Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"
Оценка 4.8

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
русская литература
8 кл—9 кл
05.02.2017
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"
Конспект Встреча с мудрецами.docx
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе: «Интеллектуальная игра «Встреча с мудрецами» Участники: 8А класс (8 человек) Команда «Умники»                       9А класс (9 человек) Команда «Грамотеи»                       9Б класс (8 человек) Команда «Знатоки» Срок проведения мероприятия: 7 декабря 2016г. Оборудование:  книги   со   сказками   А.С.Пушкина   ("Сказка   о   царе   Салтане,   с   сыне   его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" 9А класс, "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 8А класс, поэма «Руслан и Людмила» 9Б класс), мультимедийная презентация «Словарь устаревших слов по поэме А.С.Пушкина   «Руслан   и   Людмила»,   подготовленная   учащимися   8А   класса,   «Большой иллюстрированный   словарь   русского   языка»   В.И.Даля,   выставка   рисунков   «Русский колорит». Цель: формирование читательских интересов; развитие речи, памяти, расширение кругозора, словарного   запаса,   творческих   способностей,   воображения   учащихся,   художественно­ эстетическое воспитание детей средствами литературы. Задачи:  Образовательные:  расширять   и   углублять   знания   учащихся   по   литературе, формировать умение работать самостоятельно;  Развивающие: развивать умения анализировать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;  Воспитательные:  способствовать нравственно­эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время  игры,  способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, развитию интереса к родному языку.     Планируемые результаты:  Предметные: Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью  толкового словаря. Знать структуру и назначение толкового словаря, пользоваться  толковым словарём в практических целях.  Личностные: Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной  деятельности.   Метапредметные:              Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.  Познавательные: находить информацию, анализировать ее содержание.  Коммуникативные: сотрудничать с участниками  интеллектуальной игры при  выполнении учебной задачи. Форма: Урок­игра. Условия игры:  Участники должны пройти 3 этапа конкурса­игры (встретиться с тремя мудрецами,   которые   дают   им   определенные   задания),   Игра   предусматривает   работу   с текстами сказок А.С.Пушкина, работу со словарем и пополнение багажа лингвистических знаний.                       Этапы: 1 Вступительное слово. Показ мультимедийной презентации. Представление команд, капитанов команд, представление «мудрецов»  (10 минут) 2 Конкурсы: Разминка (домашнее задание). (5 минут) ­ ­ Встреча с мудрецами, выполнение заданий по станциям (задания на время – 5 минут на каждой станции): (15 минут) 1. В гостях у мудреца Слововеда:  найти устаревшие слова в тексте (каждая команда работает со своей сказкой).  2. В гостях у мудреца Толковеда: определить значения найденных устаревших слов (из собственного опыта, с помощью толкового словаря В.И.Даля)  3. В гостях у мудреца Языковеда:  заменить устаревшие слова на современные синонимы в предложенных цитатах. 3.  Итог. Музыкальный номер. Награждение. (10 минут) *Резерв: выбрать лучший рисунок, представленный на выставке (от каждой команды).                                                                                                                                       Ход игры “ Встреча с Мудрецами”: I. Вступительное слово.  (Звучит музыка из программы «Что? Где? Когда?» Начало игры.) ­   Мы   очень   рады   видеть   всех   вас   у   нас   в   гостях,   мы   вас   очень   долго   ждали   и готовились к встрече. Поэтому я надеюсь, что вы будете слушать внимательно то, о чем мы вам расскажем, и вам будет интересно. 22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля, и эта дата несколько лет отмечается в России как День словаря. И в честь этого замечательного дня мы с вами проводим интеллектуальную игру «Встреча с Мудрецами». Здесь у нас собрались ценители русского слова. Три команды – команда «Умники» 8А класса   (капитан   команды   –   Золотова   Анна),   команда   «Грамотеи»   9А   класса   (капитан команды   –   Подморин   Алексей)   и   команда   «Знатоки»   9Б   класса   (капитан   команды   – Домаков Евгений). Сегодня мы с вами вновь встретимся    со сказками А.С. Пушкина. А разговор у нас пойдет об устаревших словах, которые встречаются в этих сказках.    Устаревшие   слова   ­   что   это?   Попробуйте   сами   дать   им   определение.   Правильно, устаревшие   слова   –   это  слова,   которые   употреблялись   в   прошлом  и   обозначали предметы, которые ушли уже из нашей жизни.  Например, терем, гусли, бояре.  У А.С.Пушкина   много   сказок   написано   с   использованием   таких   слов.   Они   делают произведение ярче и достовернее. Именно из сказок мы узнаем, как раньше назывались те или   иные   предметы,   понятия.   Поняв   значения   устаревших   слов,   мы   лучше   смогли   бы представить время, в которое писал А.С.Пушкин. Некоторые слова очень легко понять, но многие из них без расшифровки не поймешь. Где же мы можем узнать значение устаревших слов? Правильно, в словарях. И на уроках литературы вы уже познакомились и поработали с   толковым   словарем   Владимира   Ивановича   Даля   (показываем   словарь).   Сегодня   мы попробуем найти устаревшие слова в сказках Пушкина и постараемся либо самостоятельно объяснить их значение, либо при помощи этого толкового словаря. А также попробуем перевести устаревшие слова на современный русский язык.  Цель нашего мероприятия ­ постараться убедить вас в том, что читать нужно как можно больше, что чтение улучшает вашу память, развивает речь, помогает вырасти вам воспитанными и грамотными людьми. Для этого вам потребуется встретиться с мудрейшими из мудрейших – побывать в гостях у мудреца   Слововеда,   у   мудреца   Толковеда   и   у   мудреца   Языковеда.   Они   не   только предложат выполнить вам задания, но и помогут с ними справиться.  А для начала, хотим вам показать презентацию, которую подготовили учащиеся 8А класса. Читая  на уроках литературы поэму «Руслан и  Людмила», мы  натолкнулись  на большое количество устаревших слов в тексте. Разобравшись с их смыслом при помощи словаря, ребята нарисовали иллюстрации к этим словам, чтоб лучше их запомнить. Может и вам наша работа поможет в сегодняшнем соревновании. (Смотрим) Перед тем, как вы отправитесь по станциям, хотим предложить провести небольшую разминку. Для каждой команды мы выбрали одну из сказок А.С.Пушкина, с которой ребята  будут  сегодня  работать.  Давайте   отгадаем   названия   этих  сказок!  Для  этого капитаны команд прочтут по небольшому отрывку из каждой сказки, а мы попробуем отгадать   их   названия.   Лучший   чтец   заработает   дополнительный   балл   для   своей команды, как и игроки, которые отгадают названия этих сказок! Итоги подведем в конце игры. (Слушаем чтецов).           Спасибо ребята, а сейчас вас ждут мудрейшие из мудрейших. Капитаны команд получите карточки. Первая буква на вашей карточке подскажет, к какому мудрецу лежит у вас тропинка. В добрый час! (Играет музыка «Станции») Станции: В гостях у мудреца Слововеда        Для каждой из команд выбрана сказка А.С.Пушкина. В ней отмечены закладками отрывки. Мудрец ребятам читает их вслух. Учащиеся должны назвать по ходу чтения устаревшие   слова.   Капитан   команды   записывает   эти   слова.   Мудрец   проверяет результаты и записывает в карточку количество правильно найденных слов.  (Играет музыка «Станции») В гостях у мудреца Толковеда               Учащимся   предлагается   объяснить   смысл   устаревших   слов   сначала самостоятельно,   а   если   возникли   трудности,   предлагается   прибегнуть   к   помощи словаря. Нужные словарные статьи предварительно заложены закладками. Прочитав статью, ребята должны своими словами дать объяснение. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общий результат мудрец заносит в карточку команды. Слова: (23) Карла ­ человек необычайно малого роста Кольчуга ­ доспех, рубашка из железных колец Кафтан ­ верхнее мужское платье Боярин – знатный человек, приближенный к царю Кушак – пояс  Воевода ­  военачальник Палаты – дворец, великолепное здание Клюка – палка, крючок загибом Светлица­  комната,часть крестьянского жилища Лукоморье – морской залив Перст ­ палец Уста ­губы Латы ­ металлическая, обычно стальная одежда, броня Очи ­ глаза Яства ­ еда Хоромы ­ жилые деревянные строенья Туалет ­ стол, с зеркалом  Челядь ­ прислуга Престол – трон царя Рать ­ войско Чело ­лоб Витязь ­ храбрый воин, герой, рыцарь, богатырь Черница ­ монашка (Играет музыка «Станции») В гостях у мудреца Языковеда          Учащимся предлагается заменить устаревшие слова современными синонимами. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общий результат мудрец заносит в карточку команды. Образец: Сравнение оригинального текста и переделанного. Текст оригинала                       Текст переделанный  Например:  «Смотрит в поле, инда очи» ­ смотрит в поле, даже глаза «И к обедне умерла» ­ и к церковной службе умерла Задание: (19) «Издалеча наконец» – из далека наконец «Правду молвить, молодица» – правду говорить, молодая девушка «Но зато горда,  ломлива» ­ но зато горда, упряма «Да сто сорок теремов» ­ да сто сорок высоких домов «Не кручинься, бог с тобой» ­ не грусти, бог с тобой «Тужит бедный царь по ней» ­ скучает бедный царь по ней «На подворье тишина» ­ во дворе тишина «В светлой горнице; кругом» ­ в светлой комнате, кругом «Печь с лежанкой изразцовой» ­ печь с выступом глиняным  «Так и станем величать» ­ так и станем называть «Вверх во светлую светлицу» ­ вверх в светлую гостиную Им она не прекословит, ­ им она не противоречит Ой вы, молодцы честные – ой вы, сильные парни Видит: нищая черница – видит: нищая монашка Ходит по двору, клюкой – ходит с палкой по двору Гроб разбился. дева вдруг – гроб разбился, девушка вдруг И трубит уже молва: ­ и говорит уже народ Свадьбу тотчас учинили, ­ свадьбу тут же устроили «И прищелкивать перстами» ­ и прищелкивать пальцами (Играет музыка «Станции»)                                                  Заключительный этап Все команды находятся на своих местах. Мудрецы выстроились в ряд.  ­ Знатоки русского слова, вы прошли сегодня испытания, целью нашего мероприятия было познакомить вас с рядом устаревших слов, дать им объяснение и запомнить их значения. Рефлексия: Достигли ли мы своей цели?  Понравилась ли Вам игра? (Ответы учащихся). Пока мудрецы подводят итоги, предлагаем вам посмотреть музыкальный номер  «Цыганский танец» в исполнении Богдановой Анастасии и Череповецкой Анастасии. Награждение: (Играет музыка. Вручение дипломов.) Сегодня Вам вручаются дипломы  Школы мудрецов (вручают мудрецы) I место ­ II место ­  III место ­  Лучший капитан команды– *Дополнительно: просим подойти команды к выставке рисунков и проголосовать за  лучшую работу. Список используемой литературы и Интернет – источников 1. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. 2. Биржакова Е.Э., Войнова Л.А., Кутина Л.Л. Очерки по исторической лексикологии  русского языка XVIII века. ­ Л., 2005. 3 Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. 5. Гофман В.А. Язык Пушкина.— В сб.: Стиль и язык А.С. Пушкина, М., 1987. 6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. ­ М., 1978. 7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3­х т. Т.1 Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит.,1985.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017