13.02.20г Литература 11 класс
Тема урока: Своеобразие романа «Мастер и Маргарита»
Цель урока: рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции; раскрыть образы героев.
Ход урока:
I. Организ. момент.
II. Проверка д/з.
- Опрос уч-ся.
- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания).
III. Беседа.
1. Попробуйте определить жанр романа.
Ответ: можно назвать его и бытовым, так как в нём воспроизведены картины московского быта 20-30-х годов; и фантастическим, и сатирическим.
Роман многожанров и многопланов. В нём всё тесно переплетено, как в жизни.
Необычна и композиция романа.
2. Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?
Ответ: композиция «Мастера и Маргариты» оригинальна и многопланова. В рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа – повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя и окружающих людей. Таким образом, в книге Булгакова сопряжены два временных плана и два по- разному организованных художественных пространства. Однако они тесно связаны между собой. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.
3. Какое время охватывают события романа?
Ответ: московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, проходят всего четыре дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность, иногда – в прямом смысле, как это случилось в Варьете.
Евангельские главы, действие которых происходят в течение одного дня, переносит нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален.
4. Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?
Ответ: история эта даётся с нескольких точек зрения, что придаёт достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана «атеистам» Берлиозу и Бездомному Воландом.
События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумашедшем доме. В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение ( глава 28 «Погребение») и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчёркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.
С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе ( «Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы постараемся приблизиться.
5. Мини – тест по роману Булгакова.
1. В чём проявляется своеобразие композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
а) кольцевая композиция;
б) хронологический порядок развития событий;
в) параллельное развитие трёх сюжетных линий;
г) параллельное развитие двух сюжетных линий.
2.Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере и Маргарите» является:
а) Понтий Пилат б) Воланд в) Левий Матвей г) Мастер
3. Сколько сюжетных линий можно выделить в романе?
а) одну б) две в) три г) пять
4.В чём состоит специфика системы образов романа?
а) в основу положены принципы двойничества;
б) персонажи объединены общей идеей произведения;
в) система образов построена по принципу антитезы;
г) герои образуют своеобразные отражения представителей библейского мира.
5.Какой из «миров» романа наиболее населён?
а) библейский; б) потусторонний в) московский.
6.Какова роль Воланда в романе Булгакова?
а) он выполняет роль палача; б) он выполняет роль справедливого судьи;
в) он олицетворяет собой власть абсолютную.
7.Почему Мастер «не заслужил света»?
а) потому что он предаёт свою любовь к Маргарите;
б) потому что сжигает рукопись;
в) потому что он сошёл с ума.
8.Кто из героев романа является двойником самого Булгакова?
а) Иван Бездомный; б) Воланд в) Мастер г) Иешуа.
Ответы на тест: 1- в; 2-г; 3-в; 4-а; 5-в; 6-б; 7-а; 8-в.
IV. Итог урока. Рефлексия.
1. Когда был напечатан в нашей стране роман «Мастер и Маргарита»?
2. В чём состоит его жанровое своеобразие?
3. В чем интересна композиция романа?
V. Домашнее задание. написать отзыв о романе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.