Мир нововведений не сводится только к технологии и техники. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств. Нововведение есть своего рода «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений.
В условиях ускорения общественного развития нововведения в разных сферах жизни (управлении, культуре и др.) становятся все более частыми, непрерывными. Работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных знаний и навыков.
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Кузнецова Е.В., ФГБОУ ВО «Кировский
государственный медицинский университет»
Инновация это новая область знания, специальных исследований, необходимых для
более эффективного решения задач интенсификации и ускорения, наука о нововведениях
– стала формироваться в ответ на требование практики.
Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях
культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в
другую.
Успех одного нововведения готовит почву для успеха последующих. И наоборот,
«инновационная боязнь» чаще всего есть следствие неудач с предыдущими
нововведениями.
Мир нововведений не сводится только к технологии и техники. Совершенствование
управления тоже осуществляется через введение новшеств. Нововведение есть своего рода
«клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений.
В условиях ускорения общественного развития нововведения в разных сферах
жизни (управлении, культуре и др.) становятся все более частыми, непрерывными. Работа
по их осуществлению требует профессионализма, специальных знаний и навыков.
Нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду
внедрения (организацию, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы.
Нововведение – это процесс, перехода некоторой системы из одного состояния в другое.
Каждое нововведение в чемто очень важном похоже на всякое другое.
В инноватике используется понятие «жизненный цикл», означающий стадийность
процесса, единство его начала и конца. Необходимо различать применение этого понятия
по отношению к новшествам и нововведениям.
Жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:
1. разработка (фундаментальные исследования, прикладные и теоретические расчеты);
2. проектирование (оформление документации, чертежей, реализация их в опытном
образце);
3. изготовление (установочной и полной серии);
4. использование;5. устаревание (исчерпание возможностей появления альтернативного новшества).
Жизненный же цикл нововведений включает в себя такие стадии как:
1. зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего
новшества);
2. освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление изменений);
3. диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведений на других объектах);
4. рутинизация (нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих
элементах соответствующих объектов).
Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось
на любой из промежуточных стадий.
Все нововведения систематизируются по:
типу новшества;
механизму осуществления;
особенностям инновационного процесса.
По типу новшества нововведения можно разделить на две основные группы:
1) материальнотехнические;
2) социальные.
К материальнотехническим нововведениям относятся:
техника (оборудование, приборы);
технология (производственные процессы);
агропромышленные материалы (сырье и конечный продукт).
Социальные нововведения делятся на:
• экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда);
• организационноуправленческие (новые организационные структуры; формы
организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.);
• социальноуправленческие, т.е. целенаправленные изменения внутри коллективных
отношений (выборность специалистов; новые формы гласности, воспитательной работы;
создание новых общественных органов и т.д.);
• правовые (главным образом, выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном
законодательстве);
• педагогические (методы обучения, воспитания).
В отличие от материальнотехнических, социальные нововведения мало изучены.
У социальных нововведений в отличие от материальнотехнических:• более тесная связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой;
• большая сфера применения;
• сильнее зависимость использования новшества от групповых и личных качеств
пользователей;
• не столь очевидны и доказуемы преимущества;
• сложнее подсчитывается эффективность;
• отсутствие стадии «изготовления» что способствует процесс создания новшества;
• своеобразие феномена «изобретение». Новизна чаще всего не «лабораторного», а
«полевого» происхождения;
• наличие у таких нововведений своей цены, т.е. «стрессовые точки» обнаруживаются в
социальных нововведениях чаще, чем в технических.
Очень важно подчеркнуть, что между материальнотехническими и социальными
типами нововведений обнаруживается взаимозаменяемость. Так, производительность труда
может быть повышена посредством внедрения новой техники, а также благодаря новым
методам организации труда и стимулирования. В ряде случаев последние даже более
эффективны и несопоставимо дешевле.
По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:
• радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления,
виды продукции);
• комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения
элементов);
• модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).
По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить следующие
нововведения:
• «замещающие», которые предполагают полное вытеснение устаревшего средства,
обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции;
• «отменяющие», или, так сказать, минусовые, которые исключают выполнение какой
то операции, выпуск какогото изделия и не заменяют их новыми;
• «возвратные», когда после некоторого использования новшества обнаруживается его
несостоятельность или несоответствие новым условиям, и приходится возвращаться к его
предшественнику;
• «открывающие», то есть создающие средства, не имеющие сопоставимых
функциональных предшественников.По особенностям инновационного процесса можно выделить:
внутриорганизационные,
межорганизационные нововведения.
Новизна бывает:
абсолютная,
относительная.
Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству.
Труднее с новизной относительной, у нее несколько вариантов:
местная новизна означает, что новшество уже применялось на других объектах
(организациях, странах), но здесь – впервые.
частная новизна подразумевает обновление одного из элементов изделия, системы
в порядке текущей модернизации.
условная новизна (замена технических тканей из хлопка на ткани из синтетического
волокна).
Сегодня в новых условиях хозяйствования необходимо уделять пристальное
внимание разработке и использованию инноваций. Это справедливо по отношению к
учреждениям социальнокультурной сферы, оказывающим разнообразные культурные
услуги населению. Дело в том, что культурнодосуговые учреждения – клубы, парки,
музеи, центры досуга и др. испытывают сегодня немало трудностей с оформлением
социальнокультурного заказа на обслуживание трудовых коллективов, материально
техническим и финансовым обеспечением культурных программ.
В сфере культуры и досуга удовлетворяются многие духовные потребности людей:
в искусстве, литературе, эстетическом освоении мира; в физической культуре, спорте и
туризме; межличностном общении, в общественнополитической деятельности; в
самореализации личности – конструировании, изобретательстве; для удовлетворения этих
потребностей необходимы соответствующие условия – экономические, организационные,
психологические. Создать такие условия могут и должны культурнопросветительные
учреждения. На это и направлены инновации.
Совершенствуя организационноуправленческие формы и культурные услуги, как
платные, так и льготные, бесплатные; поиск и разработку новых организационно
методических форм культурнодосуговых занятий; планирование производства
культурных услуг для различных слоев и групп населения; координацию и регулирование
деятельности структурных подразделений, установление контактов со смежниками;информацию и рекламу о предлагаемых услугах; повседневное руководство структурными
подразделениями (секторами,
производящими культурные услуги;
финансирование маркетинговых мероприятий и маркетинговой деятельности
отделами),
культучреждения; анализ итогов работы учреждения за определенный период и др. будет
способствовать эффективной деятельности социальной сферы.
Важно отметить, что инновации, в обществе, пока что не получили повсеместного
признания. Что же касается культурнопросветительной работы, то здесь практически
делаются лишь первые целенаправленные шаги, за которыми, однако, большое будущее.