопасности).
7.В 1943 одним из самых дорогих товаров в Ленинграде были…. кошки. Как
известно, почти всех кошек съели, и в городе развелись полчища крыс. После
прорыва блокады, в апреле вышло постановление за подписью председателя
Ленсовета о необходимости "выписать из Ярославской области и доставить в Очевидцы рассказывали,
Ленинград четыре вагона дымчатых кошек" (дымчатые считались лучшими
крысоловами).
что кошек расхватывали
моментально, за ними выстраивались очереди. Л. Пантелеев записал в
блокадном дневнике в январе 1944 года: "Котенок в Ленинграде стоит 500
рублей" (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Зарплата
сторожа составляла 120 рублей). Но Ярославские кошки полностью не
справились с миссией, поэтому был объявлен второй "призыв". На этот раз
котов собирали в Сибири. Так что, большинство современных питерских
котов имеют ярославские или сибирские корни.
8.В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства,
обладавший и обладающий гигантским семенным фондом. Из
всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего
несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного
зерна. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы,
способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства.
9. В условиях блокады богослужения совершались в 10 храмах. В 1942
году Пасха была очень ранней. Весь день 4 апреля 1942 года шёл, с
перерывами, обстрел города. В пасхальную ночь с 4 на 5 апреля город
подвергся жестокой бомбардировке.
Священник «освящал куличи». Это было трогательно. Шли
женщины с ломтиками чёрного хлеба и свечами, батюшка кропил их
святой водой.
Митрополит Алексий (Симанский) подчеркнул в своём пасхальном послании,
что 5 апреля 1942 г. исполнялось 700 лет со дня Ледового побоища, в
котором Александр Невский одержал победу над немецким войском.
Тур 5 «Память о блокаде»
(презентация, посвященная памятникам блокаде . Участники должны
отгадать название памятника, показанного в презентации)
Заключение Ведущий: Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных
страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и
снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили единицы. Каждый день жизни
в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти
поколений.
Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом
несгибаемого мужества и стойкости!
Студент:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Ведущий. Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших
его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
( все встают).
Награждение. Литература:
Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / под ред. Н. Л.
Волковского. — М.; СПб.: АСТ; Полигон, 2004. — 766 с. — (Военно
историческая библиотека). — 3500 экз. — ISBN 5170239971; 589173262
9. Блокада рассекреченная: [Сборник] / Междунар. ассоц. блокадников города
героя Ленинграда; Сост. В. Демидов. — СПб.: Бояныч, 1995. —
254 с. — 10 000 экз. —ISBN 5719900276.
Ежов М. В., Фролов М. И. Духовный подвиг защитников Ленинграда: монография. — СПб.: Знание, 2010. —
185 с. — 1000 экз. — ISBN 9785732012095.
Исаев А. В. Иной 1941. От границы до Ленинграда. — М.: Яуза,Эксмо, 2011. — 416 с. — (Война и мы). — ISBN 9785
699497058.
Берггольц Ольга Федоровна. Из дневников 1939—1942 // Ольга: Запретный дневник. Дневники, письма, проза,
избранные стихотворения и поэмы Ольги Берггольц / Сост. Н. Соколовская. СПб.: Азбукаклассика, 2010. С. 55137
Бианки Виталий. Город, который покинули птицы // Звезда. 1994. № 1. С. 105—131; Лихолетье. СПб., 2005
Болдырев Александр Николаевич. Осадная Запись: (Блокадный дневник) / Подгот. текста В. С. Гарбузова,
И. М. СтеблинКаменский;Вступ. ст. И. М. СтеблинКаменский. СПб.: Европ. Дом, 1998. (Дневники и воспоминания
петербургских ученых). 9 дек. 194114 авг. 1948
Великотная Татьяна Константиновна(урожд. Берхман; ок. 1890—1942, 1 апр.). Дневник нашей печальной жизни в
1942 г. // Человек в блокаде: Новые свидетельства. СПб.: Остров, 2008. С. 83125
Глебова Т. Н. Рисовать, как летописец: (Страницы блокадного дневника) / Публ. и коммент. Л. Н. Глебовой; предисл. и
подгот. текста В. Перца // Искусство Ленинграда. (Л.), 1990, № 1. С. 2840; № 2. С. 1428;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.