Занятие направлено на развитие навыков исследовательской деятельности учащихся с целью использовать результаты в своей практической жизни. В ходе занятия используются наглядные, литературные, практические и ИКТ формы. Но главное, это занятие помогает у детей сформировать: художественный вкус, творческое мышление, самостоятельность, а развивает: мелкую моторику, координацию руки, ловкость и силу пальчиков, цветовосприятие, воображение, речь.Файл содержит подробное описание занятия
Тема урока: «Краски своими руками»
Тип урока: исследовательский
Класс: 5 (возраст: 1112 лет).
Форма проведения: беседа, эксперимент.
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные:
• Развивать умения определять некоторые понятия связанные с
исследовательской деятельностью.
• Учить применять полученные знания и умения на практике.
• Учить выполнять задания как индивидуально, так и в команде.
Развивающие:
• Способствовать развитию логического и образного мышления.
• Развивать коммуникативные способности и навыки работы
• Развивать интерес к искусству в целом и к исследовательской
учащихся в группах.
деятельности;
Воспитательные:
• Прививать ценностное отношение к прекрасному и чувство личной
ответственности за общее дело.
• Прививать привычку выполнять задания аккуратно и в
соответствии с требованиями.
Оборудование и материалы:
1.Художественные материалы: листы бумаги, кисти, пищевые
красители, клей ПВА, мука, растительное масло, йогурт, соль,
мелки.
2. Раздаточный материал:
2.1 Карточки для выполнения задания № 1
2.2 Карточки для выполнения задания № 2
2.3 Карточки для выполнения задания № 32.4 Карточки для выполнения задания № 2
I. Организационный момент 3 мин.
Ход урока
Слова учителя: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Сегодня занятие необычное у нас,
Оно будет полезным для вас,
Тему сами вы определите,
Когда страну Загадкино посетите!
Все учащиеся класса делятся на команды,
Мир загадок:
Ими рисуют,
Красят заборы,
Машины стальные,
И пароходы!
Ответ: Красками
Белые, цветные
бывают,
В банках разных
проживают,
На палитре девицы,
Цветные сестрицы,
Лист бумажный
красят,
Чтобы их наносить,
Когда кистью
Водицей нужно
разводить!
Ответ: Краски
мажут!
Ответ: Краски
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
Ответ: Краски и кисть
Я в руке своей держу радуги
кусочек.
Он поможет серый мир
превратить в цветочек.
Ответ: краски
И, так, какая тема нашего занятия? (ответы детей)Друзья, откройте шире глазки,
Вас удивят сегодня “Краски”!
Пусть занятие пройдет на славу.
“Не падать духом – наш девиз”.
Гостей порадуют команды,
И будет все у нас на бис!
Давайте, мы сейчас с вами, определим актуальность и проблему, и
практическую значимость, связанную с этой темой нашего
исследования.
Как вы думаете, в чем актуальность нашей работы?
Актуальность: Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни?
Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги,
стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без
красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился
найти способ разукрасить действительность.
Я очень люблю рисовать и любоваться произведениями живописи
современными и созданными много веков назад, поэтому тема
«Краски в повседневной жизни с древних времён и до наших дней»
меня заинтересовала. Но не все дети знают, какие бывают краски, из
чего они изготовлены, и можно ли сделать краски в домашних
условиях. Мы решили разобраться в этом вопросе.
А как вы можете сформулировать проблему?
Проблема.
Краски изготавливают химическим способом, они вредны для
здоровья. Мы решили изготовить безвредные, экологически чистые
краски.
И в чем может заключаться практическая значимость?
Практическая значимость: Полученные данные можно
использовать на уроках ИЗО и дома, научить других. Домашние
пальчиковые краски – большое подспорье для родителей: безопасно,
дешево, красиво и быстро.
Вводная беседа.
Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать своё
жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, ещё живяв пещере, первобытный охотник начал изображать на её стенах
людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом
художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много
лет, и художники стали использовать самые разные материалы:
дерево, металл, глину, кость, камень, бумагу, стекло и даже
болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там
различные произведения художников, скульптуры, керамическую
посуду и многие другие экспонаты.
А кто знает, что такое краски?
Краска — всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во
все цвета.
А кто же первый изобрел краски?
Самым первым художником был древний человек. В это же время
появилось искусство на стенах пещер и на скалах человек начал
рисовать зверей и людей. Самые древние картины найдены в Иране.
Их возраст более 40000 лет. (презентация)
Ребята, кто знает, что было первой краской? Краской была
глина (прародительница современной гуашевой краски). Она бывает
разных цветов: желтая, белая, красная, голубая и зеленоватая. А
черной краской для них служила обыкновенная сажа от костра.
Краской могут быть и овощи. В каком фильме красила щеки дочери
матушка? (в фильмесказке режиссёра Александра Роу «Морозко»!)
Физ. Минутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Сегодня мы будем своими руками изготавливать краски разными
способами, а потом каждый нарисует свой рисунок.
Это пальчиковые, витражные, йогуртовыеОрганизация рабочего места.
Но и это ещё не всё. Любой художник, исследователь начинает
работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно
заниматься творчеством.
Сейчас мы этим и займёмся.
для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на
неё клеёнку;
чтобы вы не запачкали одежду, нужно одеть фартучки, которые
лежат на столе;
чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать
в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука;
кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно
обмакнуть полхвостика.
5. Подготовка к выполнению практической работы.
Ребята, перед вами на столе лежат поддоны с материалом для
эксперимента..
Прежде, чем начать работу, вы внимательно прочитайте
инструкцию, что не понятно, спросите, а потом начнете выполнять
работу.Примечательно, что такая роспись по стеклу витражными красками,
за счет клейкой основы, легко превращается в своеобразную
наклейку. Подобные рисунки легко снимаются.Рефлексия:
Быстро время пролетело,
Пора итоги подводить.
Вы мне скажите откровенно,
Мы будем дальше опыт проводить?
Тогда красный смайлик поднимите,
Если вы довольны всем,
И смело все в науку вы идите,
В ней много не изученных проблем.
Если не понравилось, то синий,
Поднимите смайлики друзья.Я, поверьте, приложу все силы,
Исправить, то, что не получилось у меня!
«Да, нет». Ответьте на вопросы, поднятием цветного смайлика.
(Да – красный смайлик, нет – синий)
Понравилась вам такая форма работы?
Довольны вы результатом своей работы?
Урок оказался полезным?
Итог урока: Самодельные краски и рисунки.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы, “До свиданья!
До счастливых новых встреч!”
Исследовательская деятельность способствует развитию
личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
УУД, а также устанавливать межпредметные связи.
Личностные :
• адекватная самооценка;
• позитивное отношение к самому себе;
• формируется мотивационная основа учебной деятельности;
Регулятивные:
• дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действий и вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
• строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение,
синтез;• фиксировать информацию с помощью практикума.
Коммуникативные:
• строить понятные для партнёра высказывания;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
•
учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение
и позицию;
В чем польза красок? Они помогают развивать: мелкую моторику,
координацию руки, ловкость и силу пальчиков, цветовосприятие,
воображение, речь. А еще помогают у вашего ребенка
сформировать: художественный вкус, творческое мышление,
самостоятельность.
Завершение занятия: Вы хорошо работали сегодня и теперь вы
заслужили подарки и угощения. Вам ребята за хорошую работу
яркие разноцветные угощения.