Сущность школьной адаптации обучающихся первого класса общеобразовательной школы

  • Работа в классе
  • docx
  • 23.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По мнению большинства авторов, начало обучения в школе является сложным и ответственным периодом в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступление в школу это начало нового этапа в жизни каждого ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Новый этап - это всегда трудности, которые нужно преодолеть.
Иконка файла материала СТАТЬЯ 1.docx
Сущность школьной адаптации обучающихся первого класса общеобразовательной школы По мнению большинства авторов, начало обучения в школе является сложным   и   ответственным   периодом   в   жизни   детей,   как   в   социально   ­ педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступление в школу это начало нового этапа в жизни каждого ребенка, вхождение   его   в   мир   знаний,   новых   прав   и   обязанностей,   сложных   и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Новый этап ­ это всегда трудности, которые нужно преодолеть. Многие   исследователи   отмечают,   что   в   настоящее   время   проблема адаптации   первоклассника   к   школе   является   очень   актуальной.   Первое использование понятия «адаптация» принадлежит учёным­биологам. Введение его   в   научный   оборот   связано   с   именем   немецкого   физиолога   Ауберта, который   использовал   этот   термин   для   характеристики   явления приспособления органов чувств человека, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя. В   литературе   приводится   множество   определений   адаптации,   так например,   с   философской   точки   зрения,   адаптация  –   это   приспособление. Приспособление   –   изменение   живого   существа   под   воздействием   внешней среды и результат этого изменения. Приспособление непосредственно, если оно   вызвано   воздействием   самих   условий   существования   как   таковых,   и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». В социологии приспособление – это способность и стремление человека «принимать участие» в том, что делают другие, и подражать их движениям, жестам,   мимике,   манерам   и   поведению.   Приспособление   есть   общение   с другими   «при   осознании   различия»,   без   чего   было   бы   невозможно существование отдельной личности и социальных групп. С точки зрения психологии адаптация – это приспособление строения и функций   организма,   его   органов   и   клеток   к   условиям   среды.   Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Понятие   адаптация   широко   применяется   в   качестве   теоретического понятия   в   тех   психологических   концепциях,   подобно гештальтпсихологии   и   теории   интеллектуального   развития   швейцарского психолога Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.   которые, Мы считаем актуальным понятие адаптации как процесса, при котором организм приспосабливается к среде. По мнению некоторых ученых, адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой сфер ребенка при переходе   к   систематическому   организованному   школьному   обучению.Приступая   к   какой­то   деятельности,   ребенок   адаптируется   к   новым условиям, постепенно привыкая к ним. В этом ему непосредственно помогают как учитель, так и родители. При   поступлении   в   школу   у   ребенка   ведущей   становится   учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и   дошкольником,   но   для   него   она   носила   второстепенный   характер,   т.к. ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Часто режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном   детстве,   уровня   произвольности   поведения.   Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи   особую   важность   приобретает   готовность   к   школьному   обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный   опыт   общения,   с   развитой   речью,   сформированными познавательными   мотивами   и   умением   произвольно­волевой   регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. По многолетним наблюдениям видно, что в более выигрышных условиях оказываются дети, которые посещали детский сад, поскольку там элементы готовности   к   школьному   обучению   целенаправленно   формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались   более   пристальным   и   индивидуализированным   вниманием родителей.  Они, как  правило,  обладают  определенными  преимуществами  в познавательной   сфере,   но   часто   не   имеют   достаточного   опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения,   возникающие   вследствие   недостаточной   готовности   к   школе, могут   быть   причиной   дезадаптации   ребенка,   тогда   необходимо   дать   здесь разъяснение понятию дезадаптация. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. По   ФГОС,   ребенок,   переступивший   порог   школы,   должен   спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу. Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, чтении, должны войти в мир познания ребенка через игру, в частности, наряду   с   другими   видами   деятельности.   Через   игру   и   общение   дети знакомятся с окружающим миром. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном,   мотивационном,   коммуникационном   и   физическом отношениях. Известны   многочисленные   публикации,   посвященные   изучению трудностей   школьной   адаптации,   ее   критериев,   уровней,   этапов.   Особо отметим   понятие   «дезадаптация»,   которое   занимает   важное   место   в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабойуспеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама   во   многих   случаях   является   причиной   слабой   успеваемости   (Э.М. Александровская, Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.). По мнению психологов, дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное   явление   расстройства   у   ребенка   общей   способности   к психологической   адаптации   в   связи   с   какими   ­   либо   патологическими факторами. Поступление   в   школу   вносит   большие   перемены   в   жизнь   ребенка. Период адаптации, по мнению педагогов, к школе является очень сложным для   первоклассников.   В   этот   период   некоторые   дети   могут   быть   очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие   очень   скованы,   робки,   стараются   держаться   незаметно,   слушают, когда   к   ним   обращаются   с   вопросом,   при   малейшей   неудаче,   замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны,   появляется   интерес   к   игрушкам,   играм,   книгам   для   очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными   отклонениями,   они   вызваны   той   нагрузкой,   которую испытывает   психика   ребенка,   его   организм   в   связи   с   резким   изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. По многолетним наблюдениям мы видим, что не у всех детей адаптация к   школе   протекает   с   подобными   отклонениями,   есть   первоклассники,   у которых   этот   процесс   сильно   затягивается.   Такие   дети   часто   и   подолгу болеют,   причем   болезни   носят   психосоматический   характер,   эти   дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые   дети   к   середине   дня   оказываются   уже   переутомленными,   т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного,   эмоционального.   Некоторые   дети   невеселы   уже   по   утрам, выглядят   переутомленными,   у   них   появляются   головные   боли   и   боли   в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из­за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. На этом этапе очень важно подключить к работе с ребенком   психолога,   и   активно   взаимодействовать   с   родителями первоклассников. Изучив процесс адаптации первоклассников к школе, можно выделить формы, знание   которых   поможет   реализовать   идеи   преемственности   в   работе воспитателя   дошкольного   учреждения   и   учителя   общеобразовательной школы.1.   Адаптация   организма   к   новым   условиям   жизни   и   деятельности,   к физическим и интеллектуальным нагрузкам. Этот уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский   сад   или   его   подготовка   к   школе   осуществлялась   в   домашних условиях;   от   степени   сформированности   морфофункциональных   систем организма;   уровня   развития   произвольной   регуляции   поведения   и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье. 2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени   к   пространственно   –   временным   отношениям   (режим   дня,   особое место   для   хранения   школьных   принадлежностей,   школьной   формы, подготовка   уроков,   уравнивание   ребенка   в   правах   со   старшими   братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно – смысловым отношениям  (отношение  к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку   в   семье,   стиль   поведения   родителей   и   учителей,   особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.). 3.   Адаптация   к   новым   условиям   познавательной   деятельности   зависит   от актуальности   образовательного   уровня   ребенка   (знаний,   умений,   навыков), полученного   в   дошкольном   учреждении   или   в   домашних   условиях; интеллектуального   развития;   от   обучаемости   как   способности   овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных   способностей   (умение   общаться   со   взрослыми, сверстниками). Одним из важных факторов обеспечения преемственности в развитии ребенка   является   создание   благоприятных   условий   адаптации   ребенка   к школе, с учетом особенностей её проявления. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика. Сроки   адаптации   первоклассников   могут   быть   различными.   Обычно устойчивая   приспособляемость   к   школе   отмечается   в   первом   полугодии обучения.   Однако   установлено,   что   у   20   —   30%   шестилетних   детей   этот процесс не завершается в течение первого года обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один – полтора месяца. В   зависимости   от   различных   факторов   уровень   адаптации   детей   к   новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами доказано,   что   наиболее   напряженными   для   всех   детей   являются   первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это   время   не   следует   повышать   нагрузку,   темп   работы.   Активный   период обучения   должен   начинаться   после   «острого»   периода   адаптации.   Если физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с социально­ психологической   адаптацией   дело   обстоит   иначе:   она   представляет   собой процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе – процесс неодносторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он   пытается   изменить   социально­психологическую   ситуацию,   не   только «встроиться   в   нее»,   но   и   ее   «пристроить   к   себе».   Да   ведь   и   учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками. Процесс «притирки» друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче — и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он имеет существенное влияние на процесс адаптации. Именно в первом полугодии первого года обучения процесс адаптации ребенка   проявляется   в   напряжении   всех   функциональных   систем   его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации,   которые   легко   заметить   и   учителю   и   родителям,   являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные признаки, а также снижение массы   тела   свидетельствуют   о   неблагоприятных   изменениях   в   здоровье первоклассника,   вызванных   неуклонно   нарастающим   утомлением   и переутомлением. По   результатам   наблюдений   Б.И.   Кочубей   и   Е.В.   Новиковой,   уже   к концу первой четверти масса тела снижается у 60% детей. Одновременно с этим   ухудшаются   показатели   работоспособности,   появляются   жалобы   на усталость,   сонливость,   головные   боли.   Утомление   приводит   также   к значительному   снижению   артериального   давления   у   первоклассников,   а переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов в сердце, нарушениями нервно­психического здоровья. Ухудшение   нервно­психического   состояния   детей   также   наиболее выражено в первом полугодии. Специальные исследования показывают, что именно   в   этот   период   число   учащихся,   имеющих   нервно­психические отклонения, возрастает примерно на 14–16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка первые   6–9   недель   пребывания   в   школе,   характеризующиеся   как   время «острой   адаптации».   Но   и   спустя   два   месяца   обучения   многие   дети продолжают переживать серьезные трудности. А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению: 1.   Высокий   уровень   адаптации,   на   данном   уровне,   первоклассник положительно   относится   к   школе;   требования   воспринимает   адекватно; учебный  материал  усваивает  легко,  глубоко  и  полно;  решает усложненные задачи;   прилежен,   внимательно   слушает   указания   и   объяснения   учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной   работе;   готовится   ко   всем   урокам;   занимает   в   классе благоприятное статусное положение. 2.   Средний   уровень   адаптации,   здесь   ребенок   положительно   относится   к школе,   ее   посещение   не   вызывает   отрицательных   переживаний;   понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваиваетосновное   содержание   учебных   программ;   самостоятельно   решает   типовые задачи;   бывает   сосредоточен   только   тогда,   когда   занят   чем­то   для   него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. 3.   Низкий   уровень   адаптации,   при   котором   первоклассник   отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение;   наблюдаются   нарушения   дисциплины;   объясняемый   учителем материал   усваивает   фрагментарно,   самостоятельная   работа   с   учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;   к   урокам   готовится   нерегулярно,   ему   необходим   постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Многие   исследователи   причиной   школьной   дезадаптации   называют несоответствие   функциональных   возможностей   детей   требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости». В числе других причин можно назвать недостаточный уровень   интеллектуального   развития   ребенка,   его   социальную   незрелость, неумение   общаться   с   окружающими,   неудовлетворительное   состояние здоровья. Все это комплекс внутренних причин, так называемые «проблемы ребенка». Также   существуют   и   внешние   причины   школьной   дезадаптации   — «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения   и   методика   преподавания,   сама   личность   учителя,   стиль   его отношений с детьми и родителями и т.п. Очень часто эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения. По   мнению   М.М.   Безруких,   все   многообразие   школьных   трудностей можно разделить на два типа: специфические, имеющие в основе те или иные нарушения   моторики,   зрительно   ­   моторной   координации,   зрительного   и пространственного восприятия, речевого развития и т.п. и неспецифические, вызванные   общей   ослабленностью   организма,   низкой   и   неустойчивой работоспособностью,   повышенной   утомляемостью,   низким   индивидуальным темпом деятельности. В результате социально­психологической дезадаптации можно ожидать у   ребенка   проявления   всего   комплекса   неспецифических   трудностей, связанных   прежде   всего   с   нарушениями   в   деятельности.   На   уроке   такой ученик   отличается   неорганизованностью,   повышенной   отвлекаемостью, пассивностью,   замедленным   темпом   деятельности.   Он   не   способен   понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных   напоминаний,  он   не  умеет   работать   обдуманно,  по   плану. Письмо   такого   ученика   выделяется   неустойчивым   почерком.   Неровныештрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые,   разнонаклонные   буквы,   тремор   –   вот   его   характерные   черты. Ошибки   выражаются   в   недописывании   букв,   слогов,   случайных   заменах   и пропусках букв, неиспользовании правил. Вызваны   они   несоответствием   темпов   деятельности   ребенка   и   всего класса, отсутствием концентрации внимания. Также   эти   причины   определяют   и   характерные   трудности   чтения: пропуски   слов,   букв   (невнимательное   чтение),   угадывание,   возвратные движения   глаз   («спотыкающийся»  ритм),  быстрый   темп   чтения,  но   плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения. При   обучении   математике   трудности   выражаются   в   неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие. Немаловажную   роль   в   создании   благоприятного   психологического климата   в   классе,   по   нашему   мнению,   играет   учитель.   Ему   необходимо постоянно   работать   над   повышением   уровня   учебной   мотивации,   создавая ребенку   ситуации   успеха   на   уроке,   во   время   перемены,   во   внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Совместные   усилия   учителей,   педагогов,   родителей,   врачей   и школьного   психолога   способны   снизить   риск   возникновения   у   ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Таким   образом,   для   успешной   школьной   адаптации   и   достижения эффективности   в   обучении   детей   6–7   лет   необходимо   формировать положительное,   эмоциональное   отношение   к   занятиям.   Руководство деятельности детей первого года обучения в школе следует осуществлять, широко   используя   (особенно   в   первом   полугодии)   методы   дошкольного воспитания,   с   частичным   применением   школьных   методов.   Необходимо соблюдать   преемственность   дошкольных   и   школьных   методов   работы   при формировании   коллектива   детей   первых   классов   и   организации   их межличностного   общения,   организовывать   деятельность   младших школьников, т.к. положительно складывается на психологической адаптации детей   к   новым   условиям,   формировать   способность   к   ролевому   и личностному общению. Необходимо   также   учитывать   индивидуальные   и   возрастные особенности ребенка, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к. они могут привести к дезадаптации. На   основании   вышеизложенного,   мы   пришли   к   выводу,   что   помочь ребенку   безболезненно   пережить   период   адаптации   призвана   игра.   Она формирует   устойчивый   интерес   к   учению,   снимает   напряжение.   В   игре развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, требуется внимание, память,   закладываются   основы   творчества.   Игра   –   это   также   и   средствовоспитания. В каждой игре звучат идеи добра и милосердия, она приносит радость, а дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и человеческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром.