Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Детсад
09.07.2018
Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспери-ментально проверить психолого-педагогические условия развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Объект исследования: процесс развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития со-циальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжет-но-ролевой игры. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста посред-ством сюжетно-ролевой игры будет проходить эффективнее, если: - обучать детей эмоциональному проживанию игровых ситуаций различ-ного модального содержания, открытию эмоционального образа персонажа; - побуждать детей к сочувствию, сопереживанию и содействию партнеру в процессе ролевого взаимодействия; - формировать опыт открытого проявления эмоций социально приемлемыми способами.
gotovaya_VKR_Kozlova.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ  ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» в г. ИЖЕВСКЕ На правах рукописи Кафедра педагогики Сюжетно­ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста 050706.65 – Педагогика и психология Выпускная квалификационная работа Допущена к защите Зав. кафедрой ___________________ протокол № ____ от ________2014г. Научный руководитель: Куракина А.О., кандидат педагогических наук, доцент 1 Ижевск 2014 Оглавление Введение ……………………………………………………………......... Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы  развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста ……… 1.1. Понятие о социальных эмоциях …………………………… 1.2. Психологические особенности развития социальных  3 7 7 эмоций у детей старшего дошкольного возраста …………………… 14 1.3. Анализ программ по развитию социальных эмоций у  детей старшего дошкольного возраста ………………………………… 23 1.4. Роль сюжетно­ролевой игры в развитии социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста …………………… Выводы по первой главе ………………………………………………... Глава 2. Опытно­экспериментальная работа по развитию  социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста ……….. 29 36 37 2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение  опытно­экспериментальной работы …………………………………… 37 2.2. Цель, задачи и содержание формирующего этапа  эксперимента............................................................................................... 2.3. Анализ результатов опытно ­ экспериментальной работы  Выводы по второй главе ………………………………………………... Заключение ………………………………………………………………. Библиографический список …………………………………………….. Приложение ……………………………………………………………… 46 53 61 62 65 71 2 Введение Проблема социально ­ эмоционального развития детей является одной из активно   разрабатываемых   проблем   в   теории   и   практике   дошкольного образования.   Актуальность   проблемы   обусловлена   потребностью   общества   в воспитании   человека,   демонстрирующего   социальное   поведение   в   духе демократических   ценностей   и   норм.   В   период   дошкольного   детства   эмоции проходят   путь   прогрессивного   развития,   приобретая   всё   более   богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональная   сфера   играет   важную   роль   в   жизни   детей,   помогая   им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном   возрасте   эмоциональное   развитие   претерпевает   значительные изменения   в   сторону   своего   усложнения,   устойчивости,   дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. Проблема эмоционального развития в отечественной детской и социальной психологии была рассмотрена Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.В.Запорожец, А.Н.   Леонтьевым,   М.И.   Лисиной,   Д.Б.   Элькониным     и   другими   учеными   в области психологии и педагогики. Эмоция, как особый тип знания, дает ребенку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды. Поэтому работа,   направленная   на   социально­эмоциональное   развитие   детей   очень актуальна и важна. Сюжетно­ролевая   игра   обладает   большим   эмоционально­развивающим   Она   способствует   развитию   эмоционально­волевой   и потенциалом. потребностно­мотивационной   сфер   ребенка,   приобретению   эмоционального 3 опыта. Сюжетно­ролевые игры являются источником развития чувств, глубоких переживаний   и   открытий   ребенка,   приобщают   его   к   духовным   ценностям, заставляют   его   сочувствовать   персонажам,   сопереживать   разыгрываемые события. Исследования   Л.И.   Божович   и   Д.Б.   Эльконина   подтверждают,   что старший   дошкольный   возраст   является   наиболее   сензитивным   для   развития социальных эмоций, а отсутствие специально организованной работы в учебно ­ воспитательном   процессе   по   их   развитию   приводит   к   недостатку эмоционального   и   эмпатийного   опыта,   что   в   дальнейшем   неблагоприятно сказывается на развитии психики ребенка в целом. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречия  между   необходимостью   развития   социальных   эмоций   у   детей дошкольного   возраста   и   недостаточной   изученностью   психолого   ­ педагогических   условий   развития   социальных   эмоций   у   детей   старшего дошкольного возраста посредством сюжетно­ролевой игры. Данное   противоречие   позволило   сформулировать  проблему исследования: каковы психолого­педагогические условия развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно­ролевой игры? Цель   исследования:  определить,   теоретически   обосновать   и экспериментально   проверить   психолого­педагогические   условия   развития социальных   эмоций   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   посредством сюжетно­ролевой игры. Объект   исследования:  процесс   развития   социальных   эмоций   у   детей старшего дошкольного возраста. Предмет   исследования:  психолого­педагогические   условия   развития социальных   эмоций   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   посредством сюжетно­ролевой игры. 4 Гипотеза   исследования  состоит   в   предположении   о   том,   что   процесс развития   социальных   эмоций   у   детей   старшего   дошкольного   возраста посредством сюжетно­ролевой игры будет проходить эффективнее, если: ­   обучать   детей   эмоциональному   проживанию   игровых   ситуаций различного   модального   содержания,   открытию   эмоционального   образа персонажа; ­ побуждать детей к сочувствию, сопереживанию и содействию партнеру в процессе ролевого взаимодействия; ­   формировать   опыт   открытого   проявления   эмоций   социально приемлемыми способами. Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач: 1. Выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования; 2.   Выявить   критерии   и   уровни   развития   социальных   эмоций   у   детей старшего дошкольного возраста; 3.   Разработать     и   апробировать   экспериментальную   программу   по развитию   социальных   эмоций   у   детей   старшего   дошкольного   возраста посредством сюжетно­ролевой игры; 4.   Проследить   динамику   развития   социальных   эмоций   в   процессе экспериментальной  работы; 5. Проанализировать результаты исследования. Для   решения   поставленных   задач   и   проверки   гипотезы   использовались следующие методы исследования:  1.   Теоретические   методы:   изучение   и   анализ   психолого­педагогической литературы; 2.   Эмпирические   методы:   наблюдение,   психолого­педагогический эксперимент; 3.   Математические   методы:   статистические   методы   обработки эмпирических данных. 5 Теоретической основой исследования являются: ­ концепции эмоций (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Изард, Е.П. Ильин, П.В. Симонов и др.); ­   положения   о   деятельностной   и   социальной   природе   эмоционального развития дошкольников (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.). ­ теоретические положения о роли игры в развитии детей дошкольного возраста (Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); ­ положения и методические разработки по развитию сюжетно – ролевой игры у детей дошкольного возраста (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко и др.). Практическая   значимость  исследования   состоит   в   разработке программы   по   развитию   социальных   эмоций   у   детей   старшего   дошкольного возраста посредством сюжетно­ролевой игры, которая может быть использована для   обогащения   содержательной   и   процессуальной   сторон   эмоционально   ­ развивающего воспитания, образования дошкольников. База   исследования:  Муниципальное   бюджетное   образовательное учреждение   «Центр   развития   ребенка   ­   №1»,   с.   Завьялово   Удмуртской Республики Выпускная   квалификационная   работа   состоит   из   введения,   двух   глав, заключения, библиографического списка (71 наименование), содержит 7 таблиц, 5 рисунков и приложение. 6 Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития  социальных эмоций у детей дошкольного возраста 1.1. Понятие о социальных эмоциях В определениях и понятиях эмоций, встречающихся в литературе, до сих пор   царят   разночтения,   а   также   большая   путаница   и   неточность   их употребления.  Самая   большая   и   распространенная   в   литературе   неточность заключается   в   использовании   понятий   «эмоция»   и   «чувство»,   «эмоция»   и «аффект» как взаимозаменяемых, что свидетельствует о нечетком различении отдельных   подклассов   целостной   и   динамично   изменяющейся   эмоциональной системы. Анализ   психолого­педагогической   литературы   показал,   что   проблема развития   эмоциональной   сферы   в   отечественной   детской   и   социальной 7 психологии   была   рассмотрена   Л.И.   Божович   [8],   Л.С.   Выготским   [11], А.В.Запорожец [45], А.Н. Леонтьевым [32], М.И. Лисиной [33], Д.Б.Элькониным [66] и другими учеными в области психологии и педагогики. Отсутствие четких определений, а значит и четкого содержания, понятий в   общей   психологии   является   одной   из   причин   их   неработоспособности   в практике, что, безусловно, отрицательно сказывается на общей разработанности этой главы в детской психологии. Термин   эмоция   произошёл   от   латинского   слова   «emoveo»  –   волную,  В   психологической   литературе   эмоции   определяются   как потрясаю. психические   процессы   и   состояния,   которые   в   форме   непосредственного переживания   отражают   значимость   чего­то   для   жизнедеятельности   человека [43].  По мнению А.Г. Маклакова [34], эмоции — это своеобразный индикатор значимости окружающего для человека. Если слово «значимость» понимать как   необходимость,   нужду   (что   уравновешивается   понятием важность, «потребность»), тогда высказывание «эмоция отражает значимость» будет иметь смысл «эмоция отражает потребность». Из   всех   определений   одно   из   самых   кратких   принадлежит  К.   Ланге: «эмоции – это душевные движения». Именно такое понимание и определение эмоций   является   наиболее   распространённым   и   наиболее   устоявшимся   в психологической литературе. С.Л. Рубинштейн считал, что эмоция – это особая субъективная форма существования и развития потребностей [46]. Таким   образом,   определение   эмоций   даётся   через   указание   функции, которая   ими   выполняется,   а   именно   –   через   функцию   субъективной представленности потребностей, т.е. за эмоциями стоят потребности. Однако можно встретить и другие определения эмоций, хотя и близкие к только   что   данному,   но   отражающие   их   иные   функции.   С   точки   зрения В.К.Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет особое переживание 8 субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной деятельности [10]. По   мнению   В.К.   Вилюнаса,   реальное   проявление   эмоций   обозначает одновременно   актуализацию   у   человека   мотивационных   отношений   и побуждений,   т.   е.   проявлений   пристрастного   и   направленного   поведения. Другими   словами,   эмоции   указывают:   нужно   приближаться,   стремиться, достигать или же, наоборот, прятаться, отступать, избегать. В. К. Вилюнас под эмоциями   понимает   субъективный   носитель   мотивации   поведения.   И   в   этой своей   функции   эмоции   являются   важнейшим   психологическим   механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития. Таким образом, определения эмоциональных явлений даются через те или иные   функции,   которые,   по   мнению   исследователя,   ими   выполняются.   Эти функции   разные   и   их   достаточно   много:   побудительная,   оценочная, смыслообразующая, подкрепляющая и т.д. Единственное, в чем сходятся все исследователи и ученые, состоит в том, что  эмоции мгновенно охватывают весь организм и вовлекают в свою работу практически все системы тела и психики. Такая особенность эмоций, которая научным   языком   часто   обозначается   как  интегративность,   объединяет   все функции человеческого существа в единый поведенческий акт. Выделяют   три   уровня,   где   себя   проявляют   и   осознаются  человеком эмоции [23]: а)   чисто  внутреннее,   психическое   или  чувственное  переживание   или осознание эмоций; б)  процессы,   происходящие   в   результате   работы   эмоций   в физиологических системах: нервной, эндокринной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной; в)  поддающиеся   наблюдению   выразительные   комплексы   эмоций, проявляющиеся в мимике, жестикуляции, в особой динамике движений или в 9 позах тела. Многие   исследователи   природы   эмоций   единодушны   во   мнении,   что эмоции возникают сразу за актуализацией мотива и работают до момента его рациональной оценки разумом. Наиболее полной и систематизированной является классификация эмоций, предложенная Б.И. Додоновым, основой для которой является их зависимость от субъективной ценности, возникающих переживаний. Он выделяет 10 видов эмоций [17]: 1.   Альтруистические   эмоции  –   переживания,   возникающие   на   основе потребности и содействия, помощи, покровительства другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого­либо,   забота   о   них;   сопереживание   удачи   и   радости   другого;   чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости. 2.   Коммуникативные   эмоции   ­  возникающие   на   основе   потребности   в общении:   желание   общаться,   делиться   мыслями   и   переживаниями,   найти   им отклик;   чувство   симпатии,   расположения;   чувство   уважения   к   кому­либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого­либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей. 3.   Глорические   эмоции  связаны   с   потребностью   в   самоутверждении,   в славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание   взять   реванш;   приятное   щекотание   самолюбия;   чувство   гордости; чувство   превосходства;   чувство   удовлетворения   тем,   что   как   бы   вырос   в собственных глазах, повысил ценность своей личности. 4.   Праксические   эмоции,   вызываемые   деятельностью,   изменением   ее   в ходе   работы,   успешностью   или   неуспешностью   ее,   трудностями   ее осуществления   и   завершения:   желание   добиться   успеха   в   работе;   чувство напряжения;   увлеченность,   захваченность   работой;   любование   результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение, 10 что дело сделано, что день прошел не зря. 5.   Пугнические   эмоции,  происходящие   от   потребности   в   преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство волевого   и   эмоционального   напряжения;   предельной   мобилизации   своих физических и умственных способностей. 6.   Романтические   эмоции  ­  стремление   ко   всему   необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего­то необыкновенного   и   очень   хорошего,   светлого   чуда;   манящее   чувство   дали; волнующее   чувство   странно   преображенного   восприятия   окружающего:   все кажется   иным,   необыкновенным,   полным   значительности   и   тайны;   чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще­таинственного. 7.   Гностические   эмоции,   связанные   с   потребностью   в   познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления   или   недоумения;   чувство   ясности   или   смутности   мысли; неудержимое   стремление   преодолеть   противоречия   в   собственных рассуждениях,   привести   все   в   систему;   чувство   догадки,   близости   решения; радость открытия истины. 8. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты;   наслаждение   красотой   чего­либо   или   кого­либо;   чувство   изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство   волнующего   драматизма;   чувство   светлой   грусти   и   задумчивости; поэтически­созерцательное   состояние;   чувство   душевной   мягкости, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько­приятное чувство одиночества. 9. Гедонистические эмоции,  связанные с удовлетворением потребности в телесном   и   душевном   комфорте:   наслаждение   приятными   физическими ощущениями   от   вкусной   пищи,   тепла,   солнца   и   т.д.;   чувство   беззаботности, 11 безмятежности;   нега   (сладкая   лень);   чувство   веселья;   приятная   бездумная возбужденность (на танцах, вечеринках и т. д); сладострастие. 10. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений. Е.О. Смирнова [50] выделяет фундаментальные эмоции и их комплексы. Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне   внешне   выражается   особыми детерминированный   нервный   субстрат, мимическими   или   нервно­мышечными   средствами   и   обладает   особым субъективным   переживанием   –   феноменологическим   качеством. Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в   сочетании   с   другими   эмоциями,   они   существуют   лишь   в   течение   очень короткого периода времени – до того, как активизируются другие эмоции. Если две   или   несколько   фундаментальных   эмоций   в   комплексе   проявляются   у человека   относительно   стабильно   и   часто,   то   они   определяют   какую­то   его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. К   основным   эмоциональным   чертам   человека   Б.Г.   Ананьев   относит следующие [1]: 1.  Тревожность  представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес­ возбуждение. 2.  Депрессия  –  комплекс   эмоций,  включающих   горе,  гнев,   отвращение, презрение,   страх,   вину   и   робость.   Гнев,   отвращение   и   презрение   могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне   направленная   враждебность).   В   депрессию   включены   и   такие аффективные   факторы,   как   плохое   физическое   самочувствие,   пониженная 12 сексуальность,   повышенная   утомляемость,   являющиеся   часто   побочными продуктами   депрессии,   но   и   обладающие   мотивационными   качествами   для развития депрессии. 3.  Любовь  занимает  особое место  в жизни  каждого  человека,  является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый   из   них   имеет   неповторимые   признаки   и   каждый  –  особый   комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта   связь   имеет   эволюционно­биологическое,   социокультурное   и   личностное значение. 4.  Враждебность  –   взаимодействие   фундаментальных   эмоций   гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором   знаний   об   объектах,   на   которые   направлена   враждебность,   она перерастает в ненависть. Н.В.   Микляева   [53]   выделяет   социальные   (высшие)   эмоции,   социально обусловленные,   связанные   с   общественными   отношениями.   К   социальным эмоциям и чувствам относятся нравственные, интеллектуальные и эстетические. Высшие чувства ­ чувства, источником которых является удовлетворение сложных   социальных   потребностей,   возникающих   в   процессе   формирования личности. По своей сути высшие чувства представляют собой продукт высшей ступени   развития   человечества   и   наиболее   богаты   и   сложны   по   своему содержанию. 1. Нравственными (моральными) называют чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, принятыми   обществом,   Устойчивое   проявление   таких   чувств   является следствием   усвоения   человеком   норм   и   правил   нравственности,   когда общечеловеческие   ценности   являются   для   него   главным   ориентиром   вне зависимости   от   обстоятельств,   в   которые   он   попадает.   Полярными   для моральных чувств (гуманность, чувство долга, любовь, дружба, патриотизм и 13 т.д.) являются аморальные (жадность, эгоизм, злорадство, жестокость и т. д.). 2. Интеллектуальными  чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. В данном случае находит свое подтверждение, принятое в отечественной психологии, положение о взаимосвязи интеллектуальной   и   эмоциональной   сфер,   так   как   интеллектуальные   чувства (любознательность, чувство радости от сделанного открытия и т. д.) являются не только   сопровождающим   познавательную   деятельность   фактором,   но   и стимулируют   ее   развитие,   оказывая   непосредственное   влияние   на   точность, глубину   и   содержательность   знаний,   на   скорость   и   продуктивность мыслительных процессов. 3.   Эстетические   чувства    находят   свое   выражение   в   эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве, окружающей жизни, природе, которые   могут   вызывать   особое   чувство   восхищения.  Как   и  эмоции   вообще, эстетические чувства не являются изолированными от общей направленности личности, системы ее ценностей. Формирование   высших   человеческих   чувств   и   эмоций   происходит   в процессе   усвоения   ребенком   социальных   ценностей   и   требований,   норм   и идеалов,   которые   при   определенных   условиях   становятся   внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов поведения. А.В.   Запорожец   [45]   отмечает,   что   социальные   эмоции   –   это   эмоции, которые   приобрели   устойчивость,   социальную   направленность   и   отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для окружающих взрослых   или   сверстников.   В   результате   ребенок   приобретает   своеобразную систему   эталонов   ценностей.   При   этом,   сопоставляя   с   данной   системой наблюдаемые явления, он оценивает их как эмоционально привлекательные или отталкивающие, добрые или злые, красивые или безобразные. Развитие   эмоций   человека   не   ограничивается   социализацией, окультуриванием   эмоциональных   проявлений.  Развиваются   новые,   собственно 14 человеческие,   высшие   социальные   эмоции,   сопровождающие   человека   на жизненном пути. Социальные эмоции направляют развитие личности человека, структурируют   личностные   новообразования,   определяют   его   поступки   и деятельность. 1.2. Психологические особенности развития социальных эмоций  у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах Л.С. Выготского [11], Н.В. Микляевой   [53], А.В. Запорожца [45], О.А. Ореховой [40], Е.Н. Юрчук [69] и др. Дошкольный   возраст   является   периодом   эмоционально­практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность   всей   психической   жизни   и   практического   опыта   составляет характерную особенность дошкольного детства.  А.В.   Запорожец   [45]   отмечает,   что   социальные   эмоции   –   это   эмоции, которые   приобрели   устойчивость   и   социальную   направленность,   отражают стремление сделать  нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для   окружающих   взрослых   или   сверстников.   Выделяют   три   уровня   развития социальных эмоций в процессе воспитания дошкольников: ­   на   первом     уровне   эмоции   отражают     социальную   направленность поведения детей  и представление о нормах межличностных отношений; ­   на   втором   уровне   социальные   эмоции   носят   устойчивый   характер, отражают эмоциональное отношение детей  к сверстникам, взрослым и предкам; ­   на   третьем     уровне   социальные   эмоции   отражают   эмоциональный компонент мировоззрения (на уровне «образа семьи», «образа Родины»  и т. д.), влияют на активизацию социальных мотивов   поведения и в целом   отражают уровень знаний семьи о традициях, принятых в народной  культуре. 15 Г.А.   Урунтаева   [56]   отмечает,   что   ребенок­дошкольник   впечатлителен, открыт   для   усвоения   социальных   и   культурных   ценностей,   стремится   к признанию   себя   среди   других   людей.   У   него   ярко   прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Осваивая   социальную   обусловленность   эмоций,   дети   овладевают нормативными   категориями,   эталонами   их   проявления,   что   способствует начальному   становлению   эмоциональной   культуры   личности.   Ребенок   с развитыми   эмоциями   легче   преодолевает   эгоцентризм,   лучше   включается   в учебно ­ познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности. Эмоции детей проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам.  На  базе врожденных  реакций у  ребенка  развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем,   формируются под   влиянием   усложняющихся   социальных   контактов, эмоциональные процессы. Д.В.   Ушаков   [60]   считает,   что   первоначально   социализацию эмоциональной   сферы   ребенка   определяет   появление   механизмов эмоциональной   синтонии  и  эмоциональной   децентрации.  Эмоциональная синтония, как эмоциональное заражение, появляется в период новорожденности и   проходит   путь   развития   от   целостной   совокупности   переживаний безотносительно   субъекта   переживаний   до   сложных   форм   сопереживания дифференцированным объектам общения. В дошкольном детстве синтония теряет свое значение, так как ребенок уже достаточно независим от непосредственного влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого человека уже не «заражает» его. Состояние   другого   человека   затрагивает   ребенка   лишь   при   условии   его активного   включения   в   ситуацию   возникновения   этого   состояния,   при непосредственном знакомстве с причинами этого состояния. То есть у ребенка 16 появляется способность поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачи как свои [36]. А.В.   Запорожец     [45]   отмечает,   что   формирующаяся   у   ребенка   под влиянием   опыта   общения   и   коллективной   деятельности   способность сочувствовать   другим   людям,  переживать   чужие   радости   и  печали,  как   свои собственные, приводит к аффективной децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной. Эта   аффективная   или   эмоциональная   децентрация   обеспечивает возможность   эмоционального   переключения   ребенка   со   своих   собственных   осуществляемого   сначала   в переживаний   на   переживания   другого, непроизвольной   форме,   а   затем   проявляющегося   в   осознанном   изменении позиции, поведения субъекта в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной. Именно этот механизм эмоционально­когнитивной децентрации лежит в основе возникновения и развития у детей дошкольного возраста эмпатии (Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович). Следует   отметить,   что   положительные   эмоции   у   ребенка   развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Например, исследование К.Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. Первоначально у ребенка возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции   Вторая   ступень   – удовольствия   принадлежит   поощряющая   роль. функциональная.   Играющему   ребенку   доставляет   радость   уже   не   только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием   процесса,   а   с   его   содержанием.   На   третьей   ступени   у   детей постарше   появляется   предвосхищение   удовольствия  –  эмоция   в  этом   случае возникает   в  начале   игровой   деятельности,  и  не  результат   действия,  ни  само выполнение не являются центральными в переживании ребенка [46]. По   мнению   А.Н.   Леонтьева   [32],   дошкольный   возраст   ­   это   период 17 первоначального   фактического   склада   личности.   Именно   в   это   время происходит   становление   основных   личностных   механизмов   и   образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная   и   мягкая   по   сравнению   с   аффективно   окрашенными   процессами восприятия  в раннем  детстве. Раньше  течение   эмоциональной   жизни  ребенка обуславливали   особенности   той   конкретной   ситуации,   в   которую   он   был включен. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от   непосредственной   ситуации,   у   него   возникают   переживания,   с   ней   не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость. Т.И.   Бабаева   [57]   считает,   что   эмоциональное   развитие   дошкольника также связано с развитием у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим   изменением   в   мотивационной   сфере   выступает   возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением  узколичностных, улитарных   целей.   Поэтому   интенсивно   начинают   развиваться   социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление   иерархии   мотивов.   Выделение   основного   мотива,   которому подчинена   целая   система   других,   стимулирует   устойчивые   и   глубокие переживания.   Причем   они   относятся   не   к   ближайшим,   сиюминутным,   а   Чувства   теряют достаточно   отдаленным   результатам   деятельности. ситуативность,   становятся   более   глубокими   по   смысловому   содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства.  Желания,   побуждения   ребенка   соединяются   с   его   представлениями   и 18

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальных  эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018