Сценарий урока в 3 классе.
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»
Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. (Слайд) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. (Слайд). В 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.конспект
конспект.docx
Сценарий урока в 3 классе.
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»
1. Организационный момент.
Ход урока
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок!
Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.
Посмотрите, как вы сидите? (в группах).
Верно, а как надо работать в группе? Вспомните правила (слаженно, слушать друг
друга, громко не разговаривать, Думай, слушай, высказывайся. Уважай мнение других.
Записывай идеи. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. Не бери всю инициативу на себя
Молодцы, думаю, у нас всё получится.
2. Введение в тему.(мотивация)
На доске размещены карточки с названиями литературных произведений и
именами их авторов.
Василий Иванович Белов «Малька провинилась…..»
В.П.Астафьев « Капалуха»
М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Что может объединять эти произведения?
Почему они все оказались в одной группе?
Дети высказывают свои предположения.
(1. Может быть, во всех этих произведениях говорится о бережном
отношении к живой природе.
(2. Наверно, писатели призывают людей быть внимательными по
отношению к братьям нашим меньшим)
(3. Что если, поэты и писатели доказывают своими произведениями
такую мысль: человексильный и мудрый и поэтому обязан беречь и
защищать мир природы)
(4. Возможно, писатели говорят о том, что все должны заботится о
своём потомстве)
У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос
остается пока открытым: действительно ли эти произведения объединяет
общность основной идеи и в чем она заключается?
3. Постановка учебной цели.
Так какая же будет цель нашего исследования?(Определить основную идею
этих произведений и проверить выдвинутые предположения)
Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы:
ПЛАН НА ДОСКЕ
1. Познакомится с биографией В.П.Астафьева 2.Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Капалуха»,выделить основную идею,
мысль, сравнить с идеей рассказов М.М.Пришвина и В.И.Белова
3. Узнать кто это капалуха?
4.Сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.
4 работа над текстом.
Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением в
разделе "Люби живое".
Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев.
О его биографии расскажет (ученица...
Портрет В.П.Астафьева. (Слайд)
Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе
Овсянка. (Слайд) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и
дедушка. (Слайд). В 18 лет ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело
ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.
Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом
он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось
"Васюткино озеро" первый рассказ для детей.
Виктор Петрович создал изумительные произведения
(Выставка книг) (Слайд )
«Васюткино озеро».
«Пастух и пастушка».
«Последний поклон».
«Кража».
«Царьрыба».
«Ода русскому огороду».
«Перевал».
«Звездопад».
4. Словарная работа. (Слайд)
В тексте нам будут встретятся трудные слова. Научимся понимать их. (работа в
группах со словарями.)
Альпийские луга высокогорные.
Пихта хвойное дерево.
Просека очищенное от деревьев место.
Пастьба место, где пасут домашний скот
Валежник сухие сучья, деревья.
Тайга хвойный лес
Черничник заросли черники.
Космы взлохмаченные пряди волос.
Покоробленный искревленые, выгнутый,вытянутое
5. Изучение нового материала.
Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь?
(Нет).
Почему? (Непонятное слово).
Какая задача стоит перед нами во время чтения рассказа? (определить, кого
автор называет капалухой?)
Чтение рассказа начинает учитель, затем ученики
6. вопросы после чтения
1)Читаем до слов «...называют ее капалухой) Кто же это капалуха?
(Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря.)
слайд
"Капалуха" Картинка глухарки (Слайд).
Ребята, а почему ее так называют и что это за птица?(Выступление
ученицы)
Глухарка светлокоричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже
и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
(Слайд) Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Обычно
держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с
деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище вылет птиц изпод снега.
Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они
тоже водятся.
7. Физминутка)
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем
Руки сложили назад.
8. Продолжение чтение рассказа
2)Читаем до слов «.....Вы поглядите на нее!»
О какой находке рассказывает автор?
Что решили сделать мальчики с гнездом? Какое правило они забыли?(Не трогать
гнезда, яйца, не приносить животных из леса) 3) Далее читаем до конца.
О какой любви идет речь в рассказе? (о любви матери к своим будущим детям)
Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалость к
капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу).
– А какие чувства вы испытали к мамекапалухе?
(Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).
А теперь давайте снова вернемся к рассказу.
9.Составление таблицы.
Давайте рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа,
составим таблицу сравнений. Мы работаем в технологических картах.
Найдите и прочитайте в тексте слова (действия), которые помогут описать
поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. Запишите
их в техн.карту
В начале рассказа
Поведение капалухи
В конце рассказа
(Дети выставляют слова, беря их со стола учителя, в 2 колонки)
1.
2.
3.
4.
5.
металась в стороны
крылья разброшены, мела ими
закостенели от неподвижности
пыжилась
и не могла взлететь
– Как вы понимаете такое состояние глухарки? ( Капалуха боялась за своих
будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.)
– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо? ( Они
были восхищены смелостью птицыматери, им стало её жаль).
Заполняем вторую графу.
Найдите слова, в тексте, которые указывают на то, как изменилось поведение
глухарки после ухода людей.
сидела на сучке
6.
вытянув шею 7.
8.
9.
10.
целилась на гнездо
плавно слетела
заползла в гнездо
распустила крылья
замерла
10. Обмен информацией
Посмотрите, все ли мы правильно подобрали или можно, чтонибудь поменять.
Итак, давайте сравним поведение птицы. Кажется, что внешне глухарка
успокоилась, а в душе?
(Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей, была
насторожена).
как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
11. Формулирование обобщения
Подвести итог обсуждения .
Как вы думаете, какова основная мысль произведения?
(Человек не должен относится к миру природы беспечно, не задумываясь о
последствиях.) (Человек должен ответственно и бережно относится к миру
природы)
оцените свою работу в группах( На уроке я узнал……… Мне было
интересно…….. Я хотел бы похвалить за работу……)
12. Подведение итогов, рефлексия.
Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказы М.М.Пришвина ,
В.И.Белова и В.П.Астафьева?
Составление синквейна на тему Капалуха, Малька, Утка
Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко, кто остался
равнодушным желтое сердечко. Ваши горящие сердца призывают всех: (Слайд
26)«Люби живое»
Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы
оно у нас не зачерствело.
Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её
красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе
стать красивее. Этот год объявлен президентом России Путиным В.В. годом охраны
окружающей среды.
13. Д/з
1)Читать и пересказывать рассказ
2) Прочитать другие рассказы В.Астафьева
Сценарий "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс
Сценарий "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс
Сценарий "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс
Сценарий "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс
Сценарий "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс
Сценарий "В.П. Астафьев «Капалуха»" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.