«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.
А.Ахматова
ТворчествоБывает так: какая-то истома;В ушах не умолкает бой часов;Вдали раскат стихающего грома.Неузнанных и пленных голосовМне чудятся и жалобы и стоны,Сужается какой-то тайный круг,Но в этой бездне шепотов и звоновВстает один, все победивший звук.Так вкруг него непоправимо тихо,Что слышно, как в лесу растет трава,Как по земле идет с котомкой лихо...Но вот уже послышались словаИ легких рифм сигнальные звоночки,—Тогда я начинаю понимать,И просто продиктованные строчкиЛожатся в белоснежную тетрадь.
Б.Пастрнак
Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.Всё время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.О, если бы я только могХотя отчасти,Я написал бы восемь строкО свойствах страсти.О беззаконьях, о грехах,Бегах, погонях,Нечаянностях впопыхах,Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,Ее начало,И повторял ее именИнициалы.Я б разбивал стихи, как сад.Всей дрожью жилокЦвели бы липы в них подряд,Гуськом, в затылок.В стихи б я внес дыханье роз,Дыханье мяты,Луга, осоку, сенокос,Грозы раскаты.Так некогда Шопен вложилЖивое чудоФольварков, парков, рощ, могилВ свои этюды.Достигнутого торжестваИгра и мука -Натянутая тетиваТугого лука.
Вопросы
Почему литературу называют искусством слова?
Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?
Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?
- Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
“Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтися никогда!
Ответить письменно на один из вопросов:
Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?
Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?
Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» - древнерусский текст и его перевод на современный русский язык.
Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.