Мероприятие рассчитано на учащихся начальных классов. Цель: Познакомить с русской народной деревянной игрушкой матрешкой с историей её возникновения.
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Стихи, песни, танцы и частушки. Дети рассказывают о матрёшке, о её происхождении, о видах матрёшек.
Праздник русской матрёшки.
Цель: Познакомить с русской народной деревянной игрушкой матрешкой с историей её
возникновения.
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему
красоту на радость людям.
Возрастная категория, на которую ориентировано мероприятие:14 класс
Оборудование: игрушки матрёшки, иллюстрации матрёшек, стол с предметами народного
промысла ( самовар, деревянные ложки, чайник, сушки)
ХОД ПРАЗДНИКА
Зал празднично украшен, макет матрёшки, стол с народными предметами.
Звучит народная (хороводная) музыка.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья Вам да радости!
Давно мы вас ждемподжидаем, праздник не начинаем.
Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли слышно? Всем ли места хватило? Если вы готовы,
начинаем праздник.
Ведущий:
Праздник наш начнем сейчас,
Есть задание для вас:
Вы загадку отгадайте,
Тему праздника узнайте!
8 кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Их как зовут? (матрешки)
Приглашаем всех гостей на ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ.
Ведущий:
Это уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским
самоваром стала символом России. Своим происхождением она обязана старому
японскому мудрецу.
( показ картинки фигурка Фукурумы)
Ученик:Этот дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство их пяти фигурок,
вставленных одна в другую.
Ученик1:
Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Малютин. Он
тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
Ученик 2:
Токарь московской мастерской Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по
собственным рисункам расписал её.
Голос из зала:
« Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто–то, увидев куклу.
Ученик:
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Ученик:
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.
Ученик:
С тех пор живет Матрешка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.
Ведущий:
Приготовьтека ладошки
Будем хлопать от души,
Развесёлые матрёшки
В гости к нам сюда пришли!
Под музыку входят Матрёшки (девочки )
(Звучит фонограмма песни «Хоровод Матрёшек»)
1я матрёшка:
Ой, да все мы круглолицы
Развесёлые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.2я матрёшка:
Я маленькая куколка,
Вы только посмотрите,
Ничуть не прихотливая,
Проста, но знаменитая,
Такая вот оказия. Хорошенькая я!
3я матрёшка:
Я – сувенир, я кукла, Меня все дети любят.
Старинная игрушка.
Я представляю Русь.
Матрешкою зовусь
Ведущий:
Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают
подходящий вид древесины. Изза мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или
берёзу.
Ученик1:
Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу —
неразборную — делают первой. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным
клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая
поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.
Ученик2:
Матрёшка, матрёшка, русская краса:
Румяные щёчки, глазки бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек
не найдёшь изъян!
Ученик 3:
На первый взгляд простая,
но радует взор
В росписи одежды затейливый узор,
Милая улыбка, загадка внутри…
Сколько же в ней куколок?
Нука разбери!
1 ученик.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё однаКукла в серединке.
2 ученик.
Эту куклу открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
3 ученик.
Вынь её и посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
В ней живёт шестая.
А шестой седьмая,
А в седьмой
Восьмая.
4 ученик.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Ведущий:
Вот, поставленные в ряд,
Сёстры – куколки стоят.
«Сколько вас?» у них вы спросим,
И ответят куклы:
Учащиеся (хором) Восемь!
Песня «Веселые матрешки»( танцуют девочки)
Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево,
вправо.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направоналево.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.Ведущий:
С праздником, Матрёшка!
С праздником тебя!
Добра и величава ты,
Как русская душа,
Проста, скромна, красива
и очень сердцу мила.
Матрёшка:
Спасибо за добрые слова,
Спасибо, что помните меня.
Ведущий:
Ребята, посмотрите, сколько вокруг нас матрешек, но нет даже двух одинаковых. У всех
разные наряды.
По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских и полховско майданских.
(Выходят 3 девочки с разными видами матрешек)
1 девочка. Знаменитая загорская матрешка чемто похожа на первую русскую матрешку.
Наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или
цветы.
2 девочка. В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки расписываются иначе.
Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты,
которые матрешки держат в руках.3 девочка. ПолховскоМайданская матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми
цветами. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта, а изпод платка обязательно
видны кудри – черные, завитые.
Ведущий:
Все матрешки петь хотят
И без музыки грустят.
К музыканту побегу:
Тут грустят матрешки
Поиграй для них немножко!
Хочу «Матрешкины частушки»!
«Матрешкины частушки»
Эй, матрешки хохотушки,
Запевайте ка частушки,
Запевайте побыстрей,
Чтобы, было веселей.
Я – Матрешка – сувенирВ расписных сапожках,
Прогремела на весь мир
Русская Матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяна я:
Щеки, словно розы.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Мы веселые матрёшки.
На ногах у нас сапожки.
В сарафанах наших пёстрых
Мы похожи словно сёстры.
Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и упаду,
Все равно не пропаду!
Гармонисту за игру,
Матрешечкам за пляску!
Гармонисту калачей,
Нам баранок связку!
Мы частушек много знаем,
Исполнять их обожаем.
Только время подошло,
Может свидимся еще.
Уж и пели, и плясали,
Вам старались угодить.
А теперь пора до дому
Нам, матрешкам уходить!
Ученик:
Ах, матрёшечки матрёшки, хороши, не рассказать!
Очень любят с вами дети петь, играть и танцевать.
Песня «Русские матрёшечки»( исполняет весь класс)Ученик:
Много лет матрёшке нашей,
Выжила, сквозь всё прошла.
Радует девчонок наших,
Не исчезла, к нам пришла.
Мы матрёшку сбережём,
Через годы пронесём.
Чтобы наши дети, внуки
Брали тоже её в руки.
Пусть недвижная, проста
Пустотела и толста.
Я матрёшечку люблю
И навеки сберегу.
Ученик:
Наши русские матрёшки
Не стареют сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Ведущий:
Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка малышей.
Матрешка украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Суть
русской матрешки остается прежней – дружба да любовь!
Ученик:
Старайтесь веру в сердце и любовь сберечь!
Добра вам, люди!
И до новых встреч!
Ведущий:
А, мы с вами прощаемся, наш праздник закончен.