Классный час
На тему «Путешествие в страну Лингвистики»
Цель: Расширение знаний учащихся о родном языке, о его разделах, воспитание
любви к русскому языку, родному краю.
1. Постановка проблемной ситуации. Определение темы мероприятия.
Ход мероприятия.
Читают высказывание Ф. Ларошфуко.
О чем говорится в этом высказывании?
На ваш взгляд о чем или о ком мы будем разговаривать?
2. Введение в тему.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Лингвистики, вместе с Котом
да Винчи, чтобы отобрать у злобного Зызяки клад, который он украл.
3. Пещера Орфография.
Возникла на пути преграда.
Чтоб проехать дальше, надо
Слова нам верно написать,
Не на "4", а на "5".
(От каждой команды приглашаются по одному представителю). Задание — на доске
они должны записать слова, являющиеся отгадками к предложенным загадкам.
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон).
Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом … (аккуратный).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей).
На большие расстоянья
Мчится он без опозданья,
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс). 4. Остров Старошоворушка.
Рассмотреть различные устаревшие слова. Постараться дать им определение.
Выполнить задание на соотношение.
5. Камни Паразиты.
Видит както гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
«Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…»
Можно трубку положить…
Всё уже сгорело!
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
«Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану!»
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану… Да, словапаразиты, словапустышки – эта проблема, за которой часто кроются наши
нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. Но бедой может обернуться
и бездумное употребление иноязычных слов. Ты прав. В любой газете мы можем
прочитать: «в эксклюзивном интервью», «отсутствие альтернативы». Кстати, во
Франции за применение в средствах массовой информации иностранных слов,
которым есть замена в родном языке, взимается штраф. Помоему, мудрое решение.
А как ещё сберечь то, что тебе дорого в наш рыночный век? И нам,
старшеклассникам об этом нужно задуматься. Ведь от нас зависит то, какой речь
станет завтра. Мы с тобой немного отошли в сторону, вернёмся к сленгу.
А.К.Бабкина утверждает, что сленг охватывает все области жизни, описывает
практически все ситуации, кроме скучных, поскольку сленговое слово рождается как
результат эмоционального отношение говорящего к предмету разговора. Молодому
человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным
рассказчиком. Но такая речь примыкает к грубо фамильярному слою обиходной
лексики, опошляет нашу речь и не может быть оправдана в общем употреблении. Она
говорит о не высокой культуре человека.
6. Джунгли Сленга.
Значительная часть сленгизмов образуется путём заимствования из иностранных
языков. «баксы», «бабло» деньги (американский сленг) «дэнс» от англ. «танцы».
Сленг заимствует единицы и из других подсистем русского языка: «дембель»
демобилизация (военный сленг) «зависать» прекратить выполнение работы (ЭВМ)
«грузить» много говорить «прайс» деньги (от английского «цена»). Ведущим
приёмом сленгового словообразования является каламбур: «стёпа» стипендия
«домашка» дом. Задание «дежурка», «жиртрест», «взрыв на макаронной фабрике».
Особое место в молодёжном сленге занимает «школьный» или «студенческий»
жаргон (сленг). «ботаник» «заучка» «двойбан», «банан», «дуля» двойка «не хватало
шага до победы» «4» «баунти», «отпад» «5». К сожалению, многие ребята
используют в своей речи «блатные», «хипповские» слова, вроде: «в натуре», «чмо»,
«лох», «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка
принято называть уголовным жаргоном (или «феней»). Так как основное хождение он
имеет прежде всего в криминальной среде представителей уголовного мира. Жаргон
–из франц. яз. «местная речь», «испорченное наречие».
В настоящее время жаргон нередко преподносится как противоположность
культурной речи. Рассмотрим, к примеру, термин «понт» напускная заносчивость,
высокомерие («Словарь Большого города». Осипов.). А словарь молодёжного сленга,
уточняет, что «понт» связан с обманом это хитрость, уловка с целью создать
видимость чеголибо:
«взять на понт» действовать обманом, хитростью
«понты кидать» рисоваться перед кем – либо, «беспонтово» бесполезно
«Понт» пришел из уголовного жаргона, «понтом» называли жертву шулера.
Мы провели опрос среди учащихся 10х кл. и выявили наиболее употребляемые
слова.
«бабки», «филки» деньги
«бакланить», «базарить» разговаривать
«бикса» девушка
«базар» беседа, дискуссия
«братан» лучший друг
7. Залив Мудрецов.
Работа с поговорками, необходимо дописать.
8. Город Удареньки.
Работа с правильными вариантами постановки ударения.
9. Рефлексия.
Сценарий внеурочного занятия "Путешествие в страну Лингвистики" (4 класс)
Сценарий внеурочного занятия "Путешествие в страну Лингвистики" (4 класс)
Сценарий внеурочного занятия "Путешествие в страну Лингвистики" (4 класс)
Сценарий внеурочного занятия "Путешествие в страну Лингвистики" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.