Н.Л. Кондрашина
Культурно–просветительская деятельность, как важный элемент социально-культурной системы представляет теоретический и научно–практический интерес. Просвещение, являясь серьёзным социально–культурным феноменом, остается одним из важных средств формирования и развития личности человека.
В современных условиях вопросам, касающимся просвещения и культурно–просветительской практики уделяется большое внимание, поскольку просвещение современного населения затрагивает практически все сферы общественной жизни: духовную, социальную, экономическую, политическую и др. В этой связи повышается и актуальность механизмов популяризации и трансляции знания.
В целом культурно–просветительская деятельность предстаёт перед исследователем как специфическая подсистема духовной и социокультурной жизни общества, которая объединяет множество социальных институтов, распространяющих моральные, этические, социальные, духовные, культурные, религиозные и другие ценности.
В настоящее время для развития и продвижения страны требуется совершенствование интеллектуального уровня человека. Эту задачу призваны решать культурно–просветительские учреждения, поскольку они обладают необходимым потенциалом и ресурсной базой для обеспечения универсальности, максимального диапазона и содержания этой работы.
Нормативно правовая база в сфере культуры и не выделяет культурно–просветительские учреждения в отдельный тип. Однако, любое из современных учреждений культуры выполняет функцию культурного просвещения как одну из основных. Поскольку под культурно–просветительской деятельностью понимают систему мероприятий, направленных приобщение к культуре, традициям и устоям народа, творческой самореализации, развитие патриотизма, а также формирование и активной социальной позиции граждан. Культурно–просветительская работа – это один из ведущих видов деятельности, которые реализуются учреждениями культуры, выполняя массовую просветительскую функцию.
Разнообразные формы, методы и средства домов и дворцов культуры, библиотек, музеев, театров и других транслируют и распространяют информацию о мире, представляя её в культурных и исторических артефактах, произведениях литературы, искусства художественных образах, впечатлениях. Они имеют возможность вовлекать в эту работу максимальное число посетителей, которые в свое свободное время принимают участие в мероприятиях проявляя интерес, реализуя и развивая свои творческие способности.
Исходя из вышесказанного, специфика работы культурно– просветительских учреждений самоочевидна и прозрачна, учитывая их основное назначение – распространение знаний, формирование умений и навыков творческой и художественно–практической деятельности. В процессе развития социально – культурной и культурно – досуговой сферы сформировалось многообразие учреждений культуры, виды культурно- просветительской деятельности которых унифицированы. Они не укладываются в рамки просто перечисления и им не характеризуются. Здесь появляется потребность в обобщении их специфических функций, содержания практической работы и управления ими.
Культура, как фундаментальная основа культурно – просветительной деятельности распространяется на все слои и категории населения. Современные учреждения культуры в рамках культурно - просветительной деятельности обеспечивают формирование и удовлетворение неотъемлемых социальных интересов, реализуют гуманистические общественные установки. Соответственно, именно в культурно–просветительской работе учреждений культуры максимально пересекаются интересы личности и общества.
Просвещение представляет собой важный элемент культуры, имеющий сложную и глубокую связь с общими проблемами политики, трудовой деятельности, социального окружения и семьи. А культурное просвещение в учреждениях культуры обеспечивает населению возможность реализовать его потребности в развитии и самосовершенствовании, что, в полной мере невозможно ни в трудовой сфере, ни в домашнем хозяйстве. Это вид деятельности человека осуществляется в свободное время вне сферы бытового и общественного труда, благодаря которой он восстанавливает психофизический баланс, развивает способности и приобретает навыки, которые невозможно развить в производственной и профессиональной сфере.
Деятельность культурно–просветительских учреждений является сферой научного интереса многих отечественных и зарубежных исследователей. Здесь сложились свои направления, школы, традиции, концепции.
JI.H. Коган определял деятельность культурно–просветительских учреждений, как процесс глубокого и полного освоения общественных отношений каждым индивидом. Он утверждал, что «…процесс общественного взаимодействия, отнюдь не сводится к простому фейербаховскому взаимодействию «я» и «ты», а выступает как всеобщий, универсальный процесс общественного взаимодействия». В этом процессе, также пишет Коган Л.Н., люди получают возможность освоения социально–культурного опыта не только тех людей, которые непосредственно общаются и/или связаны с ним, но и проживающих за рубежом и даже на других континентах. И в качестве вывода он подчеркивал, что, с одной стороны, культурно–просветительская деятельность возносит деятельность индивидуальную до всеобщего уровня, «делает ее все более универсальной, а с другой стороны, способствует ее индивидуализации». Именно Л.Н. Коган сформулировал качественные характеристики специализированной культурно-просветительной деятельности, которые очень важны при анализе эффективности этой работы:
- установление степени участия социальных субъектов в конкретном виде культурно-просветительной деятельности, интенсивности и регулярности этого участия;
- содержание каждого из видов культурно-просветительной деятельности, непосредственная социокультурная и общественная ценность произведённых и потребляемых субъектом продуктов деятельности учреждений культуры;
- эффективность процесса создания, производства, представления и непосредственного потребления культурных ценностей в личностном и социокультурном развитии человека в роли члена определённой социальной общности.
Несмотря на то, что вопросы развития деятельности культурно - просветительных учреждений содержания их работы перспектив и совершенствования достаточно широко представлены в научных работах прошлых лет и многие из них не утратили своей значимости, однако сейчас необходимо новое видение и новые подходы к актуализации и повышению эффективности работы таких учреждений с учетом современных реалий и в новой парадигме социокультурного развития регионов всей страны.
Современные ученые и практики рассматривают их с нескольких позиций. Одни тесно связывают самореализацию и развитие личности с позиций культурных, познавательных, информационных и образовательных потребностей человека, которые могут быть успешно реализованы именно в культурно - просветительных учреждениях. Так, например, Ф.Х. Попова, изучая культурно - просветительную деятельность учреждений определяет, что просвещение и культура равно включены во все сферы жизнедеятельности современного человека, производя, распространяя развивая и транслируя огромное количество культурных, экзистенциальных, духовных, социальных и других ценностей. С этой позиции культурно - просветительные учреждения обладают богатейшим потенциалом, учитывая их возможность художественно - творческого воплощения и уникальный комплекс форм, методов и средств этой работы. Они могут выступать в роли социального механизма, стимулирующего социально-культурную активность, духовно – нравственное развитие личности и общества в условиях свободного времени.
В структурном и сущностном аспекте она представляет работу культурно – просветительных учреждений с одной стороны, в роли компонента всего социокультурного пространства, а с другой, как самостоятельное, обособленное и самодостаточное социально - культурное пространство.
Культурно – просветительная деятельность внутри такого пространства широко распространяется на сферу профессиональных интересов, «поскольку представляет одно из направлений культурной политики, являясь предметом деятельности специальных учебных заведений и организаций культуры. Вместе с тем, она затрагивает интересы и общественные, так как представляет собой системный процесс и результат самостоятельной духовной деятельности человека».
В исследовании актуальных проблем развития сферы досуговых услуг в России Е.В. Литвинова, исследователь развития сферы культурных услуг говорит, что деятельность культурно - просветительных учреждений уникальна, в числе прочего и тем, что предоставляет возможность предоставления услуг в интеллектуальной и информационной сферах во всем многообразии культурных и художественных форм, достигая при этом максимального эффекта. Привлекает потребителя свободой выбора его различных видов, эмоциональностью, возможностью сочетания различных видов деятельности от созерцательной до творческой, от производственной и игровой, отличается добровольностью и активностью.
Вышесказанное, позволяет определить работу культурно - просветительных учреждений, как управляемый процесс и результат обеспечения оптимальных условий для приобщения к культуре, традициям и устоям народа, творческой самореализации, развитию патриотизма, а также формирование и активной социальной позиции граждан. Здесь особенно следует отметить важность результата или, как принято в социально-культурной сфере, решения задачи и сверхзадачи этой деятельности.
Культурно - просветительные учреждения оказывают населению услуги, представленные в разных формах и видах, начиная с простых, таких как, например, авторские лекции и семинары, где задействовано минимальное количество человеческих и материально - технических ресурсов, до крупных проектов, массовых комплексных акций, представлений и шоу-программ, к организации и реализации которых привлекаются высококвалифицированные специалисты различных отраслей и огромный массив материальных, технических и интеллектуальных средств.
По словам В.А. Писанко, деятельность культурно - просветительных учреждений в сфере гуманизации общества и социализации человека сложно переоценить из-за особого воздействия на эмоциональную сферу человека. Досуговые услуги, как правило, носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме: камерной, массовой, интерактивной и индивидуальной, и представлены на любой сценической площадке, в том числе в выставочном, зрительном, танцевальном, зале, стадионе, в каком-либо заведении и т. д.
Таким образом, сущность деятельности культурно–просветительских учреждений заключается в организации процесса и обеспечения результата деятельности по распространению знаний, формированию умений и навыков творческой и художественно – практической деятельности созданию оптимальных условий для формирования и удовлетворения
Содержание этой работы включает в себя подготовку и проведение комплекса культурно – просветительных мероприятий для различных групп и категорий населения. Услуги должны соответствовать целям и планам работы учреждения, планам, программам и проектам развития региона, решать определенные социально – культурные проблемы, а также соответствовать потребностям и запросам населения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.