Своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
Оценка 5

Своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

Оценка 5
docx
05.05.2020
Своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
11 лит.docx

13.02.20г        Литература      11 класс

 

Тема урока: Своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

Цель урока: рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции; раскрыть образы героев.

 

 

Ход урока:

 

 

I. Организ. момент.

II. Проверка д/з.

- Опрос уч-ся.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания).

III. Беседа.

1. Попробуйте определить жанр романа.

Ответ:  можно назвать его и бытовым, так как в нём воспроизведены картины московского быта 20-30-х годов; и фантастическим, и сатирическим.

Роман многожанров и многопланов. В нём всё тесно переплетено, как в жизни.

       Необычна и композиция романа.

2. Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?

Ответ:  композиция «Мастера и Маргариты» оригинальна и многопланова. В рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа – повествование о жизненной судьбе  Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя и окружающих людей. Таким образом, в книге Булгакова сопряжены два временных плана и два по- разному организованных художественных пространства. Однако они тесно связаны между собой. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.

3. Какое время охватывают события романа?

Ответ: московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой  вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, проходят всего четыре дня. За это  короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность, иногда – в прямом смысле, как это случилось в Варьете.

Евангельские  главы, действие которых происходят в течение одного дня, переносит нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален.

4. Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

Ответ:  история эта даётся с нескольких точек зрения, что придаёт достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана «атеистам» Берлиозу и Бездомному Воландом.

          События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумашедшем доме. В главе 19  Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение ( глава 28 «Погребение») и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчёркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.

          С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе ( «Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы постараемся приблизиться.

5. Мини – тест по роману Булгакова.

1. В чём проявляется  своеобразие  композиции  романа М. Булгакова «Мастер  и Маргарита»?

а) кольцевая композиция;

б) хронологический  порядок развития  событий;

в) параллельное развитие  трёх  сюжетных  линий;

г) параллельное  развитие  двух  сюжетных  линий.

2.Автором  романа о Понтии  Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

а) Понтий Пилат   б) Воланд   в) Левий Матвей   г) Мастер

3. Сколько сюжетных  линий  можно  выделить  в  романе?

а) одну    б) две     в) три     г) пять

4.В чём состоит  специфика   системы образов  романа?

а) в основу  положены  принципы  двойничества;

б) персонажи  объединены общей  идеей произведения;

в) система  образов  построена  по  принципу антитезы;

г) герои   образуют  своеобразные  отражения представителей  библейского  мира.

5.Какой  из  «миров»  романа  наиболее населён?

а) библейский;  б) потусторонний    в)  московский.

6.Какова  роль  Воланда  в  романе  Булгакова?

а) он  выполняет  роль   палача;    б) он выполняет роль  справедливого  судьи;

в) он  олицетворяет  собой  власть  абсолютную.

7.Почему  Мастер  «не  заслужил  света»?

а) потому  что  он  предаёт свою  любовь  к  Маргарите;

б)  потому  что  сжигает рукопись;

в) потому  что  он  сошёл  с  ума.

8.Кто  из  героев  романа  является  двойником  самого Булгакова?

а) Иван Бездомный;   б) Воланд    в) Мастер    г) Иешуа.

 

Ответы  на  тест: 1- в; 2-г; 3-в; 4-а; 5-в; 6-б;  7-а;   8-в.

 

IV. Итог урока.  Рефлексия.  

1. Когда был напечатан в нашей стране роман «Мастер и Маргарита»?

2. В чём состоит его жанровое своеобразие?

3. В чем интересна композиция романа?

 

V. Домашнее задание. написать отзыв о романе.


 

Литература 11 класс

Литература 11 класс

Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти

Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020