Урок в 9 классе по теме
«Музыкальная сцена сегодня».
Цель урока: понять взаимосвязь традиций и новаторства в современных
концертах.
Задачи:
1. Осознать значение концерта в жизни современного человека.
2. Ориентироваться в стилевом многообразии музыки XXXXI века.
3. Ориентироваться в жанрах музыки западноевропейских и отечественных
композиторов.
Ход урока:
Сегодня вы будете работать в группах.
На прошлом уроке мы с вами говорили… () правильно, о концерте. Что
такое концерт? Концерт один из видов публичных выступлений, в котором в
той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов
искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.
Дома вы должны были составить свою программу любого концерта .,
Ваши работы пригодятся вам для выполнения группового задания.
В течении урока мы должны понять взаимосвязь традиций и
новаторства в современных концертах.
Вы, наверняка, скажете – да зачем это нам знать? Ну вопервых, для
расширения вашего кругозора, вовторых, поняв специфику построения
концерта, вы сможете грамотно оценить просмотренный вами очередной
концерт, ну а втретьих, может быть некоторые из вас захотят сами
заниматься постановкой зрелищных мероприятий и захотят продолжить своё
обучение в наше Волгоградском институте культуры и получить
специальность режиссёра театрализованных представлений и праздников.
В нашем районном доме культуры работает режиссёром Васильева
Валентина Николаевна, которая непосредственно занимается постановкой
концертов, она имеет режиссёрское образование. Если кому интересна этапрофессия, можете посмотреть в интернете, в чём заключается работа
режиссёра.
Мы знаем, какие виды искусства должны присутствовать в концертах.
А теперь давайте мы с вами попробуем выделить концерты по целевому
назначению: праздничные, юбилейные, отчётные, а ещё есть смотровые и
текущие. Где могут проходить концерты? – на площадях, , в концертных
залах, в музеях, на специально отведённых оборудованных площадках. О
традициях мы уже сказали, а вот теперь о новаторстве в современных
концертах.
Посмотрите видео концерта французского музыканта Жана Мишеля
Андре Жарра, который проводил концерты по всему миру, собирая огромное
количество зрителей.
(просмотр видео – 2 мин)
И вот несколько отрывков из видео сенсейшн, это фестивали клубной
музыки, которые ежегодно проходят в больших городах разных стран. У нас
проходил в Ленинграде, а в этом уходящем году и в Москве.
(просмотр видео – 3мин)
На что вы обратили внимание? Правильно, на зрелищность, световое и
дымовое оформление. Но вы понимаете, что такие эффекты должны
выдаваться зрителю «порционно», не превышая нормы, потому что их
перенасыщение ведёт к нарушению работы головного мозга и выражается в
нарушении координации движения, возбуждение нервной системы. А так же
есть музыка, которую можно назвать вредной Она отличается частым
диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью и "бешенностью" своих
ритмов. Такая музыка олицетворяет собой современный ум и его состояние
стресса и напряжения, сочетает перевозбуждение с угнетающим влиянием.
Это вредно отражается на психике. Раз уж мы заговорили о здоровье, то
прежде чем мы приступим к работе, проведём физминутку. (побегали,
попрыгали, потянулись, руками поделали ножницы, повороты туловища
вправо, влево.) Молодцы.
А теперь переходим к практической части нашего урока. Не
забываем, что цель нашего урока понять взаимосвязь традиций и
новаторства в современных концертах.Ребята, вам сейчас предстоит составить программу современного
новогоднего концерта длительностью 40 минут с учётом всего того, что
вы узнали на прошедшем и сегодняшнем уроках. В таблицу записываем
номера; эффекты оформление, спецэффекты, зрительный ряд; сколько
человек участвует в номере; в графе примечание можете отмечать какие
либо дополнительные заметки. На работу вам даю 15 минут.
План работы:
1. Определитесь, какие виды искусства будут присутствовать в вашем
концерте (музыка песня (хор, соло, вокальноинструментальный,
инструментальный, вокальный ансамбли, дуэт, квартет и тд.; ); литература
– художественное слово; хореография – танец; театр – миниатюра;
цирковое искусство, конферанс.
2. Будет ли присутствовать зрительный ряд, какой
3. Световое оформление и спецэффекты.
4. Будет ли ведущий конферансье и в качестве кого он будет выходить на
сцену, объявлять номера («Мальчик Новый год 2016», Снегурочка с Дедом
Морозом; и т.д. )
5. Составление сценария.
Ко мне вопросы есть? Приступаем к работе. А с вами, ребята, мы проведём
интерактивный тест.
(интерактивная презентация у доски)
Ребята, напишите в тетрадях всё, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
Закончили составление программы концерта.
Зачитываем, редактируем.
Ребята, чья программа концерта была более удачная? Все молодцы!!!.ВЫВОД: ребята, на протяжении всего урока мы пытались понять
взаимосвязь традиций и новаторства в современных концертах.
В чём эта взаимосвязь проявляется?
Ответы детей.
Правильно. Остались традиционные виды искусств, присутствующие на
концертах, и современность внесла новаторские предложения – это
видеоряд, сопровождающий концерты, это голография, это спецэффекты . А
представляете, у вас места на балконе, а вы в очках каких нибудь 6D
наслаждаетесь выступлением артистов, будто сидите в нескольких шагах от
выступающих.
Подлинное уважение к традициям проявляется в их новаторском
переосмыслении. Новаторство — очередное звено в нескончаемой цепи
традиций. Так накапливается опыт искусства, осуществляется органичное
соединение современной культуры с передовой культурой прошлого.
Ребята, сдайте ваши работы.
Урок окончен.