Практическая работа № 21
Тема: Табулирование и построение графиков функций
Учебная цель: научиться строить графики функций и диаграмм в табличном процессоре, изучить основные типы диаграмм и графиков
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- создавать, форматировать таблицы MS Excel,
- строить графики функций,
- производить расчеты в таблицах MS Excel,
- строить, редактировать диаграммы
Знать:
- основные типы диаграмм,
- этапы построения диаграмм и графиков,
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе, в виде диаграммы. Диаграммы наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.
Для наглядного сравнения величин используются линейчатые диаграммы, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально.
Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график. На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины, которые соединяются между собой плавными линиями. Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехмерной фигуры.
Диапазон исходных данных: ряды данных и категории.
При создании диаграммы в электронную таблицу прежде всего, необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Диаграммы связаны с исходными данными на рабочем листе и обновляются при обновлении данных на рабочем листе.
Выделенный диапазон исходных, данных включает в себя как ряды данных, так и категории.
Ряд данных — это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой — с помощью секторов, на графике – точками, имеющими заданные координаты Y.
Категории задают положение значения ряда на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются «подписями» под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси Х. Если диаграмма отображает изменение величины во времени, то категории всегда являются интервалами времени: дни, месяцы, годы и т.д.
Ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.
Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными (внедренные диаграммы). Область диаграммы кроме обязательной области построения диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений заголовок диаграммы и легенду.
Область построения диаграммы является основным объектом в области диаграммы, так как именно в ней произносится графическое отображение данных. В линейных дин граммах можно изменять цвет столбцов, в круговых — цвет секторов, в графиках — форму, размер и цвет маркеров и соединяющих их линий.
Важнейшим параметром осей является шкала, которая определяет минимальное и максимальное значения шкалы, а также цену основных и промежуточных делений. Рядом с делениями шкалы по оси категорий размещаются названия категорий, а рядом с делениями шкалы по оси значений значения ряда данных. В круговых диаграммах названия категорий и значения ряда данных отображаются рядом с секторами диаграммы.
Название диаграммы и названия осей можно перемещать и изменять их размеры, а также можно изменять тин шрифта, его размер и цвет.
Легенда содержит названия категорий и показывает и с пользуемый для их отображения цвет столбцов в линейчатых диаграммах, цвет секторов — в круговых диаграммах, форму и цвет маркеров и линий — на графиках. Легенду можно перемещать и изменять ее размеры, а также можно изменять тип используемого шрифта, его размер и цвет.
Задачи практической работы:
1. Выполнить практическую работу;
2.Оформить отчёт по практической работе;
Обеспеченность занятия (средства обучения)
Основные источники:
1. Учебно-методическая литература:
· Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
· Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
· Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
· Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
2. Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).
3. Ручка с чернилами черного цвета.
4. Карандаш простой.
5. Персональный компьютер, MS Excel
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практической работе:
1. Что такое диаграмма? Каков порядок построения диаграммы?
2. Объекты диаграмм. Типы диаграмм.
3. Как редактировать диаграмму?
4. Как построить, отредактировать график?
Инструкция по выполнению практической работы
Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Контролем является защита отчета по практическому занятию.
Задания практической работы:
Задание 1. По данным таблиц построить диаграммы:
1. Численность населения мира, млн.чел. |
||||||||||
|
1900 |
1913 |
1929 |
1938 |
1950 |
1960 |
1970 |
19802 |
1990 |
2000 |
США |
74,6 |
97,6 |
122,2 |
130,5 |
153 |
176 |
200,5 |
227 |
247 |
277 |
Германия |
45,7 |
54,7 |
58,7 |
62,3 |
67 |
72 |
77 |
78,5 |
79 |
82 |
Франция |
40,8 |
41,8 |
42 |
42 |
42 |
46 |
50,5 |
54 |
56,5 |
59 |
Япония |
44 |
51,6 |
63,2 |
71,8 |
83 |
93 |
104 |
116,8 |
123,5 |
127 |
СССР |
123 |
158 |
171,5 |
186,5 |
205,5 |
226,5 |
247 |
258,5 |
290 |
290 |
2. Численность занятых в мировой экономике, млн.чел. |
||||||||||
|
1900 |
1913 |
1929 |
1938 |
1950 |
1960 |
1970 |
19802 |
1990 |
2000 |
Германия |
18,5 |
23,5 |
25 |
26,5 |
29 |
31 |
34 |
35 |
37 |
38,5 |
Франция |
20 |
20 |
20 |
19,5 |
19 |
21 |
23 |
25 |
26,5 |
27,5 |
Великобритания |
16,5 |
18,5 |
20 |
20,5 |
22,5 |
24 |
25 |
25,5 |
26 |
26,5 |
Италия |
15 |
16,5 |
17 |
18 |
18,5 |
20 |
22 |
24 |
24,5 |
25 |
3. Промышленное производство: добавленная стоимость, в ценах и по ППС нац.валют 2000 г. млрд.долл. |
||||||||||
|
1900 |
1913 |
1929 |
1938 |
1950 |
1960 |
1970 |
19802 |
1990 |
2000 |
Германия |
29 |
51 |
59 |
478 |
93 |
244 |
420 |
510 |
575 |
625 |
Франция |
28 |
46 |
57 |
52 |
63 |
93 |
190 |
275 |
310 |
355 |
Великобритания |
53 |
73 |
84 |
105 |
130 |
180 |
245 |
265 |
300 |
335 |
Советский Союз |
40 |
70 |
80 |
105 |
205 |
480 |
725 |
935 |
1000 |
545 |
Задание 2. Постройте графики следующих функций:
y1(x)=x2-1
y2(x)=x2+1
y3(x)=10×y1(x)/y2(x)
Диапазон изменения аргумента: [-2;2] с шагом 0,2
Порядок работы:
1. Подготовьте таблицу для построения графиков.
2. Заполните столбцы функций, т.е. введите в столбцы В, С, D значения функций в соответствующих точках. Для этого введите самостоятельно в ячейки В2, С2, D2 формулы, математическая запись которых
y1(x)=x2-1, y2(x)=x2+1, y3(x)=10×y1(x)/y2(x)
3. Скопируйте формулы в остальные ячейки таблицы (используйте маркер заполнения).
4. Выделите диапазон данных для построения графиков А1:D22.
5. Постройте графики, используя Мастер диаграмм: тип диаграммы- точечная, вид – точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров.
6. Отредактируйте графики согласно рисунка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.