МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
СВЕТСКОСТЬ И ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
учебная программа
для 9-класса уровня основного среднего образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2014 года №281.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №9691 от 14 августа 2014 года.
Светскость и основы религиоведения: Учебная программа для 9-классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2014. –5с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2014.
Приложение 111
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан от
от 15 июля 2014 года №281.
Типовая учебная программа по курсу «Светскость и основы религиоведения» для 9-класса уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа была разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан №1080 от 23 августа 2012 года.
2. Суть и значения предмета «Светскость и основы религиоведения» состоит в принятии его как составляющего элемента, формирования научно- обоснованных основ обеспечения устойчивого развития и как первоисточника, определяющего исторические, культурные и духовные ценности современного общества. Предмет «Светскость и основы религиоведения» является структурным компонентом социально-гуманитарных и обществоведческих знаний в системе среднего образования.
3. Современная политика Казахстана направлена на укрепление межэтнического, межконфессионального уважения и толерантности между многочисленными этносами и культурами в стране, достижение согласия и дружбы между ними и формирование целостной системы духовно-нравственных ценностей.
4. Знание истории взаимоотношении религии и культуры, религии и государства, религии и цивилизации является проявлением познания духовности многовекого опыта человечества.
5. Известные казахские мыслители – аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясауи, Абай, Ыбырай, Шакарим в своих духовных наследиях на основе исторического разума и практики показали роль и место религии в истории государства и всестороннем развитии личности.
6. Цель обучения предмета:
1) довести до обучающихся принцип светскости как ценности, и научить их принимать его как самый важный фактор стабильности государства, изучать и понимать религию на фоне светскости;
2) дать всесторонние знания о свободе совести, об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, новых религиозных движений, деструктивных религиозных течений и запрещенных религиозных организаций;
3) научить учеников не принимать идеологию экстремизма, терроризма и религиозного радикализма, на основе духовно-нравственных ценностей воспитывать у них чувство толерантности и формировать гуманистическое мировоззрение.
7. Задачи обучения предмета:
1) дать обучающимся системные знания о значении религии, истории и ее роли в обществе;
2) формировать представление по принятию светскости как основу государственности и независимости, дать знания в этом направлении;
3) с позиции светскости формировать навыки сравнения основ религиозного сознания, религиозной веры, религиозного познания и религиозного воспитания;
4) разъяснение мировоззренческих, культурных и нравственных значений религий;
5) формировать навыки уважения свободы совести, привитии толерантности и построение светского отношения к религиозным течениям современного общества;
6) показать межнациональное и межконфессиональное согласие Казахстана в ключе светскости, воспитывать у обучающихся чувство гражданской зрелости и ответственности;
7) разъяснять опасность для национальной безопасности, принципам светскости и общественной стабильности идеологий глобальных провялений экстремизма, терроризма, религиозного радикализма, воспитывать чувство уважения к положениям светского государства;
8) сформировать у обучающихся культуры и навыков критического анализа и оценивания, сравнения материалов религиозной литературы, электронных ресурсов и СМИ;
9) разъяснять важность правовой грамотности в общественной жизни и постоянно ее повышать, воспитывать уважение к правам и свободам граждан Республики Казахстан;
В рамках освоения материалов предложенных программой предусматривается установление преемственности и межпредметной связи с предметами «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право», «История развития межэтнических отношений», «Казахская литература», «Искусство» и курсом «Абайтану».
8. Объем учебной нагрузки:
9 класс - 1 (один) час в неделю, 34 часа в учебном году.
2. Базовое содержание учебного предмета
9. Содержание учебного предмета включает в себя следующие темы:
1) Введение: предмет курса «Светскость и основы религиоведения» (1 час);
2) Светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер. Светское государство и религия. Основы светской этики. Принципы светскости в системе образования (3 часа);
3) Значение религии, ее определение, социальное предназначение, генезис, классификация. Структура и функции религии. Формирование и развитие науки о религии – религиоведения. Основные религиозные понятия, институты. Религия как духовно-культурный феномен (2 часа);
4) Источники и исторические формы религии. Формы древних веровании и национальные религии. Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд. Божество. Роль божества в древне-тюркском мировоззрении (3 часа);
5) Мировые религии. Буддизм: основы учения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма (1 час);
6) Христианство: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Иисус Христос и Евангелие. Основные направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). Христианство в современном мире (4 часа);
7) Ислам: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Пророк – Мухаммед. Сакральная книга – Коран. Направления в исламе. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Исторические условия распространения и укоренения в Казахстане ханафитской богословско-правовой школы. Ее связанность с национальной культурой. Особенности и историческая роль школы Матуридийа. Школы суфизма. Ислам, наука и культура (5 часов);
8) Религии в Казахстане. Ислам в Казахстане: распространение ислама в Казахстане. Религиозная философия Ходжа Ахмета Йасауи (хикметы). Роль ислама в формировании и развитии казахской государственности. Ислам в ХХ веке и в современном Казахстане. Распространение в Казахстане ханафитских правовых норм и практики (3 часа);
9) Распространение христианства в Казахстане. Православная церковь в Казахстане. Католицизм и протестантизм в Казахстане. Культура христианства в Казахстане (2 часа);
10) Культура ислама в Казахстане. Исламское архитектурно-монументальное искусство в Казахстане. Памятники исламской рукописной культуры. Философско-просветительские и религиозные взгляды ал-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Йугинеки, Хусам ад-дина Сыгнаки. Богословы ХІХ-ХХ вв. Духовное наследие Абая и Шакарима (3 часа);
11) Новые религиозные движения. Учение, формы и особенности новых религиозных движений. Дилемма новых религиозных движений и традиционных религиозных систем: познавательные, психологические и бытовые противоречия. Признаки и последствия деятельности деструктивных течений. Запрещенные религиозные объединения. Религиозный экстремизм и терроризм: определение, признаки проявления и последствия. Терроризм – чуждое для религии явление. Опасность религиозного экстремизма и терроризма для национальной безопасности (3 часа);
12) Казахстан – страна межрелигиозного мира и согласия. Религиозное законодательство Республики Казахстан. Светскость – платформа государственной системы и национальной безопасности. Понятие о свободе религиозного вероисповедования. Платформа межрелигиозного согласия и диалога в современном Казахстане (3 часа);
13) Политика Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по установлению межрелигиозного диалога, мира и согласия в Казахстане и мировом сообществе (1 часа).
3. Требования к уровню подготовки учащихся
10. Предметные результаты.
По окончании 9-го класса обучающиеся должны знать:
1) основные религиозные понятия;
2) соотношения между светским и религиозным,
3) историю религии и особенности вероисповедания;
4) специфические черты новых религиозных течений;
5) опасности экстремизма и терроризма;
6) казахско-мусульманские познавательные мысли;
7) Закон Республики Казахстан «О религии»;
8) взаимоотношения между религиозными организациями, государством и культурой в Республике;
9) политику Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной стабильности, проявлению уважительного отношения к истинным религиозным чувствам верующих в стране и мировом сообществе.
11. Личностные результаты.
Обучающиеся должны:
1) познать религиозные явления с научной точки зрения;
2) понять сущность отношений между государством, религиозными объединениями и культурой;
3) уметь различать религиозное сознание, религиозную веру, религиозный опыт и религиозную мысль;
4) знать историю познавательной миссии религии и веры в жизни общества;
5) познать и уметь объяснять морально-этические ценности религии;
6) уметь различать религию и терроризм с позиций светскости;
7) знать особенности проявления нетрадиционных течений экстремистского и террористического характера;
8) уметь различать религию и науку, светскость и право, религию и псевдорелигиозные течения.
12. Системно-деятельностные результаты.
Обучающиеся должны:
1) овладеть важными сведениями и системными знаниями в области религиоведения;
2) овладеть культурой и способностями критического анализа информаций;
3) ориентироваться и уметь анализировать полученную информацию, использовать ее при выполнении учебно-творческих проектов и других видов исследовательских работ;
4) сформировать иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и течений;
5) владеть современной информационно-коммуникационной технологией;
6) быть готовым к дискуссиям, обмену мнений по вопросам религии, быть осведомленным по особенностям разных культур и религиозных систем.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.