Сценарий
интеллектуально-познавательной игры
по физике «Умники и Умницы»
Преподаватель: Казьменко Е.К.
2016 г.
· Цели мероприятия:
- образовательная: формировать умение активизировать и планировать, объяснять физические опыты и явления;
- развивающие: создать условия для развития познавательной деятельности, расширения кругозора, умения работать в группе, развития внимания, мышления обучающихся;
развитие интереса к дисциплине;
- воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции.
· Форма проведения: интеллектуальные состязания
· Место проведения: лаборатория физики
· Оборудование: плакаты, магнитная доска, «карточки-ответы», творческие работы обучающихся, выставка книг.
· Участники мероприятия: студенты перового курса агрономического, ветеринарного и технико-экономического отделений.
Сценарий
«Вглядитесь пристально вокруг
И Вам понятно станет вдруг,
Что физика-царица-мать,
Её для жизни надо знать!
Преподаватель физики: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады видеть Вас на нашей интеллектуально-познавательной игре «Умники» и «Умницы». В нашей игре принимают участие две команды: команда девушек «Умницы» и команда юношей «Умники». Они будут соревноваться в различных конкурсах и показывать свои знания. Давайте познакомимся с нашими командами (представление команд).
Преподаватель физики: Окружающий нас мир очень многообразен. Материальны все физические тела и вещества, а также частицы, входящие в состав атомов. Все, что происходит вокруг, сильно интересует и волнует всех жителей нашей планеты, именно поэтому мы решили провести сегодняшнюю игру.
Ведущий: А оценивать наши конкурсы будет компетентное жюри в составе: Дубовой В.В. – директор техникума, Апевалова Л.Н. – зам директора по учебной работе, Сорокина Е.А. – руководитель отдела по воспитательной работе.
Итак, мы начинаем.
Ведущий: 1 конкурс – «Блиц-вопросы»
В этом конкурсе проверяются знания, умения логически мыслить, сообразительность.
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Команда, набравшая меньшее количество баллов, проигрывает.
Вопросы блиц - конкурса (первого)
1. В какой стране одновременно бывает и яркий день, и глубокая ночь? (в России)
2. Какая планета самая большая? (Юпитер)
3. В каких единицах (в СИ) измеряется плотность пуха? (кг/м3)
4. Общее название двенадцати созвездий?
5. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)
6. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (Их массы одинаковы)
7. Какой синоним словосочетания «поваренная соль»?
(хлористый натрий)
8. Кто в России изобрел трансформатор? (П.Н. Яблочков)
9. В какой стране родился и жил Джоуль? (Англия)
10.Назовите химический элемент, который нашли сначала на Солнце,
а потом уже на Земле? (Гелий)
Вопросы блиц - конкурса (второго)
1. Кто автор изобретения, память о котором отмечается 7 Мая?
(А.С.Попов)
2. Кто говорит на всех языках? «Эхо»
3. В каких единицах (и СИ) измеряется масса атома? (кг)
4. Какую планету Солнечной системы называют «звездой»? (Венеру)
5. Каким прибором измеряют работу электрического тока? (Электрический счетчик)
6. Как называется самое распространенное вещество в природе? (Вода)
7. Как фамилия ботаника, открывшего движение молекул вещества? (Р.Броун)
8. Каким прибором измеряют атмосферное давление? (барометром)
9. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (1/2)
10.Может ли страус назвать себя птицей? (нет: он не умеет говорить)
Ведущий: 2 конкурс - «Отгадай формулу»
Обеим командам необходимо составить формулу, используя соответствующие карточки.
За каждую правильно отгаданную формулу команде присуждается 1 балл.
Время выполнения задания – 3 минуты.
1) 2) 3) T= t+2730 4) Ek=mqh 5) Е=Еk+Ep
6) Ep= 7) T= 8) ρ = 9) P=m
10) F1=-F2
Например,
F ; ma ; ;
Ведущий: 3 конкурс - «Ключевое слово»
В качестве ключевого слова обеим командам предлагается: «КОНДЕНСАТОР».
Из букв, входящих в данное слово, нужно составить слова, связанные с физикой.
Побеждает та команда, которая составит максимальное количество слов.
Время выполнения задания – 2 минуты.
Например, конденсат, роса, ток, дано,…
Ведущий: слово предоставляется жюри (озвучиваются промежуточные результаты обеих команд за три конкурса).
Ведущий: 4 конкурс – «Ребусы».
Командам следует разгадать ребусы. Учитывается правильность и время выполнения. Какая команда ответит быстрее и правильнее, та и будет победителем.
Ведущий: 5 конкурс – «Физика в загадках».
Этот конкурс требует быстроты мышления, сообразительности, эрудированности.
Побеждает команда, отгадавшая максимальное число загадок.
1. Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Ходит весь век. А не человек. (Часы).
2. Языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
3. Мигнет, моргнет в пузырек нырнет. В пузырек под потолок - ночью в комнате денек (Лампочка).
4. Я под мышкой посижу и что делать укажу: или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Термометр)
5. Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета)
6. Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (Тень)
7. В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (Волны)
8. Весь я сделан из железа. У меня ни ног. Ни рук. Я по шляпку в доску влезу, а по мне стук и стук. (Гвоздь)
9. То, как арбузы, велики, то словно яблоки мелки. Они не могут говорить, но могут все определить (Гири)
10. Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди. Он все будет впереди (Горизонт)
11. На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – у нее теперь ангина (Град)
12. Чего в комнате не видишь (Воздух)
Ведущий: 6 конкурс – «Музыкальный»
Ведущий называет слово, а команды должны спеть строчку из песни, с данным словом (кто быстрее).
Слова: время, путь, часы, минуты, Солнце, Земля.
Например, слово «год» - «А годы летят, наши годы, как птицы летят, и некогда нам оглянуться назад».
Время на обдумывание – 2 минуты.
Ведущий: Слово предоставляется жюри
(озвучиваются результаты 4,5,6 конкурсов)
Ведущий: 7 конкурс – «Рифмоплет»
Задание: игроки должны написать стихотворение на тему важности науки физики из рифмующихся слов: раз-сказ; наука-скука, мудрец-наконец, сказать-читать, объяснить-быть.
Например:
Послушаем, на этот раз
Вот о чём пойдет наш сказ.
Ведь очень важная наука
Физика, совсем не скука.
Тот будет истиной мудрец,
Кто всё усвоит наконец.
Ещё хотим мы вам сказать:
Надо физику читать.
Чтоб суметь всё объяснить,
Надо грамотными быть.
Ведущий: 8 конкурс- «Домашнее задание»
Команды представляют творческие работы по физике, выполненные в различной технике, которые сопровождаются комментариями. Творческие работы были выполнены студентами в течении 1 месяца и представлены в готовом виде на интеллектуально-познавательную игру «Умники и «Умницы».Например, модели, макеты, схемы и т.д.
Ведущий: Соревнование завершено
Но хочу сказать одно:
Чтоб в науках разбираться,
Надо много заниматься.
И тогда без промедленья
Разрешите все сомненья-
Что известно, а что ново.
А пока, жюри, вам слово
(Жюри подводить итоги игры)
Командам вручаются памятные дипломы.
Примечание: Паузы между конкурсами игры заполняются полилогом с болельщиками.
I. Вопросы для болельщиков
1 .Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все месяцы)
3.
Что
может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
(почтовая
марка)
4. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше это делать ложкой)
5. Как называется единица, служащая для измерения силы тяжести? (ньютон)
6.
Изготовление,
какого продукта никогда не удается с первой попытки?
(первый блин комом)
7.
Какое
вещество в земных условиях может существовать в трех агрегатных
состояниях? (вода)
8.
Собака
была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров.
Как ей это удалось? (веревка
не была ни к чему привязана)
9. По какому городу течет кровь? (по Вене)
10. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (запасное)
11. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (имя)
12. На какой вопрос нельзя ответить "да"? (Вы спите?)
13. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда - облака. (Барометр)
14. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
15. Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)
16.
Был
один Антошка, посмотрел в окошко - там второй Антошка! Что это за
окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
17. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)
18. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)
19.
Вечером
наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.
(Роса)
20. На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд Нам погоду узнаёт. (Барометр)
21. Какое поле нельзя засеять?
Ответ. Электрические и магнитные поля
22. Какой проводник не принесет вам чая в поезде.
Ответ Электрический проводник.
23. Какие кольца нельзя надеть на палец?
Ответ. Кольца Ньютона.
24.3акакую решётку нельзя упрятать?
Ответ. За дифракционную решётку.
25. Какой кулон нельзя повесить на шею ?
Ответ. Единицу измерения электрического заряда - кулон.
26. Какая моль не проедает одежду?
Ответ. Единица измерения количества вещества - моль.
II. Загадки с подсказками
Загадка первая
Ведущий: Что это? Подсказки:
1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
4. Он всегда целенаправлен.
5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.
(Ответ; компас) - сопровождается демонстрацией (рисунок)
Загадка вторая
Ведущий: Она - об уникальном путешественнике. Кто он? Подсказки:
1. Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор пал на него.
2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
3. Сын крестьянина,
ученик ремесленного училища, рабочий,
студент, курсант аэроклуба.
4. Совершенное им прославило человеческий разум, его Родина.
5. Ему принадлежи!
историческая фраза, сказанная перед началом
дороги: «ПОЕХАЛИ».
(Ответ: Ю.А.Гагарин) - сопровождается демонстрацией (рисунок)
Загадка третья
Ведущий: Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них.
Подсказка:
1. Как орудие воины это изобретение упоминается в источниках XIII в, XV в, в конце XVIII в и середине XV в.
2. Данное изобретение используется в мирных целях.
3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай.
4. В Европе (XIIII») его разновидность получила название -«летающий огонь», или «огненный волан», а в середине ХХ в – имя милой девушки.
5. Это изобретение - основной донги гель космических кораблей.
(Ответ:ракета) - сопровождается демонстрацией (рисунок)
Загадка четвертая
Ведущий: Речь идет о живом существе. Кто оно?
1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
2. Мощность, развиваемая его сердцем, 22 Вт
3. Его мозг за 0,05с. распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
4. За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
5. Это самое умное существо на Земле.
(Ответ: Человек.)
III. Пословицы и поговорки
1. Что имеют в виду, когда говорят: «Пошло дело, как по маслу»?
Ответ. Уменьшение силы трения.
2. О каком явлении гласит пословица: «Ему и беда, что с гуся вода»?
Ответ. Несмачиваемость.
3. На какое явление намекает поговорка: «Как соломинка и янтарь»?
Ответ. Электризация тел.
4. О чем спрашивается в поговорке-загадке: «Чего с земли не поднимешь»?
Ответ. Тень.
5. Действительно ли падают звёзды?
Ответ. Нет, это метеоры.
6. О каком явлении говорит пословица: «Как аукнется, так и откликнется»
Ответ. Эхо
IV. Ученые-загадки
1. В чем сущность явлений – на это ответ
Искал сиракузский мудрец.. АРХИМЕД
2. Быстрей ли то падает, что тяжелей? –
И это проверить решил.. ГАЛИЛЕЙ
3. В структуре атома, как в Солнечной системе, есть комфорт.
Нам это доказал английский физик.. РЕЗЕРФОРД
4. О силе гравитации закон нам вывел знаменитый…НЬЮТОН
Вопросы:
1. Единица расстояния в навигации? (МИЛЯ)
2. Разновесы к весам (ГИРИ)
3. Мельчайшая частица вещества (АТОМ)
4. Закон всемирного тяготения открыл (НЬЮТОН)
5. В ваттах измеряется (МОЩНОСТЬ)
6. При помощи весов измеряют (МАССУ)
7. Плотность вещества обозначается «ро» (ρ)
8. Сила: векторная или скалярная величина? (ВЕКТОРНАЯ)
9. Скорость – это величина или единица измерения (ВЕЛИЧИНА)
10. Отрицательный ион называется (АНИОН)
V. Вопросы для болельщиков. «Знакомые величины»
«Знакомые величины»
Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки поставить Тим в соответствие одну из физических величин. Если отгадано с первой попытки, то команда зарабатывает 3 балла. Со второй – 2 балла, ну, а с третьей – 1 балл.
Вопрос команде №1
1. Пеший конному не товарищ;
2. поспешишь – людей насмешишь;
3. тише едешь – дальше будешь.
О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость)
Вопрос команде №2
С какой физической величиной можно связать эти пословицы:
1.не все на свой аршин меряй;
2.семь раз отмерь - один раз отрежь;
3.без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина)
Вопрос команде №1
1. Плохи дела, где сила без ума;
2. без уменья и сила ни при чем;
3. через силу и конь не тянет.
О какой физической величине речь? (Ответ: сила) Вопрос команде №2
1. Мал золотник да дорог;
2. своя ноша не тянет;
3. тяжело понесешь - домой не донесешь.
Назовите физическую величину (Ответ: масса).
(В это время конкурс для болельщиков (за правильный ответ- жетон))
1. Крыльями машет, а улететь не может, (ветряная мельница)
2. Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится.(Лыжник)
3. Загляните под окошко - там растянута гармошка.
Но гармошка не играет, нам квартиру согревает. (Батарея)
4. В воде
не тонет и в огне не горит,
Вода по воде плавает. (Лед)
5.Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет? (Туча.)
6. Меня она рождает, а я - ее. (Лед и вода)
7.Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень.)
8.Словно дождь прошел под утро и остался на траве. (Роса)
9.И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)
10.Висит, сверкает. Возьмешь в руки - тает. (Сосулька)
11.« ...Мой характер не сломить, меня никак не положить, хоть старайся,
расстарайся, никогда тому не быть», (неваляшка)
12.Чего с земли не поднимешь? (Тень)
Конкурс для капитанов: "Дальше, дальше...".
Задание: за 1 минуту ответить на большее число вопросов. Если затрудняетесь, то говорите "дальше". За каждый ответ 16.
Вопросы 1 команде.
1 .Наука, изучающая природные явления (физика)
2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)
3. Прибор для измерения силы (динамометр)
4. В чем измеряется объем? (м3)
5. Величина, характеризующая быстроту движения (скорость)
6. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести)
7.Сила измеряется в ... (ньютон)
8.Работа обозначается (А)
9.Сосуды, соединенные между собой трубкой, называют ...
(сообщающимися)
10.Как определить пройденный путь? S=
Вопросы 2 команде.
I. Кто из ученых воскликнул: "Эврика!" (Архимед)
2. Линия, вдоль которой движется тело (траектория)
3. Прибор для измерения массы тела (весы)
4. Из чего состоят все тела? (молекула)
5. Какой буквой обозначают время? (t)
6. С глубиной давление ...(увеличивается)
7. В формуле F=mg , g - это ... (ускорение свободного падения)
8. Единицей измерения скорости является (м/с)
9.Формула силы упругости (F=k*x)
10. Как зовут преподавателя физики? № кабинета физики (20)
Преподаватель физики:
По физике всё мы повторили
Материал мы закрепили
Молодцы! – скажу я вам
И пожелание всем дам:
Вперед, ребята, так держать!
В познанье мира преуспевать!
До свиданья, до новых встреч!
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.