Сущность и значение менеджмента
План
1. Предмет, объект и субъект менеджмента.
2. Категории «управление» и «менеджмент».
3. Функции менеджмента. Управление как процесс.
4. Характеристика уровней управления.
5. Роли и задачи менеджеров.
Содержание лекции
1. Деятельность человека является основой его существования, обычно является многогранной и сложной. Большинство видов трудовой деятельности требует объединения усилий не одного человека, а группы, то есть осуществление коллективного труда.
Целенаправленная коллективная работа требует ее организации. Процесс координации и объединения рабочей деятельности других людей для достижения определенных целей и составляет сущность менеджмента. Менеджмент как вид деятельности направлен на достижение поставленных целей при осуществлении любой хозяйственной деятельности путем рационального использования ресурсов организации, поступающих из внешней среды.
Раскроем сущность основных понятий:
1) объектом изучения менеджмента выступает производственно-хозяйственная организация и ее внешнее окружение;
2) субъектом осуществления хозяйственной деятельности является должностное лицо, реализующее управленческие отношения;
3) предметом изучения менеджмента служат те отношений, которые складываются в организации по поводу преобразования полученных ею ресурсов в предлагаемый обществу продукт (услугу).
2. Управление является целенаправленным воздействием на объект с целью изменения его состояния или поведения в связи с изменением обстоятельств. Управлять можно техническими системами, компьютерными сетями, автомобилем, конвейером, самолетом, людьми и тому подобное.
Менеджмент является разновидностью управления и состоит в управлении людьми (работниками, коллективами работников, группами, организацией и др.). На рис. 1.1 показано соотношение между понятиями "управление" и "менеджмент".
Рис. 1.1. Соотношение между понятиями "управление" и "менеджмент"
Менеджмент - это целенаправленное воздействие на коллектив работников или отдельных исполнителей с целью выполнения поставленных задач и достижения поставленных целей.
На сегодняшний день в мире существует более пятидесяти определений понятия "менеджмент". В его основе лежит английский глагол "to manage" - управлять, которое происходит от латинского "manus" - рука.
Так, фундаментальный Оксфордский словарь английского языка, впервые изданный еще в 1933 p., дает следующие разъяснения:
- менеджмент - это способ и манера общения с людьми (работниками);
- менеджмент - это власть и искусство управления;
- менеджмент - это умение и административные навыки организовывать эффективную работу аппарата (служб работников);
- менеджмент - это органы управления, административные единицы, службы и подразделения.
Термин «управление» значительно шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется только к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, которая работает в рыночных условиях.
3. Сущность любой деятельности проявляется в ее функциях, то есть в совокупности задач, требующих решения в рамках определенного вида деятельности. Функции менеджмента - основные виды деятельности управленческого персонала: планирование, организация, руководство и контроль.
Рис.1.2. Функции менеджмента
4. Менеджер - это член организации, который объединяет и координирует работу других ее членов. Управленческий персонал подразделяется на менеджеров технического (низового или оперативного), среднего и высшего уровня (рис. 1.2).
Рис.1.2. Уровни управления
5. По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, в рамках своей повседневной деятельности менеджер в настоящее время реализует следующие группы управленческих функций:
• межличностные;
• информационные;
• роли, связанные с принятием решений.
Их характеристика представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Характеристика ролей менеджера по Г.Минцбергу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.