Сжатие текста. Текст для изложения «Выбор жизненного пути»

  • Работа в классе
  • docx
  • 26.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтобы научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста, нужно, чтобы ученики овладели приёмами сжатия. Важно начать формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста; отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию. Это будет способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
Иконка файла материала 1ИЗЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРЕ.docx
Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее). Сжатое изложение проверяет: 1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; 2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3) умение письменно передавать обработанную информацию. Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения. Текст для изложения «Выбор жизненного пути» Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор  всегда остаётся за человеком.  Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный  путь, мы всё­таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго  десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как  правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных  интересов, профессию.  Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его  нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет  исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что­то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех  приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и  упорно достигает намеченных целей.(151 слово) Микротемы 1. Универсального рецепта, как выбрать верный, предназначенный только тебе путь, не  существует. Выбор всегда остаётся за человеком. 2. Большинство серьёзных решений мы принимаем в юности.3. Такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Успех приходит к  тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. Пример изложения Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует.  Окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство серьёзных решений мы всё же  принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего  друга, профессию, круг интересов. Понятно, что такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что­то удастся подправить, но далеко не всё. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (87  слов) Способы сжатия текста Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания.  Как делать записи во время чтения текста изложения  При первом  чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и  какова микротема каждого из них.  При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст ­ нужно записывать ключевые слова.  Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними,  чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.  Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться  на тексте, понять и выстроить логику изложения.  При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.  Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими  словами.  Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное  упражнение ­ перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).   Три основных способа сжатия (компрессии) текста Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:   исключение,  обобщение,  упрощение. 1. Исключение:       исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений. 2. Обобщение:     замена однородных членов обобщающим наименованием; замена гипонимов гиперонимом;(см.пояснения в конце статьи) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с  обобщающим значением. 3. Упрощение:      слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной  задачи и особенностей текста.  Упражнения по сжатию текста Исключение       Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются  в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и  деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие,  даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, ­ безнадежные  люди._____________________________________________________________Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские  ребятишки с открытыми, простодушными, ясными  лицами.__________________________________________________________ Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую  волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза  воспитания: воспитание души._____________________________________________________________  Обобщение Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок,  разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты,  скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники  Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт  Пастернак._________________________________________________________ Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит  конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит  креслами.__________________________________________________________  Упрощение Авиамодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных  соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя  скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и  горки._____________________________________________________________  Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что  есть и будет, не забывай о том, что  было._____________________________________________________________  Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни,  переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.