По мнению большинства авторов, начало обучения в школе является сложным и ответственным периодом в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане.
Поступление в школу это начало нового этапа в жизни каждого ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Новый этап - это всегда трудности, которые нужно преодолеть.
Сущность школьной адаптации обучающихся первого класса
общеобразовательной школы
По мнению большинства авторов, начало обучения в школе является
сложным и ответственным периодом в жизни детей, как в социально
педагогическом, психологическом, так и физическом плане.
Поступление в школу это начало нового этапа в жизни каждого ребенка,
вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и
разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Новый этап
это всегда трудности, которые нужно преодолеть.
Многие исследователи отмечают, что в настоящее время проблема
адаптации первоклассника к школе является очень актуальной. Первое
использование понятия «адаптация» принадлежит учёнымбиологам. Введение
его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта,
который использовал этот термин для характеристики явления
приспособления органов чувств человека, выражающегося в повышении или
понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя.
В литературе приводится множество определений адаптации, так
например, с философской точки зрения, адаптация – это приспособление.
Приспособление – изменение живого существа под воздействием внешней
среды и результат этого изменения. Приспособление непосредственно, если
оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и
косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается
путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется».
В социологии приспособление – это способность и стремление человека
«принимать участие» в том, что делают другие, и подражать их движениям,
жестам, мимике, манерам и поведению. Приспособление есть общение с
другими «при осознании различия», без чего было бы невозможно
существование отдельной личности и социальных групп.
С точки зрения психологии адаптация – это приспособление строения и
функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы
адаптации направлены на сохранение гомеостаза.
Понятие адаптация широко применяется в качестве теоретического
понятия в тех психологических концепциях,
подобно
гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского
психолога Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения
как процессы гомеостатического уравновешивания.
которые,
Мы считаем актуальным понятие адаптации как процесса, при котором
организм приспосабливается к среде.
По мнению некоторых ученых, адаптация к школе – это перестройка
познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой сфер ребенка при
переходе к систематическому организованному школьному обучению.Приступая к какойто деятельности, ребенок адаптируется к новым
условиям, постепенно привыкая к ним. В этом ему непосредственно помогают
как учитель, так и родители.
При поступлении в школу у ребенка ведущей становится учебная
деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась
и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к.
ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также
были преимущественно игровыми.
Часто режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в
дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость
налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в
ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой
связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению,
которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие
достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными
познавательными мотивами и умением произвольноволевой регуляции
поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
По многолетним наблюдениям видно, что в более выигрышных условиях
оказываются дети, которые посещали детский сад, поскольку там элементы
готовности к школьному обучению целенаправленно формируются
педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения,
пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием
родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в
познавательной сфере,
но часто не имеют достаточного опыта
взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.
Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе,
могут быть причиной дезадаптации ребенка, тогда необходимо дать здесь
разъяснение понятию дезадаптация. Неспособность к адекватному поведению
и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению
так называемых школьных неврозов.
По ФГОС, ребенок, переступивший порог школы, должен спокойно
приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную
программу. Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании,
пении, чтении, должны войти в мир познания ребенка через игру, в частности,
наряду с другими видами деятельности. Через игру и общение дети
знакомятся с окружающим миром.
Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в
интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом
отношениях.
Известны многочисленные публикации,
посвященные изучению
трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов. Особо
отметим понятие «дезадаптация», которое занимает важное место в
педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабойуспеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация
сама во многих случаях является причиной слабой успеваемости (Э.М.
Александровская, Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.).
По мнению психологов, дезадаптация – это нарушение приспособления
личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как
частное явление расстройства у ребенка общей способности к
психологической адаптации в связи с какими либо патологическими
факторами.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка.
Период адаптации, по мнению педагогов, к школе является очень сложным
для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень
шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на
уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.
Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают,
когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании
плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень
капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень
маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют
функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую
испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением
образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым
ребенок должен отвечать.
По многолетним наблюдениям мы видим, что не у всех детей адаптация
к школе протекает с подобными отклонениями, есть первоклассники, у
которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу
болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети
составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к.
школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для
многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у
них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и
умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам,
выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в
области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, изза
расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни
не может идти в школу. На этом этапе очень важно подключить к работе с
ребенком психолога, и активно взаимодействовать с родителями
первоклассников.
Изучив процесс адаптации первоклассников к школе, можно выделить формы,
знание которых поможет реализовать идеи преемственности в работе
воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной
школы.1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к
физическим и интеллектуальным нагрузкам. Этот уровень адаптации будет
зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он
детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних
условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем
организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и
организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.
2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей
степени к пространственно – временным отношениям (режим дня, особое
место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы,
подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями,
сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и
др.); личностно – смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе,
общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как
учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к
ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности
семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от
актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков),
полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях;
интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть
умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы
познавательной активности; от сформированности творческого воображения;
коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми,
сверстниками).
Одним из важных факторов обеспечения преемственности в развитии
ребенка является создание благоприятных условий адаптации ребенка к
школе, с учетом особенностей её проявления. От того, как протекает процесс
адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика.
Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно
устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии
обучения. Однако установлено, что у 20 — 30% шестилетних детей этот
процесс не завершается в течение первого года обучения.
Оптимальный адаптационный период составляет один – полтора месяца.
В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым
условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами
доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые
четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В
это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период
обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации. Если
физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с социально
психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой
процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе – процесс неодносторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам
он пытается изменить социальнопсихологическую ситуацию, не только
«встроиться в нее», но и ее «пристроить к себе». Да ведь и учителю
необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него
учениками.
Процесс «притирки» друг к другу продолжается достаточно долго, но
учителю легче — и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому,
что он имеет существенное влияние на процесс адаптации.
Именно в первом полугодии первого года обучения процесс адаптации
ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его
организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей
адаптации, которые легко заметить и учителю и родителям, являются
двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли,
плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные признаки, а также снижение
массы тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в здоровье
первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим утомлением и
переутомлением.
По результатам наблюдений Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой, уже к
концу первой четверти масса тела снижается у 60% детей. Одновременно с
этим ухудшаются показатели работоспособности, появляются жалобы на
усталость, сонливость, головные боли. Утомление приводит также к
значительному снижению артериального давления у первоклассников, а
переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов в
сердце, нарушениями нервнопсихического здоровья.
Ухудшение нервнопсихического состояния детей также наиболее
выражено в первом полугодии. Специальные исследования показывают, что
именно в этот период число учащихся, имеющих нервнопсихические
отклонения, возрастает примерно на 14–16%, а к концу учебного года число
таких детей увеличивается примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка
первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время
«острой адаптации». Но и спустя два месяца обучения многие дети
продолжают переживать серьезные трудности.
А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации, на данном уровне, первоклассник
положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно;
учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные
задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя;
выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к
самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе
благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации, здесь ребенок положительно относится к
школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает
учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваиваетосновное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые
задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чемто для него
интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со
многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации, при котором первоклассник отрицательно
относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное
настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем
материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником
затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет
интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный
контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и
родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах
для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь
часть одноклассников.
Многие исследователи причиной школьной дезадаптации называют
несоответствие функциональных возможностей детей требованиям,
предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие
«школьной зрелости». В числе других причин можно назвать недостаточный
уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость,
неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние
здоровья. Все это комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы
ребенка».
Также существуют и внешние причины школьной дезадаптации —
«проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание
обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его
отношений с детьми и родителями и т.п.
Очень часто эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из
другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.
По мнению М.М. Безруких, все многообразие школьных трудностей
можно разделить на два типа: специфические, имеющие в основе те или иные
нарушения моторики, зрительно моторной координации, зрительного и
пространственного восприятия, речевого развития и т.п. и неспецифические,
вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой
работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным
темпом деятельности.
В результате социальнопсихологической дезадаптации можно ожидать
у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей,
связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой
ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью,
пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять
задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и
дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.
Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровныештрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие,
растянутые, разнонаклонные буквы, тремор – вот его характерные черты.
Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и
пропусках букв, неиспользовании правил.
Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего
класса, отсутствием концентрации внимания.
Также эти причины определяют и характерные трудности чтения:
пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные
движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое
восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.
При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом
почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания,
трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса
вербальной инструкции в конкретное действие.
Немаловажную роль в создании благоприятного психологического
климата в классе, по нашему мнению, играет учитель. Ему необходимо
постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая
ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной
деятельности, в общении с одноклассниками.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и
школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка
школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Таким образом, для успешной школьной адаптации и достижения
эффективности в обучении детей 6–7 лет необходимо формировать
положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Руководство
деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять,
широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного
воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо
соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при
формировании коллектива детей первых классов и организации их
межличностного общения,
организовывать деятельность младших
школьников, т.к. положительно складывается на психологической адаптации
детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и
личностному общению.
Необходимо также учитывать индивидуальные и возрастные
особенности ребенка, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе
усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к. они
могут привести к дезадаптации.
На основании вышеизложенного, мы пришли к выводу, что помочь
ребенку безболезненно пережить период адаптации призвана игра. Она
формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В игре
развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, требуется внимание,
память, закладываются основы творчества. Игра – это также и средствовоспитания. В каждой игре звучат идеи добра и милосердия, она приносит
радость, а дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и
оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в
природе и человеческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более
тесную и многообразную связь с миром.