Департамент по образованию администрации Волгограда
муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова
Дзержинского района г. Волгограда
400137, Россия, г. Волгоград, ул. 8 Воздушной Армии, 26а.
Занятие по портфолио
"Мои добрые дела"
в номинации
"Эффективная внеурочная педагогическая деятельность учителя,
работающего в вариативной начальной школе
в условиях введения и реализации ФГОС НОО"
Составила :учитель начальных классов
МОУ лицея №9 г.
Алёхина Светлана Владимировна
по книге Е.А. Андреевой, Н.В.Разваляевой
"Портфолио первоклассника",2012г.Занятие по портфолио «Мои добрые дела»
в рамках внеурочной деятельности
Цель:
формирование у детей представления о доброте, добре, добрых поступках;
расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека.
Задачи:
учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
развивать творческие возможности детей.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация, звездочки, плакат «Небосклон
добрых дел», карточки .
1.Настрой на работу .
Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам
свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в
свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам,
своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!
2.Вступительная беседа
Учитель. Сегодня мы продолжим работать с нашим портфолио.
Наше занятие будет необычным, мы будем говорить о том, чего глазами не
увидишь и посвящено качеству , без которого человек не может быть
человеком. Вашему вниманию представляются стихотворения, выученные
вашими товарищами. А вам нужно послушать и постараться догадаться о
каком качестве идет речь?
1 ученик.
Слово это серьёзное, главное, важное.То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
2 ученик.
В нем забота и ласка
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь придти вновь и вновь.
3 ученик.
Это качество
В сердце у многих живёт.
И о боли других позабыть не даёт.
Учитель.
и оно поважней,
чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец.....(добротахором)
Слайд 2.
Сегодня мы будем говорить о доброте. Что означает это слово?
(слушаются ответы детей)
Учитель обобщает: Доброта это отзывчивость, душевное расположение к
людям ,стремление делать добро другим.
Слайд 3.
Учитель: Очень приятно, что на первый план выходят такие понятия, как
«доброта»,
«милосердие»,
«доброжелательность»,внимание друг к другу.
«отзывчивость»,
человечность»,
«3. Формулировка темы. Беседа
Я решила сделать девизом нашего занятия пословицу:
Кто любит добрые дела тому и жизнь мила.
Слайд 4
Как вы ее понимаете?
О чем мы будем говорить сегодня на занятии?
Кто сформулирует тему занятия?
(Добрые дела)
Правильно.
Мы сегодня постараемся наполнить наше портфолио добрыми делами.
Работаем мы сегодня 3 командами.
Команда «Вежливых ребят» , команда «Добродушных ребят»,команда
"Дружных ребят"
Каждой команде предлагается выбрать из пословиц о доброте свой девиз.
(Конверт №1)
1.Добро помни, а зло забывай.
2.Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
3. .Добро творить себя веселить.
1 .Хорошо тому, кто добро делает, еще лучше тому, кто добро помнит.
2.Доброму
человеку Бог прибавит к веку.
3.Кто добро творит, тому зло не вредит.
1.Доброе дело дороже богатства.
2.Добро
3.И
добро надо делать с умом.
ходит по свету тихо.
Учитель. Как вы понимаете эти пословицы? (Пояснение детей)
А каким делает человека доброта?(Заботливым, внимательным, добрым,
счастливым, дружелюбным, приветливым, сочувствующим, любящим,
сострадающим,
обаятельным,
доброжелательным, чутким, красивым, вежливым, и. т.д.
человечным,
чутким,
терпимым,
Учитель: Добро и зло это главные основные понятия морали
(нравственности). Все что помогает человеку и природе идет на пользу добро, что вредит этому зло. Высшее проявление добра : мир и любовь к
Родине, к матери, другим людям, далеким и близким, к живым и мертвым, к
дому, к природе. Высшее проявление зла война, убийство.
Задание 2.Сегодня нам нужно провести грань между 2 понятиями: Добро и
зло. Возьмите конверт №2, достаньте слова и разложите
группы, прикрепите
все слова на 2
магнитами
под
словами: ДОБРО и
ЗЛО
Любовь
Сопереживание
Справедливость
Бескорыстие
Милосердие
Забота
Сочувствие
Сострадание
Готовность прийти на помощь
Учитель:
Безразличие
Предательство
агрессивность
Агрессивность
Зависть
Равнодушие
Эгоизм
Неуважение
Обман
Ненависть
Быть добрым не просто. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают
нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Давайте вспомним , какие сказочные герои творили добрые дела, приносили
радость окружающим, (ответы детей)
Слайд 5.
К нам в гости пришли сказочные герои из известного вам произведения.
Давайте послушаем о чём они нам расскажут.СЦЕНКА.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе
никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь.
Мы все должны помогать друг другу.
(подходит Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет
потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот
не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться)
Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое
доброе дело пропало даром.
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло.
Кнопка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя
шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих
ландышей?
Кнопка: А, для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто бы не знаешь. Сама ведь сказала: если совершу три
добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по твоему, должен совершать добрые
поступки? Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших
побуждений.
Учитель. Какое правило доброты вы услышали сейчас? (Добрые дела
надо совершать просто так)
А какие ещё правила доброты есть?
Слайд 6.Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их.
Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делайте добро для близких и друзей.
Не завидуйте!
Не вредничайте!
Не грубите.
Делайте добро для близких и друзей. Замечательное правило. Сегодня мы с
вами попробуем разобраться какие добрые дела вы можете делать для других.
Ребята, подведем небольшой итог сказанному и попробуем создать мини
проект "Твори добро" В нём вы должны отразить какие дела можете
совершить сами. В конверте №3 вам предлагается серия зарисовок. Вы
выбираете картинки по своей теме. Оформляете в проект. В конце работы
защищаете его. Время на выполнение 10 минут.
Каждая группа получает задание
1 группа работает над проектом "Помоги природе!"
2 группа "Делай добро для людей"
3 группа "Мои добрые дела в школе"
Слайд 7.Защита проекта.
Учитель. Конечно мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем
возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе» на фоне музыки.
Слайд 8
В природе есть Солнце звезда, которая ближе всех к нашей планете. Оно
нам светит, любит нас, греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка
увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять
увеличилась. Направляем лучик с добром звездочка стала еще больше.
Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло и
ласку. Теперь звездочка в вас становится большой, как Солнце. Поднимите
руки вверх и покажите какая у вас получилась звезда.
5.«Небосклон добрых дел»
Мы зажгли звездочки в себе. А вот когда вы делаете добрые дела на небе
загораются звезды. Да, да, совершив добро, каждую звезду человек зажигает
сам.
У вас в портфолио и на доске небосклон Добрых дел, давайте зажжем
сначала небосклон на доске. У вас на партах лежат звёздочки, вспомните и
напишите на них те добрые дела, которые вы совершали в школе. (Дети
зажигают небосклон школьных добрых дел)
Картина на доске "Небосклон добрых делА теперь зажжем небосклон в портфолио. (Дети заполняют портфолио)
6.Итог. «Делай добро»
Наше занятие подходит к концу. Вспомним о чём мы размышляли сегодня,
о чем думали, что нового узнали? Я бы очень хотела, что бы вы приобрели
желаемые и приумножили уже имеющиеся добрые качества.
Что же и теперь, после занятия, значит для вас слово доброта?
Поделитесь дома с близкими своими размышлениями, обсудите новые
добрые дела.
Список литературы:
1.Портфолио первоклассника/Авт.сост.: Е.А.Андреева,Н.В.Разваляева;под
редакцией М.С.Умновой. М.:Планета,2012.
2.Психогимнастика
http://www.shkolaradosti.kharkov.ua/article103.html
3. С.И.Ожегов. Толковый словарь.
школьников
для