Эволюция темы вольности и свободы
«Вольность» 1817 - абстрактное изложение политических учений.
«К Чаадаеву»1818 - призыв к действию.
«Деревня»1819 - пропаганда.
«Кинжал» 1821- мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости.
«Птичка» - гуманистическая идея «дарования свободы»
«Анчар»1828 - обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.
1817 - 1819 гг.
Высшее общественное благо («хочу воспеть Свободу миру»),
Цель («звезда пленительного счастья»),
Шаг к истине и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобождённый / Учуся в Истине блаженство находить»),
Смысл поэтической «жертвы»(«Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей»),
Душевное состояние поэта («тайная свобода»)
Точка зрения на мир, на людей и на самого себя.
«Деревня» 1819 г.
Представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идёт о русском крепостничестве и о свободе русского крестьянства.
«Барство дикое» и «Рабство тощее» - явления, типичные для России.
Аллегорические образы рисуют предельно обобщённый образ русской деревни
Поэт мечтает увидеть «народ неугнетённый», а торжество свободы связывает с волей царя.
« К Чаадаеву» 1818 г.
Кто адресат?
Чем он отличается от адресатов в «Вольности» и «Деревне»?
Кого имел в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»?
На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чём эти части?
Чем отличается понимание «свободы» в этом стихотворении?
Что возникает в финале стихотворения?
«Во глубине сибирских руд…» 1827 г.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И – лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! – цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями.
Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя,
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.
Мечи скуём мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы!
Она нагрянет на царей.
И радостно вздохнут народы!
А.И.Одоевский
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придёт желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Тема – гражданская, тема верности идеалам юности
Жанр – гражданское и дружеское послание.
Средства поэтической выразительности:
Стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов: оковы, темницы, подземелье, затворы. Каторжные норы.
- Олицетворение абстрактных понятий:
Надежда… разбудит бодрость и веселье
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы…
Свобода вас примет радостно у входа…
эпитеты: Гордое терпенье, Скорбный труд, затворы мрачные, свободный глас.
Сравнение: Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
-Особенности стиха: аллитерация ( на «р»)
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье
«Анчар»Работа над текстом
Но человек ко древу яда
Но человек к анчару страшному подходит
Но человека человек
в пустыню посылает.
Послал к анчару властным словом
Послал к анчару самовластно.
Послал к анчару равнодушно
Послал к анчару властным взглядом
И тот безумно в путь потек
Верный раб
И тот послушно в путь потек.
Бедный раб
Композиционный метод построения стихотворения – контраст:
Дерево смерти и идущий к нему человек, раб - владыка
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.