Презентация по литературе на тему "Судьба малой родины в повести В. Распутина "Прощание с Матерой" (11 класс)
Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина - образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.
Судьба малой родины в повести
В.Распутина «Прощание с
Матёрой».
В своих произведениях писатель раскрывает
понятия нравственности, человечности…
У каждого человека есть своя
маленькая родина, тот кусочек земли,
который останется на вечную память в
сердце человека.
28.09.17
3
Природа близ Ангары, ставшая близкой в
детстве, оживёт и заговорит в книгах.
1977 год. Государственная
премия СССР за повесть
«Живи и помни»
• В 1972 году Распутин написал очерк
«Вверх и вниз по течению». Герой
очерка плывёт на теплоходе в деревню
к родителям. Правда, родной деревни,
где он вырос, нет: она затоплена,
осталась на дне рукотворного моря
вместе с кладбищем, огородами,
лугами.
• Очерк автобиографичен: в нём идёт
речь о судьбе деревни Распутина –
Аталанке.
Повесть «Прощание с Матёрой» впервые
появилась в журнале «Современник» №10,11
за 1976 год.
Матёра… Это и остров, и деревня с таким же
названием. Мать-земля, мать-родина, материк…
«Триста лет обживали этот уголок Земли
русские крестьяне. Неторопливо…»
«…без спешки идёт жизнь на этом острове, и
за те триста лет многих людей сделала
счастливыми Матёра».
«Кругом такая благодать, такой покой и
мир..., с таким чистым перезвоном на камнях
катилась Ангара. И всё казалось прочным…
Но уходит Матёра, уходит душа этого мира. Многое
повидала на своём веку. Знала и наводнения. Но
такое впервые…
Пошли слухи, будто остров затопят, а
жителей перевезут в строящийся за
Ангарой новый посёлок.
Страна принимала грандиозные планы: строились
заводы, реки поворачивались вспять, стране нужна
была электроэнергия…
В годы строительства Братской ГЭС в
зону затопления попали многие деревни.
Легендарная, прославленная в
песнях Братская ГЭС…
Люди острова. Их быт, заботы, судьбы.
«Старуха Дарья,
высокая, поджарая», у
неё «строгое лицо с
провалившимися
щеками».
Дарья крепится, не
тот у неё характер,
чтоб чувства наружу
выплёскивать.
Первой вспыхнула мельница, верой и правдой
служившая людям немало лет
•Дарья,
прибежавшая вместе
со всеми
проститься с
мельницей-
кормилицей,
увидела, как люди
«с ума посходили:
прыгали, кричали,
бросались под жар.
• «Пойдём простимся с
• ей. Там, поди-ка, все
• Чужие…Помешала она
• им. Сколь она,
• христовенькая,
• хлебушка нам
• перемолола…»
Рушится Матёра со всех сторон. «Ох, нелюди мы,
боле никто»,- произносит свой приговор Дарья.
Дарья белит избу, моет пол, подоконники.
Окна. Всю ночь Дарья оплакивала свою избу, и
изба словно понимала..
Этот поступок вызвал уважение даже у
пожёгщиков (дом собирались сжечь
завтра).
• Сама
же
Дарья,
простясь с домом,
помнила только, что
шла и шла, сама не
зная куда, до вечера
старухи
могли
найти её.
не
А когда настала ночь и уснула Матёра, из-под
берега вышел Хозяин острова. Трудная ему
досталась доля: зная, что будет, он не может
ничего изменить. Он последний хозяин…
Петруха сжёг свой дом. И сердце не дрогнуло.
Единственное. что взял, - гармошку.
Мать оставил без крыши и без корки хлеба,
любимый её самовар превратился в
оплавленный слиток…
Богодул приносит весть старухам:
«Мёртвых грабют»!
«Неуважение к предкам есть первый
признак безнравственности»
Пушкин.
Сенокос последний на Матёре. Это был
горький, но праздник…
Царственный листвень…огромная
лиственница. Но это ОН – листвень.
•Они рубили листвень
топором – но топор
отскакивал, пытались
пилить – не брала пила,
обливали бензином и
поджигали – но огонь не
приставал, только мазал
его сажей.
Без него нельзя было представить Матёру, с
ним связана была вся жизнь Матёры.
« Я не мог не написать «Матёру» Эта
повесть для меня рубеж в писательской
• Это повесть – предупреждение!
работе.
Много ещё таких островов на реках, и
плотин немало будет построено.
Серые лохмотья тумана становились всё
больше…Они кричали, но Матёры не было.
Туман стоял сплошной стеной…
Богодул протопал к двери и распахнул её.
Понесло туман, и послышался тоскливый вой…
• Лариса Шепитько и Элем Климов
• Сняли по ней фильм «Прощание»,
вышедший на экраны в 1983 году.
• Это фильм о деревенской Атлантиде.
• После гибели Шепитько съёмки
завершил кинорежиссёр Э.Климов.
• Он же изменил и название
• «Прощание».