Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
русская литература
11 кл
27.01.2019
Патриотическое воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей отражает специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолению претерпеваемого ею кризисного периода исторического развития
Историческое познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Совершенствуя учебно-методический комплекс учителя средних и старших классов, разработаны уроки по литературе, направленные на воспитание духовной и гражданской позиции учащихся: "Денис Давыдов — сын России", «Не жертвуйте лицом ради положения….».
Не жертвуйте лицом ради положения.docx
«Не жертвуйте лицом ради положения»
посвященного творчеству
(Сценарий литературного вечера,
Б. Пастернака.)
На доске портрет Б.Л.Пастернака.
Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Зажигаются свечи. На фоне музыки читается стихотворение
А.Галича «Памяти Пастернака».
Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели,
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели !
И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье...
Он не мылил петли в Елабуге,
И с ума не сходил в Сучане !
Даже киевские "письмэнники"
На поминки его поспели !..
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели !
И не то чтобы с чемто засорок,
Ровно семьдесят возраст смертный,
И не просто какойто пасынок,
Член Литфонда усопший сметный !
Ах, осыпались лапы елочьи,
Отзвенели его метели...
До чего ж мы гордимся,сволочи,
Что он умер в своей постели !
"Мело, мело, по всей земле, во все пределы
Свеча горела на столе, свеча горела..."
Нет, никакая не свеча,
Горела люстра !
Очки на морде палача
Сверкали шустро !
А зал зевал, а зал скучал
Мели, Емеля !
Ведь не в тюрьму, и не в Сучан,
Не к "высшей мере" !
И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу,
Голосованьем ! И ктото,спьяну, вопрошал :
"За что? Кого там ?"
И ктото жрал, и ктото ржал
Над анекдотом...
Мы не забудем этот смех,
И эту скуку !
Мы поименно вспомним всех,
Кто поднял руку !
"Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку..."
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул...
А над гробом встали мародеры,
И несут почетный караул... Караул!
(на фоне музыки)
Он награжден какимто
вечным детством.
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
(музыка замолкает)
Великий художник только так и приходит в мир
наследником всего мира, его природы, его истории...
« Это испытано каждым. Всем нам является традиция, всем
обещала лицо, всем поразному обещание сдержала. Все мы стали
людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай
любить... Любить самоотверженно и беззаветно дело наших
сердец, пока мы дети».
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес...
Он родился в семье художника Леонида Пастернака, человека, близкого Толстому, Рахманинову,
Менделееву. В ранней молодости Борис выбирал между музыкой и поэзией. Выбрал, к счастью, второе,
несмотря на то, что его кумир. Его идол композитор Скрябин, прослушав его музыкальное сочинение «
поддержал, окрылил, благословил». Вы знаете, как рождается художник?
На пути от музыки к поэзии Леонид испытывает еще одно увлечение философией. Для
совершенствования в учебе Пастернак в 1912 г. едет в Германию, в старинный городок Марбург:
Тут жил Мартин Лютер
Там братья Гримм, Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
И все это помнит и тянется к ним.
Все живо. И все это тоже подобья.
Профессор Герман Коген глава марбургской неокантианской школы предложил Пастернаку
остаться в Марбурге для получения докторской степени, что было немалой честью для начинающего
философа, но он от этого наотрез отказался. Вы знаете, как рождается художник?
О, в день тот, как демон, глядела земля,
Грозу пожирая из трав и кустарника,
И небо, как кровь, затворялось, спалясь,
Об взгляд тот, тяжелый и желтый, как арника...
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму шекспирову,
Носил я с собой и знал на зубок.
Шатался по городу и репетировал...
« Конец! Конец философии...Ей придется считаться с тем, что
всякая любовь есть переход в новую веру». Охладев к философии,
Пастернак полностью отдается поэтическому искусству,
которое становится делом его жизни.
Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах". 1914;
"Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и
футуризма (тогда он входил в группу "Центрифуга"). Высоко
ценил Блока, видя в его поэтической системе "ту свободу
обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает
большого искусства".
Примерно тогда же летом 1917 г. была написана, но издана пятью
годами позже книга « Сестра моя жизнь». Эта книга выдвинула
автора в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. В
ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака
нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом
Б.Л. Пастернак. Фото 1924 г
Сестра моя жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брезгливы
И весело жалят, как змеи в овсе.
Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака: причем у нее душа озорницы, проказницы,
движения которой суматошны и порывисты: «врывается весна нахрапом», « сад тормошится», « рушится
степь». Любимые пастернаковские образы мелкие, дробные части природы: ветки, почки, льдинки,
градинки, снежные хлопья, стручки гороха все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет,
воплощая неусыпное кипение жизни.
Это круто налившийся свист,
Это щелканье сдавленных льдинок,
Это ночь, леденящая лист,
Это двух соловьев поединок.
Это сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку. По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак
занимает первое место в русской поэзии: « Март», «Июль», « Август», « Январь 1919 г.» и др. Одно из
самых ранних стихотворений поэта « Февраль» (1912 г.)
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез крик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Пред ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд
Вторая половина 20х и первая половина 30х годов зенит литературной славы молодого Бориса
Пастернака. В 1930 31г. Пастернак создает книгу «Второе рождение», в которой пытается взглянуть без
пелены « на жизнь страны, прочесть ее завтрашний день».
В то же время это поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в
Зинаиду Николаевну...
Любить иных тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадки жизни равносилен.
Это о ней, вдохновительнице, друге, жене. Жизнь Зинаиды Николаевны сложилась так,
что красавица, пианистка, она, защищая интересы Пастернака, вынуждена была заниматься
« прозой жизни», домом, семьей. Спустя много лет, в 1958 г., в своем письме к Ренате Швейнер,
немецкой писательнице и поэтессе, Пастернак писал:
« Я взял ее с бою. Она была замужем за другим. Две семьи были разрушены. Мне было
нелегко: я не наделен даром жестокосердия и бесчувствия... Жена достойна любви,
благодарности, восхищения».
А в письме к Зинаиде Николаевне 25 декабря 1930 г. Пастернак признавался: « Какая
может быть безысходность, когда жизнь никогда не была для меня таким большим, таким
прекрасным, таким облагораживающим выходом, как Вы».
(Песня из к/ф « Ирония судьбы или с легким паром» « Никого не будет в доме...)
У его стихов не могло быть иного лица. У его лица не могло быть иных стихов. Упрямство,
боль, детская незащищенность, неизбывная тоска, печать осененности по его лицу можно было
читать, как по книге.
« Борис Пастернак для меня святыня, это вся моя надежда, то небо за краем
земли, то, чего еще не было, что будет, доверяю вам свою любовь к Борису Пастернаку, как
свою душу, не отдавайте зря...» так писала Марина Цветаева в 1923 г.
И дальше: « Пастернак, ведь ноги миллиарды верст пройдут, пока мы встретимся».
И ноги миллиарды верст пройдут, а встречи, той встречи, так и не произойдет. Потом он
напишет ей после ее самоубийства в Елабуге: Что сделать мне тебе в угоду?
Дай какнибудь об этом весть.
В молчанье твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Лицом повернутая к Богу
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.
У его стихов не могло быть иного лица, у его лица не могло быть иных стихов.
Нарастающая волна репрессий вызвала в Пастернаке чувство «исторической порчи»,
которое привело его к почти полному разрыву с официальной средой. В 1934 г. на 1м
Всесоюзном съезде советских писателей он провозгласил свой жизненный принцип:
« Не жертвуйте лицом ради положения». С осени 1936 г. против поэта стали выдвигаться
недвусмысленно угрожающие политические обвинения. Борису Пастернаку давали понять, какая
участь его ожидает.
Душа моя, печальница
О всех в кругу моем!
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем.
Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их.
Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильною урною
Покоящей их страх
Их муки совокупные
Тебе склонили ниц
Ты пахнешь пылью трупной
Мертвецких и гробниц.
Душа моя, скудельница,
Все виданное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратилась в смесь.
И дальше перемалывай
Все бывшее со мной,
Как сорок лет без малого
В погостный перегной.
Говорят, когда Сталину доложили, что арест Пастернака
подготовлен
«лучший друг писателей» вдруг продекламировал:
«Цвет небесный, синий Цвет...», а потом изрек: «Оставьте его, он –
небожитель».
Во время Великой Отечественной войны Пастернак
ездил на участки фронт с другими писателями. Выступал. В результате этой поездки были написаны очерки в прозе, большой цикл стихотворений:
«Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», в дальнейшем –«Смерть сапера», «Победитель» и
другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе
1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
В 50е годы Пастернак пережил глубокий кризис. В 1956 г. создает стихотворение, в котором
себе внушает:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
После войны Пастернак решает вернуться к давно задуманному роману в прозе. Большое
произведение под предварительным названием "Мальчики и девочки" было начато им зимой 1945
46г и завершено в 1956г.
В окончательном варианте роман был озаглавлен «Доктор Живаго» .Само это
произведение духовная автобиография Пастернака, написанная с предельной откровенностью. В
центре романа образ интеллигента, стоящего на трагическом распутье между личным миром и
общественным бытием.
Пастернак предложил свой роман журналу «Новый мир». Редакция возвратила рукопись.
Вернула рукопись и «Литературная Москва». Передавая рукопись «Доктор Живаго» для
опубликования в Италии, Пастернак сказал: «Вы пригласили меня на собственную казнь».
«Литературная газета» 1 ноября 1958г. пишет: «Написав антисоветский,
клеветнический роман «Доктор Живаго», Борис Пастернак передал для опубликования
за границу и совершил тем самым предательство по отношению к советской
литературе, советской стране и всем советским людям».
Единодушно осудили его и многие писатели, как писала та же газета: «Действие
члена Союза писателя С.С.С.Р.Б. Л. Пастернака не совместимы со званием
советского писателя». В романе есть фраза, определяющая, пожалуй, самую суть его:
« . . отдельная
человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство
вселенной».
«Стараться постичь Истину или покорно следовать за
историей? Вот вопрос всегдашний. История может позволить себе все... У нее в запасе
бесконечность, а у менято срок измеряй лет 70. И за них мне единственный шанс постичь
истину и прожить по совести с бытием и счастливо. Ибо время может быть хуже или
лучше. Но ты, человек, должен быть только лучше. И это всегда можно, даже в
катастрофе гражданской войны и в концлагере». Об этом и роман.
В 1958 году за « Доктора Живаго» автору была присуждена Нобелевская премия. Это
вызвало резкую критику в советской печати. Власти вынудили поэта отказаться от премии.
Стокгольм. В Шведскую академию.
« В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я
принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу
Вас не принять с обидой мой добровольный отказ...» Б. Пастернак.
Я пропал, как зверь в загоне.
Гдето люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Из романа « Доктор Живаго» : « Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на
черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал
огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за
едущими и когото поджидало. «Свеча горела на столе.
Свеча горела...»шептал Юра про себя начало чегото смутного...».
(песня « Свеча горела...» исп. А. Пугачева).
Сложные , запутанные взаимоотношения Лары и Юрия Живаго, когда революция и гражданская
война то соединяла, то разъединяла их, в чемто похожи на взаимоотношения Кати и Рощина в трилогии
А.Толстого «Хождение по мукам». Но Толстой историю ставил выше любви. А ведь « ..история как
таковая справедлива только тогда, когда она не разрушает истории любви».
Тогда, в 58м пастернак был исключен из Союза писателей. За любовь исключен. А через два года
« Он лежал в цветах, закинув голову, очень похудевший, с резко выделившимися
его не стало.
надбровными дугами, с гордым и умиротворенным выражением лица... показалось, что в левом
уголке рта была чуть заметная улыбка...»
Любимая, жуть! Когда любит поэт
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет
Как во времена ископаемых. Спустя шесть лет от той же болезни, как и у мужа (рака легких) умрет и Зинаида Николаевна. И как тут не
вспомнить строчки поэта:
И я хотел, чтобы после смерти,
Как мы замкнемся м уйдем,
Тесней, чем сердце и предсердье,
Зарифмовали нас вдвоем.
Роман « Доктор Живаго» в России был издан в 1988 г. А в
декабре 1989г. Шведская академия вручила Нобелевскую медаль
сыну Пастернака. Борис Леонидович Пастернак прожил свою жизнь
именно так, как ему хотелось: « ни единой долькой не отступаясь
от лица».
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в случайном отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня поставлен сумрак ночи.
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль
Но сейчас другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий
И не отвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить не поле перейти
Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Сыны Отечества (сценарий интегрированного урока по литературе и истории)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.