Свойства альдегидов
Оценка 5

Свойства альдегидов

Оценка 5
Работа в классе
rtf
химия
10 кл
26.04.2023
Свойства альдегидов
альдегиды .rtf

Министерство промышленности и торговли Тверской области

ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный

колледж»

Дисциплина  «Химия»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«АЛЬДЕГИДЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торжок, 2023

 

 

Министерство промышленности и торговли Тверской области

ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

Рецензент

должность, место работы
_______ ____________

__. __. 2023

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УМР

_____________ О.В.Гамелько

__. __. 2023

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА «АЛЬДЕГИДЫ»

 

Составлена в соответствии с ФГОС СПО

 

 

 

Преподаватель высшей категории         ___________Т.В.Королёва

 

Председатель ПЦК    ____________      Т.В.Королёва

__. __. 2023

Методист   ____________    Т.В.Белякова

__. __. 2023

Рецензент

Преподаватель ___ категории ____________ ________________

__. __. 2023

 

 

ИКУ

 

Дисциплина: Химия

Тема урока: Альдегиды

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-путешествие

Цель урока: Дать понятие о альдегидах, познакомить обучающихся с методами получения и химическими свойствами, применением альдегидов.

 

Сформировать представление о альдегидов, познакомить обучающихся с отдельными представителями этого класса, изучить их строение, способы получения, обеспечить в ходе занятия повторение основных терминов и понятий по теме.

Развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии; создать условия для развития логического мышления, умения анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения.

Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, стимулировать познавательную деятельность обучающихся.

Содержание

1.      Организационный момент:

2.      Блиц-опрос

3.      Изучение нового материала

4.      Мозговой штурм

5.      Станция «Историческая»

6.      Станция «Информационная»

7.      Станция «Экспериментальная»

8.      Станция «Практическая»

9.      Закрепление изученного

10.  Подведение итогов урока

11.  ДДЗ

 

Методический инструментарий

 

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, игровые технологии.

 

Оборудование: интерактивная доска, виртуальная лаборатория, опорный конспект для студентов

 

Результаты

Называть формулы кислот

Составлять названия альдегидов,\

Определять физические, химические свойсва

Характеризовать применение  альдегидов

 

Структура урока

Орг.момент.

Правила работы на уроке

- правило поднятой руки;

- уважаем мнение другого;

- не критикуем, а высказываем точку зрения;

- говорит один;

- говорим кратко, не повторяя сказанного

За каждый ответ вы получаете жетон. В конце урока по количеству полученных жетонов будут выставлены оценки. Желаю удачи!

Повторение пройденного материала: блиц - опрос

• Что такое спирты?

• Функциональная группа спиртов?

• Какой суффикс характерный для спиртов?

• Как называется качественная реакция на спирты?

• Особенности качественной реакции

• Какие реакции называются реакциями гидрирования?

• Напишите структурную формулу 2-метилпентаналя

• Где применяются спирты?

 

Изучение нового материала

Эпиграф:

"Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле".

(Аристотель)

«Мозговой штурм»

На столе в чаше лежат яблоки, апельсины, лимоны, томаты.

Преподаватель (показывает на фрукты и овощи). Как вы думаете, что объединяет вот эти вкусности? Правильно, в них есть кислоты - фруктовые из класса органических карбоновых кислот. А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»? (элементы здоровьесберегающих технологий)

Ответы обучающихся: (кислые, едкие, жидкие, опасные, несъедобные) Получаются кислоты из альдегидов

Станция «Историческая»

Органическая химия еще очень молода: как самостоятельная теоретическая дисциплина она сформировалась в XIX в. И тем не менее ее по праву можно считать древнейшей из наук, ведь знакомство наших предков с органическими веществами произошло задолго до новой эры.

В те времена люди добывали и обрабатывали только такие материалы, которые были необходимы в каждодневной борьбе за выживание. Из сырья растительного и животного происхождения наши далекие предки получали самые разнообразные продукты: пекли хлеб, делали пиво, уксус и т.д. Немецкий химик Андреас Либавий в XVI веке сухой перегонкой янтаря получил янтарную кислоту.

Новым продуктам чаще всего присваивали названия по тому природному веществу, из которого они были впервые выделены. Так, например, в 1787 г. итальянец Луиджи Брунъятелли окислением пробки получил пробковую кислоту, а в 1670 г. англичанин Джон Рей перегонкой муравьев - муравьиную кислоту.

Эту группу удалось значительно расширить шведскому ученому Карлу Шееле. Он обрабатывал соки известью, а затем действием серной кислоты извлекал кислоты из образовавшихся веществ. В 1784 г. он получил таким путем лимонную, в 1785 г. - яблочную, а в 1786 г. - галловую кислоту, уже известную в то время, но выделенную им более удачным методом - из сброженного экстракта дубильных орешков. С помощью азотной кислоты он пытался превратить глицерин в сахар, но эта реакция дала лишь щавелевую кислоту. Кроме того, в 1780 г. исследователь открыл молочную кислоту, а за четыре года до этого обнаружил в почечных камнях мочевую кислоту.

В 1670 г. англичанин Джон Рей провел необычный эксперимент. Он поместил в сосуд рыжих лесных муравьев, налил воды, нагрел ее до кипения и пропустил через сосуд струю горячего пара. Такой процесс химики называют перегонкой с паром и широко используют для выделения и очистки многих органических соединений. После конденсации пара Рей получил водный раствор нового химического соединения. Оно проявляло типичные свойства кислот, поэтому и было названо муравьиной кислотой.

Станция «Информационная»

Определение: «альдегиды - органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп (- СОН),

связанных с углеводородным радикалом» и объяснение этимологии термина «карбоксильная группа» как сочетание названий карбонильной и гидроксильной групп.)

Общая формула : СпН2n+СОН

Классификацию проводят по

• типу углеводородного радикала (предельные, непредельные, ароматические)

Гомологический ряд начинает метаналь НСОН

При составлении международных названий альдегидов карбоксильный атом углерода всегда получает первый номер. Вещество называют так, как назвали бы соответствующий углеводород, добавить суффикс –аль.

Алгоритм названий

1. Главную цепь необходимо начинать нумеровать с альдегидной группы.

2. Указывают положение и название заместителей.

3. После корня, указывающего число атомов в цепи, идет суффикс, показывающий наличие или отсутствие двойных, тройных связей, их положение.

4. После этого добавляется «аль».

Студенты по предложенному алгоритму пытаются составить формулы

Станция «Экспериментальная»

Химические свойства альдегидов (Приложение 1)

1) Действие на индикаторы

2) Взаимодействие с содой (реакция солеобразования)

3)  (Видеоопыт) (элементы здоровьесберегающих технологий)

4) Взаимодействие йода с аскорбиновой кислотой

 

 

 

Станция « Практическая »

Доклады обучающихся по следующим АЛЬДЕГИДАМ (Содержание, практическое применение):

• МЕТАНАЛЬ

• ЭТАНАЛЬ

 

Доклады сопровождаются иллюстрациями на слайдах презентации.

 

Цифровой диктант утверждение:

При правильном утверждении цифру «1», при неправильном - «0» ставить

Я утверждаю, что ЭТАНАЛЬ:

1. Вступает в реакцию нейтрализации

2. Имеет в своѐм составе карбоксильную группу

3. Относится к двухосновным кислотам

4. Образует соли - сульфаты

5. Раздражает стенки желудка, вызывая язву

6. Применяется как вкусовое и консервирующее средство

7. Имеет второе название - этановая кислота

8. Относится к непредельным кислотам

9. Образует соли - ацетаты

10. В воде не растворяется

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. - общая химия 10 класс - Москва, «Просвещение», 2011 г., 368 стр.

2) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г.

3) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г

4) Гааг Н.А."Как привить интерес к уроку химии"(" Химия в школе" №),2010.с.36-37.

5) Гребер В.."Интерес к уроку химии надо заслужить. А как?" (газета "Химия", приложение к "Первое сентября")М.: Просвещение. 2004.N 7-8.

6) Жданкин, Н.А. Как повысить мотивацию студентов к учебе инновационны ми подходами / Н.А. Жданкин, Д.А. Баласанова // журнал. — 2013 .— №3 .— С. 50-57.

7) Марчукова О. Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Молодой ученый № 7 (42). 2012. С. 290-291.

8) Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в профессиональных образовательных учреждениях. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

9) Удалов Г.С.."Развитие способностей учащихся к логическому мышлению при формировании важнейших химических понятий"(сборник "Развитие по знавательных интересов и способностей в процессе обучения хи мии")//Челябинск. 2009.-86с.

10) Шомирзоев Б.М. Формирование культуры преподавателя в условиях раз вития инновационных технологий / Б.М. Шомирзоев, Д.Р. Хасанов // Наука и школа : журнал. — 2014 .— №2 .— С. 21-23.

11) Образовательные сайты и порталы

www.1september.ru - сайт «Издательский дом "Первое сентября"»; http://school-collection.edu.ru - «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов»; www.openclass.ru

 

 

Министерство промышленности и торговли

Министерство промышленности и торговли

Министерство промышленности и торговли

Министерство промышленности и торговли

ИКУ Дисциплина: Химия Тема урока:

ИКУ Дисциплина: Химия Тема урока:

Структура урока Орг.момент.

Структура урока Орг.момент.

А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»? (элементы здоровьесберегающих технологий)

А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»? (элементы здоровьесберегающих технологий)

Такой процесс химики называют перегонкой с паром и широко используют для выделения и очистки многих органических соединений

Такой процесс химики называют перегонкой с паром и широко используют для выделения и очистки многих органических соединений

Видеоопыт) (элементы здоровьесберегающих технологий) 4)

Видеоопыт) (элементы здоровьесберегающих технологий) 4)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1)

Издательский дом "Первое сентября"»; http://school-collection

Издательский дом "Первое сентября"»; http://school-collection

Свойства альдегидов

Свойства альдегидов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2023