Сущность инноваций и возможность их использования в социальной сфере

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 18.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мир нововведений не сводится только к технологии и техники. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств. Нововведение есть своего рода «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений. В условиях ускорения общественного развития нововведения в разных сферах жизни (управлении, культуре и др.) становятся все более частыми, непрерывными. Работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных знаний и навыков.
Иконка файла материала Сущность инноваций.doc
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ  И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ  Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский  государственный медицинский университет» Инновация это новая область знания, специальных исследований, необходимых для более эффективного решения задач интенсификации и ускорения, ­ наука о нововведениях – стала формироваться в ответ на требование практики. Само   понятие   «инновация»   впервые   появилось   в   научных   исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Успех   одного   нововведения   готовит   почву   для   успеха   последующих.   И   наоборот, «инновационная   боязнь»   чаще   всего   есть   следствие   неудач   с   предыдущими нововведениями. Мир нововведений не сводится только к технологии и техники. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств. Нововведение есть своего рода «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений. В   условиях   ускорения   общественного   развития   нововведения   в   разных   сферах жизни (управлении, культуре и др.) становятся все более частыми, непрерывными. Работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных знаний и навыков.  Нововведение   есть   такое   целенаправленное   изменение,   которое   вносит   в   среду внедрения   (организацию,   общество   и   т.д.)   новые   относительно   стабильные   элементы. Нововведение – это процесс, перехода некоторой системы из одного состояния в другое. Каждое нововведение в чем­то очень важном похоже на всякое другое.  В инноватике используется понятие «жизненный цикл», означающий стадийность процесса, единство его начала и конца. Необходимо различать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям.  Жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии: 1. разработка (фундаментальные исследования, прикладные и теоретические расчеты); 2.   проектирование   (оформление   документации,   чертежей,   реализация   их   в   опытном образце); 3. изготовление (установочной и полной серии); 4. использование;5. устаревание (исчерпание возможностей появления альтернативного новшества). Жизненный же цикл нововведений включает в себя такие стадии как: 1. зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новшества); 2. освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление изменений); 3. диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведений на других объектах); 4.   рутинизация   (нововведение   реализуется   в   стабильных,   постоянно   функционирующих элементах соответствующих объектов). Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на любой из промежуточных стадий.  Все нововведения систематизируются по:  типу новшества;  механизму осуществления;  особенностям инновационного процесса. По типу новшества нововведения можно разделить на две основные группы: 1) материально­технические; 2) социальные. К материально­техническим нововведениям относятся:  техника (оборудование, приборы);  технология (производственные процессы);  агропромышленные материалы (сырье и конечный продукт). Социальные нововведения делятся на: • экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда); •   организационно­управленческие   (новые   организационные   структуры;   формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.); •   социально­управленческие,   т.е.   целенаправленные   изменения   внутри   коллективных отношений (выборность специалистов; новые формы гласности, воспитательной работы; создание новых общественных органов и т.д.); • правовые (главным образом, выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве); • педагогические (методы обучения, воспитания). В отличие от материально­технических, социальные нововведения мало изучены. У социальных нововведений в отличие от материально­технических:• более тесная связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой; • большая сфера применения; •   сильнее   зависимость   использования   новшества   от   групповых   и   личных   качеств пользователей; • не столь очевидны и доказуемы преимущества; • сложнее подсчитывается эффективность; • отсутствие стадии «изготовления» что способствует процесс создания новшества; •   своеобразие   феномена   «изобретение».   Новизна   чаще   всего   не   «лабораторного»,   а «полевого» происхождения; • наличие у таких нововведений своей цены, т.е. «стрессовые точки» обнаруживаются в социальных нововведениях чаще, чем в технических. Очень важно подчеркнуть, что между материально­техническими  и социальными типами нововведений обнаруживается взаимозаменяемость. Так, производительность труда может быть повышена посредством внедрения новой техники, а также благодаря новым методам   организации   труда   и   стимулирования.   В   ряде   случаев   последние   даже   более эффективны и несопоставимо дешевле. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на: •   радикальные   или   базовые   (принципиально   новые   технологии,   методы   управления, виды продукции); •   комбинаторные   (использование   различных   сочетаний   конструктивного   соединения элементов); • модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм). По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить  следующие нововведения: •   «замещающие»,   которые   предполагают   полное   вытеснение   устаревшего   средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции; • «отменяющие», или, так сказать, минусовые, которые исключают выполнение какой­ то операции, выпуск какого­то изделия и не заменяют их новыми; • «возвратные», когда после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям, и приходится возвращаться к его предшественнику; •   «открывающие»,   то   есть   создающие   средства,   не   имеющие   сопоставимых функциональных предшественников.По особенностям инновационного процесса можно выделить:  внутриорганизационные,  межорганизационные нововведения. Новизна бывает:  абсолютная,  относительная. Абсолютная   новизна   фиксируется   при   отсутствии   аналогов   данному   новшеству. Труднее с новизной относительной, у нее несколько вариантов:  местная новизна  означает, что новшество уже применялось  на других объектах (организациях, странах), но здесь – впервые.  частная новизна подразумевает обновление одного из элементов изделия, системы в порядке текущей модернизации.  условная новизна (замена технических тканей из хлопка на ткани из синтетического волокна). Сегодня   в   новых   условиях   хозяйствования   необходимо   уделять   пристальное внимание   разработке   и   использованию   инноваций.   Это   справедливо   по   отношению   к учреждениям   социально­культурной   сферы,   оказывающим   разнообразные   культурные услуги   населению.   Дело   в   том,   что   культурно­досуговые   учреждения   –   клубы,   парки, музеи,   центры   досуга   и   др.   испытывают   сегодня   немало   трудностей   с   оформлением социально­культурного   заказа   на   обслуживание   трудовых   коллективов,   материально­ техническим и финансовым обеспечением культурных программ. В сфере культуры и досуга удовлетворяются многие духовные потребности людей: в искусстве, литературе, эстетическом освоении мира; в физической культуре, спорте и туризме;   межличностном   общении,   в   общественно­политической   деятельности;   в самореализации личности – конструировании, изобретательстве; для удовлетворения этих потребностей необходимы соответствующие условия – экономические, организационные, психологические.   Создать   такие   условия   могут   и   должны   культурно­просветительные учреждения. На это и направлены инновации.  Совершенствуя организационно­управленческие формы и культурные услуги, как платные,   так   и   льготные,   бесплатные;   поиск   и   разработку   новых   организационно­ методических   форм   культурно­досуговых   занятий;   планирование   производства культурных услуг для различных слоев и групп населения; координацию и регулирование деятельности   структурных   подразделений,   установление   контактов   со   смежниками;информацию и рекламу о предлагаемых услугах; повседневное руководство структурными подразделениями   (секторами,   производящими   культурные   услуги; финансирование   маркетинговых   мероприятий   и   маркетинговой   деятельности   отделами), культучреждения; анализ итогов работы учреждения за определенный период и др. будет способствовать эффективной деятельности социальной сферы. Важно отметить, что инновации, в обществе, пока что не получили повсеместного признания.   Что   же   касается   культурно­просветительной   работы,   то   здесь   практически делаются лишь первые целенаправленные шаги, за которыми, однако, большое будущее.