Табулирование и построение графиков функций

  • doc
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6. Табулирование и построение графиков функций.doc

Практическая работа № 21

 

Тема: Табулирование и построение графиков функций

Учебная цель: научиться строить графики функций и диаграмм в табличном процессоре, изучить основные типы диаграмм и графиков

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Уметь:

- создавать, форматировать таблицы MS Excel,

- строить графики функций,

- производить расчеты в таблицах MS Excel,

- строить, редактировать диаграммы

Знать:

- основные типы диаграмм,

- этапы построения диаграмм и графиков,

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе, в виде диаграммы. Диаграммы наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Для наглядного сравнения величин используются линейчатые диаграммы, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально.

Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график. На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины, которые соединяются между собой плавными линиями. Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехмерной фигуры.

Диапазон исходных данных: ряды данных и категории.

При создании диаграммы в электронную таблицу прежде всего, необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Диаграммы связаны  с исходными данными на рабочем листе и обновляются при обновлении данных на рабочем листе.

Выделенный диапазон исходных, данных включает в себя как ряды данных, так и категории.

Ряд данных — это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой — с помощью секторов, на графике – точками, имеющими заданные координаты Y.

Категории задают положение значения ряда на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются «подписями» под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси Х. Если диаграмма отображает изменение величины во времени, то категории всегда являются интервалами времени: дни, месяцы, годы и т.д.

Ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.

Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными (внедренные диаграммы). Область диаграммы кроме обязатель­ной области построения диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений заголовок диаграммы и легенду.

Область построения диаграммы является основным объектом в области диаграммы, так как именно в ней произносится графическое отображение данных. В линейных дин граммах можно изменять цвет столбцов, в круговых — цвет секторов, в графиках — форму, размер и цвет маркеров и соединяющих их линий.

Важнейшим параметром осей является шкала, которая определяет минимальное и максимальное значения шкалы, а также цену основных и промежуточных делений. Рядом с делениями шкалы по оси категорий размещаются названия категорий, а рядом с делениями шкалы по оси значений значения ряда данных. В круговых диаграммах названия категорий и значения ряда данных отображаются рядом с секторами диаграммы.

Название диаграммы и названия осей можно перемещать и изменять их размеры, а также можно изменять тин шрифта, его размер и цвет.

Легенда содержит названия категорий и показывает и с пользуемый для их отображения цвет столбцов в линейчатых диаграммах, цвет секторов — в круговых диаграммах, форму и цвет маркеров и линий — на графиках. Легенду можно перемещать и изменять ее размеры, а также можно изменять тип используемого шрифта, его размер и цвет.

Задачи практической  работы:

1. Выполнить практическую  работу;

2.Оформить отчёт по практической  работе;

Обеспеченность занятия (средства обучения)

Основные источники: 

1.            Учебно-методическая литература:

·              Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

·              Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

·              Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.

·              Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

·              Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

·              Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

2.     Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).

3.     Ручка с чернилами черного цвета.

4.     Карандаш простой.

5.     Персональный компьютер, MS Excel

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практической работе:

1.     Что такое диаграмма? Каков порядок построения диаграммы?

2.     Объекты диаграмм. Типы диаграмм.

3.     Как редактировать диаграмму?

4.     Как построить, отредактировать график?

Инструкция по выполнению практической работы

Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.

Изучить порядок выполнения задания.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практической  работы

Контролем  является защита отчета по  практическому занятию.

Задания практической работы:

Задание 1. По данным таблиц построить диаграммы:

1. Численность населения мира, млн.чел.

 

1900

1913

1929

1938

1950

1960

1970

19802

1990

2000

США

74,6

97,6

122,2

130,5

153

176

200,5

227

247

277

Германия

45,7

54,7

58,7

62,3

67

72

77

78,5

79

82

Франция

40,8

41,8

42

42

42

46

50,5

54

56,5

59

Япония

44

51,6

63,2

71,8

83

93

104

116,8

123,5

127

СССР

123

158

171,5

186,5

205,5

226,5

247

258,5

290

290

 

2. Численность занятых в мировой экономике, млн.чел.

 

1900

1913

1929

1938

1950

1960

1970

19802

1990

2000

Германия

18,5

23,5

25

26,5

29

31

34

35

37

38,5

Франция

20

20

20

19,5

19

21

23

25

26,5

27,5

Великобритания

16,5

18,5

20

20,5

22,5

24

25

25,5

26

26,5

Италия

15

16,5

17

18

18,5

20

22

24

24,5

25

 

 

 

3. Промышленное производство: добавленная стоимость, в ценах и по ППС нац.валют 2000 г. млрд.долл.

 

1900

1913

1929

1938

1950

1960

1970

19802

1990

2000

Германия

29

51

59

478

93

244

420

510

575

625

Франция

28

46

57

52

63

93

190

275

310

355

Великобритания

53

73

84

105

130

180

245

265

300

335

Советский Союз

40

70

80

105

205

480

725

935

1000

545

 

Задание 2. Постройте графики следующих функций:

y1(x)=x2-1

y2(x)=x2+1

y3(x)=10×y1(x)/y2(x)

Диапазон изменения аргумента: [-2;2] с шагом 0,2

 

Порядок работы:

 

1. Подготовьте таблицу для построения графиков.

 

2. Заполните столбцы функций, т.е. введите в столбцы В, С, D значения функций в соответствующих точках. Для этого введите самостоятельно в ячейки В2, С2, D2 формулы, математическая запись которых

y1(x)=x2-1, y2(x)=x2+1, y3(x)=10×y1(x)/y2(x)

 

3. Скопируйте формулы в остальные ячейки таблицы (используйте маркер заполнения).

4. Выделите диапазон данных для построения графиков А1:D22.

5. Постройте графики, используя Мастер диаграмм: тип диаграммы- точечная, вид – точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров.


6. Отредактируйте графики согласно рисунка.